Особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентриро-

ванном виде, подчеркивает живую связь времен, связь поколений

и т.д. Поэтому не случайно, когда мы говорим о финале, то имеем

в виду не просто конец художественного произведения, а выража-

емое им художественное разрешение конфликта.

«Гегель полагал, что в финале все конфликтные противоречия

должны быть устранены и восстановлена гармония, что на ран-

них этапах развития литературы действительно было характерно

и имело миросозерцательное значение. Благополучный финал в

той же сказке обладал магическим свойством, подчеркивал силы

Рода, защищающие человека, и силы добра, восстанавливающие

попранную справедливость» (79,361). Поэтому с финалом связы-

вают наиболее отчетливое, итоговое выражение авторской мысли

и авторской позиции. Вместе с тем, правильнее рассматривать

финал как часть художественной диалектики». В литературе но-

'Ог° времени, особенно в произведениях, выражающих сложные

зотиворечия действительности и внутреннего мира человека,

'Инал чаще всего тяготеет к открытости и проблемности. В от-

крытом финале автор не примиряет противоречия, изображенные

в произведении, но, акцентируя их, как бы предоставляет их раз-

решение самой жизни. Таковы, например, финалы произведений

А.П. Чехова.

В сценариях театрализованных представлений, поднимающих

современные жизненные проблемы и противоречия, финалы так-

же тяготеют к открытости. Обращаясь к аудитории с риторичес-

кими вопросами, они вызывают потребность в их осмыслении и

побуждают к поиску путей их решения. А порой и чаще всего в

театрализованных представлениях финал - это прямой призыв к

конкретным действиям, направленным на преодоление определён-

ных преград, трудностей, недостатков и т.п.

Финал может быть выстроен ретроспективно, возвращая нас

назад, к началу развития действия, побуждая к новому, повторно-

му осмыслению образных сцеплений и сложного развития худо-

жественной идеи в произведении.

Таким образом, в структуре театрализованного действа фина-

лу отведена особая роль. Он выполняет важнейшую эстетическую

функцию завершения произведения, тем самым как бы моделируя

конструкцию мира. В связи с этим на финал ложится повышенная

смысловая нагрузка. Он должен обладать особым эффектом, так

как оказывает большое воздействие на восприятие представления

в целом.

По уровню эмоционального накала финал равен кульмина-

ции развивающегося действия. Именно в этих двух композици-

онных точках (фрагментах) сценария, с целью художе4;твенно-пе-

дагогического воздействия, автор программирует максимальную

активизацию аудитории. Здесь окончательно разрушается деление

на зрителей и артистов - все становятся участниками единого кол-

лективного действа... Финалом, заключительным мощным аккор-

дом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, ше-

ствие к памятникам и другие массовые действа.

Таким образом, композиция в сценариях театрализованных

представлений и праздников, как и в драматургии театраль-

ной, играет основополагающую роль, имея при этом свою спе-

цифику.

Так, в процессе выстраивания сценария Тургеневского празд-

ника «Он вечный зов и вдохновенье!», который состоялся в сквере

музея И.С. Тургенева в июне 2004 года, композиция играла опре-

деляющую роль, так как конфликт сценария выстраивался через

монтаж документального и художественного материала. Компо-

зиционно сценарий выглядел следующим образом:

Пролог - открытие праздника;

Завязка - выход из музея И.С. Тургенева юных художников;

Развитие действия - 1-ый эпизод «Светлые мечты Ванюши»;

2-ой эпизод «Салонные воспоминания о России»;

3-ий эпизод «Лиризм русской души»;

Кульминация — 4-ый эпизод «С любовью в сердце»;

Финал - «С верой в Россию».

Сценарно-режиссёрским ходом праздника явились размышле-

ния юных художников о жизни и творчестве великого русского

писателя И.С. Тургенева после посещения музея своего земляка.

Юные живописцы в своих спорах пытались выявить, какая из мно-

гоцветовой палитры красок больше всего присуща жизненному и

творческому пути писателя. Конфликт и основывался на сопос-

тавлении разных цветов, характерных для жизненного и творчес-

кого пути этого многогранного человека, талантливого писателя,

который прошёл свой нелёгкий жизненный путь и до конца остал-

ся верен России. В кульминации праздника поднимался Российс-

кий флаг, который был создан в процессе развития действия из

огромных полотнищ трёх цветов: белого, синего и красного, кото-

рые, по мнению героев праздника - юных художников, превали-

ровал на протяжении всей жизни великого мастера, и именно эти

Цвета выражают характер русского народа, являются основой Рос-

сии. В них - чистота, свет, любовь, борьба, лиризм, широта души,

честь и благородство. Именно поэтому, как утверждает автор празд-

ника, жизнь и творчество И.С. Тургенева до сих пор притягивает к

-ебе миллионы людей, именно поэтому он, Тургенев, - вечный

3°в и вдохновенье!

Так, посредством монтажного построения сценария праздни-

1 автору удалось раскрыть многогранность жизни и творчества

Тургенева. Именно через размышления, диалоги на различ-

ные темы, стало возможным донести авторскую мысль, а также

достичь педагогической цели праздника, его сверхзадачи — выз-

вать интерес к насыщенной, сложной жизни своего земляка, стрем-

ление более глубоко изучить творчество писателя.

Таким образом, выстраивание композиции в сценарной дра-

матургии играет значительную родь и часто является основопола-

гающим в развитии мысли автора театрализованного действа и

донесении её до аудитории.

Наши рекомендации