Раздел 1. От истоков до середины XIX века.
1. Театральные элементы в русской народной культуре.
2. Скоморохи.
3. Устная народная драма XVII–XVIII вв.
4. Создание театра при дворе Алексея Михайловича.
5. Школьный театр.
6. Театр городского населения.
7. Развитие театральной культуры в России первой половины XVIII в.
8. Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков.
9. Создание русского государственного публичного профессионального театра. Ф.Г. Волков.
10. Основные тенденции развития театра и драматургии последней трети XVIII в.
11. Д.И. Фонвизин и театр.
12. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» и ее первая постановка.
13. Развитие жанра трагедии последней трети XVIII в. «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина.
14. Развитие жанра комедии в последней трети XVIII в. «Ябеда»В.В. Капниста.
15. Комическая опера.
16. Сентиментальная драма на рубеже XVIII–XIX вв.
17. Актерское искусство второй половины XVIII в.
18. Развитие жанра комедии в первой четверти XIX в.
19. И.А. Крылов и театр.
20. Театральная деятельность А.А. Шаховского.
21. Комедии Н.И. Хмельницкого.
22. Развитие жанра трагедии в первой четверти XIX в.
23. Драматургия В.А. Озерова.
24. Театральная теория и практика «архаистов и новаторов» в первой четверти XIX в.
25. Актерское искусство первой четверти XIX в.
26. Е.С. Семенова.
27. А.С.Яковлев.
28. Драматургия А.С. Грибоедова.
29. «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
30. Творческий путь А.С. Пушкина-драматурга.
31. «Борис Годунов» А.С. Пушкина.
32. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.
33. Взгляды А.С. Пушкина на драму и театр.
34. Театр второй четверти XIX в.
35. Постановки пьес Н.В. Кукольника и Н.А. Полевого.
36. Драматургия М.Ю. Лермонтова.
37. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.
38. Актерское искусство 1830–1840-х гг.
39. П.С. Мочалов.
40. В.А. Каратыгин.
41. Русский водевиль.
42. Актеры водевиля (В.Н. Асенкова, Н.О. Дюр, В.И. Живокини).
43. Творческий путь Н.В. Гоголя-драматурга.
44. Взгляды Н.В. Гоголя на драматургию и театр.
45. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» и ее первые постановки.
46. «Женитьба» Н.В. Гоголя.
47. Драматургия И.С. Тургенева.
48. «Нахлебник» И.С. Тургенева.
49. «Месяц в деревне» И.С. Тургенева.
50. В.Г.Белинский о театре и драматургии.
Раздел 2. Вторая половина XIX века.
1. Актерское искусство середины XIX века.
2. М.С. Щепкин.
3. П.М. Садовский.
4. А.Е. Мартынов.
5. Критика о творчестве А.Н. Островского.
6. Общая характеристика драматургического наследия А.Н. Островского.
7. Начало творческого пути А.Н.Островского. Комедия «Свои люди — сочтемся».
8. Пьесы А.Н. Островского 1853-55 гг.
9. Драматургия А.Н. Островского второй половины 1850-х гг.
10. «Доходное место» А.Н. Островского.
11. «Гроза» А.Н. Островского и ее первые постановки.
12. Новые темы и жанры в драматургии А.Н. Островского пореформенного периода.
13. Трилогия о Бальзаминове А.Н. Островского.
14. Комедии А.Н. Островского конца I860 — начала 1870-х гг.
15. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского.
16. «Горячее сердце» А.Н. Островского.
17. «Бешеные деньги» А.Н. Островского.
18. «Лес» А.Н. Островского.
19. «Волки и овцы» А.Н. Островского.
20. Пьеса-сказка А.Н. Островского «Снегурочка».
21. Социально-психологическая драма в творчестве А.Н. Островского конца 1870 — начала 1880-х гг.
22. «Последняя жертва» А.Н. Островского.
23. «Бесприданница» А.Н. Островского.
24. «Таланты и поклонники» А.Н. Островского.
25. «Без вины виноватые» А.Н. Островского.
26. Драматургическое мастерство А.Н. Островского. Развитие творческого метода.
27. Теоретические взгляды и театральная деятельность А.Н. Островского
28. Мастера Малого театра (Л.П. Никулина-Косицкая, С.В. Шумский, И.В. Самарин).
29. Мастера Александринской сцены (В.В. Самойлов, П.В. Васильев, Ю.Н. Линская).
30. М.Е. Салтыков-Щедрин и театр.
31. «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
32. «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
33. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина.
34. Историческая драматургия 1860-х гг.
35. Драматургия А.К. Толстого.
36. Творческий путь Л.Н. Толстого-драматурга.
37. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого.
38. «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого.
39. «Живой труп» Л.Н. Толстого.
40. Л.Н. Толстой о театре и драматургии.
41. Малый театр второй половины XIX в.
42. Г.Н. Федотова.
43. М.Н. Ермолова.
44. А.П. Ленский.
45. М.П. и О.О. Садовские.
46. А.И. Южин.
47. Александринский театр второй половины XIX в.
48. М.Г. Савина.
49. К.А. Варламов.
50. В.Н. Давыдов.
51. Театрально-декорационное искусство второй половины XIX в.
52. Частные театры и провинциальная сцена на рубеже XIХ–XX вв.
Раздел 3. 1898 – 1923.
1. Основные тенденции развития театра в конце XIX — начале XX века.
2. Чехов и театр домхатовского периода.
3. Становление искусства режиссуры и организация МХТ.
4. Творческая программа создания МХТ. К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко.
5. Открытие МХТ. Спектакль «Царь Федор Иоаннович».
6. Чехов и сценическая методология раннего МХТ.
7. Спектакль МХТ «Чайка».
8. Спектакль МХТ «Дядя Ваня».
9. Спектакль МХТ «Три сестры».
10. Спектакль МХТ «Вишневый сад».
11. Пьесы Г. Ибсена и Г. Гауптмана на сцене МХТ.
12. Горький и МХТ.
13. Спектакль МХТ «На .дне».
14. Спектакль МХТ «Юлий Цезарь».
15. Малый театр на рубеже XIX–XX вв. Режиссерская деятельность А.П. Ленского.
16. Александринский театр на рубеже XIX–XX вв. Мхатовская режиссура на сцене Александринского театра. А.А. Санин.
17. В.Ф. Комиссаржевская и проблема актерского театра на рубеже XIX–XX вв.
18. Театр В.Ф. Комиссаржевской в «Пассаже».
19. Театральная эстетика русского символизма.
20. Театр-студия на Поварской.
21. Блок и театр.
22. Л. Андреев и театр 1900-х годов.
23. Театр В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской. В.Э. Мейерхольд и формирование методологии Условного театра.
24. Спектакль театра на Офицерской «Гедда Габлер».
25. Спектакль театра на Офицерской «Сестра Беатриса».
26. Спектакль театра на Офицерской «Балаганчик».
27. «Жизнь человека»: спектакли театра на Офицерской и МХТ.
28. Символистские опыты К.С. Станиславского.
29. Спектакль МХТ «Синяя птица».
30. Становление системы К.С. Станиславского. Спектакль «Месяц в деревне».
31. Режиссура Вл.И. Немировича-Данченко: поиски психологической трагедии.
32. Спектакль МХТ «Анатэма».
33. Спектакль МХТ «Братья Карамазовы».
34. «Гамлет» Г. Крэга и система Станиславского.
35. Л. Андреев и театр 1910-х годов.
36. МХТ: 1911–1917.
37. Начало студийского движения МХТ. Первая студия. Л.А. Сулержицкий.
38. Спектакль 1-ой студии «Сверчок на печи».
39. Два сезона «Старинного театра». Техника реконструкции.
40. Н.Н. Евреинов — теоретик и режиссер.
41. К.А. Марджанов и идея «Свободного театра».
42. Спектакль «Свободного театра» «Елена прекрасная».
43. Режиссерские искания Ф.Ф. Комиссаржевского.
44. Спектакль театра К.H. Незлобива «Идиот».
45. Начало режиссерской деятельности А.Я. Таирова. Создание Камерного театра.
46. Спектакль Камерного театра «Фамира–кифарэд».
47. Студийные искания В.Э. Мейерхольда: 1908–1917.
48. Спектакль Дома Интермедий «Шарф Коломбины».
49. Блоковский спектакль Студии на Бородинской.
50. Традиционалистские искания русской сцены и режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда в Александринском театре.
51. Спектакль Александринского театра «Дон Жуан».
52. Спектакль Александринского театра «Гроза».
53. Спектакль Александринского театра «Маскарад».
54. Октябрьская революция и театр.
55. Театрально-эстетическая концепция Пролеткульта.
56. Малый и быв. Александринский театры: 1917–1923.
57. Организация БДТ и его первые сезоны.
58. МХАТ: 1917–1921.
59. Спектакль МХАТ «Ревизор».
60. Студии МХАТ. Е.Б. Вахтангов и М.А. Чехов.
61. Спектакль Первой студии «Эрик XIV».
62. Спектакль студии «Габима» «Гадибук».
63. Спектакль Третьей студии «Принцесса Турандот».
64. Камерный театр: 1917–1923.
65. Спектакль Камерного театра «Адриенна Лекуврер».
66. Спектакль Камерного театра «Федра».
67. Спектакль Камерного театра «Жирофле-Жирофля».
68. «Театральный Октябрь» и Театр РСФСР Первый.
69. Спектакль Театра РСФСР I «Зори».
70. Театральная концепция В.В Маяковского и два спектакля «Мистерии-буфф».
71. Начало ТИМа. Конструктивизм и биомеханика.
72. Спектакль Театра Актера «Великодушный рогоносец».
73. Лозунг А.В. Луначарского «Назад к Островскому!» и начало нового этапа развития театра.