Художественные и литературно-художественные програм-

мывыстраиваются на основе художественного материала и пред-

полагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, ис-

ходя из принципов организации сценариев таких программ сте-

пень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в

одной программе, сценарным материалом художественных про-

грамм могут быть все разновидности искусства, и все они могут

выступать здесь на равных, или один вид искусства может преоб-

ладать над другим. Сценарным материалом художественной про-

граммы может выступать и какой-то один вид искусства и цен-

ность её от этого не снизится. Литературно-художественная про-

грамма требует в равном соотношении литературного и художе-

ственного материала, возможно и преобладание литературного

материала. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа бу-

дет художественной. Названные программы могут раскрывать

различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного

человека, восприятие таких программ требует подготовленного

зрителя, способного воспринимать произведения искусства, уме-

ющего думать, анализировать.

Документально-художественные программыв своей осно-

ве содержат документальный материал. Художественный матери-

ал является вторичным в процессе работы над созданием данной

программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в

преимуществе, так как документальный, местный материал тре-

бует образного решения. Местный материал в отдельных програм-

мах такого вида может являться основным, а в других программах

не использоваться вообще. Также в документально-художествен-

ных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В од-

них программах она максимальна, в других лишь на уровне сопе-

реживания.

Документально-публицистические программытребуют

максимальной активизации аудитории. Сценарным материалом

здесь является документальный и местный материал. В центре

внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен

быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив,

группа или же какой то жизненный факт, общественно значимое

событие, которое волнует конкретную аудиторию. Художествен-

ный материал здесь несёт вспомогательную функцию, несмотря

на то, что иногда преобладает над документальным и местным

материалом в структуре сценария исходя из принципов организа-

ции сценарного материала.

Сценарии церемониально-обрядовых программв одном слу-

чае в основе своей содержат документальный местный материал.

Как и в документально-публицистических программах здесь сце-

нарий выстраивается вокруг конкретных людей, в центре развива-

ющегося действия находятся реальные герои. В другом случае в

основе сценариев лежат традиционные церемониально-обрядовые

Действа конкретной местности, коллектива, семьи. Однако и те и

Другие программы предусматривают максимальную активность

аудитории и проведение различных церемониально-обрядовых

действ. Здесь обязательно использование художественного мате-

риала, в одном случае как вспомогательного материала, в другом

случае художественный материал может лечь в основу сценарно-

го замысла, когда речь идёт о народных праздниках и обрядах.

Комплексные программымогут вбирать в себя весь выше-

названный сценарный материал: документальный, публицистичес-

кий, местный, художественный, фольклорный. В комплексных

формах широко используются церемониально-обрядовые действа,

различные игровые формы, конкурсы, развлечения. Комплексные

программы представляют собой сложную систему, состоящую из

многообразия перечисленных выше программ, которые и являют-

ся их составляющими. Так, одна комплексная программа может

вбирать в себя документально-художественную программу, зре-

лищную, конкурсную, церемониально-обрядовую, игровую, раз-

влекательную и др. Выстраивание сценариев комплексных про-

грамм основывается на широкой организации деятельности учас-

тников праздничного действа и использовании всего многообра-

зия средств идейно-эмоциональной и иносказательной выразитель-

ности.

В связи с драматургическими принципами организации сце-

нарного материала каждый вид программы имеет свои внутрен-

ние разновидности. Так, программы могут быть: дивертисмент-

Наши рекомендации