Методика «психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
1. Дружелюбие 2. Согласие 3. Удовлетворенность 4. Увлеченность 5. Результативность б. Теплота взаимоотношений 7. Сотрудничество 8. Взаимная поддержка 9. Занимательность 10. Успешность | Враждебность Несогласие Неудовлетворенность Равнодушие Нерезультативность Холодность взаимоотношений Отсутствие сотрудничества Недоброжелательность Скука Неуспешность |
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.
АНКЕТА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)
Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.
Ходпроведения. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?
2. Кто для Вас служит нравственным примером:
а) товарищи;
б) родители;
в) учителя;
г) герои книг;
д) выдающиеся спортсмены;
е) участники молодежных ансамблей;
ж) никто;
з) допишите __________________
3. В каких областях жизни учащиеся вашей школы обладают реальными правами:
а) в совершенствовании учебного процесса;
б) в организации досуга;
в) в контроле за качеством знаний;
г) в поощрении;
д) в организации воспитательной работы;
е) нигде;
ж) допишите _________________
4. Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают):
а) в учебной работе;
б) на занятиях в кружках;
в) в компании друзей;
г) в общественной работе;
д) в производственном обучении;
е) в проведении досуга;
ж) в семье;
з) нигде;
и) допишите __________________
5. С кем Вы можете быть откровенными:
а) ни с кем;
б) с ребятами из нашей компании;
в) с директором школы;
г) с товарищами по школе, классу;
д) с родителями;
е) с руководителем кружка, секции, клуба;
ж) с бабушкой или дедушкой;
з) с классным руководителем;
и) со старым знакомым;
к) с любимым человеком;
л) с учителем школы;
м) допишите _________________
6. Как бы Вы поступили, если учитель, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:
а) промолчу;
б) отвечу дерзостью;
в) обращусь к родителям за поддержкой;
г) обращусь к товарищам за поддержкой;
д) спокойно попытаюсь доказать свою правоту;
е) пожалуюсь администрации;
ж) при случае отомщу;
з) обращусь к классному руководителю;
и) обращусь к учителю, которому доверяю;
к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;
л) допишите _________________
7. В каких делах учителя школы «на равных» участвуют с учащимися?
8. Допишите фразы: «Мне хочется идти в школу, когда...»;
«Мне не хочется идти в школу, когда ...»; «Образцом нравственного отношения к людям в нашей школе является ...»;
«Отношения учеников и учителей в нашей школе можно назвать ...»
9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:
а) учитель — ученик;
б) учителя — учителя;
в) учителя — администрация;
г) учителя — родители;
д) родители — учащиеся;
е) ученик — ученики;
ж) администрация — ученики.
10. К кому Вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?
11. Какие дела в школе, по Вашему мнению, могут решаться:
а) одними учителями;
б) совместно учителями и учащимися;
в) самостоятельно учащимися.
12. В коллективе работников нашей школы преобладают отношения:
а) враждебные;
б) недружеские;
в) деловые;
г) групповые;
д) ты — мне, я — тебе;
е) сложные;
ж) всякие;
з) дружеские;
и) допишите __________________
^.2.10. МЕТОДИКА «СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)
Цель: изучить представления школьников о реальном и возможном (идеальном) взаимодействии педагогов и учащихся.
Примерные темы сочинений: «Как бы я построил урок, если бы был учителем», «Самый интересный урок», «Если б я был учителем литературы...», «Что делать, если ученик конфликтует с учителем-предметником».
Сочинение по предложенному плану:
1. Нужно ли сотрудничать педагогам и учащимся и почему?
2. В чем нам помогают педагога?
3. Где и в чем нужна помощь педагогов школьникам?
4. В чем и как мы помогаем педагогам?
5. Что нужно сделать, чтобы улучшить совместную работу педагогов и школьников?
Данные вопросы могут быть использованы также для коллективного обсуждения проблемы взаимодействия педагогов и учащихся в учебной и внеучебной деятельности.