Эмоциональное воздействие на читателя, зрителя, слушателя
Попытаемся проследить, что же происходит в сознании чело-
века в ходе творческого процесса создания замысла? Для чего об-
ратимся к научным толкованиям данного процесса. «В основе
любого художественного произведения лежит вымысел. Не толь-
ко сказки, фантастика, сюжетные романы, но даже мемуары и до-
кументальные описания не станут художественными, если они не
вымышлены, т.е. не пропущены через мысль» (79, 56). Следова-
тельно, вымысел - основа художественности. Что же такое «вы-
мысел»? В словаре В.И. Даля: «Вымышлять - ...отыскивать и на-
ходить мыслями, думой»; «Вымысел - самый предмет, то, что
вымышлено, выдумка, открытие, изобретение». Данное опреде-
ление смысла этого слова даёт возможность, прежде всего, почув-
ствовать его связь с реальностью, что отличает его от того, что мы
обычно вкладываем в понятие фантазии.
Определить границы вымысла практически невозможно, по-
тому что в идеале они равны самой действительности. В творчес-
ком процессе место вымысла следует понимать «как звено между
действительностью и ее выражением, причем звено и неизбеж-
ное, и единственное».
Созреванию замысла, развитию и выражению отправных идей
замысла способствует художественный вымысел - «специфичес-
кий акт художественного творчества, способствующий конст-
руированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представ-
лению того, что может и должно быть» (81,51). Вместе с тем,
«продуктивные свойства вымысла основаны на работе воображе-
ния, обеспечивающего разведку нового, творческое комбинирова-
ние, обобщение и синтезирование в процессе художественной де-
ятельности» (81,51). Процесс рождения чего-то нового на основе
изучения и познания реальной действительности происходит бла-
годаря тому, что по своей природе художественное воображение
«конструктивно-созидательно» и отличается способностью соеди-
нять многообразное, удерживать в представлении целое.
В связи с этим, именно благодаря художественному вообра-
жению, наше сознание имеет способность не только синтезиро-
вать, но и творчески преобразовывать восприятия и представ-
ления, создавать образы и модели бытия в соответствии с прин-
ципами художественности, с принципами духовно-практическо-
го освоения мира. Так, посредством вымысла совершается в ис-
кусстве освоение жизненной действительности в её смысловой
перспективе, происходит пересоздание реальных форм, эстетичес-
кая организация материала. Вымысел является главным атрибу-
том художественного мышления. Вместе с тем необходимо по-
мнить, что действенность художественного воображения оп-
ределяется не внешней правдоподобностью, а логикой его ху-
03кественного развертывания, эстетической мотивировкой,
проникновения в смысл явлений. Это, прежде всего,
обусловлено характером творческой деятельности в искусстве,
целью которой является создание новой, художественной реаль-
ности, представляющей единство художественной правды и ус-
ловности. В результате, идеальная заданность художественного
произведения обязательно предполагает эстетическое доверие и
соучастие воспринимающего, его прочувствованный отклик. Имен-
но такой смысл заключен в афористических пушкинских строках;
«Над вымыслом слезами обольюсь».
В истинно художественном произведении «воспринимающий
до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что
воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им
самим» (Л.Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М.М.
Пришвин, в роли «убедителя, заставляющего и на море, и на луну
смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи
личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, при-
вносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в куль-
туру что-нибудь от себя самого» (79, 140). Таким образом, создать
истинно художественное произведение не просто. Для этого тре-
буется много жизненных сил, энергии, трудолюбия и, конечно же,
таланта и интуиции творческой личности.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику понятию «художественное, произведение».
2. Что лежит в основе содержания художественного произведения?
3. Как сосуществуют в художественном произведении форма и
содержание, идея и образ?
4. В чём тайна творчества?
5. Что представляет собой замысел художественного произведе-
ния?
6. Что влияет на создание замысла?
7. Что такое интуиция автора?
8. Почему обдумывание художественного произведения называют
первым этапом «мышления в образах»?
9. Как влияют на создание замысла художественный вымысел и
художественное воображение?
10. Как происходит творческий процесс создания художественного
произведения?