Это исторически сложившийся вид произведения с соответ-
ствующей системой выразительных средств. Именно жанр оп-
ределяет и язык, и характер будущего произведения. Посредством
жанра сценарист передаёт зрителю свой эмоциональный настрой.
Автор может смеяться и плакать, грустить и восхищаться, возму-
щаться и страдать, кричать и молить. Только жанр способен пере-
дать аудитории эти чувства автора. И какой бы жанр ни выбрал
сценарист, главное для него - убедительно и оригинально донести
свою мысль до зрителя. Для чего автор как бы предлагает усло-
вия, при которых произведение откроется нам. Своеобразные «ус-
ловия игры», как любил говорить Г.А. Товстоногов. «Условимся,
как бы говорит театр, что у нас будет всё как на самом деле. Всё
похоже, и сидящих в зале мы не видим, и ничего не знаем о вас.
Смотрите жизнь, как она есть» (80, 180). Так и сценарист должен
выявить, решить для себя и предложить аудитории такие «усло-
вия игры», которые помогут ему создать необходимую атмосферу
праздничного действа, заинтересовать его содержанием и в яркой
образной форме раскрыть авторскую концепцию в отношении
поднимаемых проблем. Этими условиями игры в сценариях теат-
рализованных действ являются сценарно-режиссёрский ход и при-
ём, которые и необходимо найти сценаристу на данном этапе твор-
ческого процесса. Найти сценарно-режиссёрский ход - значит,
найти образное решение авторской мысли театрализованного дей-
ства, найти ту действенную основу, которая способна всё расста-
вить по своим местам, оправдать наличие каждой единички сце-
нической информации в будущем сценарии, соединить в единое
целое тот сценарный материал, который на первый взгляд кажется
далёким и несовместимым. Найти сценарно-режиссёрский ход
-значит, определить предлагаемые обстоятельства, выявить
главные действующие силы и характер их взаимодействия,
выявить конфликт театрализованного действа и решить его
развитие. «Без конфликта, без борьбы, без активной действенной
линии массовое представление превращается в набор более или
менее удачных иллюстраций. И в худшем случае становится по-
просту скучным», - утверждает А.Д. Силин. В свою очередь, сце-
нарный ход образует определённый смысловой ряд, несмотря на
то, что сценарный материал сам по себе также создает основной
смысловой ряд. Таким образом, при их пересечении и рождаются
интересные режиссёрские решения. Каждый из них (имеются в
виду смысловые ряды) по мере развития тянет за собой опреде-
лённый «лексический шлейф» (75,12). Вместе с тем, сценарист
должен найти не только сценарно-режиссёрский ход и
всего сценария, но и сценарно-режиссёрский ход и приём
дого блока (если сценарий выстраивается по блокам)
го эпизода сценария. Каждый жизненный факт также требует сво-
его образного решения. Таким образом, лишь определив для
образное решение каждой структурной единицы будущего сце-
нария театрализованного действа, можно говорить о созда-
нии сценарно-режиссёрского замысла.
Проанализируем примеры из собственной практики создания
сценарно-режиссёрского замысла.
Получив заказ от Орловского городского управления культу-
ры на проведение Юбилейного мероприятия, посвящённого 75-
летию со дня рождения П. Проскурина, студенты кафедры режис-
суры театрализованных представлений ОГИИК сразу же присту-
пили к изучению документального материала, связанного с жиз-
нью и творчеством писателя. Многие материалы были предостав-
лены вдовой писателя, Л.Р. Проскуриной, проживающей в г. Мос-
кве. Интересные сведения о жизни нашего земляка были почерп-
нуты в библиотеках института и города. Параллельно с поиском и
изучением документального материала о жизни писателя студен-
ты расширяли знания о творчестве земляка. Его стихи, проза, эк-
ранизация его трилогии произвели неоднозначное впечатление на
студентов и вызвали много споров, так как П. Проскурин писа-
тель непростой и не всё подаёт гладко и красиво. Некоторые его
стихи шокировали студентов своими прямыми оборотами и слен-
гом. Другие перечитывались по несколько раз, вызывая восхище-
ние своим слогом и образной подачей философской мысли. Так,
постепенно изучая жизненный путь писателя, студенты проника-
лись его творчеством, многое становилось понятным, и в спорах
начали рождаться истины. В результате был разработан сценар-
но-режиссёрский замысел театрализованного вечера, посвящён-
ного 75-летию со дня рождения писателя Петра Проскурина.
Тема вечера: о любви русского человека, гражданина, писате-
ля Петра Проскурина к родине.
Проблема: в чём и как проявляется любовь к родине Писате-
лем, Человеком и Гражданином Петром Проскуриным?
Цель вечера: заинтересовать аудиторию личностью Петра Про-
скурина, его творческим наследием, вызвать уважение к нему как
к гражданину, человеку и творцу.
Идея вечера: Петр Проскурин — истинный сын земли русской!
Сценарно-режиссёрским ходом вечера явится борьба твор-
ческой личности за право быть нужным людям. Начало этой борь-
бе положила страсть к познанию мира, борьба молодого человека
с самим собой за право быть тем, кем он стал, борьба за лучшую
жизнь своих земляков, борьба за права человека, за справедливость,
за человечность в человеке. Активная гражданская и творческая
деятельность Петра Проскурина выступит лейтмотивом всего ве-
чера. Художественным приёмом вечера мы избрали своеобраз-
ную экскурсию-возвращение, экскурсию - путешествие в Мир ху-
дожника, человека и гражданина, в жизненный и творческий Мир
Петра Проскурина. Художественный приём найдёт своё выраже-
ние в документальном видеоряде, сопровождающемся музыкой,
поэтическим, художественным и документальным материалом.
Центральное место здесь отведено «живому слову» его коллег, дру-
зей, соратников и исследователей его творчества. Используя рет-