Святителю Иннокентию (Борисову)
Благословение на поездку к Святым Местам Гоголь получил от святителя Иннокентия в начале февраля 1842 г. «Преосвященный Иннокентий, знаменитый автор трех Седмиц, славный Вития нашего времени, проехал в начале февраля <1842 г.> из Вологды в Харьков
к новому месту своего служения. Почетные московские граждане, ученые и неученые, услышав о его проезде, устремились принять его благословение и насладиться его красноречивою беседою. К сожалению, он пробыл не более двух-трех дней в городе» (Московская летопись // Москвитянин. 1842. № 3 (цензурное разрешение 11 марта; в этом же номере опубликована повесть Гоголя «Рим»). Смесь. С. 281). «В это кратковременное свое пребывание в Москве Иннокентий чрез Погодина познакомился с Гоголем и благословил его образом Спасителя... 24 февраля 1842 года преосвященный Иннокентий прибыл в Харьков...» (Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1892. Кн. 6. С. 250-251). С. Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» вспоминал: «Перед вечером уезжал я в клуб, и все меня провожали до передней. Вдруг входит Гоголь с образом Спасителя в руках и сияющим, просветленным лицом. Такого выражения в глазах у него я никогда не видывал. Гоголь сказал: “Я все ждал, что кто-нибудь благословит меня образом, и никто не сделал этого; наконец Иннокентий благословил меня. Теперь я могу объявить, куда я еду: ко Гробу Господню”. Он провожал Иннокентия, и тот, прощаясь с ним, благословил его образом. Иннокентию, как архиерею, весьма естественно было благословить Гоголя образом, но Гоголь давно желал, чтоб его благословила Ольга Семеновна, а прямо сказать мне не хотел. Он все ожидал, что она почувствует к этому влечение, и даже сам подговаривался; но Ольга Семеновна не догадывалась, да и как было догадаться? Признаюсь, я не был доволен ни просветленным лицом Гоголя, ни намерением его ехать ко Святым Местам. Все это казалось мне напряженным, нервным состоянием, и особенно страшным в Гоголе как в художнике, — и я уехал в клуб. Без меня было много разговоров об этом предмете, и особенно Вера приставала к Гоголю со многими вопросами... Ольга Семеновна сказала ему, что теперь она ожидает от него описания Палестины, на что Гоголь отвечал: “Да, я опишу вам ее, но для того мне надобно очиститься и быть достойну”. Через несколько времени он ушел, оставя образ у нас, и взял его уже на другой день». Накануне, прибавляет Аксаков, Гоголь хотел «было идти к М. А. Дмитриеву, у которого очень давно не бывал по пятницам; но... был так расстроен, или, лучше сказать, так проникнут высоким настроением, что не имел силы идти на скучный вечер...» (Гоголь в воспоминаниях современников. Б. м., 1952. С. 146-147).
Труд мой... — Первый том «Мертвых душ».
Poste <restante> — до востребования (фр).
Piazza Apostoli— название площади в Риме (ит).
Обнимите за меня Максимовича... — М. А. Максимович был
близок владыке Иннокентию; оставил о нем свои воспоминания. См. также коммент, к письму № 193 в т. 10 наст. изд.
...экземпляр книги доставит Вам маминька моя лично... — См. письмо № 622.
М. П. Погодин — Н. В. Гоголю
Впервые напечатано: Казанович Е. П. К истории сношений Гоголя с Погодиным (новые материалы) // Временник Пушкинского Дома. 1914. Пг., <1915>. С. 75. Печатается по первой публикации.
Датируется последней неделей пребывания Гоголя в Москве, после окончания печатания «Мертвых душ» (15-17 мая 1842 г.).
М. П. Погодину
Написано на обороте записки М. П. Погодина (письмо № 609).
М. П. Погодин — Н. В. Гоголю
Впервые напечатано: Казанович Е. П. К истории сношений Гоголя с Погодиным (новые материалы) И Временник Пушкинского Дома. 1914. Пг., <1915>. С. 75. Печатается по первой публикации.
М. П. Погодину
Написано на обороте записки М. П. Погодина (письмо № 611).
Н. М. Языкову
Петр Михалыч не едет. — См. коммент, к письму № 605. к стр- 50
С. Т. Аксакову
Томашевский — Антон Францевич. к стр. 51
М. П. Погодину
Подъемщик—лицо неустановленное.
Иван Яковлевич— Диринг, фактор московской университетской типографии, где печатались «Мертвые души».
В. О. Балабиной
Печатается по изд.: Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994.
Т. 9.
Meprisable (в автографе описка: mebrisable) —достойный презрения (фр).
Марья Петровна— Балабина.
Н. Н. Шереметевой
Подробнее о взаимоотношениях Гоголя с Н. Н. Шереметевой см.: Виноградов И. Л. Гоголь и Надежда Николаевна Шереметева: отношения и переписка И Переписка Н. В. Гоголя с Н. Н. Шереметевой. М., 2001. С. 3-57.
Заслуживает также внимания неизвестное свидетельство о Н. Н. Шереметевой В. С. Аксаковой в письме к М. Г. Карташев- ской из Москвы от 23-25 мая 1842 г.: «Я тебе еще не говорила про необыкновенное знакомство, которое мы сделали на днях, с одной удивительной старушкой. Это одна Шереметьева, старушка лет более 70, и уже давно, с молодых лет, отказавшаяся совершенно от всех условий и церемоний света, чрезвычайно умная и исполненная такой истинной религиозности, между тем веселая в разговорах, даже шутливая; действующая всегда так прямо, так просто, что в первую минуту, как ее увидишь, ты сама иначе не можешь с ней говорить, как будто век была с ней знакома, в ней в самом деле есть что-то необыкновенное; как желала бы я, чтоб ты ее увидала. Но вообрази, как мы с ней познакомились. Она как-то увидела Гоголя и по какому-то особенному случаю просидела наедине с ним несколько времени, и до того его полюбила, что несколько раз сама у него была, не заставала дома и опять приезжала, ему не позволяла приезжать к себе, потому что хотела с ним быть наедине: помнит все числа тех дней, в которые она его видела, и, наконец, непременно хотела его проводить. Нико- ла<й> Васильевич сказал ей, чтоб она приехала к нам, потому что он ехал от нас. Вот в субботу она сперва была у него, подарила ему шнурочек своей работы, написала прощальное письмо, потом приехала к нам, и через минуту никто бы не мог подумать, что мы только в первый раз виделись. Она одевается всегда в черном и не может сносить ничего на голове. По нашей просьбе она скинула с себя платок и осталась по обыкновению в седых волосах, обстриженных, с тем у ней такое прекрасное лицо, такое необыкновенное, привлекательное, в молодости она должна была быть красавицей. Об Гоголе она говорит, что она давно слыхала об нем как о человеке умном, образованном и т. д., но что никто ей не говорил об нем как о человеке, проникнутом так глубоко любовью к Богу (что совершенная правда, особенно с некоторых пор). Вообрази, что она его провожала до заставы, хотела проводить до первой станции, но побоялась их этим стеснить. Прощаясь с ним, крестила, благословляла как сына. С тех пор она у нас была уже два раза и, вероятно, сегодня еще придет, и теперь мы ее встречаем как старинную знакомую. Она была у нас, когда мы были еще у Троицы, пришла до отесеньки, несмотря на то, что он был в колите <?> и точно также с первой минуты оте- сенька готов был ей сказать самые сокровенные тайны, если б у него были. Она удивила отесеньку вместе и своим умом. Это чудная женщина. Право, мне кажется, эта женщина должна приносить в дом и мир и благодать» (ИРЛИ. № 10.612. Л. 58-60 об.).
Е. В. Погодиной
к стр. 52 .. .Михаила Петровича, вероятно, уже нет в Москве. — После
отъезда Гоголя из Москвы М. П. Погодин собирался в западнославянские земли и в Мариенбад, куда он выехал в июле 1842 г.
М. И. Гоголь
. ..вручили ли ему письмо мое и книги. — См. коммент, к письму к стр. 53 № 608.
С. П. Шевыреву
Письмо отправлено Н. Я. Прокоповичем 6 июня 1842 г. после отъезда Гоголя из Петербурга (см. коммент, ниже).
Об Мертвых душах Прокопович пишет тебе отчет. — 6 июня 1842 г. Н. Я. Прокопович извещал С. П. Шевырева: «Милостивый Государь Степан Петрович! Счастливым почитаю я для себя случай быть сколько-нибудь полезным старому моему товарищу и другу Николаю Васильевичу Гоголю, но этот случай мне вдвойне приятнее теперь, сделавшийся причиною лестного Вашего знакомства. До сих пор зная и высоко ценя Вас как литератора заочно, я могу теперь назваться знакомым с Вами лично, так часто и так много говорил о Вас Ник<олай> Вас<ильевич>, и еще вчера, в последние минуты пребывания своего здесь, он оторвался от дорожных хлопот, чтоб написать Вам несколько строчек, прилагаемых при моем письме. Два письма Ваши я имел честь получить, а по первым двум квитанциям получил и книги, которые и проданы мною с уступкою 20 % книгопродавцу Юнгмейстеру, за исключением 2 экз<емпляров>, взятых с собою Ни- кол<аем> Васильев<ичем>. Из вырученных мною денег он взял у меня 500 р<ублей> асс<игнациями>, а насчет остальных жду Вашего решения: переслать ли их Вам теперь же, или дождаться прихода и продажи остальной сотни экземпляров. С будущей недели приступаю к печатанию сочинений Гоголя в 4-х частях, из которых в 1-й содержаться будут вечера, во 2 — Миргород, в 3 — повести, а в 4 — драматические сочинения; всего будет до 100 листов, и содержатель типографии обязывается контрактом кончить издание к октябрю месяцу» (цит. по автографу: РНБ. Ф. 850. Ед. хр. 460. Л. 1-2; опубл., в сокращении:
Гоголь в неизданной переписке современников (1833-1853) / Публ. и коммент. Л. Ланского <Л. Р. Каплана> // Лит. наследство. Т. 58.
М., 1952. С. 626-628).
В. А. Жуковскому
Гоголь приехал в Берлин 20 июня (н. ст.) 1842 г., 29 июня (н. ст.)
1842 г. был уже в Дрездене, 30-го — в Праге.
...тогда только разрешится загадка моего существованья.— к стр. 55 9 мая 1842 г. Гоголь писал А. С. Данилевскому: «Через неделю после этого письма ты получишь отпечатанные “Мертвые души”, преддверие немного бледнее той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит наконец загадку моего существования». В черновике письма к С. Т. Аксакову от 18 августа (н. ст.) 1842 г. Гоголь замечал также о своем намерении отправиться в Святую Землю:
«Верно, не следствие мгновенного порыва эта мысль... верно, это то, для чего [вызвано всё] вызвано в мир мое существованье». Ср. в беловике: «Но если б даже и не могло заключиться в ней никакой обширной цели, никакого подвига во имя любви к братьям, никакого дела во имя Христа, то разве вся жизнь моя не стоит благодарности...» Согласно строкам составленной Гоголем позднее молитвы, целью его путешествия к Святым Местам было «помолиться у Гроба Святого о собратьях и кровных своих, о всех людях земли нашей и о всей отчизне нашей, о ее мирном времени, о примирении всего в ней враждующего и негодующего, о водворении в ней любви и о воцарении Твоего Царства, Боже!» (см. т. 6 наст. изд.). «Придет время, — писал Гоголь Аксакову, — когда вам даже покажется странно, как вы не могли почувствовать в глубине души вашей, что в сем путешествии есть тайная связь со всей моей жизнью и с поэмой, которая разрешит загадку моей жизни». С размышлениями о жертвенном подвиге «во имя любви к братьям» связан и законченный Гоголем в 1842 г. «Театральный разъезд...», среди черновых набросков к которому находится отрывок, использованный в письме к Аксакову: «Помните, что в то время, когда жизнь многих — жизнь мелочная, пустая, становится школой холода и эгоизма... в то время, может, мне случилось чудо чудеснее всех чудес, — подобно как буря настает тогда, когда ждет обыкновенной тишины мореход на поверхности... Один только Всемогущий вселяет тогда в душу и заставляет хранить во глубине души сокровенно <1 нрзб.> до времени неясное слово» (см. также коммент, к «Театральному разъезду...» в изд.: Гоголъ Н. В. Ревизор. Комедия в пяти действиях. С приложениями. М., 1995. С. 340-341).
к стр. 56... посылаю вам вместе с Мертвыми душами статью мою Рим,
помещенную в Москвитянине, которую я для вас отпечатал отдельною брошюрою. — Отдельный оттиск повести Гоголя «Рим» сохранился в библиотеке В. А. Жуковского (Библиотека В. А. Жуковского: Описание / Сост. В. В. Лобанов. Томск, 1981. С. 340. № 2503).
А. А. Иванов — Н. В. Гоголю
Впервые напечатано: Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806-1858. Издал Михаил Боткин. СПб., 1880. С. 148-149. Печатается по первой публикации.
П. В. Нащокину
Датируется на основании почтового штемпеля: «Bad Gastein, 29 Jul. 1842. Franco» (см.: Письма Н. В. Гоголя /Ред. В. И. Шенрока. СПб., <1901>. Т. 2. С. 194).
Согласно записям, сделанным С. П. Шевыревым на основании отметок в паспортах Гоголя, в Гастейне Гоголь находился 1 августа (н. ст.) 1842 г.: «1-го авг<уста>. Гастейн. / 3 авг<уста>. Зальцбург. / <про- бел врукописи> Мюнхен» (цит. по автографу: РНБ. Ф. 850. Ед. хр. 64.
Л. 2; ср. также: Itinerarium сдорожник, перечень населенных пунктов; фр.>, составленный С. П. Шевыревым на основании отметок в паспортах Гоголя И Русская Мысль. 1896. № 5. С. 179-180). Однако данные почтового штемпеля, поставленного на настоящем письме, а также авторское указание на место и время создания письма: «Гастейн. Июль 20/8» — неопровержимо свидетельствуют, что Гоголь прибыл в Гастейн ранее— по-видимому, уже 20 июля (н. ст.) 1842 г. (Возможно, помета в паспорте: «1-го авг<уста>. Гастейн» — была сделана незадолго до отъезда Гоголя в Мюнхен, откуда 5 августа (н. ст.) 1842 г. он отправил письмо к Н. М. Языкову — № 634.)
Адресат этого письма стал прототипом помещика Хлобуева в четвертой главе второго тома «Мертвых душ». Некоторые черты Нащокина— испытанного, подобно Чичикову, всеми «несчастиями и крушеньями» — угадываются также в образе «необыкновенного наставника» Александра Петровича в первой главе второго тома.
Poste restante— до востребования (фр). к стр- 72
Д. Е. Бенардаки
Адресат письма, Д. Е. Бенардаки, — прототип помещика Кос- танжогло и откупщика Муразова во втором томе «Мертвых душ».
См. коммент, к имени— Скудронжогло— в третьей главе ранней редакции второго тома поэмы в т. 5 наст. изд.
Их остановили ремесла. — См. сопроводит, статью к т. 3, а так- к стр. 74же коммент, к строкам статьи XXXII. Светлое Воскресенье «Выбранных мест из переписки с друзьями» — Что значит, что уже правят миром швеи, портные и ремесленники всякого рода, а Божии помазанники остались в стороне? — в т. 6 наст. изд.
...простой пастух... открывает силу целительного действия воды... — Речь идет об одном из основателей гидротерапии враче Винценте Приснице (Vinzenz Priesznitz; 1799-1851), устроившем в Греффенберге (в Силезии) лечебное заведение для лечения холодной водой. Позднее, 18 июня (н. ст.) 1843 г., Гоголь писал Н. М. Языкову:
«...не столько самая вода изумила меня своими действиями... сколько гений исцеляющего ею, пред которым мы должны все поклониться... грех на душах наших, если мы этого не сделаем. Это значит — не благоговеть перед величеством Божиим, вселившим в человека такое откровение...» П. В. Анненков следующим образом комментировал письмо Гоголя: «Он обращает внимание друга на поучительную историю воды как всеобщего медицинского средства, от начала веков предложенного человеку самим Промыслом. Отвергнутое заумни- чавшимся человеком, оно вновь открыто, но не академиями, не профессорами и современной наукой, а простым и бедным крестьянином
австрийской деревушки!» {Анненков П. В. Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года. С. 89). «Пред ним мало знают лучшие из книжников докторов», — замечал также Гоголь в письме к А. С. Данилевскому от 20 июня (н. ст.) 1843 г.
Размышления об отличии истинного врачебного искусства от доходного ремесла связаны, очевидно, у Гоголя с памятью об отце. Незадолго до своей смерти тяжко страдающий Василий Афанасьевич, отправившийся лечиться в Дубны к доктору Ф. П. Голованеву, писал жене в Васильевку: «Голованев оставил меня лечиться у себя — сие для нас будет весьма разорительно, но что делать... Бога ради старайтесь собирать деньги; ибо мне здесь много надобно» {Дурылин С. Н. Из семейной хроники Гоголя. М., 1928. С. 66-67). Представлением о враче как об одном из «правящих миром» ремесленников проникнуты строки раннего гоголевского письма к матери от 2 февраля 1830 г. из Петербурга, что «издержки на лекарства и врачей» для бедняка «совершенно невозможны». При этом Гоголь замечает: «...здесь есть Арендт, которого искусство и благородная душа чужды всякого интереса» (курсив наш. — И. В., В. В.). В письме к матери от 30 апреля 1830 г. он опять сообщает: «...проклятая болезнь, посетившая было меня при вскрытии Невы, помогла еще более истреблению денег...» В гоголевском конспекте 1830-х гг. книги английского историка Г. Галлама «Европа в Средние века» ремесло «медиков и аптекарей» стоит в одном ряду с занятиями и промыслами «законоведцев и нотариусов, купцов чужеземными тканями», «банкиров или менял, суконщиков», «продавцов шелковых товаров и меховщиков». С мыслью о присвоении корыстолюбивым «врачом»-ремесленни- ком имени истинного Спасителя и Врача (для тех, кто «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей»; 2 Пар. 16, 12) создавался Гоголем один из образов его ранней повести «Ночь перед Рождеством» (1832). В чудесном питании связанного с нечистой силой Пузатого Пацюка «варениками в сметане» — которые сами лезли ему в рот, угадывается наглядное изображение той власти, которую приобрел он над селом репутацией целителя: «Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он [величайший] знахарь... В последнее время его редко видали где-нибудь... Миряне (!) должны были отправляться к нему сами...» (курсив наш. — И. В., В. В.). Эта же мысль — о стремлении нечистого духа создать себе в глазах обращающихся к нему людей славу настоящего Спасителя — сквозит и в «Вечере накануне Ивана Купала» (обращения Пидорки к знахарям и колдунье — вместо св. великомученика и целителя Пантелеймона; см. сопроводит, статью к т. 1 наст, изд.), и в «Ревизоре» — в имени немца-врача Христиана Ивановича Гибнера. Ср. позднейшие высказывания Гоголя: «Я не хлопочу из-за совершенного здоровья, и чуть только мне немного делается лучше — я подальше от докторов и леченья» (письмо к А. О. Россету от 1 мая (н. ст.) 1845 г.); «Излишне заботиться о здоровье грех. Нужно ввериться Одному Богу: Он вылечит» (письмо
матери от 23 апреля 1846 г.); «Один Бог наш доктор... Его Одного должно молить о излечении» (письмо сестрам от 1 мая (н. ст.) того же года).
Неустановленному лицу
Письмо без начала и без даты. Написано либо несколько раньше писем к П. В. Нащокину и Д. Е. Бенардаки (№ 627, 628), либо в одни и те же дни с ними, так как, внося исправления в черновой текст первого из них, Гоголь в одном месте перешел на лист с текстом данного письма (соседний), причем вписанные им слова огибают настоящий отрывок, который к этому времени был уже написан. Возможно, что данный отрывок является не самостоятельным письмом, а вариантом окончания предыдущего письма, так как даваемая в нем Гоголем характеристика адресата как одного из людей «1лубоко практических, знающих жизнь, имевших много опытов» созвучна характеристике Бенардаки, которая содержится в письме П. В. Нащокину (№ 627).
С. Т. Аксакову
Настоящее письмо было получено С. Т. Аксаковым в Москве 11 августа 1842 г.
Пошлите... на квартиру Нащокина... узнать, получено ли им * стр- 77 письмо мое. — Письмо № 627.
Памятник веры. — См. коммент, к названию этой книги в записной книжке Гоголя 1841-1845 гг. в т. 9 наст. изд.
Статистика России — Андросов В. П. Хозяйственная статистика России. М., 1827. См. также коммент, к записной книжке Гоголя 1841-1845 гг. в т. 9 наст. изд.
...какой-то толстый том от мин<истерства> внут<ренних> дел. — Гоголь имел в виду «Материалы для статистики Российской империи, издаваемые при Статистическом отделении Совета Министерства внутренних дел» (СПб., 1839-1841).
Григорий Сергеевич— второй сын С. Т. Аксакова, служивший кстр.78прокурором в Симбирске.
.. .о книге Кошихина... — Так ошибочно называли Г. К. Кото- шихина (ум. 1667), автора книги «О России в царствование Алексея Михайловича» (1-е изд. — Археографической комиссии. СПб.,
1840).
Н. Я. Прокоповичу
На подлиннике имеется помета Н. Я. Прокоповича: «1842».
.. .остальных двух лоскутков... — Имеются в виду «Игроки» и «Театральный разъезд...».
...яТарасе Бульбе много есть погрешностей писца. Он часто любит букву и; где она не у места, там ее выбрось; в двух-трех местах я заметил плохую грамматику и почти отсутствие смысла. — См. об этом: Гоголь Н. В. Тарас Бульба. Автографы, прижизненные издания. Историко-литературный и текстологический комментарий. Издание подготовил И. А. Виноградов. М., 2009.
к стр. 79. ..попроси Белинского... — Статьи Белинского были получены
Гоголем в сентябре 1843 г. (см. письма к С. П. Шевыреву от 1 сентября (н. ст.) 1843 г. — Nq 721, и Н. Я. Прокоповичу от 24 сентября (н. ст.) 1843 г. — № 725). См. также коммент, к строкам записной книжки Гоголя 1841-1845 гг. — Прокоповича прислать листки из Отеч<ест- венных> Записок о Мертвых душах— в т. 9 наст. изд.
В. А. Жуковскому
к стр. 81Елисавета — Елизавета Алексеевна Жуковская.
Около двенадцатого или 13 августа я отсюда еду. — Т. е. Го
голь собирался выехать из Гастейна 24 или 25 августа (н. ст.) 1842 г. На самом деле он отправился вместе с Н. М. Языковым из Гастейна в Рим 17 сентября (н. ст.) 1842 г.
А. А. Иванову
На основании почтового штемпеля можно было бы предположить, что письмо было отправлено Гоголем 23 июля / 4 августа 1842 г., но 3 августа (н. ст.) Гоголь был уже в Зальцбурге, на пути в Мюнхен (см. коммент, к письму № 629 и письмо Nq 634). Следует предположить, что штемпель был поставлен позднее, чем письмо было написано и доставлено почтовому агенту.
к стр. 82...за картину... — «Явление Мессии».
Н. М. Языкову
Согласно записям, сделанным С. П. Шевыревым на основании отметок в паспортах Гоголя, в Мюнхен Гоголь ездил из Гастейна в начале августа (н. ст.) 1842 г., проездом через Зальцбург, где был 3 августа (н. ст.) (см. коммент, к письму № 627). Исходя из этого указания, следует предположить, что настоящее письмо датировано Гоголем новым стилем.
.. .в нем живет король... — Людвиг Баварский (1825-1848). к стр- 83 .. .Полежаев, Храповицкий, Сопиков... Ходаковский... Пыляков...
Пылинский... Тепляков... Допекаевым. — См. коммент, к письму № 517 в т. 11 наст. изд. и к письму № 753.
Шулъмейстер— учитель (букв.: школьный мастер), так Гоголь в шутку называет хозяина дома, в котором он жил в Гастейне вместе с Н. М. Языковым.
С. П. Шевыреву
...пребывание твое... — Шевырев жил в Мюнхене и в Дахау к стр. 86(около Мюнхена) в августе-сентябре 1839 г.
Барон Моль — очевидно, один из сыновей секретаря баварской Академии наук Карла Молля (1760-1833), имение которого Молль- гейм было расположено близ Дахау.
Софья Борисовна (рожд. Зеленская) — жена Шевырева. к стр. 87
Борис— сын Шевырева.
.. .уплаты моих долгов... — О долгах Гоголя см. письмо № 733.
Неизвестный — вероятно, сам С. Т. Аксаков. к стр. 88