Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(разработана доцентом А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ходпроведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) утверждения и оценить степень согласия с их со­держанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к

самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетво­ренности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно кон­статировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворен­ности учащихся школьной жизнью.

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(разработана доцентом А.А. Андреевым)

Часть I

Цель: получение количественно выраженной информа­ции об оценке родителями роли образовательного учрежде­ния в воспитании у их детей качеств жизненной компетен­тности, положительных поведенческих и морально-психо­логических качеств.

Ходпроведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:

Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 — в полной мере;

4 — в значительной степени;

3 — на достаточном уровне;

2 — в незначительной степени;

1 — практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Ва­шей личной точке зрения.

          1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).  
          2. Дисциплинированность (умение следовать ус­тановленным правилам в делах).  
          3. Ответственность (умение держать слово).  
          4. Воля (умение не отступать перед трудностя­ми).  
          5. Хорошие манеры поведения.  
          6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).  
          7. Образованность.  
          8. Ум (способность здраво и логично мыслить).  
          9. Высокие жизненные запросы.  
          10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные реше­ния).  
          11. Честность в отношениях с людьми.  
          12. Доброта в отношениях с людьми.  
          13. Чуткость в отношениях с людьми.  
          14. Справедливость в отношениях с людьми.  
          15. Терпимость к взглядам и мнениям других.  


Обработка полученных данных. При обработке результа­тов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

а) блок поведенческих качеств (1—5);

б) блок жизненной компетентности (6—10);

в) блок морально-психологических качеств личности (11—15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок ро­дителей по каждому блоку, а также общий средний пока­затель по всей совокупности предложенных 15-ти качеств. Полученные показатели надо соотнести с использован­ной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оцен­ке родителями роли образовательного учреждения в раз­витии перечисленных качеств личности у ребенка как не­достаточной.

Часть II

Цель: получение количественно выраженной информа­ции об оценке родителями помощи образовательного уч­реждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Ходпроведения. Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:

Утверждения   Совершенно не­верно   Едва ли это верно   Скорее всего верно   Совер­шенно верно  
Школа помогает ребенку:                  
а) поверить в свои силы          
б) учиться решать жизненные проблемы          
в) учиться преодолевать жизненные трудности          
г) учиться правильно общаться со сверстниками          
д) учиться правильно общаться со взрослыми          

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образователь­ное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши

дети):

Обработка полученных данных. Подсчитывается сред­ний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методи­ке. Если полученный показатель окажется меньше 3 бал­лов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в вос­питании у детей способности к решению основных жиз­ненных проблем.

Часть Ш

Цель: получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учрежде­ния представлениям о жизни и жизненным ценностям ро­дителей.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обя­зательной фиксацией содержания ответов):

1. Что больше всего радует Вас в жизни?

2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?

3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?

4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?

5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?

6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?

7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ре­бенка (Ваших детей)? 8 Какой должна быть хорошая школа?

9. В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?

10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

Обработка полученных данных. Проводится качествен­ный анализ ответов конкретного родителя, возможно обоб­щение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.

АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»

(составлена И.А. Забуслаевой)

Цель: выявить степень удовлетворенности педагогов жиз­недеятельностью в учебном заведении.

Ход проведения. На производственном совещании пред­лагается учителям выразить степень удовлетворенности раз­личными сторонами жизни в школе по пятибалльной систе­ме оценок:

1. Удовлетворенность организацией учебного процесса (на­грузка, расписание и т.д.):

5 — очень доволен(а);

4 — доволен(а), но нагрузка очень большая;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — не доволен(а);

1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.

2. Удовлетворенность условиями труда (наличие кабинета, оборудование, освещенность, температурный режим и т.д.):

5 — очень доволен(а);

4 — доволен(а), но хотелось бы лучших условий;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — не доволен(а);

1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.

3. Удовлетворенность содержанием труда:

5 — работа очень нравится, реализую в ней все свои способности;

4 — работа нравится;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — работа не очень нравится;

1 — работа совсем не нравится, ищу другую.

4. Удовлетворенность моральной оценкой своего труда:

5 — меня очень ценят коллеги и администрация;

4 — меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен(а);

3 — затрудняюсь ответить;

2 — меня недостаточно ценят, я заслуживаю большего;

1 — меня так низко ценят, что я хочу увольняться.

5. Удовлетворенность заработной платой:

5 — очень доволен(а);

4 — вполне доволен;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — не доволен(а);

1 — совсем не доволен(а), хочу увольняться.

Обработка полученных данных. Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить сте­пень удовлетворенности членов педагогического коллекти­ва жизнедеятельностью образовательного учреждения.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(разработана доцентомЕ.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей ра­ботой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже ут­верждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. 4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший клас­сный руководитель.

4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и до­машними заданиями.

4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности наше­го ребенка.

4 3 2 1 0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные зна­ния.

4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достой­ного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Администрация и учителя создают условия для проявле­ния и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к само­стоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста. Удовлетворенность ро­дителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на об­щее количество ответов.

Если коэффициент Уравен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;

если он равен или больше 2, но не меньше 3,то можно

констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низ­кого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим поло­жением в нем.

Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включен­ные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, —

2. Меня устраивает составленное расписание уроков, —

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально, —

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объ­единения) и мое участие в ней, —

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и спо­собности, —

6. Я испытываю потребность в профессиональном и лич­ностном росте и стараюсь ее реализовать, —

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы, —

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск,—

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отно­шения, —

10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег, —

11. Мне кажется, что администрация справедливо оцени­вает результаты моей работы, —

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации, —

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся, —

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихсяко мне и моему предмету, —

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимо­понимания в контактах с родителями учащихся, —

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддержива­ют мои педагогические требования, —

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем, —

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психоло­гический климат в школе, —

19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, —

20. Я доволен размером заработной платы и своевремен­ностью ее выплаты, —

Обработка полученных результатов. Показателем удов­летворенности педагогов жизнедеятельностью в образова­тельном учреждении (У) является частное от деления об­щей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количе­ство ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уро­вень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности;

если же данный коэффициент меньше 2, то можно предпо­ложить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесо­образно определить, насколько удовлетворены педагоги та­кими аспектами жизнедеятельности образовательного учреж­дения, как:

организация труда (утверждения 1—4);

возможность проявления и реализации профессиональ­ных и других личностных качеств педагога (5—8);

отношения с учителями и администрацией учебного за­ведения (9—12);

отношения с учащимися и их родителями (13—16);

обеспечение деятельности педагога (17—20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечис­ленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчи­тывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

Литература

Байбородова Л. В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изуче­ние эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997.

Воспитательная система сельской школы / Под ред. Е.Н. Сте­панова. Псков,1997.

Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Гро­мова. Смоленск, 1994.

Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику вос­питания. М.,1989.

Диагностика как фактор развития образовательной сис­темы / Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 1995.

Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Ва­сильевой. М.,1991.

Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми / Сост. Т.В. Сенько. Л., 1991.

Изучение эффективности воспитательной работы в про­фессиональных учебных заведениях / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1999.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.

Классному руководителю о воспитательной системе клас­са / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебно-воспитатель­ной работы школы развивающего обучения за учебный год. Псков, 1996.

Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. М., 1984.

Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педа­гогического мониторинга региональных стандартов в управ­лении. СПб, 1992.

Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе / Под ред. З.И. Василье­вой. Л., 1991.

Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: тео­рия и методика. М., 1981.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Мн., 1987.

Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина М., 1999.

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические мето­ды изучения личности. М., 1998.

Степанов Е.Н. Диагностические методики для изучения эффективности работы образовательного учреждения // Псковская школа. 1999. № 1.

Степанов Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положения в нем ребенка Псков 1992.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

Шамардин В.Н., Тамбоекина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата — к творческому поиску. М., 1991.

Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников М 1990.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Методические рекомендации Под ред. Е.Н. Степанова

Редактор Л.А. Ануфриева Корректоры Н.А. Саморезова

Компьютерная верстка С.Н. Гамзинвй Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ «Сфера».

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999.

Подписано в печать 16.08.00. Формат 84х lOS'/n. Бумага типографская. Гарнитура «Тайме». Печать высокая Усл.п.л. 6.72. Тираж 7 000 экз. Заказ № 794

Издательство «ТЦ Сфера». 129164, Москва, Маломосковская ул., 21. Тел. 216-37-72.

Отпечатано с готовых диапозитивов во Владимирской книжной типографии. 600000, Владимир, Октябрьский просп., д. 7.

Наши рекомендации