Великая печать Древних, известная как печать Старцев
Глубоко выгравированная в круглом каменном помосте в центре залитой светом звезд комнаты порталов души, которая находится в сердце безымянного город под Иремом, — это эмблема любопытной формы, не похожая ни на что другое, полное назначение которой неизвестно людям. Некоторые называют ее печатью Старцев, но другие — Великой Печатью Древних. Путешественники души, которые попадают в Р’льех, могут увидеть ее на закрытых воротах дома Ктулху, где он лежит в своей могиле и дремлет. Ее форма скорее может быть нарисована, чем описана, но это нечто похожее на ветвь и одновременно на геометрическую фигуру, имеющую углы и круги в точном соотношении. Она была неверно интерпретирована в разных произведениях авторами, которые ничего не знали о ее истинной форме. Ибн Шахаб посмел нарисовать ее просто в двух из своих манускриптов, но в искаженной форме, в которой не было сфер и других более мелких отметок, так что она была бессильна. Те, кто имеет ее полностью, обладают бесценным сокровищем.
Знайте, что Йогг-Сотот — это ворота и ключ, но печать Старцев — это замок. Созданная Старцами во время войны с Ктулху и его потомством за много-много лет до сотворения человека, она обладает властью предупреждать проход Древних или их детей, когда они расположились у порога. Хозяин дома, который правильно выгравирует ее на своей двери, может спать спокойно, не опасаясь вторжения этих неестественных тварей, поскольку она не только предупреждает вторжение потомков Древних, но также укрепляет окна и стены от угрозы, так что дом сохраняется в безопасности от любого вторжения невидимым барьером.
Печать была вырезана в помосте в комнате, залитой звездным светом, чтобы не допустить проникновения Древних, и много веков она выполняла свою функцию, поскольку Обитатели Глубин в нижних покоях уверены, что ни одно потомство пересекающей пространство расы никогда не прошло через порталы души. Для обычного человека и других созданий она не составляет препятствия, но только против вторжения Древних или тех существ, которые рождаются от них.
Она до некоторой степени эффективна против людей — идолопоклонников семи правителей, поскольку эти люди находятся в постоянном благоговейном страхе от ее власти и улетают от самого ее вида, хотя они могли пересечь ее, если бы осмелились.
Ни один человек не понимает принципа ее действия. Возможно, все дело в ее пропорциях и углах, благодаря которым она концентрирует то же самое пагубное влияние, исходящее от света звезд, которое много веков назад прогнало Древних с поверхности нашего мира. Это происходит таким же способом, как искусно отполированные кристаллы и кривые зеркала улавливают и концентрируют тепло солнца и вызывают возгорание дерева и других подобных предметов. Нарисованная на кольце ритуального круга, она служит эффективной защитой от Ньярлатхотепа, который не может постичь даже своей тайной мудростью то, что происходит в пределах круга, или препятствует продвижению работы. Если ее носить на шее как талисман, она защищает путешественника от ненасытных детей Шуб-Ниггурат, созданных из человеческого семени, которые блуждают по пустынным местам и подстерегают добычу. Даже проходы снов запечатаны, и ни один потомок Древних не может проникнуть в сознание того, кто носит этот талисман. Те, кто вызывает семерых правителей, остерегаются ее, поскольку она превращает все приготовления в пустоту и разрушает все их чары.
Написано, что после того как между Старцами и потомками Ктулху был заключен мир, и он был спасен от яда звезд и погружен в свою могилу в Р’льехе, который тогда еще находился над волнами, три члена расы Старцев тайно пришли в Р’льех и поместили эту печать на входе в его могилу, так что после пробуждения он окажется в ловушке на неопределенное время, поскольку они предвидели погружение города благодаря своим знаниям астрономии и поместили эту печать накануне катаклизма. Таким путем они думали сорвать планы Ктулху, поскольку он не сможет пробудиться ото сна смерти, пока дверь закрыта, а печать не может быть взломана ни им, ни его потомством. Однако при всей их мудрости они не предусмотрели рождение нашей расы, еще не созданной ими, и это может служить доказательством того, что в некотором будущем гений человека сможет открыть ворота, которые не подвластны мощи бога.
Подземная река А'зани
После истощения ресурсов в городе под Иремом и всего, что можно было добыть посредством путешествия через порталы души и союзом с обитателями глубин, которые живут в своих сводчатых палатах и огромных многоколонных залах, путешественник должен спуститься еще глубже в землю, поскольку невозможно убежать вверх мимо ведьмы И'такуах, которая постоянно ждет и слушает. В самых низких местах западных залов за пределами каменной лестницы, окутанной ослепительным сиянием, которое исходит от стен с яркостью кованого золота, нужно обнаружить огромную дверь из литой бронзы, которая легко и беззвучно поворачивается на своих петлях, хотя ее много лет никто не смазывал. Мимо нее лежит проход, и дальше за пределами канала, выдолбленного в твердой скале водами древней реки, которая давно пересохла, хотя тот, кто станет и затаит дыхание, может все еще услышать далекое эхо ее грохочущих вод. Эта река называлась А'зани расой рептилий, или так говорят об этом их потомки, которые до сих ползают во тьме по пыльному каменистому дну водного русла.
В допотопные времена река А'зани была непроходима, поскольку ее бурный поток полностью заполнял пещерные пространства, которые шли извилистыми путями на запад глубоко в песках пустыни в направлении Красного моря. Она служила выходом для мощных фонтанов, которые поднимались под Иремом, и в далеком прошлом были гораздо более мощными, чем в те дни, когда это место населяли люди. По прошествии веков ее поток превратился в ручеек и в конце концов совсем высох, оставив только извилистое русло, похожее на полую оболочку кожи какой-то огромной змеи. Там, где бурный поток прокладывал свой путь в пещеры, которые уже существовали в глубинах, дорога широкая, а в темноте над головой можно услышать звук крыльев, похожий на тихий звук летучих мышей, но эти создания не летучие мыши. В других местах гравий, переносимый вдоль вод, образовал пологие холмы, так что проход достаточно узкий и человек должен пригнуть свою голову.
Посетителю безымянного города достаточно повезло, чтобы обладать кремнем и гнилушкой, и он может найти дерево, чтобы его зажечь. Он должен приготовить факелы из жира крыс, чтобы освещать сухое русло реки, ближайшее к городу. Так как он близок к их древнему дому, выродившиеся потомки расы рептилий ковыляют на своих четырех когтистых лапах, опустив низко головы к земле, чтобы чуять добычу, которая состоит из крыс, змей и большого количества белых пауков, которые больше нигде не водятся. Эти пауки размером с раскрытую кисть человека. Они висят плотными массами на стенах и потолках коридора и пробиваются сквозь гравийное дно в поисках своей собственной пищи в виде червей и жуков. Их трудно избежать без света пламени, они бегают повсюду и создают сухой звук, потрескивая, когда на них наступаешь. Их клыки не ядовитые, но их укусы болезненны из-за того, что они большие.
Человек без факела, который поглощал высушенные запасы белых грибкообразных пауков второго зрения, будет иметь слабые знаки, которые будут его вести вдоль русла реки, имеющего только небольшое общее снижение, поскольку она одновременно поднимается и опускается, но опускается чаще, чем поднимается, и слабое дуновение соленого воздуха входит в канал в месте ее устья около моря. Движение воздуха ощутимо только в последней стадии путешествия вдоль реки. Он окажется погруженным во тьму, ползущим на четвереньках, как рептилия, постоянно донимаемый косматыми существами и укусами пауков, которые, однако, служат удобным источником пищи и питья, поскольку их тела богаты водой.
Рептилии ходят нагими, и большинство утратило способность говорить либо на своем собственном языке, либо на диалекте древнего Ирема. Они боятся входить в свой город, но остаются рядом с бронзовыми дверями, которые открываются в коридор, ведущий к реке, и поклоняются или почитают сами двери как богов. Немногие, которые старше остальных могут говорить со странным акцентом Ирема, который они выучили посредством наблюдения. Так как эта раса походит на крокодилов Нила, среди них, кто обитал во тьме А'зани, есть небольшое число тех, кто помнит язык человека. Мало что можно узнать из беседы с этими древнейшими, которые страдают старческим слабоумием, свойственным этому возрасту. Но они могут произнести название реки и будут описывать с удовольствием, как нашей расе удалось построить Ирем над их скрытым городом.
Рядом с бронзовыми воротами они раскладывают семьями деревянные гробы своих почетных покойников. Некоторые до сих пор находятся в камерах самого города, но большинство были переселены за ворота. Обитатели Глубин говорят, что у этой расы был обычай сохранять тела своих умерших, как это делают египтяне, одевать их в самые красивые одежды и украшения и помещать в усыпальницы, которые имеют крышки из стекла, через которое можно видеть трупы следующим поколениям кровных родственников. Когда раса в своем окончательном вырождении покинула город и стала жить в высохшем русле реки, они не смогли вынести разлуки со своими предками и перенесли их гробы за пределы дверей. Только тела умерших, которые не имели живых родственников, оставили в городе.
Многие из этих могил будут найдены разбитыми, их содержимое похищенным для того, чтобы быть съеденным. Рептилии опустились до того, что стали практиковать поедание высохшей плоти своих мертвых родственников, хотя они не будут осквернять своих прямых предков. Социальная жизнь расы состоит из попыток семейных групп разорять могилы своих семей, которые охраняют их не щадя жизни, поскольку когда все могилы семьи разорены и трупы похищены, существует предание, что несчастная семья скоро погибнет. Даже если это не более, чем легенда, они в это верят, и таким образом количество представителей этой расы сильно сокращается.
Недавний путешественник, проходящий вдоль русла реки, случайно увидел при свете факела сражение между двумя соперничающими кланами, которых было несметное количество. Одна огромная семья заняла оборонительную позицию перед своим дорогим покойником, но из-за постоянной нужды искать пропитание их ряды поредели. Другой клан одолел защитников, щелкая челюстями и топча ногами, и ему удалось унести несколько гробов своих соперников, пока сражение продолжалось, но прежде чем они смогли осквернить их содержимое, охотники вернулись и со свежими силами смогли вернуть свои драгоценные трупы. Наблюдатель подумал бы, что это была победа наций, такими громкими были гортанные улюлюканья победителей, которые, казалось, потеряли способность к членораздельной речи из-за этого возбуждения. Таково было жалкое существование этой когда-то великой расы строителей и ученых.
В больших пещерах можно было услышать невидимых, существ, похожих на летучих мышей, которые пикировали с высот на мягких шуршащих крыльях и с визгом хватали свою добычу, чтобы унести ее за пределы света факелов к потолкам, где она ими пожиралась. Звуки их чавканья были отчетливо слышны, усиленные эхом камней, и также звуки костей и черепов их жертв, падающие на гравий и гальку внизу. Они недостаточно большие, чтобы схватить и нести члена расы рептилий или человека, но попытки схватить их оставляют глубокие раны от когтей, поскольку они острые как кинжалы и прорезают грубую шкуру рептилий так же легко, как и незащищенную кожу. Когда они нападают, их можно убить, так как у них хрупкие кости и крылья, но их кровь ядовита и вызывает тошноту, делая их бесполезными в качестве пищи. Они никогда не нападают поодиночке — только группами по двое или трое за один раз, и их атаки не частые. Рептилии также будут пытаться убить путешественника, чтобы его съесть, так как в пещерах и проходах всегда не хватает пищи для всех, кто там обитает. Звуки крика Йа! Ньярлатхотеп! будут удерживать их в безвыходном положении. Все дрожат от страха при этом имени, как собаки, будут уклоняться, когда человек сделает жест, как будто собирается бросить камень, даже если его нет у него в руке. И, таким образом, можно сделать вывод, что именно повелитель старейшин, известный как Хаос, который вызывает ужас, изгнал их из палат подземного города в речные пещеры.
После дня продвижения раса рептилий остается позади, а спустя еще много дней путешествия на щеках ощущается морской бриз и запах соли. Легче двигаться вперед, следуя этому бризу, который ведет к углублению в камнях на пустынном берегу Красного моря. Идите по берегу на север, и вы придете в маленький морской порт, где за разумную плату или за несколько рассказов путешественника могут провести по древнему каналу, проделанному египтянами в верховьях Красного моря, и оттуда можно предпринять путешествие по суше к Мемфису.
Мемфис, город мумий
Есть те, кто ничего не знает о расах, которые обитали в этом мире до сотворения человека, которые пишут, что Мемфис — это первый город, более древний, чем все остальные, даже древнее Ирема с тысячью башен. Путешественник, который видит его руины, поднимающиеся среди его улиц и полей, поверил бы этому утверждению при отсутствии других знаний, поскольку так огромны камни его пещер, что едва ли кажется возможным, чтобы они были высечены рукой человека. В древнейшей истории Черной Земли, как ее называли из-за черноты ее почвы, Мемфис был главным городом народа, но эта честь спустя века перешла к Фивам, и хотя его величие уменьшилось, самые древние секты продолжают находиться спрятанными среда его катакомб и могил.
До появления в Египте христианства бог Птах был культовым в этом городе. Его имя означает — ремесленник, или гравер на камнях, и доказательства его культа разбросаны повсюду вокруг зданий этой местности, поскольку ни один народ в мире так не любил вырезать изображения и слова на камне. Он добр по характеру, однако к нему нельзя относиться с презрением, поскольку его власть сохраняется в его родной стране, и ужасные несчастья падут на головы тех, кто насмехается над богами. Египтяне верили, что небеса поддерживаются на огромной железной плите, форма которой выкована молотком этого ремесленника, которого они восхваляли, наделив титулами Отца Начал и Повелителя Истины.
Ни одна другая человеческая раса не проявляет такую заботу о своих трупах. Благодаря своим навыкам они стремились сохранить тело умершего навечно, и при постоянном усилии и изучении этого мастерства на протяжении бесчисленных поколений они достигли в этом таких успехов, что можно обнаружить могилы, содержащие тела благородных людей и почетных писцов, которым многие сотни лет, однако лица усопших, когда их развернули, кажутся лицами спящих, настолько хорошо они защищены от червей.
Главное вещество, используемое в процессе консервации, — это мумие, от которого получили название обернутые тела. Ибн Бельтар свидетельствует, что оно очень похоже на смолу Иудеи, которая берется из Асфальтового Озера, где оно обнаружено, накапливающееся под водой. Другие ингредиенты, обычно используемые для этого, — соль, называемая натрием, мед, масло кедра и пряности, такие как молотая мирра, кассия и ладан. Эти консерванты не помогли бы при отсутствии тщательной подготовки трупа, которая предусматривает удаление всех его органов, включая мозг, которые те, кто занимается бальзамированием, вытаскивают из черепа через нос железными крючками. Главные органы помещаются в кувшины, посвященные четырем углам мира, и складываются в могилу рядом с трупом, который тщательно заворачивается полосками льна или шелка. Более древние мумии всегда завернуты в лен, но те, которые сделаны при правлении Птолемея, часто оборачивались шелком, ввозимым с Востока.
В нынешнюю эпоху практика мумификации почти прекратилась. Старые люди, которые видели, как она процветала в эпоху их юности, наблюдали, как осталось всего только две мастерские, где ее активно практикуют, поскольку сыновья и дочери богатых домов до сих предпочитают, чтобы их мертвых сохраняли в традиционной манере, несмотря на проклятие христиан, которые закапывают трупы в землю необработанными, чтобы они там гнили. Те, у кого нет денег, больше не могут позволить себе сохранять своих мертвых, но часто будут помещать труп в свивальнике, в древние катакомбы, где сложены в нишах, вырезанных в каменных стенах, мумии бесчисленных поколений.
При правлении христиан почтение мертвым уступило место безразличию. Еврейские купцы нанимают людей, чтобы расхищать катакомбы и взламывать тело ради мумие, которое продают как мощное лекарство во многих странах. Его достают из черепов и животов и продают на местном рынке по низкой цене, поскольку так много древних трупов, что его источнику не предвидится конца. Знаменитый врач Аль-Магар писал о многих полезных свойствах мумие, особенно о его способности исцелять раны, в которой оно превосходит все остальные лекарства. Оно применяется непосредственно на поврежденном участке тела или в виде порошка, который принимают внутрь, в зависимости от заболевания. Обычная смола не обладает такими целебными свойствами, поскольку определенные соли и соки трупа со временем впитываются в мумие и укрепляют его.
Не следует думать, что все мумие в равной степени сильнодействующее средство. Более древнее также и более сильное, и то, что взято из трупа великого война и царя, обладает более выраженными свойствам как целебного характера, так и для других применений, чем извлеченное из трупа обычного человека. Именно ради мумие некроманты в прошлые века расхищали могилы фараонов. То, что в этих могилах было огромное богатство в виде золота и драгоценных камней, было только дополнительным мотивом, но мумие царя было главной наградой тем, кто понимал его многочисленные полезные свойства.
Здесь можно рассказать удивительную историю, которая будет служить предостережением путешественникам. Говорят, что однажды охотники за мумие, истощив привычные места, где его находят, разграбили катакомбу, которая много веков назад была использована для захоронения тел колонии прокаженных. Его продавали по разным странам, но также продавали на рыночной площади целителям и обычным горожанам Мемфиса. Менее чем через год заметили, что многие из тех, кто купил это испорченное лекарство, заболели ужасной болезнью, и еврейский купец, ответственный за его распределение, был растерзан на части женами, возмущенными судьбой своих мужей и сыновей, у основания общего колодца, который можно было увидеть на площади и по сей день. Так поэт был потрясен, что написал: «Избегайте врачей как чумы, поскольку чума менее пагубна, и не платите ничего за их услуги».
О могилах волшебников
Вся земля Египта — от дельты до Катарактов — кишит волшебниками и некромантами. Это не должно вызывать удивления, когда считается, что религия древних этого места состояла из магических искусств связи с богами и для принуждения служить людям. Боги Египта были не просто почитаемы и обожаемы, но ими манипулировали и даже создавали посредством искусства жрецов, чье знание магии не сравнить с искусством нашей расы. Еще более великим, чем даже магия, было искусство их волшебников, которые обитали в одиночестве в пустыне, на некотором расстоянии от реки и зеленых оазисов, которые являются местами обитания людей, их единственными слугами, были ученики и знакомые духи, связанные с ними обетом послушания.
Могилы волшебников глубоки, поскольку им был свойствен постоянный страх, что после смерти люди и другие создания пустыни смешаются с их костями. Искусство некромантии зависит от использования тел мертвых и от сущностей, связанных с этими телами, и ни один труп не является более мощным в магическом отношении, чем труп волшебника, по причине чего они высоко ценятся. Велика сила мумии фараона, но еще больше мощь мумии волшебника, которая была сделана не так, как мумии знатных людей и обычных египтян, но из других субстанций, которые сохранили не только плоть, но и душу и дух. По этой причине они требовали, чтобы их тела были помещены в самые глубокие отверстия земли, ниже катакомб, ниже даже рудников.
Самые глубокие пещеры неподходящие места для глаз, которые видят. Их чудеса странные и пугающие. Проклята земля, где мертвые мысли заново обретают жизнь и становятся странно телесными, и зло — это ум, который не заключен в черепе. Мудро написал Ибн Шахаб, что счастлива могила, где нет волшебника, и счастлив город ночью, чьи волшебники все пепел. Поскольку с древних времен считается, что душа в контакте с дьяволом не покидает свою смертную оболочку, но питается и учит самих червей, когда они ее гложут, пока из праха не возникнет омерзительная жизнь и мрачные, питающиеся падалью животные не породят искусных и пахучих монстров, чтобы зачумлять землю. Огромные раны открываются там, где достаточно быть естественным порам земли, и существа, которые должны ползать, научились ходить.
Тело волшебника считается слабым только в одном случае: оно должно быть сожжено до пепла на открытом воздухе при дневном свете, даже до костей и зубов, и его пепел собран тщательно и развеян по ветру до заката солнца. Нужно избегать этой судьбы, которая побуждает волшебников выбирать свои могилы, чтобы подготовить их к своей смерти. Ведь хотя их жизнь может быть продлена с помощью их искусства намного дольше, чем у обычных людей, они смертны и в конце концов должны умереть. При обычном развертывании событий они осознают время своей смерти, до того как она произойдет, и могут выбрать среди людей живой сосуд, в который они переносят свою сущность, и это обычно их ученик, который готовится к этой жертве своей плоти годами специального обучения, поскольку волшебник, который вошел в живой человеческий сосуд, теряет часть или все свои воспоминания и должен заново учиться своей мудрости в тайных искусствах.
В случае внезапной насильственной смерти, которая отнимает жизнь такого мудреца без должной подготовки, его беспокойный дух не будет спать, но вечно будет искать средство себя реанимировать и будет использовать любое живое существо, которое сможет применить для своих целей. Это делается по своего рода инстинкту, поскольку удар неожиданной смерти разбивает высший разум, который остается связанным с трупом, оставляя только голод и яростную волю, которые не могут никогда насытиться. Когда тело нужного рода невозможно найти, его делают из менее подходящей формы жизни, которая находится под рукой, поскольку разлагающаяся плоть никогда не является одинокой, так как паразиты не могут сопротивляться ее спасению. Съесть волшебника означает приобрести частично его качества, но съесть слишком много означает попасть под влияние его беспокойного духа и формироваться его испепеляющей волей. Его дух ожидает подходящей плоти, в которую он может войти для своих целей. Если не находится никто подходящий, он использует то, что имеется под рукой, даже если это влечет потерю более высокого сознания для многих поколений переходов. Эти существа, чудовищность которых не поддается описанию, постоянно голодные, и их следует избегать.
На западе Мемфиса лежит скрытая могила великого волшебника, который в жизни носил имя Нектанебус. Он был последним чистокровным египетским царем на этой земле. Хотя могила находится менее чем в дне езды верхом за пределами города, она так хорошо спрятана, что армия, ищущая ее вход, не могла найти его в течение года поисков. Только тот, кто знает это место, может найти его, и только тот, кто посетил эту могилу, может знать ее место, если его первым не привел туда проводник. Волшебник выбрал эту могилу, потому что это необычное место для захоронения царей, и так прошли века, и таково было его намерение, но кто может предвидеть превратности времени и перемены судьбы спустя много веков? Могилу нашли, и не многим известно, кто принимал участие в этом редком пире и приобрел мудрость таким путем. И все, кто посетил ее глубины до этого времени, были мудрыми в отношении некромантии, поскольку она до сих пор содержит единственный труп.
Есть несколько проводников к этой могиле среди живущих, но пески Египта кишат тенями мертвых, которые видят все, что происходит под луной своими бледными и не отражающими свет глазами. Они боятся войти в могилу, которая, по правде, не представляет для них никакой ценности, но может побудить вести путешественника ко входу с помощью веских аргументов, поскольку боль по своей интенсивности всегда преодолевает страх, истина, известная каждому человеку, который страдал своей плотью от пыток мучителя. Путь вниз крутой и прорезан мелкими отверстиями, больше похожими на зарубки стремянки, чем на ступени лестницы. Чернота там полная, и падение фатально. Достигнув дна искусственной шахты, дорога продолжается вниз по более плавному уклону естественной пещеры, в конце которой находится помещение, достаточно высокое, в котором можно стоять во весь рост.
Волшебник лежит на спине внутри резного ящика из кедрового дерева, который сам находится внутри каменного склепа. Крышки обоих контейнеров были сломаны молотками и куска-ми лежат на полу пещеры. Его труп обмотан льном, за исключением ступней и кистей рук, которые скрещены на груди и, кажется, скребут воздух в своей наготе. Восемь пальцев отсутствуют. Последним был взят самый крупный палец левой кисти, на котором остались только указательный и большой пальцы. Па правой руке нет ни одного пальца. Также с его стоп удалены все десять пальцев. Обрубки демонстрируют следы зубов и выглядят обглоданными при тусклом свете лампы. Те, кто пришел, взяли то, что им было нужно, но побоялись взять слишком много, поскольку власть Нектанебуса легендарна.
Пещера сухая и безжизненная, и она была выбрана благодаря этим качествам, поскольку волшебник решил, что он должен воскреснуть во плоти человека. Его испуг мог быть только воображаемым, когда его преданный ученик, после того как труп был тайно помещен в могилу, бежал, чтобы никогда не возвращаться, боясь потери своего собственного разума больше, чем гнева своего хозяина. То ли воля волшебника оказалась достаточно сильной, чтобы бороться со смертью с такой глубины внутри земли, неизвестно, но определенно, что он не обладал властью заставить вернуться своего ученика. И такая мощь трупа оставалась неизменной целую вечность, и голод его духа оставался ненасытным. Стоя у края могилы, можно ощутить этот голод и гнев, но решительный ум, способный к искусству магических барьеров, может сопротивляться этому достаточно долго, чтобы приобрести часть мудрости и воспоминаний царя.
На пахе у мумии покоится диск из зеленого камня, с выгравированной на его лицевой стороне печатью Старцев. Она не была потревожена, поскольку ни один посетитель могилы не был достаточно смелым, чтобы повернуть ее, даже если награда, которую она скрывает, огромна. Вок-руг границы диска выгравированы иероглифы, которые может прочитать тот, о ком написано в древних стихах, и их смысл следующий:
Умнее всего оставить эту печать целой, если вы должны рискнуть пройти в это место, поскольку остаются еще два пальца, и нос и уши являются нетронутыми.