Ной жизни с её осмыслением и оценкой автора, выраженной в
определённой художественной форме. Работая с документаль-
ным материалом, мы должны следовать принципам правдивости
и художественности. Необходимо помнить, что любой жизненный
факт, реальный предмет, историческое место, изученные и осмыс-
ленные сценаристом, только тогда явятся содержанием театрали-
зованного действа, когда будут выражены в художественной фор-
ме. Поэтому перед сценаристом стоит задача - найти художествен-
ное решение каждому жизненному факту, каждому документу,
используемому в сценарии или определить ему такое место в об-
щей структуре сценария, чтобы в контексте с другим документаль-
ным или художественным материалом возникал некий «образно-
смысловой ряд», который и будет прочитан, оценен и прочувство-
ван зрителем в процессе его восприятия.
Образы в литературе и искусстве чрезвычайно многообраз-
ны: образы-характеры, образы обобщенно-символические, обра-
зы-детали. Работая над сценарием театрализованного действа,
необходимо думать, размышлять о создании образности номера,
сцены, всего представления или массового праздника.
Г.Д. Литвинцева обращает наше внимание на три способа по-
строения образа,которые наиболее широко используются в прак-
тике. Первый:когда образ целиком строится по законам литера-
туры. Второй:когда образ создается по законам, учитывающим
специфику сценарной драматургии и монтажа. Третий:когда об-
раз рождается по законам театрального искусства, при этом слово
может и не занимать важного места.
В первом и втором случаях главным выразительным средством
является слово, только в первом - художественное, а во втором -
публицистическое, документальное, а также могут быть исполь-
зованы песни, танцы, пантомима и другие виды искусства.
В третьем случае будет синтез слова, музыки, света, звука, пред-
мета-символа и т.д. Режиссёр — сценарист театрализованных пред-
ставлений и праздников должен уметь создавать художественный
образ всеми тремя способами, однако основополагающим спосо-
бом создания сценария театрализованного действа должен стать
третий — когда образ рождается по законам театрального искусст-
ва. Вместе с тем, Г.А. Товстоногов пишет: «Мне пришлось иметь
дело с одним молодым режиссером, который прекрасно и образно
рассказывал о сцене, которую он поставил. Но какой неинтерес-
ной оказалась сцена, когда он ее показывал! Все, о чем он расска-
зывал, ему лишь казалось, а в самой же сцене начисто отсутство-
вало. Беда! Человек мыслит образно, но не пластически, не сред-
ствами театра! Он видит все литературно, а к тому, на что, прежде
всего, должен быть настроен его глаз, он как раз слеп. И это не
случайный пример. Это типичная болезнь: неумение перевести
решение -тонкое, интересное, образное, но литературное - в сце-
ническое». Возможно, именно поэтому зачастую в сценариях мас-
совых праздников и театрализованных представлений слово явля-
йся основным средством выразительности. Сценарии перепол-
нены обилием красивых слов, образных фраз, но в них отсутству-
ет главное — действенность, зрелищность и оригинальность, а вме-
^е с ними - эмоциональность и активность восприятия. Чтобы
акого не произошло, в процессе работы над сценарием необходи-
мо опираться на те средства художественной выразительнос-
ти, которые бы соответствовали условиям избранной сценичес-
кой площадки (её масштабу, архитектурным и ландшафтным
особенностям, её техническому оснащению, условиям размеще-
ния зрителей, временным и погодным условиям проведения буду-
щего театрализованного действа); отвечали бы требованиям
современности; способствовали бы развитию действия и позво-
лили бы выразить авторскую концепцию театрализованного дей-
ства в яркой образной форме.
Разработка сценария- один из самых сложных и трудоёмких
этапов творческой деятельности сценариста. Именно сейчас ему
потребуется максимально проявить свои творческие способнос-
ти, свои профессиональные знания и умения. Ершов, раскрывая
сущность творческого процесса по созданию спектакля, сравни-
вает деятельность театрального режиссёра с творчеством худож-
ника-портретиста. Это точное и на первый взгляд неожиданное
сравнение даёт возможность глубже проникнуть в творческий про-
цесс деятельности режиссёра по созданию спектакля. Творчество
режиссёра театрализованных представлений во многом тожде-
ственно деятельности театрального режиссёра, но при этом имеет
свою специфику. Режиссёр и сценарист театрализованных пред-
ставлений, праздников могут выступать и чаще всего выступа-
ют в одном лице. Это одна из специфических особенностей дея-
тельности режиссёра театрализованных представлений. И, на
наш взгляд, творчество сценариста-режиссёра театрализованных
представлений и праздников имеет ещё больше аналогий с искус-
ством художника, нежели искусство театрального режиссёра, так
как и тот и другой начинают с чистого листа, а театральный ре-
жиссёр имеет перед собой готовую драматургию (мы имеем в виду
традиционный вариант). Но если в данном случае мы говорим о
творчестве сценариста, то попытаемся сравнить творческий про-
цесс деятельности сценариста, как и творчество театрального ре-
жиссёра, с искусством художника-портретиста.
Известно, что в художественном портрете всегда есть то, что
художник вносит от себя в изображаемый облик человека, и чем
больше в портрете внесённого художником, тем выше ценится
портрет как произведение искусства. Так же происходит и в твор-
ческом процессе сценариста. Во-первых, потому, что, подобно
художнику-портретисту, сценарист в своих сценариях создаёт пор-
треты различных явлений, времён, эпох, социальных групп, от-
дельных коллективов или отдельных людей. Во-вторых, как и ху-
дожник, сценарист вносит в создаваемый им «портрет-сценарий»,
нечто «от себя», что увидел, почувствовал при соприкосновении с
изучаемым жизненным материалом, при встрече и общении с ре-
альными героями, то новое, что открыл для себя автор в процессе
накопления жизненного материала и что до него оставалось неза-
меченным и не открытым. Вместе с тем, необходимо помнить, что
в этом «внесении своего» сценарист должен исходить лишь из того,
что принадлежит данному жизненному явлению, так как именно
в нём и ни в чём ином он должен увидеть необычное и открыть то
новое, что затем внесёт в создаваемый им сценарий. Сценарист,
подобно художнику, открывает, узнаёт в конкретном материале то,
что он знал, давно искал и предчувствовал раньше. Выявляет то,
что характерно не только для данного явлению, человека или кол-
лектива и присуще не только их поверхностному рассмотрению,
их внешнему облику, а человеческой душе, сути данного явления
как таковой, что служит удовлетворению бескорыстной потреб-
ности познания сущности жизни и человеческого духа. Только так
искусство сценариста, слитое в единое целое с реальным жизнен-
ным материалом, приведёт к созданию художественного образа.
При этом необходимо помнить, что художественный вымысел,
который использует сценарист в процессе решения документаль-
ного материала, ни в коем случае не лишает конкретности и узна-
ваемости те жизненные факты, явления, человеческие характеры,
на основе которых выстраивается сценарий. Художественный
вымысел и реальный жизненный факт не отрицают, а лишь
обогащают друг друга в процессе их драматургического взаимо-
действия. Конкретность и узнаваемость возникают в восприятии
3Рителя совсем не обязательно преподанными со сцены, но и в
Процессе воздействия на него художественного произведения. В
связи с этим, работая над сценарием, необходимо стремиться к
зрелищному выражению мысли. На данном этапе творческого про-
цесса задача сценариста — перевести образное решение сценарно-
режиссёрского замысла будущего театрализованного действа в
яркий художественный образ. Поэтому в процессе работы над сце-
нарием необходимо выходить за рамки реалистического бытового
изображения, стремиться к условности. Говоря словами Ю. Боре-
ва, искусство «раскрывает скрытое, отвергает ходячее - поэтому
оно полно «великолепных нелепостей», ожидаемых неожиданно-
стей, парадоксов, волшебства. Истинный художник мыслит ассо-
циативно. «Облако для него, как для чеховского Тригорина, похо-
же на рояль, а «на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и
чернеет тень от мельничного колеса - вот и лунная ночь готова»;
судьбу же девушки он раскрывает через судьбу птицы: «Сюжет
для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая
девушка... любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как
чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать
погубил ее, как вот эту чайку» (69,139). Так, мы видим, что услов-
ное решение в художественном произведении строится на законе
компенсации, когда в процессе создания произведения автор пред-
полагает (программирует), что при восприятии произведения в
воображении воспринимающего возникнет то, что ему не доска-
зано.
Отображая окружающую нас действительность, художник,
пишет Ю. Бореев, «...имеет право на гиперболы, на гротеск, что-
бы при помощи «не похожих» на жизнь образов и сюжетов пока-
зать нам глубокие закономерности жизни». «Художественный об-
раз - форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафо-
рическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Ху-
дожник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает ис-
кры, освещающие жизнь новым светом» (9,154). Так, Брейгелевс-
кий образ, созданный художником в картине «Слепые», о которой
мы говорили выше, - метафора, ибо он строится на сопоставле-
нии качественно различных явлений: судеб человечества в целом
и происшествия с группой слепых.
«Правда искусства всегда удивительна. Она парадоксальна,
неожиданна, включает в себя непредвиденное и поэтому инфор-
мационно насыщена» (9, 154).
И если мы видим, что в произведении все происходит так, как
мы этого ожидали, и нам заранее известно, как будет развиваться
то или иное действие, то нам становится скучно, и мы теряем ин-
терес к такому художеству, так как «перед нами, штамп - избитая,
пошлая, расхожая полуистина, но не подлинная художественная
правда» (9, 153). Настоящее, «подлинное искусство, делает «не-
возможное возможным». Скульптор изображает коня и всадника
несущимися - и многопудовое сооружение обретает стремитель-
ность и крылатость. Музыкант заставляет слушателя понимать язык
звуков и мелодий. А художник пишет на полотне картину, которая
уже не кажется плоской. Рама вокруг нее - как рама распахнувше-
гося окошка, открывающего светлый и многокрасочный мир. Двух-
мерное изображение обретает новое измерение, становится трех-
мерным»."Возможно, поэтому искусство притягивает к себе лю-
дей. В нём всегда есть какая-то тайна, которую хочется разгадать,
понять, почувствовать, которая заставляет плакать или смеяться,
мечтать или вспоминать, любить или ненавидеть. Поэтому ника-
кое механическое копирование жизненной действительности, ни-
какое её пассивно-зеркальное воспроизведение не может заменить
творческого, целеустремлённого проникновения в суть явлений
действительности, предметов, характеров, картин природы.