Особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентриро-
ванном виде, подчеркивает живую связь времен, связь поколений
и т.д. Поэтому не случайно, когда мы говорим о финале, то имеем
в виду не просто конец художественного произведения, а выража-
емое им художественное разрешение конфликта.
«Гегель полагал, что в финале все конфликтные противоречия
должны быть устранены и восстановлена гармония, что на ран-
них этапах развития литературы действительно было характерно
и имело миросозерцательное значение. Благополучный финал в
той же сказке обладал магическим свойством, подчеркивал силы
Рода, защищающие человека, и силы добра, восстанавливающие
попранную справедливость» (79,361). Поэтому с финалом связы-
вают наиболее отчетливое, итоговое выражение авторской мысли
и авторской позиции. Вместе с тем, правильнее рассматривать
финал как часть художественной диалектики». В литературе но-
'Ог° времени, особенно в произведениях, выражающих сложные
зотиворечия действительности и внутреннего мира человека,
'Инал чаще всего тяготеет к открытости и проблемности. В от-
крытом финале автор не примиряет противоречия, изображенные
в произведении, но, акцентируя их, как бы предоставляет их раз-
решение самой жизни. Таковы, например, финалы произведений
А.П. Чехова.
В сценариях театрализованных представлений, поднимающих
современные жизненные проблемы и противоречия, финалы так-
же тяготеют к открытости. Обращаясь к аудитории с риторичес-
кими вопросами, они вызывают потребность в их осмыслении и
побуждают к поиску путей их решения. А порой и чаще всего в
театрализованных представлениях финал - это прямой призыв к
конкретным действиям, направленным на преодоление определён-
ных преград, трудностей, недостатков и т.п.
Финал может быть выстроен ретроспективно, возвращая нас
назад, к началу развития действия, побуждая к новому, повторно-
му осмыслению образных сцеплений и сложного развития худо-
жественной идеи в произведении.
Таким образом, в структуре театрализованного действа фина-
лу отведена особая роль. Он выполняет важнейшую эстетическую
функцию завершения произведения, тем самым как бы моделируя
конструкцию мира. В связи с этим на финал ложится повышенная
смысловая нагрузка. Он должен обладать особым эффектом, так
как оказывает большое воздействие на восприятие представления
в целом.
По уровню эмоционального накала финал равен кульмина-
ции развивающегося действия. Именно в этих двух композици-
онных точках (фрагментах) сценария, с целью художе4;твенно-пе-
дагогического воздействия, автор программирует максимальную
активизацию аудитории. Здесь окончательно разрушается деление
на зрителей и артистов - все становятся участниками единого кол-
лективного действа... Финалом, заключительным мощным аккор-
дом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, ше-
ствие к памятникам и другие массовые действа.
Таким образом, композиция в сценариях театрализованных
представлений и праздников, как и в драматургии театраль-
ной, играет основополагающую роль, имея при этом свою спе-
цифику.
Так, в процессе выстраивания сценария Тургеневского празд-
ника «Он вечный зов и вдохновенье!», который состоялся в сквере
музея И.С. Тургенева в июне 2004 года, композиция играла опре-
деляющую роль, так как конфликт сценария выстраивался через
монтаж документального и художественного материала. Компо-
зиционно сценарий выглядел следующим образом:
Пролог - открытие праздника;
Завязка - выход из музея И.С. Тургенева юных художников;
Развитие действия - 1-ый эпизод «Светлые мечты Ванюши»;
2-ой эпизод «Салонные воспоминания о России»;
3-ий эпизод «Лиризм русской души»;
Кульминация — 4-ый эпизод «С любовью в сердце»;
Финал - «С верой в Россию».
Сценарно-режиссёрским ходом праздника явились размышле-
ния юных художников о жизни и творчестве великого русского
писателя И.С. Тургенева после посещения музея своего земляка.
Юные живописцы в своих спорах пытались выявить, какая из мно-
гоцветовой палитры красок больше всего присуща жизненному и
творческому пути писателя. Конфликт и основывался на сопос-
тавлении разных цветов, характерных для жизненного и творчес-
кого пути этого многогранного человека, талантливого писателя,
который прошёл свой нелёгкий жизненный путь и до конца остал-
ся верен России. В кульминации праздника поднимался Российс-
кий флаг, который был создан в процессе развития действия из
огромных полотнищ трёх цветов: белого, синего и красного, кото-
рые, по мнению героев праздника - юных художников, превали-
ровал на протяжении всей жизни великого мастера, и именно эти
Цвета выражают характер русского народа, являются основой Рос-
сии. В них - чистота, свет, любовь, борьба, лиризм, широта души,
честь и благородство. Именно поэтому, как утверждает автор празд-
ника, жизнь и творчество И.С. Тургенева до сих пор притягивает к
-ебе миллионы людей, именно поэтому он, Тургенев, - вечный
3°в и вдохновенье!
Так, посредством монтажного построения сценария праздни-
1 автору удалось раскрыть многогранность жизни и творчества
Тургенева. Именно через размышления, диалоги на различ-
ные темы, стало возможным донести авторскую мысль, а также
достичь педагогической цели праздника, его сверхзадачи — выз-
вать интерес к насыщенной, сложной жизни своего земляка, стрем-
ление более глубоко изучить творчество писателя.
Таким образом, выстраивание композиции в сценарной дра-
матургии играет значительную родь и часто является основопола-
гающим в развитии мысли автора театрализованного действа и
донесении её до аудитории.