Упражнение: Оттачивание Вашего Выступления
Первый шаг в том, чтобы подойти к делу серьезно: возьмите все ваши карточки с шутками о наркотиках и выбросьте их в мусорную корзину.
«Зачем? У меня есть несколько убийственных шуток о наркотиках. Зачем вы заставляли меня сочинять их, если собирались велеть мне выбросить их?»
Пожалуй, самая большая и трудная часть моей работы тренера состоит в том, чтобы помочь моим студентам не довольствоваться сочинением материала, который уже был всесторонне разработан другими комиками. «Наркотики» – тема, которую использовали очень многие. Пишете ли вы сценарий или выступаете на сцене, ваша главная цель как творческого весельчака должна состоять в том, чтобы создать материал, который исходит от вас как от личности – составляет вашу индивидуальность. Смысл работы с заданной темой, как например «наркотики», состоял в том, чтобы помочь вам сосредоточиться на обучении, не отвлекаясь на тему, являющейся личной. Теперь, когда вы знаете основы структуры шутки, пора перейти к более личным темам. Посему, если только вы не достаточно квалифицированы для того, чтобы писать о наркотиках, потому что прошли реабилитацию или прямо сейчас сидите с иглой в вене, избавьтесь от ваших «наркотических» шуток или, по крайней мере, отложите их в сторону. Пришло время обнаружить ваши собственные, аутентичные и фирменные темы. Темы, не являющиеся банальными.
«А что значит банальный материал?»
Банальный - это:
• Выбор в качестве темы «того, что будет смешно» вместо «того, что на самом деле пугает меня». Когда комик берет такие темы, как «тампоны», «туалеты» или «увеличение пениса», он обычно исходит из ложного предположения, что именно эта тема вызовет смех. Креативность же заключается не в том, чтобы браться за смешные темы, а в том, чтобы делать обычные темы смешными.
• Туалетные темы – пердеж, пипи и кака. Все, что связано с отверстиями – это банально. Как говорит Loan Rivers: «Повзрослейте!»
• «Я ем столько грубой пищи, что уже стал человеком – истребителем салата…» Слишком много информации!
• Темы, которые уже достали до смерти: Виагра, азиаты-таксисты, пробки на дорогах, наркотики, все про самолеты (еда, туалеты, бортпроводники), круглосуточные магазины, McDonald's, Нью-Йорк-не-такой-как-Лос-Анжелес и «Вы замечали, насколько отличаются друг от друга кошки и собаки?» Ого, это что-то новенькое.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Andy Kindler, из книги «Настольная книга банального комика: Набор для начинающего» (The Hack’s Handbook: A Starter Kit) в журнале National Lampoon:
«Рыться в грязном белье знаменитостей – и для этого не нужно оригинальности? Копание в грязном белье знаменитостей доказывает это. В юморе, это же самое, что делать что-то легкое, что гарантированно принесет вам успех. «Мадонна – как девственница? Не думаю!» Банальная шутка. «Что доктор Рут знает о сексе? Поглаживайте пенис, поглаживайте пенис» - она даже дотянуться до пениса не может. Рекламные ролики, более известные как Охотничьи Угодья Банальных Шуток. «Эти рекламные ролики тампонов говорят, что ты можешь плавать, ездить верхом и ходить пешком». Да кого это волнует? Банальная шутка!»
Если вы угадываете punch-line шутки до того, как ее произнесет комик, то это банальная шутка.
«А что такое аутентичные темы?»
Чтобы установить контакт с аудиторией, комикам и комедийным авторам нужно найти те темы, которые честно и глубоко волнуют их самих и с которыми могут соотнести себя другие люди. Это и становится их аутентичными темами. У стендап-комиков эти темы формируют ядро их выступления и создают их образ. Для авторов, эти темы формируют точку зрения и создают их голос. Все успешные комедийные авторы начинали свою карьеру с того, что находили собственную тему, с которой можно было соотнести себя и которая была бы достоверна. Как правило, именно этот легко отождествляемый, личный материал и возносил их к карьерным высотам.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРc Michael Hand, старшим вице-президентом по разработке комедийных проектов, 20th Century-Fox TV:
«Чтобы создать хороший сценарий, выступление или стендап – раскройте то, что вы больше всего боитесь раскрыть другим людям, и, в конечном счете, возможно, боитесь раскрыть самому себе. Это сделает вас невероятно уязвимым и заставит людей захотеть внимательно вас слушать».
В попытке заставить аудиторию отождествить себя с ними, многие начинающие комедийные авторы берут свои темы из журналов и газет, или используют проницательное наблюдение о том, что «мужчины оставляют сиденье унитаза поднятым». Если бы только все было так просто… Дело в том, что недостаточно, чтобы публика могла как-то соотнести себя с темой. Тема также должна резонировать с вами – глубоко и эмоционально. Вы не можете шутить на какую-либо тему, если только у вас нет обширных знаний о ней, полученных на собственном опыте. А еще лучше, если вы этой темой будете одержимы.
Этот акцент на аутентичности и возможности соотнести себя с темой применим не только к стендап-комикам, но и ко всем комедийным автором. Каждая серия ситкома основана на теме, вызывающей ассоциации, и каждая реплика персонажа должна быть аутентична личности этого персонажа. Даже если вы собираетесь писать заказной материал для других комиков, вам все равно нужно понимать эти основные принципы аутентичного сочинительства. И лучший способ научиться писать для других – это написать выступления для себя самого.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Bernie Brillstein, менеджером, курировавшим развитие карьеры John Belushi, Cilila Rtulner, Jim liaison, Dan Aykroyd, Lome Michaels, Martin Short и многих других. (Продюсер «Охотников за привидениями» и «The Cable Guy» - пер.):
«Сегодня уже нельзя юморить фальшиво, больше уже не пошутишь про тещу. Если вы шутите про тещу, это должна быть ваша теща. Вы должны сами пережить это».
Не важно, насколько сильные ассоциации вызывает ваша тема. Если она не резонирует с вами, скорее всего она не найдет отклика и у вашей аудитории. Энтузиазм относительно темы не может быть поддельным. Зритель может почувствовать, аутентична ли эта тема для вас или нет. Я долгое время играла сценку о том, что времени на моих биологических часах осталось совсем немного, и о том, как мне хочется иметь детей, и она всегда рвала зал.
«Женщины в свои тридцать лет начинают думать о том, чтобы завести детей, а мужчины в свои тридцать начинают думать о том, чтобы ходить на свидания с детьми».
И вдруг эта убийственная шутка перестала вызывать смех. Я ничего не меняла – ни язык, ни темп, ни позицию. Она просто перестала работать. В конце концов, я поняла, что просто эта тема больше не является для меня аутентичной. Она все еще вызывала ассоциации, но уже не была захватывающей для меня.
Одна женщина на моем мастер-классе построила целое выступление вокруг следующей темы: «Будучи взрослой женщиной, тебе трудно знакомиться с мужчинами». А затем продолжила смешными шутками о жизни без отношений. И вот наступает вечер выступления, а аудитория не смеется. И я не понимала почему, пока не узнала, что она уже двадцать пять лет счастлива замужем, и у нее две дочери. Ее выступление было основано на лжи, и на каком-то уровне зритель знал это. Она сыпала шутками, но зритель ей не верил. Вычеркните все свои фальшивые темы. Фальшивые темы превращаются в плохие шутки.
«А что насчет комиков, которые делают безумные и отвязные вещи с разным реквизитом?»
Можно получить свои пятнадцать минут славы, глотая лампочки, но обычно это не обеспечивает устойчивой карьеры. Чтобы достичь ее, требуется глубоко покопаться в себе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Richard Lewis:
«Невозможно быть настолько хорошим, насколько вы можете, если вы сдерживаете себя. Если вы начнете редактировать себя, можете с тем же успехом просто остановиться, вы не будете искренни настолько, насколько можете, но почему бы не попытаться добиться максимума? (why not go for the gold?) Вы настолько аутентичны, насколько вы себе это позволяете. А если вы там и сям начнете ставить себе ограничения, вы попросту скатитесь в посредственность».