Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ходпроведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к
самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Часть I
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ходпроведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 — в полной мере;
4 — в значительной степени;
3 — на достаточном уровне;
2 — в незначительной степени;
1 — практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи). | |||||
2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах). | |||||
3. Ответственность (умение держать слово). | |||||
4. Воля (умение не отступать перед трудностями). | |||||
5. Хорошие манеры поведения. | |||||
6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни). | |||||
7. Образованность. | |||||
8. Ум (способность здраво и логично мыслить). | |||||
9. Высокие жизненные запросы. | |||||
10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения). | |||||
11. Честность в отношениях с людьми. | |||||
12. Доброта в отношениях с людьми. | |||||
13. Чуткость в отношениях с людьми. | |||||
14. Справедливость в отношениях с людьми. | |||||
15. Терпимость к взглядам и мнениям других. |
Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1—5);
б) блок жизненной компетентности (6—10);
в) блок морально-психологических качеств личности (11—15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15-ти качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Ходпроведения. Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:
Утверждения | Совершенно неверно | Едва ли это верно | Скорее всего верно | Совершенно верно |
Школа помогает ребенку: | ||||
а) поверить в свои силы | ||||
б) учиться решать жизненные проблемы | ||||
в) учиться преодолевать жизненные трудности | ||||
г) учиться правильно общаться со сверстниками | ||||
д) учиться правильно общаться со взрослыми |
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши
дети):
Обработка полученных данных. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Часть Ш
Цель: получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов):
1. Что больше всего радует Вас в жизни?
2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?
4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)? 8 Какой должна быть хорошая школа?
9. В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?
Обработка полученных данных. Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.
АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»
(составлена И.А. Забуслаевой)
Цель: выявить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении.
Ход проведения. На производственном совещании предлагается учителям выразить степень удовлетворенности различными сторонами жизни в школе по пятибалльной системе оценок:
1. Удовлетворенность организацией учебного процесса (нагрузка, расписание и т.д.):
5 — очень доволен(а);
4 — доволен(а), но нагрузка очень большая;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — не доволен(а);
1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.
2. Удовлетворенность условиями труда (наличие кабинета, оборудование, освещенность, температурный режим и т.д.):
5 — очень доволен(а);
4 — доволен(а), но хотелось бы лучших условий;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — не доволен(а);
1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.
3. Удовлетворенность содержанием труда:
5 — работа очень нравится, реализую в ней все свои способности;
4 — работа нравится;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — работа не очень нравится;
1 — работа совсем не нравится, ищу другую.
4. Удовлетворенность моральной оценкой своего труда:
5 — меня очень ценят коллеги и администрация;
4 — меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен(а);
3 — затрудняюсь ответить;
2 — меня недостаточно ценят, я заслуживаю большего;
1 — меня так низко ценят, что я хочу увольняться.
5. Удовлетворенность заработной платой:
5 — очень доволен(а);
4 — вполне доволен;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — не доволен(а);
1 — совсем не доволен(а), хочу увольняться.
Обработка полученных данных. Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить степень удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательного учреждения.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(разработана доцентомЕ.Н. Степановым)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. 4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент Уравен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;
если он равен или больше 2, но не меньше 3,то можно
констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
(разработана доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, —
2. Меня устраивает составленное расписание уроков, —
3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально, —
4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней, —
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности, —
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать, —
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы, —
8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск,—
9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения, —
10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег, —
11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы, —
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации, —
13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся, —
14. Я удовлетворен(а) отношением учащихсяко мне и моему предмету, —
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся, —
16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования, —
17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем, —
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе, —
19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, —
20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты, —
Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности;
если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
организация труда (утверждения 1—4);
возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5—8);
отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9—12);
отношения с учащимися и их родителями (13—16);
обеспечение деятельности педагога (17—20).
Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.
Литература
Байбородова Л. В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997.
Воспитательная система сельской школы / Под ред. Е.Н. Степанова. Псков,1997.
Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Громова. Смоленск, 1994.
Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.,1989.
Диагностика как фактор развития образовательной системы / Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 1995.
Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой. М.,1991.
Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми / Сост. Т.В. Сенько. Л., 1991.
Изучение эффективности воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1999.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.
Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год. Псков, 1996.
Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. М., 1984.
Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга региональных стандартов в управлении. СПб, 1992.
Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе / Под ред. З.И. Васильевой. Л., 1991.
Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М., 1981.
Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Мн., 1987.
Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина М., 1999.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
Степанов Е.Н. Диагностические методики для изучения эффективности работы образовательного учреждения // Псковская школа. 1999. № 1.
Степанов Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положения в нем ребенка Псков 1992.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Шамардин В.Н., Тамбоекина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата — к творческому поиску. М., 1991.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников М 1990.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Методические рекомендации Под ред. Е.Н. Степанова
Редактор Л.А. Ануфриева Корректоры Н.А. Саморезова
Компьютерная верстка С.Н. Гамзинвй Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ «Сфера».
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999.
Подписано в печать 16.08.00. Формат 84х lOS'/n. Бумага типографская. Гарнитура «Тайме». Печать высокая Усл.п.л. 6.72. Тираж 7 000 экз. Заказ № 794
Издательство «ТЦ Сфера». 129164, Москва, Маломосковская ул., 21. Тел. 216-37-72.
Отпечатано с готовых диапозитивов во Владимирской книжной типографии. 600000, Владимир, Октябрьский просп., д. 7.