Атрализованных представлений имеет определённое различие
от театральной драматургии. Так, экспозиция, которая в дра-
матургическом произведении обычно следует на протяжении все-
го произведения, здесь чаще всего заменяется прологом, который
заканчивается с появлением завязки. Пролог в сценариях театра-
лизованных представлений, по существу, выполняет те же функ-
ции, что и экспозиция в пьесе: вводит в тему; в предлагаемые об-
стоятельства, в атмосферу праздничного действа, посвящает в ус-
ловия игры, интригует и заинтересовывает аудиторию предстоя-
^WM действием.
Далее, за прологом, следует завязка действия. Она происхо-
Ит> как и в драматургии театральной, с появлением противодей-
'ия, какого-то события, которое нарушило существующее рав-
Весие, согласие, некое бытие или жизненное явление. Завязка в
енаРной драматургии так же, как и в драматургии театральной,
является началом конфликта или началом развития мысли автора.
Развитие действия в сценариях театрализованных форм выстра-
ивается посредством следующих друг за другом драматургичес-
ки завершенных эпизодов. «Тематические эпизоды являются пло-
тью, «телом» представления. Каждый такой эпизод состоит из
отдельных номеров. Номер в массовом представлении соответству-
ет понятию «явление» в классической драме, а иногда даже вы-
полняет функции отдельной реплики, фразы», поясняет А.Д. Си-
лин, Эпизоды имеют ту же композиционную структуру, что и
весь сценарий. Лишь иногда в эпизоде может отсутствовать про-
лог, так как им может явиться финал предыдущего эпизода или
«мостик», который зачастую соединяет эпизоды в сценарий теат-
рализованного действа. И наоборот, иногда в эпизоде может от-
сутствовать финал, им может выступать пролог следующего эпи-
зода или «мостик», соединяющий данный эпизод со следующим.
Следуя друг за другом, эпизоды способствуют раскрытию общей
темы, утверждению идеи и достижению педагогической цели те-
атрализованного представления. Это происходит потому, что каж-
дый эпизод сценария:
- раскрывает определённую тему, которая является составля-
ющей общей темы сценария;
- несёт в себе мысль, которая способствует развитию основ-
ной мысли театрализованного представления;
- содержит педагогическую цель, которая способствует дос-
тижению общей цели сценария.
Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внут-
реннюю композицию, законченное драматургическое построе-
ние, через которое «красной нитью» проходит авторская мысль.
Кстати, такое развитие действия было характерно и для режис-
суры Мейерхольда. «Плавному движению событий он предпо-
читал монтажные куски, «динамические сгустки». Даже «Лес»
Островского, построенный по всем свойственным этому драма-
тургу композиционным принципам, режиссер раздробил на эпи-
зоды. Мейерхольду не нужна иллюзия зрителя, будто бы он ви-
дит кусок жизни. Наоборот, его идеал - обнаженная театраль-
ность» (45, 126).
Логика развития основного действия не требует обязательной
хронологической последовательности эпизодов; возможны наплы-
вы, ретроспекция, но вот постепенность нарастания ритма основ-
ного действия обязательна. Нельзя строить действие от эмоцио-
нально более сильных эпизодов к слабым. Оно должно развивать-
ся по нарастающей линии от пролога, через цепь эпизодов к куль-
минации и финалу. Помочь в этом должен сценарный ход, или
прием, цементирующий действие в его логическом развитии, оп-
ределяющий степень эмоционального воздействия каждого эпи-
зода. Драматургический ход — это способ интеграции докумен-
тально-художественного материала путем его образного переос-
мысления под углом определенной темы. Вместе с тем, сценарно-
режиссёрский ход, согласно толкованию Олега Ивановича Марко-
ва, есть «смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало,
указывающее направление монтажа, подсказывающее композици-
онные приёмы и образно-пластическое решение» (39, 51). Таким
образом, сценарно-ремсиссёрский ход выступает как художе-
ственная идея сценария. И это один из самых существенных при-
знаков драматургического хода, придающего сценарию художе-
ственную целостность. Согласно Л. Рахлису, характерным призна-
ком драматургического хода является «наличие двух противопо-
ложных начал, или конфликтной ситуации». Следовательно, дра-