Лаки стран Ближнего и Среднего Востока

В странах Ближнего и Среднего Востока (Индии, Иране, арабских землях. Средней Азии и др.) расписанные темперой изделия из папье-маше тоже покрывали различными лаками, приготовленными так же, как в Византии и Западной Европе: путём растворения измельчённых и растопленных смол (янтаря, сандарака, канифоли, мастикса и др.) в горячем льняном масле. Смолы и масла тщательно обрабатывали. Например, сандарак предварительно промывали в щелочной воде, освобождали его от кусочков коры и всего постороннего, тщательно сушили и нагревали до высоких температур без доступа воздуха. (Сандарак плавится и становится растворимым в горячих растительных маслах - также тщательно очищенных. При варке масло не должно кипеть.) Когда же сплав уваривался до определённой густоты и вязкости, его разбавляли скипидаром или очищенной нефтью до желаемой густоты.

Автор "Ганун ос-совара" САДИГ-БЕК АФШАР[16] даёт следующий рецепт варки сандаракового лака (роган-е кеман), которым обычно покрывали переплёты книг из расписанного темперой папье-маше. Для варки такого лака берут один ман хорошего чистого сандарака и размельчают его зёрнышки молотком. Затем новый котёл соответствующей ёмкости ставят на таганок и со всех сторон обмазывают глиной. Чтобы котёл совершенно закрыть, его обкладывают кирпичом и камнями. После этого под ним разжигают сильный огонь и раскаляют, по выражению автора, "так, как кузнец -горн для железа и стали". В раскалённый котёл кладут измельчённый сандарак и помешивают его железной шумовкой. И держась подальше от котла, когда сандарак расплавится и сплошь превратится в жидкость, в нее вливают льняное масло в объёме вдвое больше, чем сандарак[17], но осторожно, ибо масло может внезапно воспламениться. Если лак взбежит и выльется через край на огонь, тут же следует убавить огонь. После того, как смесь несколько раз вскипит, одну каплю капают в воду; если она станет округлой, значит, лак готов. Весь этот процесс следует производить вдали от дома[18].

В завершение следует сказать, что процедуре покрытия яичной темперы старые мастера придавали большое значение. Именно поэтому большинство их рецептов сопровождается рекомендациями, как покрывать произведение. Масляные лаки требовали самого тщательного соблюдения технологических правил. Обыкновенно доски покрывали в жаркое и сухое время года, предварительно нагрев на солнце и самую живопись, и сосуд с лаком. Место, где производилось покрытие, должно было быть чистым и не иметь никакой пыли. Кроме того, живопись перед покрытием высушивали, по возможности долго. Об этом писал ЧЕННИНО ЧЕННИНИ: "Скажем, хорошо подождать несколько лет или по крайней мере год, - от этого твоя работа будет только свежее. ... Краски ... вместе с их темперой не хотят смешения с другими темперами. ... Если кроешь лаком после того, как краски со своей темперой прошли свой путь, они вновь становятся свежими и прекрасными и остаются в этом виде навсегда". (Гл. CLX)[19].

Примечания

[1] Сообщения. / ВЦНИЛКР. - 1961. - N 4.

[2] Сообщения. / ВЦНИЛКР. - 1963. - N 7.

[3] Этот способ отбелки и употребления масла описывает ЧЕННИНО ЧЕННИНИ (Гл. ХСII) (См.: ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 72), ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Гл. 513) (См.: Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского. - М., 1934. - С. 226), МАРЦИАН и другие. Древнерусские и греческие живописцы также были знакомы с этим способом улучшения живописных свойств масла и часто к нему прибегали (Типик НЕКТАРИЯ. - П. 78).

[4] Указ. соч. - С. 46.

[5] По-видимому имеется в виду сандарак (поскольку сандарак, как и гуммиарабик, ввозили в Европу через Аравию, то он мог называться "аравийской камедью"). Позднее в Европе будут применять "немецкий сандарак", т. е. смолу можжевельника. Д. И. КИПЛИК считает: "... смола многих старых рецептов представляет сандарак европейского происхождения, так как во всех почти химических трактатах XVI столетия упоминается о сандараке" (См.: КИПЛИК Д. И. Техника живописи. Т. IV. - Л. - М., 1929. - С. 53).

[6] Указ. соч. - С. 85.

[7] ДИОНИСИИ ФУРНОАГРАФИОТ. Указ. соч. - С. 18-21.

[8] РОВИНСКИЙ Д. А. Обозрение иконописания ... - С. 82.

[9] Указ. соч. - С. 96.

[10] Указ. соч. - С. 101.

[11] КИПЛИК Д. И. Указ. соч. Т. IV. - С. 56.

[12] Указ. соч. - С. 57.

[13] Указ. соч. - С. 57-58.

[14] Указ. соч. - С. 59.

[15] ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 105. Еще более древний трактат (XI - начала XII в.), так называемый манускрипт АНОНИМА БЕРНЕСИСА, описывает процесс приготовления связующего из желтка и белка. И хотя белок описан в качестве связующего для пигментов, именно таким белком покрывалась и живопись (См.: Манускрипт неизвестного автора ... - С. 62-63).

[16] афшар САДИГ-БЕК. Ганун ос-совар. ("Канон изображений", трактат о живописи XVII в.). - Баку, 1963.

[17] Уменьшение пропорции масла приводит к ослаблению эластичности лака и быстрому его растрескиванию (См.: КАЗИЕВ А. Ю. Указ. соч. - С. 81).

[18] Указ. соч. - С. 81.

[19] ЧЕННИНИ ЧЕННИНО. Указ. соч. - С. 104.

Приводится по: Реставрация икон: Методические рекомендации. Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М.,изд-во ВXHPЦ. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII,226 с, ил.; табл.ISBN 5-7196-0757-9

Наши рекомендации