Тема 7. Искусство Древнего Рима
Плененная Греция победила
своего некультурного победителя.
Гораций
Среди европейских столиц Рим – если не самая прославленная, то, во всяком случае, самая древняя. Некогда само слово Рим означало не только название города, но величие, славу, могущество, великолепие, богатство и культуру. «Все дороги ведут в Рим» – гласила поговорка, ибо со всего мира устремлялись туда купцы и искатели приключений. Постепенно Рим превращался в собрание статуй, бюстов, барельефов, выкопанных из земли или созданных итальянскими мастерами. Все Академии художеств Европы основали здесь филиалы, посылая в Рим своих лучших учеников для общения со святынями искусства. Задолго до того как стать государственной столицей Италии, Рим давно уже был столицей живописцев, скульпторов и ценителей искусства.
В тот исторический период, когда в Греции развивалась культура архаики, в Италии на территории будущей Римской империи царили этруски (древние племена, населявшие эти земли в I тысячелетии до н. э. и создавшие развитую цивилизацию). Именно у этрусков римляне впоследствии заимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику и обычай отмечать победу триумфом. Этруски создали эмблему Рима – Капитолийскую волчицу, по преданию, вскормившую близнецов Ромула и Рема, основавших город Рим в 753 году до н. э. Рим на протяжении всей своей истории почти непрерывно ведет победоносные захватнические войны и превращается из небольшого итальянского города в столицу огромной державы.
Основу мировоззрения римлян определял патриотизм – представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть и т. п. считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора и живописца, выступление на сцене презирал как рабские занятия. Достойными делами римлянин считал войну, земледелие и право.
В I веке до н. э. Рим завоевал эллинистическую Грецию. Это произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, которая превосходила глубиной и разнообразием их собственную. «Плененная Греция победила своих некультурных победителей», – скажет Гораций. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов – для обучения своих детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов.
Вся история отношений Рима и Греции с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до явного подражательства. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно в период империи. Однако, ассимилируя греческое искусство, римляне вкладывали в него свое содержание. Для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Римлянин был слишком практичен, чтобы, восхищаясь мастерством греков, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла. Но уже в республиканский период в Риме складывается самобытное, оригинальное искусство, сформируется свой метод творчества, главная черта которого психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.
Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили прикладной характер. Большой популярностью пользовалась астрология. В основном же римские ученые постигали и копировали греков.
Особое место в культуре Древнего Рима занимали философия и юриспруденция. Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой, перенимала ее научный аппарат, терминологию, основные направления. Среди римских философов наибольшее распространение получили взгляды Сенеки, который видел смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия, преодолении страха перед смертью. Большую часть своих усилий, считал Сенека, человек должен посвящать собственному совершенствованию.
Большую роль в римской культуре играли литература и ораторское искусство. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его публичные выступления в судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Самыми прославленными поэтами были Вергилий, Гораций, Овидий. Плутарх прославился как автор сравнительных жизнеописаний греческих и римских деятелей, а также как философ, исследователь литературы, риторики, истории музыки
Театральные представления в Риме устраивались во время праздников и носили развлекательный характер («Хлеба и зрелищ!»). Гладиаторские бои были самым любимым зрелищем в Древнем Риме. Особенным успехом пользовались грандиозные действа, когда на сцене появлялись отряды конницы, включались выступления редкостных зверей, цирковые представления.
Архитектура. «Мерой всех вещей» в Римской империи был не человек, а государственная власть, и поэтому в архитектуре ценилась прежде всего грандиозность в сочетании с великолепием. Памятники зодчества должны были внушать почтение, показывать могущество, поднимать достоинство власти. В Риме создаются площади (форумы), храмы, триумфальные арки, ипподромы, бани (термы), театры, мосты, дороги, рынки и склады.
Если в греческой архитектуре на протяжении веков происходило совершенствование храмовых построек, то архитектура Рима исключительно многообразна. В Риме рождается арочная ячейка, на основе которой создавались здания и триумфальные арки. Греческий ордер выполнял в ней лишь декоративную функцию. Важнейшей постройкой времен Римской империи был амфитеатр Колизей.
Скульптура. Поэтическая атмосфера, некогда вдохновлявшая скульпторов Парфенона, не увлекала римлянина. Римский скульптор - не поэт, он не стремился превратить исторический факт в иносказательный образ или придать ему некое общее значение. Римлянин трезво и деловито сообщал зрителю о событии и обстоятельствах, месте и обстановке, подчеркивая достоверность рассказа точным описанием одежды, оружия, трофеев.
Ведущий жанр римской скульптуры – портрет. В нем присутствовали наблюдательность, точность и непредвзятость характеристик. Психологизм, выразительность портрета нарастают ко II–III векам. В это время создаются яркие, поражающие глубиной характеристик и запечатлением внутреннего состояния изображения римлян. Примером могут служить скульптурные портреты императоров Марка Аврелия, Филиппа Араба, Константина. В них отразилась нравственно-психологическая атмосфера современной им эпохи.
Христианство. В отличие от Греции, Древний Рим нашел прочное место в системе христианских исторических представлений: христианство зародилось и окрепло именно в недрах Римской империи. Сам Христос, согласно Евангелию, был представлен римскому прокурору Иудеи Понтию Пилату и был распят римскими солдатами. Христианство возникло внутри империи как бунтарская секта. Впоследствии оно примирилось с государственной властью, а затем стало и государственной религией.
Император Константин известен тем, что в его правление прекратилось преследование христианства. Сам император перед смертью принял крещение. По политическим соображениям Константин перенес столицу из Рима в Византию в 330 году, назвав город своим именем – Константинополь. Так великий Рим, столица мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства - Византии.
История античного мира подходила к своему завершению. Римская цивилизация была частью античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лёг в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств.
Огромное значение в истории культуры имеет период античности (между I тысячелетием до нашей эры и V столетием нашей эры). Это время – во многом период непревзойденных успехов не только в материальной, но прежде всего в духовной культуре человечества – в философии, литературе, театре, изобразительном искусстве, архитектуре, во многих отраслях научных знаний. Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:
- основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах;
- новые эстетические формы, не похожие на эстетические формы в более древних цивилизациях;
- основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом, и т.п.;
- основные нравственные нормы и основную религию – христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации и с конца IV века ставшее господствующей религией в поздней Римской империи.
Вопросы и задания для закрепления материала:
1. В чём проявляется человеческая мера всего греческого искусства?
2. В чём главная выразительность греческой скульптуры?
3. Каковы достижения древнегреческой философии и науки?
4. Укажите особенности преемственности двух культур?
5. Почему у римлян не существовало развитой мифологии, как у греков?
6. Каковы наиболее выдающиеся достижения римлян в области искусства?
Иллюстративный материал по теме:
Видеофильм «Искусство Древнего Рима».
Презентация «Выдающиеся личности Древнего Рима»