Роспективный, последовательный, одновременный и ассоциатив-

ный приёмы творческого монтажа сценарно-режиссёрский ход

поведет аудиторию от одного эпизода к другому, раскрывая перед

ней сложный, но интересный и богатый мир Петра Проскурина.

Завязкой юбилейного вечера явится воспоминание о памят-

ном и важном для Петра Лукича Проскурина и жителей города

Орла событии, когда ему присвоили звание «Почётный гражда-

нин города Орла».

Эпизод 1 - «Богатырь земли русской». В этом эпизоде пред-

полагается показать становление Петра Проскурина как личнос-

ти, показать его тесную связь с русской землёй, её традициями,

рассказать о его большой любви к матери, раскрыть источники

богатства его русской души. Центральным образом эпизода ста-

нет русская колыбель, в которой маленький Пётр слушал русскую

речь, колыбельные песни, постигал ещё неведомый ему огромный

мир, который олицетворяла для него в детстве его мать.

Эпизод должен быть наполнен лиризмом и решён посредством

русской песни, хореографии и музыки, что органично будет пере-

плетаться с документальным видеорядом о детских и юношеских

годах Петра Проскурина, которые тесно связаны с образом мате-

ри, с его открытием мира, с его первой влюблённостью и настоя-

щей любовью. Кульминацией эпизода должно явиться выступле-

ние вдовы Петра Проскурина - Лилианы Рустамовны Проскури-

ной, которая расскажет о его человеческих качествах, о его любви

к матери, о его связи с малой родиной.

Эпизод2 - «Певец земли русской». Этот эпизод о любви Пет-

ра Проскурина к России, русским людям, русскому национально-

му характеру, об уважении к русской женщине, его восхищении

мужеством русских людей, их умением любить. Центральным

образом данного эпизода явится военное время - Великая Отече-

ственная война. Основу эпизода составит видеоряд, состоящий из

отрывков художественного фильма «Судьба», созданного по од-

ноименной трилогии П. Проскурина, а также поэтический, худо-

жественный и публицистический материал. Лейтмотивом эпизо-

да выступят поэтические строки:

И кто слабым был

Сильным стал тогда,

А кто сильным был

Стал ещё сильней.

В кульминации эпизода предполагается выступление актрисы

Зинаиды Кириенко, которая расскажет о своих впечатлениях от

встречи с творчеством Петра Проскурина, об отношении к образу

Ефросиньи, который актриса сыграла в кинофильме «Любовь зем-

ная» и другим женским характерам, созданных П. Проскуриным в

его произведениях.

Эпизод 3- «Борец за Россию». Этот эпизод о гражданской

активности Петра Проскурина. О его неравнодушном отношении

к жизненным проблемам, о его обеспокоенности будущим Рос-

сии. Эпизод будет выстроен на основе публицистического, поэти-

ческого и песенного материала, сопровождающегося видеорядом

из отрывков кинофильмов по трилогии Петра Проскурина. Цент-

ральный образ эпизода — Российский флаг.

В кульминации данного эпизода, а значит и всего вечера, пред-

полагается выступление губернатора Орловской области Егора

Семёновича Строева о заслугах перед Орловщиной, перед Росси-

ей почётного гражданина города Орла, писателя, земляка - Петра

%кича Проскурина.

Органичным выражением основной мысли вечера должны стать

следующие строки:

Но не умолк его могучий глас,

Остался неподкупным и мятежным,

Завещанной молитвою за нас,

Огромным сердцем,

Пламенным и нежным.

В финале театрализованного вечера- на фоне видеоряда

(Российский флаг, Кремль, русская природа, Храм Христа Спаси-

теля, кадры священных мест России, портрет П. Проскурина) зву-

чат поэтические строки Петра Проскурина - обращение к России:

Отринь иное бытие, -

Пусть путь тернист и долог,

О Русь, в значение своё

Вернись под звёздный полог.

Завершает вечерпесня «Русь державная» в исполнении ор-

кестра и хора.

Впоследствии на основе данного замысла был разработан сце-

нарий театрализованного вечера и его постановочный план, что

позволило силами студентов Орловского государственного инсти-

тута искусств и культуры, а также творческих коллективов города

Орла воплотить данный сценарно-режиссёрский замысел перед

аудиторией. Вечер, посвящённый 75-летию П.И. Проскурина, со-

стоялся в городе Орле. На вечере присутствовало много гостей: из

Москвы, Брянска, Курска, Тулы и др. городов региона. В Орёл съе-

хались представители писательских организаций, почитатели и

исследователи творчества П.И. Проскурина, его родные и близ-

кие. И, конечно же, в вечере принимала участие вдова П.И. Про-

скурина, писатель Лилиана Рустамовна Проскурина. Вечер про-

шёл в тёплой доброжелательной атмосфере.

Несмотря на то, что в ходе дальнейшей работы над сценарием

замысел претерпел некоторые, на наш взгляд, несущественные

изменения, основные творческие задачи удалось реализовать. В

результате мы получили самое дорогое: общение с интересными

людьми, интерес аудитории к происходящему на вечере, благодар-

ности от друзей и родных писателя, слова признательности гостей

и почитателей творчества П.И. Проскурина.

А вот как проходил творческий процесс создания сценарно-

режиссёрского замысла театрализованного вечера, посвящённого

185-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, кото-

рый отмечался на Орловщине 11 ноября 2003 года. С целью опре-

деления темы сценария был изучен материал, связанный с этим

событием, его оказалось более чем достаточно. В городе Орле есть

Государственный музей им И.С. Тургенева, Государственный ака-

демический драматический театр им И.С. Тургенева, памятные

тургеневские места, связанные с именем писателя, а также биб-

лиотеки, которые содержат не только произведения Ивана Сергее-

вича, но и достаточное количество художественной, документаль-

ной, популярной литературы о великом писателе. В нескольких

десятках километров от города расположено село Спасское-Луто-

виново, где находится родовое поместье, Музей-усадьба И.С. Тур-

генева. Поэтому сложностей в подборе материала и поиске темы,

которая бы подошла к данному вечеру, не существовало. Их ока-

залось множество. Здесь и темы Родины, и темы, связанные со

становлением личности Тургенева, и темы, отражающие жизнь

Тургенева-гражданина, и темы его любви, дружбы, темы, связан-

ные с творческим наследием И.С. Тургенева, темы, которые бы

раскрывали страницы его жизни и творчества, связанные с Ор-

лом, - темы разные, но важно уметь выбрать ту, мимо которой в

настоящее время автор будущего театрализованного действа не

может пройти, выбрать ту, которая его волнует, не даёт покоя, ту,

которая ему близка и интересна. Однако этих аргументов для вы-

бора темы недостаточно, так как тема вечера должна быть инте-

ресна не только автору, она должна быть интересна аудитории,

Должна быть актуальна, а это значит, должна волновать современ-

ников, тех, для кого создаётся сценарий. Поэтому лишь изучив

аудиторию, её потребности, её отношение к данному событию,

можно сформулировать тему вечера. Сделать это было непросто.

Исследовать отношение орловцев к приближающемуся юбилею

И.С. Тургенева мы начали с твёрдым убеждением в том, что имя

Ивана Сергеевича Тургенева известно каждому человеку не толь-

ко в России, но и во всех цивилизованных странах. На Орловцщ-

не, где родился, провёл своё детство, вырос Иван Сергеевич Тур-

генев его знают все, знают о нём как о человеке, о выдающейся

личности, об известном всему миру писателе. Мы были уверены,

что Тургенева читают, из школьной программы знают его произ-

ведения или хотя бы знакомы с одним или несколькими его произ-

ведениями. Однако мы столкнулись с ужасающими, на наш взгляд,

фактами. Среди нашей современной, одетой по последней моде,

молодёжи есть парни и девушки, которые не прочитали ни одного

произведения И.С. Тургенева, не знают, кто такая Лиза Калитина,

не знают, что Дворянское гнездо, которое для них является мес-

том времяпрепровождения, связано с именем И.С. Тургенева. Что-

то, где-то, когда-то читали о Тургеневе, но в подробности, как они

говорят, не вдавались. И это мы услышали от молодых людей, ко-

торые живут на земле, взрастившей этого великого человека, пи-

сателя с мировым именем, где всё «пропитано духом» Тургенева,

где бережно хранят память о нём, где уважают и почитают его

творчество, где по крупицам собирают всё, что связано с этим

выдающимся, дорогим землякам именем. К нашему счастью, та-

ких молодых людей оказалось немного. Но всё-таки они есть, и

это нас насторожило. Сразу возникло множество вопросов. Поче-

му так случилось? Неужели пропадает интерес к этой незауряд-

ной личности? Кто виноват? Неужели орловцы стали забывать о

своём именитом земляке? Неужели можно забыть такое богатое

литературное наследие, которое оставил нам великий писатель?

Неужели будут потеряны духовные и нравственные нити, которые

связывают нас с прошлым, чтобы быть будущему? Неужели наша

молодёжь позволит себе забыть то духовное богатство, которое

накапливалось веками? Неужели так коротка человеческая память?

Что делается в нашем городе и области, чтобы сохранить память о

великом русском писателе? Из каких источников молодые люди

черпают знания о своём земляке? В результате изучения и анализа

материала, связанного с поставленными вопросами, мы решили

на Юбилейном вечере рассказать о живой памяти орловцев - об

Иване Сергеевиче Тургеневе. Так мы и определили тему нашего

будущего сценария: о тех, кто в настоящее время посвящает свою

жизнь И. С. Тургеневу, о тех, кто несёт знания о Тургеневе совре-

менникам, о тех, кто не даёт погаснуть памяти о великом рус-

ском писателе с мировым именем. Раскрытие данной темы и по-

может выявить волнующую проблему:как долго будет жить

память о великом русском писателе? Кто и как способствует

тому, чтобы эта память продолжала жить в сердцах людей и

что движет этими людьми? А чтобы число молодых людей, «не

помнящих своего родства», не увеличивалось, а уменьшалось, мы

решили, что своим вечером должны вызвать интерес орловцев к

этой неординарной личности-И.С. Тургеневу, желание открыть

для себя его духовный мир, вызвать уважение и благодарность к

тем, кто посвятил свою жизнь сохранению памяти об И.С. Тур-

геневе, к тем, кто продолжает литературные традиции, зало-

женные И. С. Тургеневым, к тем, кто своим творчеством помога-

ет сохранять память о Тургеневе-человеке, Тургеневе-писателе,

Тургеневе-гражданине. Вызвать у орловцев потребность знать и

помнить о своих выдающихся земляках, вызвать у них стремле-

ние к самосовершенствованию. Это и явилось педагогической це-

лью сценария вечера. После определения темы, проблемы и педа-

гогической цели сценария стала понятна основная мысль, кото-

рая должна пройти через весь сценарий: познавать мир таких ве-

ликих людей как, И.С. Тургенев, —значит жить и духовно расти!

Дальнейшее изучение и осмысление собранного по избранной теме

материала помогло выявлению эпизодов сценария. Ими явились:

1-ый эпизод- «Слово о Тургеневе». Этот эпизод о тех, кто

пером выражает своё отношение к личности и творчеству И.С.

Тургенева. Об учёных и исследователях, о писателях и журналис-

тах, о людях, работающих в издательстве журнала «Вешние воды»,

которое популяризирует наследие И.С. Тургенева. Эпизод выст-

раивается посредством приёма «схода с чёрно-белого экрана» маль-

чишек-газетчиков, сообщающих о публикациях, связанных с жиз-

нью и творчеством писателя, которые переносят нас в Тургеневс-

кие времена, а затем передают эстафету современным газетчикам,

Рекламирующим сегодняшние публикации, касающиеся событий,

связанных с именем писателя. Образом эпизода должен стать сво-

еобразный «Тургеневский мост», соединяющий прошлое и насто-

ящее. Кульминацией эпизода является чествование учёных и ис-

следователей творчества писателя.

2-ой эпизод - «Хранители великого наследия». Данный эпи-

зод о деятельности музеев Орловщины, о музейных работниках,

которые с большим уважением к наследию великого писателя ис-

следуют, коллекционируют, хранят и популяризируют материалы

о жизни и творчестве И.С. Тургенева. Местом действия в эпизоде

является музей И.С. Тургенева, экспозиции которого, сменяя друг

друга, «вводят» нас в мир великого писателя. Старинные часы,

сохранившиеся в музее со времён И.С. Тургенева и до сих пор

отсчитывающие время, помогают проследить основные события

его жизни, давая возможность аудитории ощутить «сиюминут-

ность» происходящего, почувствовать и понять его мысли и по-

ступки. Старинные часы, указывающие время, и являются обра-

зом эпизода, напоминая нам о том, что любовь и память способны

не только вернуть желанные мгновения, но и продлить жизнь че-

ловека на Земле, только нужно не упустить время. Кульминацией

эпизода является чествование музейных работников, которые сво-

им трудом помогают нам хранить память об И.С. Тургеневе.

3-ий эпизод - «В свете рампы». Этот эпизод посвящён твор-

ческой деятельности театров г. Орла, мастерам сцены, которые сво-

им творчеством способствуют познанию тургеневского наследия. В

основу сценарно-режиссёрского замысла эпизода положен вальс

Штрауса в исполнении коллектива бального танца, который помо-

жет Хранителю театра не только заинтересовать зрителя волшеб-

ством театра, но и передать атмосферу бурной театральной жизни,

представить целую галерею театральных постановок по произведе-

ниям И.С. Тургенева, представить лучших мастеров сцены.

Сценарно-режиссёрским ходом всего вечера является стрем-

ление студенческой молодёжи города открыть для себя мир И.С.

Тургенева. Соприкасаясь с различными источниками, открываю-

щими перед ними богатство души этой незаурядной личности,

каждый пытается определить для себя, где и когда впервые по-

настоящему его взволновало это имя и возникло желание и по-

требность в дальнейшем не упустить ничего, что связано с име-

нем этого великим человека.

Художественным приёмом является «сход с экрана» сту-

денческой молодёжи, которая только что, побывав в литератур-

ном музее И.С. Тургенева, уводит зрителя в свои размышления,

видения и чувства, связанные с познанием мира И.С. Тургене-

ва. Приём «теневого театра», выступающий лейтмотивом всего

вечера, позволит зрителю не только воочию увидеть красоту и

проникнуться атмосферой тургеневской эпохи, но и как бы при-

близить её к нам, сказать о том, что она рядом с нами и её мож-

но и нужно понять и постичь. На основе данного замысла был

разработан сценарий и осуществлена организация и постанов-

ка вечера в Государственном Академическом театре им. И.С.

Тургенева.

Так, постепенно насыщаясь материалом, проникая в его глу-

бины, анализируя окружающую действительность в отношении к

конкретному событию, выявляя волнующие проблемы аудитории

предполагаемого действа, определяя своё личностное отношение

к изученному документальному и художественному материалу,

рождается сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализо-

ванного действа.

Отбор документального и

Художественного материала

Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рож-

дения сценарно-режиссёрского замысла еще неизвестно, что

конкретно из огромного объёма накопленного документально-

го, местного, публицистического и художественного материала

может и должно войти в сценарий будущего театрализованного

Действа. До сих пор лишь накапливался, изучался и анализиро-

вался материал жизни и искусства вокруг конкретного собы-

тия. Вместе с тем, уже в этот период делался его предваритель-

ный отбор, так как накапливали именно тот материал, который

привлекал и заинтересовывал в процессе исследования. Одна-

Ко тщательного отбора необходимого материала на этом этапе

еще не происходило. Но как только удалось создать сценарно-

режиссёрский замысел будущего театрализованного действа,

найти его образное решение, а значит, определить его форму,

жанр, выявить конфликт, найти сценарно-режиссёрский ход

и приём, определиться в выборе действующих лиц и героев те-

атрализованного действа, можно приступать к окончатель-

ному отбору сценарного материала. Только верный и точный

отбор накопленного и изученного материала поможет реализо-

вать образное решение сценарно-режиссёрского замысла и со-

здать его литературную основу. «От точности факта зависит в

конечном итоге и точность результата, то есть точность попада-

ния в цель, действенность нашей работы», - замечает В.А. Са-

руханов (55, 126).

В связи с этим, процесс отбора сценарного материала требует

от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. К

данному процессу необходимо подходить с четких гражданских,

идейных и нравственных позиций. Жизненные факты, докумен-

тальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизме-

ряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоци-

ональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для ка-

кой аудитории и ради чего создаёшь своё произведение, какие идей-

но-художественные и педагогические задачи решаешь. При отбо-

ре сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точ-

ности отбора», - предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь

нужен особый способ видения. Среди огромного потока жизнен-

ного материала сценарист должен уметь обнаружить некую сис-

тему, связь между частным и общим, отобрать «не тот материал

действительности, который даёт первый скользящий взгляд, охва-

тывающий лишь общее, поверхностное, а тот, который даёт на-

пряжённый, ищущий, целеустремлённый взгляд, взгляд, который

желает и может видеть глубже» (71, 118).

Нужно уметь «видеть за строчками, отбирать тот материал,

который поможет уловить связь явлений, между частным и общим»

(6, 52). В стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и

подкова» очень наглядно прослеживается такая связь:

Не было гвоздя -

Подкова

Пропала.

Не было подковы -

Лошадь захромала.

Лошадь захромала -

Командир убит.

Конница разбита -

Армия

Бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя.

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.

Искусство учит людей понимать сложности жизни, сложность

переплетения общественных и личных отношений, сложность са-

мого человека. Искусство учит жизни. Поэтому уже в процессе

отбора материала сценарист должен умело находить и откры-

вать в противоречивом жизненном материале те невидимые свя-

зи, которые при неожиданном соединении кажущихся далёкими

друг от друга фактов помогут ему без всяких объяснений образно

выразить свою авторскую концепцию и достичь поставленной

цели. Нужно уметь находить такие связи жизненных явлений, ко-

торые помогут вызвать интерес у аудитории и не оставят её равно-

душной к поднимаемым проблемам, заставят её активно воспри-

нимать происходящее, заставят её сопереживать, размышлять, ана-

лизировать и принимать участие в праздничном событии. Чтобы

такое произошло, необходимо глубоко изучать материал, прони-

кать в суть явлений действительности, тонко чувствовать и пони-

мать проблемы, волнующие современную аудиторию, стать её ак-

тивным сторонником и в то же время иметь на всё свою собствен-

ную точку зрения.

Необходимо помнить, что отбор выразительных средств, по-

средством которых сценарист будет доносить свою мысль, своё

видение поднимаемой проблемы до зрителя, участника театрали-

зованного действа, во многом зависит от эмоционального отно-

шения автора к жизненному материалу. Здесь также важно не пе-

реусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать толь-

ко самое важное, самое необходимое для донесения содержания ц

авторской мысли будущего театрализованного действа. Чтобы раз

и навсегда определить, нужен ли в сценарии тот или иной компо-

нент, Уолтер предлагает пользоваться правилом, которому следу-

ют домохозяйки, «когда продукты домашнего консервирования не

вызывают доверия: если есть хоть тень сомнения, брось в ведро

без сожаления» (61, 57).

Следовательно, при отборе материала сценарист должен быть

точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать

развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался

ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценария,

нужно сохранить, второстепенный материал—выбросить. Сам факт

наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу

сценария означает, что от него нужно избавиться. Уолтер советует

всегда ошибаться в пользу чрезмерной экономии».

В результате анализа практической деятельности в области

режиссуры театрализованных представлений и праздников выяв-

лены принципы отбора сценарного материала,которыми сле-

дует руководствоваться в процессе работы над сценарием. Целый

ряд принципов отбора «фактов жизни» и «фактов искусства» вы-

деляет О.И. Марков (38,226), подчёркивая их значимость в повы-

шении педагогического воздействия на аудиторию театрализован-

ных представлений различных видов и жанров.

Так, при отборе документального и художественного материа-

ла немаловажным является соблюдение принципа новизны, что

является веским аргументом в общей структуре произведения.

Новизна сценарного материала определяется не только количе-

ством и качеством новой информации (на что сценаристу необхо-

димо обратить внимание на данном этапе творческого процесса),

но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии в

ходе дальнейшей работы сценариста. Необходимо также поста-

раться отыскать и задействовать в празднике тех реальных героев,

участников и свидетелей событий, которые до сих пор оставались

в тени праздничных действ. А в дальнейшей работе над сценарИ'

создать такие условия их сосуществования в ходе праздника,

найти такое художественное решение их участия в разворачиваю-

щемся действе, которое позволит им надолго остаться в памяти

присутствующих, поможет автору создать необходимую атмосфе-

ру празднуемого события и достичь желаемого результата.

В процессе отбора художественного материала сценаристам

следдует обратить внимание на расширение палитры средств вы-

разительности будущего сценария. В ходе творческого отбора нуж-

но разнообразить жанровый спектр сценарного материала, а так-

же стремиться наряду с традиционными средствами художествен-

ного воздействия на аудиторию отбирать те средства выразитель-

ности, которые ещё недостаточно широко используются в практи-

ке режиссуры театрализованных представлений и праздников.

При отборе средств воздействия на аудиторию сценарист дол-

жен помнить и о специфических средствах выразительности мас-

совых представлений и праздников и активно использовать их в

выстраивании театрализованного действа. Необходимо учитывать

и возможности новых сценических технологий и активно внедрять

их в сценарно-режиссёрскую практику. Вместе с тем, нужно не

забывать о творческих и финансовых возможностях будущего те-

атрализованного действа, а также о возможностях его сценичес-

ких площадок и временныехусловиях.

Таким образом, при отборе сценарного материала сценарист

должен руководствоваться следующими принципами:

- социально-мировоззренческой направленности накопленно-

го материала;

- соответствия материала социально-структурной специфике

аудитории;

- общественно-политической актуальности материала;

- соответствия материала идейно-художественному замыслу

сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу);

- соответствия выразительных средств цели художественно-

педагогического воздействия сценария;

- художественно-эстетической ценности материала;

- достоверности документального материала;

- новизны документального и художественного материала;

- расширения эмоционально-выразительных средств;

- соответствия художественного (репертуарного) материала твор-

ческим возможностям коллектива и возможностям площадки;

- соответствия требований к образному решению сценарного

материала финансовым возможностям предстоящего действа;

- соответствия художественному решению документального

материала;

- соответствия времени проведения праздничной программы,

Так, следуя данным принципам в процессе отбора материала,

мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет

сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-темати-

ческое содержание театрализованного действа, выразить свою

авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам

и достигнуть цели педагогического воздействия.

Монтаж сценарного материала

«Как только своё личное как бы растворяется в чужом, можно

с уверенностью приступать к писанию - написанное будет для всех

интересно» — эта мысль М. Пришвина о работе писателя относит-

ся к художнику любой специальности. Если взять эту мысль за

основу творческого процесса работы над сценариями театрализо-

ванных представлений и праздников, то именно на 3-ем его этапе

возможна её реализация. Подойдя к данному этапу, мы не только

определились с содержанием предполагаемого театрализованно-

го действа, его- формой и сценарно-режиссёрским ходом каждой

структурной единицы, но и отобрали тот необходимый материал,

который в процессе его художественной организации поможет нам

реализовать сценарно-режиссёрский замысел предстоящего праз-

дничного действа. Далее необходимо определить место этого ма-

териала в структуре сценария, найти для него художественно-об-

разное решение. И только выполнив все творческие операции пер-

вых двух этапов работы над созданием сценария театрализован-

ного действа, можно приступать к разработке самого сценария.

Третий этап работы над сценариемпотребует от сценариста

знаний техники и технологии ремесла, опыта, навыков и умений в

дальнейшей творческой работе. На данном этапе сценаристу не-

обходимо:

- разработать композицию всего сценария и других его струк-

турных единиц (блоков, эпизодов, единиц сценической информа-

ции), соблюдая законы целостности, взаимосвязи и соподчинен-

ности частей целому.

- выстроить сюжет всего сценария и каждой его структурной

единицы.

- осуществить монтаж сценарного материала согласно сценар-

но-режиссёрскому замыслу каждой структурной единицы и само-

го сценария.

- завершить работу над сценарием литературной обработкой

всех нуждающихся в этом единиц сценической информации, эпи-

зодов, блоков, а также связующих элементов сценария. Осуще-

ствить грамотную запись ремарок и других необходимых режис-

сёрских указаний.

В процессе работы над сценарием театрализованного действа,

любого его вида, необходимо помнить, что мы создаём художе-

ственное произведение. Поэтому, разрабатывая сценарий теат-

рализованного представления или праздника, автор должен сле-

довать «ценностным критериям», характерным для всех сцени-

ческих искусств. Здесь, как и в театральном спектакле, должно

происходить «воспроизведение действительной жизни, в которой,

по словам П.М. Ершова, раскрыта, обнаружена, выражена для зри-

телей сущность этой жизни. Поэтому само её «воспроизведение»

делается воспроизведением художественным». Именно такой под-

ход к материалу необходим сценаристу в процессе работы над сце-

нарием. Сценарист, тщательно отобрав сценарный материал, об-

рабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сце-

нарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения автор-

ской мысли. Только в этом случае рождается действенный, под-

линно художественный образ.

Попытаемся выяснить, с помощью каких приемов автору уда-

ётся достичь художественности. Что представляет собой ху-

°°экественный образ? Каков метод перевоплощения факта дей-

Сгпвителъности в факт искусства? Вот что пишет по поводу это-

го С. Эйзенштейн в своих конспектах лекций «Психология искус-

ства», обращаясь к классическим примерам. «Событие в природе

и событие в произведении искусства чем-то отличны. Чем? На

некоем броненосце в 1905 году вспыхнул бунт по поводу червиво-

го мяса. Лекарь признал его годным. А когда вспыхнуло восста-

ние, за это именно он полетел одним из первых совместно с нена-

вистными офицерами за борт. Но вот понадобилось припомнить

зрителю, что доктор упразднен. Что проще - набегает на берег вол-

на и выносит труп утонувшего доктора. А между тем, как любили

писать в надписях старого немого кино, режиссер вместо этого дает

совсем другое. Болтается на барьере броненосца... пенсне.

А вот как Пушкин рисует украинскую ночь:

Но мрачны странные мечты

В душе Мазепы: звезды ночи,

Как обвинительные очи,

За ним насмешливо глядят.

И тополи, стеснившись в ряд,

Качая тихо головою,

Как судьи шепчут меж собою... (36).

«Что же сделали режиссер и поэт?» - спрашивает С. Эйзенш-

тейн. И отвечает: «В целях достижения повышенного, а не инфор-

мационного, не только познавательного, но эмоционально-захва-

тывающего эффекта они сделали следующее: первый в нужный

момент отбросил целое (доктора) и вместо него представил часть

(пенсне). Второй взял спокойное явление природы (звезда, топо-

ля) и персонифицировал их - одних сделал шепчущимися судья-

ми (тополя), других заставил подмигивать или глядеть с присталь-

ным укором (звезды) на виновного».

Этот удачный пример подтверждает мысль о том, что литера-

тура и искусство не тождественны жизни. Произведения искусст-

ва являются ее изображением, претворением, художественным

отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением та-

ким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предста-

ет как особая жизнь». Здесь, по словам А.В. Луначарского. — «кон-

центрация жизни», результат переработки ее в мыслях и чувствах

автора, это особым образом организованный материал».

В одном из своих писем Н.В. Гоголь писал: «...Не мое дело

поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье. Мое дело

говорить живыми образами, а не рассужденьями. Я должен выста-

вить жизнь лицом».

Характерной особенностью искусства является отражение

действительности в художественных образах. Здесь всё имеет

художественно-образный характер. В одних жанрах он предстаёт

в образе человека, в других - образ природы, в третьих - вещи, в

четвёртых — соединяет представление человеческого действия и

среды, в которой оно развёртывается. Часто любое красочное вы-

ражение, каждый троп называют образом, например: «Я волком

бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять: «сло-

весный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств,

которые присущи образу как картине человеческой жизни. Об об-

разе говорят, имея в виду какую-либо конкретную деталь пове-

ствования: «лучистые глаза Марьи Болконской» в «Войне и мире»

Л.Н. Толстого и т.п. В таких случаях следует говорить об образной

или художественной детали, а не об образе. Иногда образ слиш-

ком расширяют, говорят об образе народа, образе Родины.

Таким образом, мы можем говорить о многомасштабности

художественного образа. Выделяют следующие разновидности

художественных образов:

— микрообраз — мельчайшая единица художественной ткани

(метафоры, сравнения, мелодические подпевки в музыке и т.п.);

— макрообраз — персонаж в романе, пьесе, музыкальная тема в

симфонии или образ действия - сюжетный ход, композиционно-

ритмическая структура произведения;

- образ произведения искусства в целом - описываемого в по-

вести, спектакле; образ природы в картине и т.д.;

- мегабраз - образ мира и человека в мире - иногда так можно

рассматривать всё творчество отдельно взятого художника. Так,

целостный образ творчества Ф.М. Достоевского отличается от

образа мира в произведениях А.П. Чехова и т.д.

Однако каким бы ни был по масштабу художественный образ,

он отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности. По-

этому, соприкасаясь с произведениями искусства, всякий раз убеж-

даешься в том, что это особый художественный мир, складываю-

щийся из художественных образов, несмотря на то, что он очень

похож на реальный. В нем также радуются и плачут, страдают и

терпят неудачи, рождаются и умирают, как и в реальном. И, чтобы

«повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном само-

обновлении мир, его надо как бы вновь создать, воспроизвести

такое жизненное явление, которое, не будучи тождественным ре-

альной действительности, в то же время с полнотой выразит ее

глубинную сущность и ценность жизни. И главное при этом не

забывать, что жизнь, как утверждал ещё Аристотель, это не только

материальная действительность, но и жизнь человеческого духа.

Жизнь - это не только то, что реализовалось в действительности,

что есть, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу

вероятности или необходимости».

В своё время Михаил Шолохов, представив на суд читателей

первый том романа «Тихий Дон», потряс всех своим редким уме-

нием запечатлеть быт, людей, природу во всей её индивидуальнос-

ти, характерности и своеобразии. «Люди у него не нарисованные,

не выписанные, - это не на бумаге, - говорил Серафимович. - А

вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои

морщинки, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-

своему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех, каждый

по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у

каждого по-своему» (47, 7). Эта способность писателя наделить

каждый персонаж собственными чертами, создать «неповторимое

лицо», «неповторимый внутренний человечий строй» сразу была

замечена и подняла Шолохова на такую высоту, что «его увидели».

Итак художественный образ - это особая форма отраже-

Наши рекомендации