Роспективный, последовательный, одновременный и ассоциатив-
ный приёмы творческого монтажа сценарно-режиссёрский ход
поведет аудиторию от одного эпизода к другому, раскрывая перед
ней сложный, но интересный и богатый мир Петра Проскурина.
Завязкой юбилейного вечера явится воспоминание о памят-
ном и важном для Петра Лукича Проскурина и жителей города
Орла событии, когда ему присвоили звание «Почётный гражда-
нин города Орла».
Эпизод 1 - «Богатырь земли русской». В этом эпизоде пред-
полагается показать становление Петра Проскурина как личнос-
ти, показать его тесную связь с русской землёй, её традициями,
рассказать о его большой любви к матери, раскрыть источники
богатства его русской души. Центральным образом эпизода ста-
нет русская колыбель, в которой маленький Пётр слушал русскую
речь, колыбельные песни, постигал ещё неведомый ему огромный
мир, который олицетворяла для него в детстве его мать.
Эпизод должен быть наполнен лиризмом и решён посредством
русской песни, хореографии и музыки, что органично будет пере-
плетаться с документальным видеорядом о детских и юношеских
годах Петра Проскурина, которые тесно связаны с образом мате-
ри, с его открытием мира, с его первой влюблённостью и настоя-
щей любовью. Кульминацией эпизода должно явиться выступле-
ние вдовы Петра Проскурина - Лилианы Рустамовны Проскури-
ной, которая расскажет о его человеческих качествах, о его любви
к матери, о его связи с малой родиной.
Эпизод2 - «Певец земли русской». Этот эпизод о любви Пет-
ра Проскурина к России, русским людям, русскому национально-
му характеру, об уважении к русской женщине, его восхищении
мужеством русских людей, их умением любить. Центральным
образом данного эпизода явится военное время - Великая Отече-
ственная война. Основу эпизода составит видеоряд, состоящий из
отрывков художественного фильма «Судьба», созданного по од-
ноименной трилогии П. Проскурина, а также поэтический, худо-
жественный и публицистический материал. Лейтмотивом эпизо-
да выступят поэтические строки:
И кто слабым был
Сильным стал тогда,
А кто сильным был
Стал ещё сильней.
В кульминации эпизода предполагается выступление актрисы
Зинаиды Кириенко, которая расскажет о своих впечатлениях от
встречи с творчеством Петра Проскурина, об отношении к образу
Ефросиньи, который актриса сыграла в кинофильме «Любовь зем-
ная» и другим женским характерам, созданных П. Проскуриным в
его произведениях.
Эпизод 3- «Борец за Россию». Этот эпизод о гражданской
активности Петра Проскурина. О его неравнодушном отношении
к жизненным проблемам, о его обеспокоенности будущим Рос-
сии. Эпизод будет выстроен на основе публицистического, поэти-
ческого и песенного материала, сопровождающегося видеорядом
из отрывков кинофильмов по трилогии Петра Проскурина. Цент-
ральный образ эпизода — Российский флаг.
В кульминации данного эпизода, а значит и всего вечера, пред-
полагается выступление губернатора Орловской области Егора
Семёновича Строева о заслугах перед Орловщиной, перед Росси-
ей почётного гражданина города Орла, писателя, земляка - Петра
%кича Проскурина.
Органичным выражением основной мысли вечера должны стать
следующие строки:
Но не умолк его могучий глас,
Остался неподкупным и мятежным,
Завещанной молитвою за нас,
Огромным сердцем,
Пламенным и нежным.
В финале театрализованного вечера- на фоне видеоряда
(Российский флаг, Кремль, русская природа, Храм Христа Спаси-
теля, кадры священных мест России, портрет П. Проскурина) зву-
чат поэтические строки Петра Проскурина - обращение к России:
Отринь иное бытие, -
Пусть путь тернист и долог,
О Русь, в значение своё
Вернись под звёздный полог.
Завершает вечерпесня «Русь державная» в исполнении ор-
кестра и хора.
Впоследствии на основе данного замысла был разработан сце-
нарий театрализованного вечера и его постановочный план, что
позволило силами студентов Орловского государственного инсти-
тута искусств и культуры, а также творческих коллективов города
Орла воплотить данный сценарно-режиссёрский замысел перед
аудиторией. Вечер, посвящённый 75-летию П.И. Проскурина, со-
стоялся в городе Орле. На вечере присутствовало много гостей: из
Москвы, Брянска, Курска, Тулы и др. городов региона. В Орёл съе-
хались представители писательских организаций, почитатели и
исследователи творчества П.И. Проскурина, его родные и близ-
кие. И, конечно же, в вечере принимала участие вдова П.И. Про-
скурина, писатель Лилиана Рустамовна Проскурина. Вечер про-
шёл в тёплой доброжелательной атмосфере.
Несмотря на то, что в ходе дальнейшей работы над сценарием
замысел претерпел некоторые, на наш взгляд, несущественные
изменения, основные творческие задачи удалось реализовать. В
результате мы получили самое дорогое: общение с интересными
людьми, интерес аудитории к происходящему на вечере, благодар-
ности от друзей и родных писателя, слова признательности гостей
и почитателей творчества П.И. Проскурина.
А вот как проходил творческий процесс создания сценарно-
режиссёрского замысла театрализованного вечера, посвящённого
185-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, кото-
рый отмечался на Орловщине 11 ноября 2003 года. С целью опре-
деления темы сценария был изучен материал, связанный с этим
событием, его оказалось более чем достаточно. В городе Орле есть
Государственный музей им И.С. Тургенева, Государственный ака-
демический драматический театр им И.С. Тургенева, памятные
тургеневские места, связанные с именем писателя, а также биб-
лиотеки, которые содержат не только произведения Ивана Сергее-
вича, но и достаточное количество художественной, документаль-
ной, популярной литературы о великом писателе. В нескольких
десятках километров от города расположено село Спасское-Луто-
виново, где находится родовое поместье, Музей-усадьба И.С. Тур-
генева. Поэтому сложностей в подборе материала и поиске темы,
которая бы подошла к данному вечеру, не существовало. Их ока-
залось множество. Здесь и темы Родины, и темы, связанные со
становлением личности Тургенева, и темы, отражающие жизнь
Тургенева-гражданина, и темы его любви, дружбы, темы, связан-
ные с творческим наследием И.С. Тургенева, темы, которые бы
раскрывали страницы его жизни и творчества, связанные с Ор-
лом, - темы разные, но важно уметь выбрать ту, мимо которой в
настоящее время автор будущего театрализованного действа не
может пройти, выбрать ту, которая его волнует, не даёт покоя, ту,
которая ему близка и интересна. Однако этих аргументов для вы-
бора темы недостаточно, так как тема вечера должна быть инте-
ресна не только автору, она должна быть интересна аудитории,
Должна быть актуальна, а это значит, должна волновать современ-
ников, тех, для кого создаётся сценарий. Поэтому лишь изучив
аудиторию, её потребности, её отношение к данному событию,
можно сформулировать тему вечера. Сделать это было непросто.
Исследовать отношение орловцев к приближающемуся юбилею
И.С. Тургенева мы начали с твёрдым убеждением в том, что имя
Ивана Сергеевича Тургенева известно каждому человеку не толь-
ко в России, но и во всех цивилизованных странах. На Орловцщ-
не, где родился, провёл своё детство, вырос Иван Сергеевич Тур-
генев его знают все, знают о нём как о человеке, о выдающейся
личности, об известном всему миру писателе. Мы были уверены,
что Тургенева читают, из школьной программы знают его произ-
ведения или хотя бы знакомы с одним или несколькими его произ-
ведениями. Однако мы столкнулись с ужасающими, на наш взгляд,
фактами. Среди нашей современной, одетой по последней моде,
молодёжи есть парни и девушки, которые не прочитали ни одного
произведения И.С. Тургенева, не знают, кто такая Лиза Калитина,
не знают, что Дворянское гнездо, которое для них является мес-
том времяпрепровождения, связано с именем И.С. Тургенева. Что-
то, где-то, когда-то читали о Тургеневе, но в подробности, как они
говорят, не вдавались. И это мы услышали от молодых людей, ко-
торые живут на земле, взрастившей этого великого человека, пи-
сателя с мировым именем, где всё «пропитано духом» Тургенева,
где бережно хранят память о нём, где уважают и почитают его
творчество, где по крупицам собирают всё, что связано с этим
выдающимся, дорогим землякам именем. К нашему счастью, та-
ких молодых людей оказалось немного. Но всё-таки они есть, и
это нас насторожило. Сразу возникло множество вопросов. Поче-
му так случилось? Неужели пропадает интерес к этой незауряд-
ной личности? Кто виноват? Неужели орловцы стали забывать о
своём именитом земляке? Неужели можно забыть такое богатое
литературное наследие, которое оставил нам великий писатель?
Неужели будут потеряны духовные и нравственные нити, которые
связывают нас с прошлым, чтобы быть будущему? Неужели наша
молодёжь позволит себе забыть то духовное богатство, которое
накапливалось веками? Неужели так коротка человеческая память?
Что делается в нашем городе и области, чтобы сохранить память о
великом русском писателе? Из каких источников молодые люди
черпают знания о своём земляке? В результате изучения и анализа
материала, связанного с поставленными вопросами, мы решили
на Юбилейном вечере рассказать о живой памяти орловцев - об
Иване Сергеевиче Тургеневе. Так мы и определили тему нашего
будущего сценария: о тех, кто в настоящее время посвящает свою
жизнь И. С. Тургеневу, о тех, кто несёт знания о Тургеневе совре-
менникам, о тех, кто не даёт погаснуть памяти о великом рус-
ском писателе с мировым именем. Раскрытие данной темы и по-
может выявить волнующую проблему:как долго будет жить
память о великом русском писателе? Кто и как способствует
тому, чтобы эта память продолжала жить в сердцах людей и
что движет этими людьми? А чтобы число молодых людей, «не
помнящих своего родства», не увеличивалось, а уменьшалось, мы
решили, что своим вечером должны вызвать интерес орловцев к
этой неординарной личности-И.С. Тургеневу, желание открыть
для себя его духовный мир, вызвать уважение и благодарность к
тем, кто посвятил свою жизнь сохранению памяти об И.С. Тур-
геневе, к тем, кто продолжает литературные традиции, зало-
женные И. С. Тургеневым, к тем, кто своим творчеством помога-
ет сохранять память о Тургеневе-человеке, Тургеневе-писателе,
Тургеневе-гражданине. Вызвать у орловцев потребность знать и
помнить о своих выдающихся земляках, вызвать у них стремле-
ние к самосовершенствованию. Это и явилось педагогической це-
лью сценария вечера. После определения темы, проблемы и педа-
гогической цели сценария стала понятна основная мысль, кото-
рая должна пройти через весь сценарий: познавать мир таких ве-
ликих людей как, И.С. Тургенев, —значит жить и духовно расти!
Дальнейшее изучение и осмысление собранного по избранной теме
материала помогло выявлению эпизодов сценария. Ими явились:
1-ый эпизод- «Слово о Тургеневе». Этот эпизод о тех, кто
пером выражает своё отношение к личности и творчеству И.С.
Тургенева. Об учёных и исследователях, о писателях и журналис-
тах, о людях, работающих в издательстве журнала «Вешние воды»,
которое популяризирует наследие И.С. Тургенева. Эпизод выст-
раивается посредством приёма «схода с чёрно-белого экрана» маль-
чишек-газетчиков, сообщающих о публикациях, связанных с жиз-
нью и творчеством писателя, которые переносят нас в Тургеневс-
кие времена, а затем передают эстафету современным газетчикам,
Рекламирующим сегодняшние публикации, касающиеся событий,
связанных с именем писателя. Образом эпизода должен стать сво-
еобразный «Тургеневский мост», соединяющий прошлое и насто-
ящее. Кульминацией эпизода является чествование учёных и ис-
следователей творчества писателя.
2-ой эпизод - «Хранители великого наследия». Данный эпи-
зод о деятельности музеев Орловщины, о музейных работниках,
которые с большим уважением к наследию великого писателя ис-
следуют, коллекционируют, хранят и популяризируют материалы
о жизни и творчестве И.С. Тургенева. Местом действия в эпизоде
является музей И.С. Тургенева, экспозиции которого, сменяя друг
друга, «вводят» нас в мир великого писателя. Старинные часы,
сохранившиеся в музее со времён И.С. Тургенева и до сих пор
отсчитывающие время, помогают проследить основные события
его жизни, давая возможность аудитории ощутить «сиюминут-
ность» происходящего, почувствовать и понять его мысли и по-
ступки. Старинные часы, указывающие время, и являются обра-
зом эпизода, напоминая нам о том, что любовь и память способны
не только вернуть желанные мгновения, но и продлить жизнь че-
ловека на Земле, только нужно не упустить время. Кульминацией
эпизода является чествование музейных работников, которые сво-
им трудом помогают нам хранить память об И.С. Тургеневе.
3-ий эпизод - «В свете рампы». Этот эпизод посвящён твор-
ческой деятельности театров г. Орла, мастерам сцены, которые сво-
им творчеством способствуют познанию тургеневского наследия. В
основу сценарно-режиссёрского замысла эпизода положен вальс
Штрауса в исполнении коллектива бального танца, который помо-
жет Хранителю театра не только заинтересовать зрителя волшеб-
ством театра, но и передать атмосферу бурной театральной жизни,
представить целую галерею театральных постановок по произведе-
ниям И.С. Тургенева, представить лучших мастеров сцены.
Сценарно-режиссёрским ходом всего вечера является стрем-
ление студенческой молодёжи города открыть для себя мир И.С.
Тургенева. Соприкасаясь с различными источниками, открываю-
щими перед ними богатство души этой незаурядной личности,
каждый пытается определить для себя, где и когда впервые по-
настоящему его взволновало это имя и возникло желание и по-
требность в дальнейшем не упустить ничего, что связано с име-
нем этого великим человека.
Художественным приёмом является «сход с экрана» сту-
денческой молодёжи, которая только что, побывав в литератур-
ном музее И.С. Тургенева, уводит зрителя в свои размышления,
видения и чувства, связанные с познанием мира И.С. Тургене-
ва. Приём «теневого театра», выступающий лейтмотивом всего
вечера, позволит зрителю не только воочию увидеть красоту и
проникнуться атмосферой тургеневской эпохи, но и как бы при-
близить её к нам, сказать о том, что она рядом с нами и её мож-
но и нужно понять и постичь. На основе данного замысла был
разработан сценарий и осуществлена организация и постанов-
ка вечера в Государственном Академическом театре им. И.С.
Тургенева.
Так, постепенно насыщаясь материалом, проникая в его глу-
бины, анализируя окружающую действительность в отношении к
конкретному событию, выявляя волнующие проблемы аудитории
предполагаемого действа, определяя своё личностное отношение
к изученному документальному и художественному материалу,
рождается сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализо-
ванного действа.
Отбор документального и
Художественного материала
Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рож-
дения сценарно-режиссёрского замысла еще неизвестно, что
конкретно из огромного объёма накопленного документально-
го, местного, публицистического и художественного материала
может и должно войти в сценарий будущего театрализованного
Действа. До сих пор лишь накапливался, изучался и анализиро-
вался материал жизни и искусства вокруг конкретного собы-
тия. Вместе с тем, уже в этот период делался его предваритель-
ный отбор, так как накапливали именно тот материал, который
привлекал и заинтересовывал в процессе исследования. Одна-
Ко тщательного отбора необходимого материала на этом этапе
еще не происходило. Но как только удалось создать сценарно-
режиссёрский замысел будущего театрализованного действа,
найти его образное решение, а значит, определить его форму,
жанр, выявить конфликт, найти сценарно-режиссёрский ход
и приём, определиться в выборе действующих лиц и героев те-
атрализованного действа, можно приступать к окончатель-
ному отбору сценарного материала. Только верный и точный
отбор накопленного и изученного материала поможет реализо-
вать образное решение сценарно-режиссёрского замысла и со-
здать его литературную основу. «От точности факта зависит в
конечном итоге и точность результата, то есть точность попада-
ния в цель, действенность нашей работы», - замечает В.А. Са-
руханов (55, 126).
В связи с этим, процесс отбора сценарного материала требует
от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. К
данному процессу необходимо подходить с четких гражданских,
идейных и нравственных позиций. Жизненные факты, докумен-
тальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизме-
ряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоци-
ональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для ка-
кой аудитории и ради чего создаёшь своё произведение, какие идей-
но-художественные и педагогические задачи решаешь. При отбо-
ре сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точ-
ности отбора», - предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь
нужен особый способ видения. Среди огромного потока жизнен-
ного материала сценарист должен уметь обнаружить некую сис-
тему, связь между частным и общим, отобрать «не тот материал
действительности, который даёт первый скользящий взгляд, охва-
тывающий лишь общее, поверхностное, а тот, который даёт на-
пряжённый, ищущий, целеустремлённый взгляд, взгляд, который
желает и может видеть глубже» (71, 118).
Нужно уметь «видеть за строчками, отбирать тот материал,
который поможет уловить связь явлений, между частным и общим»
(6, 52). В стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и
подкова» очень наглядно прослеживается такая связь:
Не было гвоздя -
Подкова
Пропала.
Не было подковы -
Лошадь захромала.
Лошадь захромала -
Командир убит.
Конница разбита -
Армия
Бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя.
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
Искусство учит людей понимать сложности жизни, сложность
переплетения общественных и личных отношений, сложность са-
мого человека. Искусство учит жизни. Поэтому уже в процессе
отбора материала сценарист должен умело находить и откры-
вать в противоречивом жизненном материале те невидимые свя-
зи, которые при неожиданном соединении кажущихся далёкими
друг от друга фактов помогут ему без всяких объяснений образно
выразить свою авторскую концепцию и достичь поставленной
цели. Нужно уметь находить такие связи жизненных явлений, ко-
торые помогут вызвать интерес у аудитории и не оставят её равно-
душной к поднимаемым проблемам, заставят её активно воспри-
нимать происходящее, заставят её сопереживать, размышлять, ана-
лизировать и принимать участие в праздничном событии. Чтобы
такое произошло, необходимо глубоко изучать материал, прони-
кать в суть явлений действительности, тонко чувствовать и пони-
мать проблемы, волнующие современную аудиторию, стать её ак-
тивным сторонником и в то же время иметь на всё свою собствен-
ную точку зрения.
Необходимо помнить, что отбор выразительных средств, по-
средством которых сценарист будет доносить свою мысль, своё
видение поднимаемой проблемы до зрителя, участника театрали-
зованного действа, во многом зависит от эмоционального отно-
шения автора к жизненному материалу. Здесь также важно не пе-
реусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать толь-
ко самое важное, самое необходимое для донесения содержания ц
авторской мысли будущего театрализованного действа. Чтобы раз
и навсегда определить, нужен ли в сценарии тот или иной компо-
нент, Уолтер предлагает пользоваться правилом, которому следу-
ют домохозяйки, «когда продукты домашнего консервирования не
вызывают доверия: если есть хоть тень сомнения, брось в ведро
без сожаления» (61, 57).
Следовательно, при отборе материала сценарист должен быть
точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать
развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался
ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценария,
нужно сохранить, второстепенный материал—выбросить. Сам факт
наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу
сценария означает, что от него нужно избавиться. Уолтер советует
всегда ошибаться в пользу чрезмерной экономии».
В результате анализа практической деятельности в области
режиссуры театрализованных представлений и праздников выяв-
лены принципы отбора сценарного материала,которыми сле-
дует руководствоваться в процессе работы над сценарием. Целый
ряд принципов отбора «фактов жизни» и «фактов искусства» вы-
деляет О.И. Марков (38,226), подчёркивая их значимость в повы-
шении педагогического воздействия на аудиторию театрализован-
ных представлений различных видов и жанров.
Так, при отборе документального и художественного материа-
ла немаловажным является соблюдение принципа новизны, что
является веским аргументом в общей структуре произведения.
Новизна сценарного материала определяется не только количе-
ством и качеством новой информации (на что сценаристу необхо-
димо обратить внимание на данном этапе творческого процесса),
но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии в
ходе дальнейшей работы сценариста. Необходимо также поста-
раться отыскать и задействовать в празднике тех реальных героев,
участников и свидетелей событий, которые до сих пор оставались
в тени праздничных действ. А в дальнейшей работе над сценарИ'
создать такие условия их сосуществования в ходе праздника,
найти такое художественное решение их участия в разворачиваю-
щемся действе, которое позволит им надолго остаться в памяти
присутствующих, поможет автору создать необходимую атмосфе-
ру празднуемого события и достичь желаемого результата.
В процессе отбора художественного материала сценаристам
следдует обратить внимание на расширение палитры средств вы-
разительности будущего сценария. В ходе творческого отбора нуж-
но разнообразить жанровый спектр сценарного материала, а так-
же стремиться наряду с традиционными средствами художествен-
ного воздействия на аудиторию отбирать те средства выразитель-
ности, которые ещё недостаточно широко используются в практи-
ке режиссуры театрализованных представлений и праздников.
При отборе средств воздействия на аудиторию сценарист дол-
жен помнить и о специфических средствах выразительности мас-
совых представлений и праздников и активно использовать их в
выстраивании театрализованного действа. Необходимо учитывать
и возможности новых сценических технологий и активно внедрять
их в сценарно-режиссёрскую практику. Вместе с тем, нужно не
забывать о творческих и финансовых возможностях будущего те-
атрализованного действа, а также о возможностях его сценичес-
ких площадок и временныехусловиях.
Таким образом, при отборе сценарного материала сценарист
должен руководствоваться следующими принципами:
- социально-мировоззренческой направленности накопленно-
го материала;
- соответствия материала социально-структурной специфике
аудитории;
- общественно-политической актуальности материала;
- соответствия материала идейно-художественному замыслу
сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу);
- соответствия выразительных средств цели художественно-
педагогического воздействия сценария;
- художественно-эстетической ценности материала;
- достоверности документального материала;
- новизны документального и художественного материала;
- расширения эмоционально-выразительных средств;
- соответствия художественного (репертуарного) материала твор-
ческим возможностям коллектива и возможностям площадки;
- соответствия требований к образному решению сценарного
материала финансовым возможностям предстоящего действа;
- соответствия художественному решению документального
материала;
- соответствия времени проведения праздничной программы,
Так, следуя данным принципам в процессе отбора материала,
мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет
сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-темати-
ческое содержание театрализованного действа, выразить свою
авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам
и достигнуть цели педагогического воздействия.
Монтаж сценарного материала
«Как только своё личное как бы растворяется в чужом, можно
с уверенностью приступать к писанию - написанное будет для всех
интересно» — эта мысль М. Пришвина о работе писателя относит-
ся к художнику любой специальности. Если взять эту мысль за
основу творческого процесса работы над сценариями театрализо-
ванных представлений и праздников, то именно на 3-ем его этапе
возможна её реализация. Подойдя к данному этапу, мы не только
определились с содержанием предполагаемого театрализованно-
го действа, его- формой и сценарно-режиссёрским ходом каждой
структурной единицы, но и отобрали тот необходимый материал,
который в процессе его художественной организации поможет нам
реализовать сценарно-режиссёрский замысел предстоящего праз-
дничного действа. Далее необходимо определить место этого ма-
териала в структуре сценария, найти для него художественно-об-
разное решение. И только выполнив все творческие операции пер-
вых двух этапов работы над созданием сценария театрализован-
ного действа, можно приступать к разработке самого сценария.
Третий этап работы над сценариемпотребует от сценариста
знаний техники и технологии ремесла, опыта, навыков и умений в
дальнейшей творческой работе. На данном этапе сценаристу не-
обходимо:
- разработать композицию всего сценария и других его струк-
турных единиц (блоков, эпизодов, единиц сценической информа-
ции), соблюдая законы целостности, взаимосвязи и соподчинен-
ности частей целому.
- выстроить сюжет всего сценария и каждой его структурной
единицы.
- осуществить монтаж сценарного материала согласно сценар-
но-режиссёрскому замыслу каждой структурной единицы и само-
го сценария.
- завершить работу над сценарием литературной обработкой
всех нуждающихся в этом единиц сценической информации, эпи-
зодов, блоков, а также связующих элементов сценария. Осуще-
ствить грамотную запись ремарок и других необходимых режис-
сёрских указаний.
В процессе работы над сценарием театрализованного действа,
любого его вида, необходимо помнить, что мы создаём художе-
ственное произведение. Поэтому, разрабатывая сценарий теат-
рализованного представления или праздника, автор должен сле-
довать «ценностным критериям», характерным для всех сцени-
ческих искусств. Здесь, как и в театральном спектакле, должно
происходить «воспроизведение действительной жизни, в которой,
по словам П.М. Ершова, раскрыта, обнаружена, выражена для зри-
телей сущность этой жизни. Поэтому само её «воспроизведение»
делается воспроизведением художественным». Именно такой под-
ход к материалу необходим сценаристу в процессе работы над сце-
нарием. Сценарист, тщательно отобрав сценарный материал, об-
рабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сце-
нарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения автор-
ской мысли. Только в этом случае рождается действенный, под-
линно художественный образ.
Попытаемся выяснить, с помощью каких приемов автору уда-
ётся достичь художественности. Что представляет собой ху-
°°экественный образ? Каков метод перевоплощения факта дей-
Сгпвителъности в факт искусства? Вот что пишет по поводу это-
го С. Эйзенштейн в своих конспектах лекций «Психология искус-
ства», обращаясь к классическим примерам. «Событие в природе
и событие в произведении искусства чем-то отличны. Чем? На
некоем броненосце в 1905 году вспыхнул бунт по поводу червиво-
го мяса. Лекарь признал его годным. А когда вспыхнуло восста-
ние, за это именно он полетел одним из первых совместно с нена-
вистными офицерами за борт. Но вот понадобилось припомнить
зрителю, что доктор упразднен. Что проще - набегает на берег вол-
на и выносит труп утонувшего доктора. А между тем, как любили
писать в надписях старого немого кино, режиссер вместо этого дает
совсем другое. Болтается на барьере броненосца... пенсне.
А вот как Пушкин рисует украинскую ночь:
Но мрачны странные мечты
В душе Мазепы: звезды ночи,
Как обвинительные очи,
За ним насмешливо глядят.
И тополи, стеснившись в ряд,
Качая тихо головою,
Как судьи шепчут меж собою... (36).
«Что же сделали режиссер и поэт?» - спрашивает С. Эйзенш-
тейн. И отвечает: «В целях достижения повышенного, а не инфор-
мационного, не только познавательного, но эмоционально-захва-
тывающего эффекта они сделали следующее: первый в нужный
момент отбросил целое (доктора) и вместо него представил часть
(пенсне). Второй взял спокойное явление природы (звезда, топо-
ля) и персонифицировал их - одних сделал шепчущимися судья-
ми (тополя), других заставил подмигивать или глядеть с присталь-
ным укором (звезды) на виновного».
Этот удачный пример подтверждает мысль о том, что литера-
тура и искусство не тождественны жизни. Произведения искусст-
ва являются ее изображением, претворением, художественным
отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением та-
ким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предста-
ет как особая жизнь». Здесь, по словам А.В. Луначарского. — «кон-
центрация жизни», результат переработки ее в мыслях и чувствах
автора, это особым образом организованный материал».
В одном из своих писем Н.В. Гоголь писал: «...Не мое дело
поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье. Мое дело
говорить живыми образами, а не рассужденьями. Я должен выста-
вить жизнь лицом».
Характерной особенностью искусства является отражение
действительности в художественных образах. Здесь всё имеет
художественно-образный характер. В одних жанрах он предстаёт
в образе человека, в других - образ природы, в третьих - вещи, в
четвёртых — соединяет представление человеческого действия и
среды, в которой оно развёртывается. Часто любое красочное вы-
ражение, каждый троп называют образом, например: «Я волком
бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять: «сло-
весный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств,
которые присущи образу как картине человеческой жизни. Об об-
разе говорят, имея в виду какую-либо конкретную деталь пове-
ствования: «лучистые глаза Марьи Болконской» в «Войне и мире»
Л.Н. Толстого и т.п. В таких случаях следует говорить об образной
или художественной детали, а не об образе. Иногда образ слиш-
ком расширяют, говорят об образе народа, образе Родины.
Таким образом, мы можем говорить о многомасштабности
художественного образа. Выделяют следующие разновидности
художественных образов:
— микрообраз — мельчайшая единица художественной ткани
(метафоры, сравнения, мелодические подпевки в музыке и т.п.);
— макрообраз — персонаж в романе, пьесе, музыкальная тема в
симфонии или образ действия - сюжетный ход, композиционно-
ритмическая структура произведения;
- образ произведения искусства в целом - описываемого в по-
вести, спектакле; образ природы в картине и т.д.;
- мегабраз - образ мира и человека в мире - иногда так можно
рассматривать всё творчество отдельно взятого художника. Так,
целостный образ творчества Ф.М. Достоевского отличается от
образа мира в произведениях А.П. Чехова и т.д.
Однако каким бы ни был по масштабу художественный образ,
он отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности. По-
этому, соприкасаясь с произведениями искусства, всякий раз убеж-
даешься в том, что это особый художественный мир, складываю-
щийся из художественных образов, несмотря на то, что он очень
похож на реальный. В нем также радуются и плачут, страдают и
терпят неудачи, рождаются и умирают, как и в реальном. И, чтобы
«повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном само-
обновлении мир, его надо как бы вновь создать, воспроизвести
такое жизненное явление, которое, не будучи тождественным ре-
альной действительности, в то же время с полнотой выразит ее
глубинную сущность и ценность жизни. И главное при этом не
забывать, что жизнь, как утверждал ещё Аристотель, это не только
материальная действительность, но и жизнь человеческого духа.
Жизнь - это не только то, что реализовалось в действительности,
что есть, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу
вероятности или необходимости».
В своё время Михаил Шолохов, представив на суд читателей
первый том романа «Тихий Дон», потряс всех своим редким уме-
нием запечатлеть быт, людей, природу во всей её индивидуальнос-
ти, характерности и своеобразии. «Люди у него не нарисованные,
не выписанные, - это не на бумаге, - говорил Серафимович. - А
вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои
морщинки, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-
своему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех, каждый
по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у
каждого по-своему» (47, 7). Эта способность писателя наделить
каждый персонаж собственными чертами, создать «неповторимое
лицо», «неповторимый внутренний человечий строй» сразу была
замечена и подняла Шолохова на такую высоту, что «его увидели».
Итак художественный образ - это особая форма отраже-