Орловский государственный институт
ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
С.И. Гавдис
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Учебное пособие
для студентов специальности 070209
«Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Рекомендовано Учебно-методический объединением высших учеб-
ных заведений Российской Федерации по образованию в области
народной художественной культуры, социально-культурной дея-
тельности и информационных ресурсов в качестве учебного по-
собия для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 070209 - Режиссура театрализованных пред-
ставлений и праздников. Дисциплина ОПД.Ф.05.01 - Теория дра-
мы и основы сценарного мастерства
Орёл-2005
ББК 85.34
УДК 793
Г 123
Рецензенты:
Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета те-
атра, кино и телевидения МГУКИ;
Марков О. И., заслуженный деятель искусств Ингушетии, доктор педагогичес-
ких наук, профессор, декан факультета театрального искус-
ства, заведующий кафедрой режиссуры КГУКИ;
Скляр И. Г., заслуженный деятель искусств республики Коми, кандидат фило-
софских наук, доцент, художественный руководитель МГУКИ
Якунина В.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной
работы и психолого-педаго'гических наук ОГИИК
Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства.Учебное пособие для
студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных пред-
ставлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма
«Картуш», 2005. - 242 с.
ISBN 5-9 708-0019-8
Учебное пособие разработано на основе образовательной программы 070209
«Режиссура театрализованных представлений и праздников» в соответствии
с содержанием дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства».
Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем сценарного мас-
терства - закономерностям творческого процесса работы над сценарием те-
атрализованного представления и праздника. В пособии рассмотрены особен-
ности сценарного творчества, выявлены разновидности праздничных программ,
раскрыты общие и специфические особенности драматургии массового теат-
ра. Автор на конкретных примерах не только анализирует теоретические под-
ходы к драматургии, но и «живую» сценарную практику.
Пособие предназначено для студентов вузов искусств и культуры специ-
альности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»,
практиков в области организации и постановки массовых действ, а также для
всех, занимающихся и интересующихся сценарным творчеством.
ISBN 5-9708-0019-8
ББК 85.34
УДК 793
От автора
Получив очередной заказ на художественную организацию ка-
кого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня
Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива,
дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного
торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, от-
крытие художественной выставки или торгового центра, профес-
сионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, не-
смотря на многолетний опыт работы по организации и проведе-
нию разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное
состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожида-
ние чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с дру-
гой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важ-
ности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать
- что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинствен-
ную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище.
Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто.
Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний,
ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пере-
смотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее не-
известными людьми, которые за это время станут хорошими знако-
мыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй при-
дётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откро-
ется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», что-
бы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что помо-
жет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится
наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.
Опыт по организации театрализованных представлений и праз-
дников показывает, что всегда процесс создания очередного сцена-
рия проходит по-разному. Иногда сразу созревает сценарный ход
всего представления, иногда ясно представляешь себе кульмина-
цию своего будущего спектакля, порой слышишь музыку, которая
не даёт покоя или видишь световое решение, цветовую гамму буду-
щего действа, пространственное решение всего праздника, или от-
дельную мизансцену. А порой чувствуешь общий темпо-ритм или
стиль сценического действия, который становится во главе всей
дальнейшей работы и помогает выстроить весь материал в едином
ключе. Иногда, уже на первом этапе работы над очередным празд-
ничным действом, неожиданно возникает режиссёрское решение
церемонии награждения или минуты Памяти, рождаются приёмы
активизации аудитории. Или неожиданно, в процессе изучения или
анализа сценарного материала, рождается трюк - сюрприз, кото-
рый может взбудоражить зрителя своей неожиданностью, но умес-
тностью та изюминка, которая поможет донести до зрителя то глав-
ное, что хочешь сказать, то, ради чего будешь создавать очередное
действо. А зачастую приходится долго раздумывать над темой те-
атрализованного представления, выявлением проблемы, которая
будет интересна не только автору, но и тем, кому она адресована, с
кем хочешь поделиться своими мыслями и взглядами, болью и ра-
достью, кого хочешь вызвать на диалог или заставить задуматься о
насущном, о том, что сегодня не даёт покоя, о том, что поможет
сделать нашу жизнь лучше, полнее, интереснее.
Творческий процесс работы над сценарием театрализованно-
го действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изу-
чив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя
сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет
дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться
на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и
развиться природные способности человека, только труд (практи-
ка) может выработать и накопить действенную силу вдохновения,
раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).
Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что
«пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован,
дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда,
на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно ска-
зать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не
нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, зна-
ния высшей математики не требуются: составил последовательность
номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, до-
бавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов.
Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шля-
пе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых
ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти.
Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга
такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно
наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь ре-
жиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку те-
атрализованного представления или любого другого театрализован-
ного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмот-
ря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сде-
лать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.
А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ
на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает
необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выпол-
нять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И
здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (на-
пример: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том,
какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно
выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повели-
чать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это
должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад
или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероп-
риятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое
начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочет-
ся сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть
организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте
сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов»,
которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего
творческого потенциала и профессиональных навыков».
Создание и проведение массового театрализованного действа,
которое требует собственной драматургии, созданной на конкрет-
ном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетра-
диционной сценической площадки, - дело сложное.
Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-ре-
жиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)?
Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным
человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны,
иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть сме-
лым, активным, напористым в стремлении к достижению цели.
Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительно-
сти, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равно-
душному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным,
близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профес-
сии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными ка-
чествами, должны характеризовать личность сценариста. И, ко-
нечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, вообра-
жения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего
пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот
мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может
быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого
ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая лю-
дям добра, мира, благополучия, вести их за собой через создан-
ные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться
и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в тра-
диционных церемониальных, игровых и других действах, не за-
бывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де
Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц»
писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режис-
сёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою
аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за
его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.
Характер художественно-творческой деятельности будущих
выпускников специальности «Режиссура театрализованных пред-
ставлений и праздников» предъявляет высокие требования к их
профессиональной подготовке — знаниям, умениям, навыкам, спо-
собностям, общему кругозору, уровню культуры.
Высококвалифицированный специалист должен уметь своим
творчеством воздействовать на решение важных проблем совре-
менности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко
убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со време-
нем, чувствуя его ритм и характер.
Исходным моментом творчества режиссёра является создание
сценария, все части которого должны быть подчинены закону
сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою
законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии
точного отбора и умелой организации разноименного сценарного
материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное дей-
ство и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.
Творческий процесс работы над сценарием предполагает не
только овладение «технологией» создания сценариев, но и требу-
ет общего и профессионального развития личности студента, спо-
собного выразить свою гражданскую позицию.
Логическое и художественное мышление, чувства гармонии,
пропорциональности, целостности в восприятии произведений
искусств, окружающей действительности, гражданская позиция,
владение монтажным методом создания динамичной структуры
театрализованных действ — вот тот фундамент, на котором зиж-
дется мастерство сценариста.
В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссё-
ров театрализованных представлений и праздников на особеннос-
ти сценарного творчества, выявляем разновидности современных
праздничных программ и их основные характеристики, рассмат-
риваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем об-
щие и специфические особенности драматургии театрализован-
ных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания
художественного замысла известных произведений литературы и
искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созда-
нию сценариев театрализованных представлений.
Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды извест-
ных талантливых литераторов, художников, исследователей, теат-
ральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных
представлений и праздников.
Так, основные характеристики сущности драматургии как ос-
новы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к иссле-
дованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Заха-
вы Ь.5;^ Ершова П.М., Митты А., Осовцева С.М., Поламишева
A.M., Поля^я м.Я., Товстоногова Г.А.
Значительную pi^ B осмыслении и раскрытии специфичес-
ких особенностей искусстве, -театрализованных представлений и
праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова
О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского
В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.
Проследить закономерности творческого процесса автору по-
могли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С., Шклов-
ского Е.А., Шорохова Е.В.
Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над
созданием драматургии театрализованных представлений и праз-
дников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова
Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.
Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды
доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Создан-
ная им методика работы над сценарием легла в основу авторского
анализа этапов творческого процесса создания сценариев театра-
лизованных представлений и праздников.
В изложении материала автору помог изученный и проанали-
зированный им имеющийся опыт творческой деятельности извес-
тных режиссёров театрализованных представлений и праздников,
педагогов, коллег.
Работая над пособием, автор опирался на собственный много-
летний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного
мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и
праздников», личную творческую практику по созданию сценари-
ев, организации и проведению различных театрализованных пред-
ставлений и праздников в институте, городе и области на различ-
ных сценических площадках.
В настоящем пособии автор систематизировал собранный и
изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной
форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и
особенные черты сценарной драматургии и последовательно про-
следить творческий процесс создания сценариев театрализован-
ных действ.
Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим
режиссёрам театрализованных представлений и праздников - по-
стичь все сложности сценарного творчества, что является важной
составляющей их профессиональной деятельности.