Часть 3: Традиционные интеллекты, связанные с «Ай-кью» (коэффициентом

Бьюзен Т.

10 способов как стать гением / Т. Бьюзен; Пер. с англ. А. Прокопчук. - М.: 000«Издательство ACT»: 000«Из­дательство Астрель», 2002. - 253 с: ил. - (Библиотека практической психологии).

Знали ли вы, что используете лишь 1% возможностей своего мозга, Тони Бьюзен - автор мировых бестселлеров, показывает в этой книге, как можно научится использовать оставшиеся 99%.

Раскроет перед вами удивительные способности всех 10 ин­теллектов, среди которых: творческий, социальный, физический и сексуальный. Практические упражнения и легкие в применении методики поиогутвам рационально распоряжаться своим време­нем и быть в согласии с окружающей вас действительностью, т. е. вы сможете реально управлять своей жизнью.

Содержание

Благодарность...........................................6

Список Умных карт®......................................7

Письмо моему читателю ..................................8

Вызов ................................................11

Введение ..............................................12

Часть 1: Творческий

и Эмоциональный интеллекты..........................22

1 Создай себя - ваш Творческий интеллект .................22

2 Наедине с собой - ваш Личностный интеллект .............54

3 Вы и они - ваш Социальный интеллект ....................82

4 Бог его знает! - ваш Духовный интеллект.................104

Часть 2: Тело и интеллект.............................116

5 Разговор о теле - ваш Физический интеллект .............116

6 Смысл чувств - ваш Чувственный интеллект ..............143

7 Умный секс - ваш Сексуальный интеллект ................162

Часть 3: Традиционные интеллекты, связанные с «Ай-кью» (коэффициентом

умственного развития)................................184

Рассчитывайте на себя - ваш Математический интеллект ... .186 Прикиньте расстояние - ваш Пространственный

интеллект.............................................212

10 Сила слов - ваш Речевой интеллект ....................226

Оцениваем интеллект ..................................248

Сводная таблица результатов определения различных видов

интеллекта ............................................253

Мир будущего .........................................254

Эта книга посвящена всем тем кто занимается развитием своего интеллекта Мы находимся на пороге всемирного Возрождения, которое претворит XXI век в Столетие Ума, а третье тысячелетие - в эпоху Разума

Благодарность

Я бы хотел поблагодарить обе команды, которые, приме­няя все свои интеллектуальные способности, помогли сделать эту книгу бестселлером еще до того, как она поя­вилась на прилавках магазинов Я благодарю команду из­дательства «Торсонд», в том числе главного редактора Кэроул Тонкинсон, которая благодаря удивительным ду­шевным качествам помогла претворить мою идею в жизнь, так что эта книга стала такой, какая она есть, реда­ктора Шарлотт Райдингз, которая улавливала все с полу­слова и помогала улучшить эту книгу, Поля Редхеда, Тоби Уотсона, Тима Бирна, Иветту Коулз, Джо Пала, Меган Слайфинд, Джеки Колтон и Эйслинн МакКормик Вы - по­трясающая команда, вы преданны делу, умны и полны творческих идей Мой вам поклон

Не могу оставить без внимания мою команду, особенно выпускающего менеджера Каролайн Шотт Без ее увле­ченности и творческой помощи этой книги просто бы не было, моего внешнего редактора Ванду Морс, ставшую крестной мамой этого труда моего личного ассистента и дорог ого друга Лесли Блас, помогавшего выходу книги не Щсддм своих сил, чудесных художников и составителей Ум­ных каргОО Алана и Эмилии Бертонов, воплотивших мои идеи на бум.)ге, мою дорогую маму Джин Бьюзен - луч­шего корректора который у меня когда-либо был1

Список Умных карт

1 Творческое мышление

2 Я-это

3 Фокусы со временем

4 Собираемся на встречу

5 Хорошая форма

6 Дом чувств

7 Ваш идеальный сексуальный партнер

8 Отправляемся на отдых

9 Планирование бюджета

10 Планирование сада

11 Планирование свадьбы

12 Лучшее вступление

А вот как отзывались учителя о моих способностях:

• «Ленив»

• «Слишком любит фантазировать»

• «Плохо концентрируется»

• «Очевидно, что этот мальчик совершенно лишен художественных талантов"

• «Плохо влияет на класс»

• «Совершенно непредсказуем»

• «Нет склонностей к занятиям физкультурой»

• «По истории способности ужасные - у него нет ни интереса, ни таланта»

• «Не годится для высшего образования!»

• «Способен на большее»

Ну что, это вам знакомо?

Постепенно мои «вопросы без ответов» вылились в три главные проблемы:

1. Кто может знать, умен человек или нет?

2. Кто определяет, что такое «ум»

3. Можно ли улучшить свой коэффициент умствен­ного развития («Ай-кью»)?

Главной целью моей жизни стал поиск ответов на эти вопросы. 30 лет понадобилось мне для изучения наших умственных способностей и того, как они реализуются, а затем - для изобретения принципа Умных карт, которые помогают улучшить наш интеллект

Книга «10 способов как стать гением» должна стать спасительной соломинкой для всех тех людей на Земле, которые задавались подобными вопросами и (или) полу­чали похожие отзывы в школе.

Итак, наслаждайтесь, открывая собственные ранее со­крытые от вас способности ума1

Тони Бьюзен

Вызов

В 1950-е годы Алан Тьюринг, изобретатель компьютера, поставил перед электронной промышленностью задачу создания такой машины, которая была бы так же умна, как человек. Для тестирования ЭВМ на предмет ее соот­ветствия умственным способностям человека необходи­мо было провести следующий опыт Трех достаточно ум­ных и образованных людей помещают перед занавесом, за которым находятся три «мыслителя»: два человека и один компьютер. Три пары должны были вести друг с другом беседу на производственную тему. Тест считался бы пройденным в том случае, если б компьютер смог убедить людей за занавесом, что он - один из двух чело­веческих существ, а вовсе не машина! Но и теперь, с на­ступлением нового века, никто еще не смог приблизить­ся к решению поставленной в середине прошлого века задаче.

Задача, поставленная Тюрингом, очень впечатляет, од­нако она не охватывает (и вы это увидите) даже 90% сути вопроса.

Эта задача основывается на старом положении, что «Ай-кью» и человеческий ум можно ограничить лишь их речевыми способностями. Теперь нам известно, что «си­ла слов» - это всего лишь одно из проявлений нашего ра­зума Следовательно, чтобы компьютер можно было сравнить с мозгом человека, он должен обладать всеми десятью видами интеллекта, которые, по сути, являются самостоятельными интеллектами. То есть компьютер бу­дет больше походить на человека, если соединит в себе Математический, Физический, Чувственный, Творческий и Пространственный интеллекты.

Думается, что еще долгое время приз будет дожидать­ся своего победителя.

Введение

Эта книга и Вы

Книга «10 способов как стать гением» основана на по­следних исследованиях нашего мозга и тела, и здесь вы найдете поистине революционные открытия. Ока­зывается, ваш интеллект - это не просто стандарт­ный коэффициент умственного развития, о котором все только и говорят. На самом деле у вас целых 10 интеллектов!

Обладание высоким коэффициентом умственного разви­тия, который основывается на измерении ваших речевых и математических способностей, не означает, что вы ав­томатически получите успех в личной и профессиональ­ной жизни. С недавних пор все больше признается важ­ность других способностей: умения общаться с людьми, упорно идти к поставленной цели, планировать свою жизнь и т. д. В этой книге мы будем исследовать эти дру­гие интеллекты. Я покажу, как можно развивать и расши­рять возможности каждого из них, и это изменит ваши способности в целом!

Ваши интеллекты

10 интеллектов, которыми вы обладаете, можно разде­лить на три категории: Творческий и Эмоциональный ин­теллекты - интеллекты, связанные с физическими способностями - и Традиционные интеллекты, входящие в коэффициент умственного развития. Соответственно и книга делится на 3 части.

Часть 1: Творческий и Эмоциональный интеллекты

1. Создай себя- ваш Творческий интеллект.Когда-то считалось, что творчество - это «божественный дар» и им наделены немногие. Теперь мы знаем, что все об­ладают этим даром. Открыть кроющиеся в каждом из нас необыкновенные возможности Творческого интел­лекта - это лишь дело техники.

2. Наедине с собой - ваш Личностный интеллект.Эта глава рассматривает интеллект, отражающий, на­сколько вы удовлетворены собой. Бывает, что люди высоко оценивают отдельные виды интеллекта, но все еще недовольны собой. Исследуя природу лично­стного интеллекта, я покажу, как ум может стать ва­шим лучшим другом.

3. Вы и они- ваш Социальный интеллект.Эта глава, в которой рассматривается один из важнейших ин­теллектов (так считают многие эксперты), поможет преодолеть один из самых распространенных в мире видов страха.

4. Бог его знает!- ваш Духовный интеллект.Здесь мы исследуем значение Духовного интеллекта в кон­тексте мировой тенденции духовного подъема.

Часть 2: Тело и интеллект

5. Разговор о теле - ваш Физический интеллект.

В свете новых исследований, раскрывающих хара­ктер взаимоотношения мозга и тела, вместо ранее распространенного «сила есть - ума не надо», мы все чаще повторяем «в здоровом теле - здоро­вый дух».

6. Смысл чувств - ваш Чувственный интеллект.

Раньше полагали, что все пять чувств, которые у нас есть, представляют собой статические и неизмен­ные «приемники» информации из окружающего нас мира. Последние научные разработки свидетельст­вуют: чувства исключительно подвижны, наполнены внутренней «жизнью». По сути они представляют со­бой систему, которая приспосабливается к окружа­ющей среде и которую вы можете с успехом разви­вать.

7. Умный секс - ваш Сексуальный интеллект.Са­мые важные органы секса находятся не между ног, они у вас - между ушей! Чтобы развить этот интел­лект, вам действительно надо будет стать умнее.

Часть 3: Традиционные интеллекты, связанные с «Ай-кью»

8. Рассчитывайте на себя - ваш Математический интеллект.Данный интеллект основан на вашем зна­нии алфавита и цифр. Когда у вас есть специальный метод познания, то для вас не составит большого тру­да выучить алфавит.

9. Прикиньте расстояние - ваш Пространственный интеллект.Многие из величайших людей и знамени­тых спортсменов всех времен обладали особыми спо­собностями в области этого интеллекта. Именно этот интеллект указывает дорогу, помогая всем другим ин­теллектам. Вы выясните, как можно его развить.

10. Сила слов - Ваш Речевой интеллект.Этот интел­лект составляет важнейшую часть стандартного теста на определение коэффициента умственного разви­тия. Главную роль в нем играют ваш запас слов и то, как вы умеете видеть связь между понятиями. Этот интеллект необходим, чтобы достичь успеха в самых разных областях жизни, при этом развивать его сов­сем не трудно.

Главная интеллектуальная звезда книги - Леонардо да Винчи

Именно пример Леонардо да Винчи приводится, когда речь идет о совершенном гении во всех областях знаний. Други­ми словами, он был человеком, который пользовался сво­ими интеллектами с наибольшим размахом. Гений Леонар­до столь поразителен, что существует мнение - считать его величайшим гением всех времен и народов. Практически до всего в жизни ему приходилось доходить «своим умом», но желание этого человека развивать и расширять свои ин­теллекты дало удивительные результаты.

Леонардо, как это ни покажется странным, происходил не из богатой семьи, а образование, которое он получил, ограничивалось самыми азами знаний.

Еще мальчиком его отдали в ученики к художнику (скульптору), в мастерской которого будущий гений при­обрел навыки рисовальщика, мастерство живописца.

Сам Леонардо говорил, что стал «гением», потому что научился использовать свой интеллект, познавая, как ра­ботают ум и, особенно, чувства. Читая эту книгу, постоян­но помните о примере Леонардо, ведь человек, которого мы представили как величайшего гения, стал таким бла­годаря работе над собой. Леонардо гордился тем фак­том, что он самостоятельно получил образование, и не случайно этот человек часто называл себя «учеником экс­перимента».

Давайте же ознакомимся со всеми интеллектами, ко­торыми мы обладаем, и посмотрим, как Леонардо сумел овладеть каждым из них.

Леонардо был удивительно творческим человеком. Он создавал бессмертные произведения искусства и просто выдвигал бесчисленные идеи. Помимо своих художест­венных талантов, Леонардо был еще и превосходным му­зыкантом. Если в руки ему попадал струнный инструмент, даже такой, которого он и в глаза не видывал до этого, этот человек мог очень быстро настроить его и сыграть что-нибудь известное или сымпровизировать. Леонардо был известен как исключительно уверенный в себе чело­век. Он наслаждался собственной компанией, заботился и ухаживал за собой так, как это бы делал лучший друг или любимая. Умение прекрасно вести себя в обществе дела­ло его желанным гостем на всех вечеринках и приемах Флоренции. Он мастерски веселил публику, мог очаровы­вать ее своими рассказами и пользовался своими заме­чательными музыкальными способностями, развлекая гостей, он на ходу сочинял песни и тут же их исполнял, что просто поражало всех. Широко известно, что Леонардо восторгался природой и всем живым.

Природу он считал божественным проявлением и очень любил животных. Рассказывали, что он часто ходил на рынок, где продавали певчих пташек и просто птиц к обеду, покупал их целую клетку и при всем честном наро­де выпускал на волю. Потом он с восторгом наблюдал, как они радостно взмывали в небо, чувствуя вновь обретен­ную свободу.

Предположение, что нельзя одновременно обладать и развитым интеллектом, и силой, полностью опровергает­ся примером Леонардо. Его исключительная сила и вы­носливость были хорошо известны. Этого человека счи­тали одним из главных силачей Флоренции. Вдобавок он был необыкновенно красив. Историк Дж. Вазари расска­зывает, что осанка Леонардо была столь совершенна, по­ходка - величественна, а внешность так удивительно пре­красна, что люди выстраивались вдоль улиц Флоренции, просто чтобы посмотреть, как гений идет в свою мастер­скую. Сегодня таких людей принято называть современ­ными секс-символами, особое внимание Леонардо уде­лял чувственному интеллекту, что, конечно же, очень важ­но для художника. Он натренировал свое зрение до такой степени, что порой его наблюдательность граничила с чу­дом. По имеющимся сведениям, Леонардо был первым человеком, который невооруженным глазом увидел спутники Юпитера, а в своей работе «Собрание полетов птиц» он описал такие детали, которые нельзя было подтвер­дить в его время, и только изобретение фотографии 350 лет спустя доказало правоту этого человека.

Для Леонардо числа были частью гармонично устроен­ного мира. Он использовал их как основное орудие мысли, измеряя и подсчитывая все, что только можно, во всех об­ластях деятельности, - в искусстве, дизайне, инженерных разработках и изобретениях. Удивительно плодовитый ум Леонардо порождал новые конструкции акведуков, зам­ков, речных плотин; он изобретал подводные суда и лета­ющие аппараты и выдвигал сотни других гениальных ин­женерных идей, которые были ранее неведомы.

Из-за того, что Леонардо занимался столь разными видами деятельности, запас его слов был во много раз больше среднего. Огромная сила его воображения поз­воляла этому необыкновенному человеку создавать вели­колепные литературные описания и размышления. Мно­гие из его литературных зарисовок - это целые портреты, созданные не кистью, а посредством слов.

Леонардо должен стать неким идеалом, когда вы буде­те читать эту книгу. Помните, что, как и все мы, Леонардо тоже был ребенком, которому просто удалось овладеть всеми теми способностями, которыми наделен интел­лект. Проще говоря, он сумел стать умнее.

Состав глав

Книга «10 способов как стать гением» составлена таким образом, чтобы постоянно возбуждать ваш интерес, снабжать интересной и важной информацией, быть дей­ствительно полезной и забавной. Каждая глава включает:

1. Полное определениеинтеллекта, так что передвига­ясь от одной главы к другой, вы получаете все бо­лее ясную картину всех удивительных способностей разума.

2. Четкое перечисление всех тех результатов, которых вы можете достичь, используя материал, изложенный в главе.

3. Взятый из жизни пример Интеллектуальной звез­ды,то есть пример человека, максимально полно развившего данный вид интеллекта.

4. Удивительные факты.В каждой главе содержится информация, показывающая, что вы умнее, чем ду­маете.

5. Примеры.Кроме главной Интеллектуальной звез­ды, вы сможете открыть примеры других лично­стей, развивавших тот или иной вид интеллекта. Эти примеры помогут вам определить свою роле­вую модель, когда вы начнете развивать силу соб­ственного разума.

6. Тренировку ума.В конце каждой главы, когда вы уже достаточно подготовлены, займитесь тренировкой ума. Мы предложим специальные упражнения, кото­рые помогут вам стать умнее.

7. Вопросы /тестыдля самостоятельной работы. Бли­же к концу главы вы найдете тесты для саморазвития. Они развлекут и позабавят вас, в то же время позна­комят с тем, как ответили на эти вопросы супергении. Если вы получите более 50% с первого раза, значит ваши дела продвигаются великолепно. Повторяя эти тесты, вы увидите, как улучшаются ваши результаты.

Кроме всего, в этой книге есть:

Умные карты®проиллюстрированные визуальные обучающие средства, разработкой которых я занима­юсь всю свою жизнь. Они прекрасно развивают па­мять, и благодаря им вы без труда сможете располо­жить факты и мысли таким образом, что ваш ум нач­нет действовать сам без какого бы то ни было принуждения.

Это означает, что предложенным способом запом­нить, а потом воспроизвести информацию будет намного проще, и вы останетесь уверены, что ничего не забыли, что при обычном методе запоминания не всегда возможно.

В каждой главе вы найдете советы по составлению Умных карт®. Вам захочется самим попробовать со­ставить такую карту, а кроме того вы найдете иллюстрации с примерами. Полное описание того, как составлять Умные карты®, содержится в главе 1.

Общая таблица развития всех интеллектов.В конце книги вы найдете такую таблицу, куда будете заносить результаты тестов, помещенных в конце глав. К тому моменту, когда вы прочтете книгу, то по­лучите своеобразный «интеллектуальный разрез» се­бя самого, показывающий ваши сильные стороны; то, что требует улучшения и соотношения различных ви­дов интеллекта, которые вы используете. Вы сможете повторить все эти тесты, наблюдая, как растет собст­венный интеллект месяц от месяца. Главное, о чем вы не должны забывать, применяя на пра­ктике то, что мы советуем, - это сбалансированность. Замечательно, если вы сосредоточитесь на тех сторонах интеллекта, которые кажутся вам более слабыми, но не забывайте и о сильных сторонах (и наоборот!).

Каждый из ваших интеллектов связан с другими, и ко­гда вы целенаправленно развиваете один из них вне зави­симости от того, осознаете вы это или нет, развиваются и другие. Лучше, если сосредоточенно будете работать над каждым из интеллектов по очереди.

Читая эту книгу, представьте, что ваши интеллекты -это пальцы удивительно подвижных рук пианиста-виртуо­за. Конечно, можно играть музыку вашей жизни и одним-двумя «пальцами», используя только Речевой и Матема­тический интеллекты или только Физический и Чувствен­ный, но эта мелодия будет звучать куда лучше, если вы сыграете «всеми пальцами» своего ума чудесную мело­дию на клавишах собственной жизни.

Долгое время Творческий и Эмоциональный интеллекты просто игнорировались и им давались неверные определения В пер­вой части книги выясняется, каким образом можно развить ог­ромную силу творческого интеллекта, пользуясь удивительны­ми Умными картами® И это еще не все Вы откроете, что Эмо­циональный интеллект сам по себе не един, а состоит из трех отдельных Интеллектов - Личностного, Социального и Духовно­го, каждый из которых жизненно важен и неповторим Когда вы прочтете первую часть книги, ваш творческий потенциал значи­тельно возрастет, и это благодаря Умным картам® Вы сможете намного глубже, чем раньше, понять свое отношение к самому себе (самой себе), к другим людям и окружающему миру.

Часть 1

Творческий и Эмоциональный интеллекты

Создай себя

Ваш Творческий интеллект

И еще раз - творческий тест

Вернитесь к ответам на тест со скрепкой и обведите тот, который считаете наиболее творческим. Попробуйте оп­ределить причины своего выбора.

Вы выбрали это, потому что оно самое... (какое?).

Теперь обратите взимание на список слов и отметьте те из них, которые, по вашему мнению, лучше всего опре­деляют идею творчества:

• нормальный

• оригинальный

• практичный

• выходящий за рамки обыденного

• безвкусный

• возбуждающий.

Стандартные ответы: творческие идеи должны быть оригинальными, выходящими за рамки обыденности и обычно они возбуждают.

Например, если вам придет в голову такая творческая идея, как использование вешалки, чтобы вешать на нее

пальто, никто особо не заинтересуется этим «изобрете­нием», однако если вы захотите использовать вешалку в качестве скульптуры или музыкального инструмента, лю­ди будут ценить не только ваши идеи, но и вас самих.

Пример

Многократные чемпионы мира в танцах на льду Джейн Торвилл и Кристофер Дин были настолько творческими натурами, что смогли в корне изменить отношение лю­дей к спорту и классической музыке. Используя новый стиль в костюмах, изобретая невиданные движения и подъемы, доводящие до предела возможности фигур­ного катания, Торвилл и Дин смогли создать полную ил­люзию Испании, испанского танца и боя быков, так что зрители смотрели на них, как завороженные, а судьи бы­ли настолько ошеломлены, что не могли вымолвить и слова. Созданные Торвилл и Дином танцы увидело мно­жество людей, и всякий раз зрители слушали музыку, под которую они танцевали, - «Болеро» Равеля.

И снова творческий тест

Вернемся еще раз к нашему заданию: «Придумайте, как можно использовать скрепку».

Традиционно мыслящий человек предположит: слово «использовать» предполагает стандартное, обычное, ра­зумное применение скрепки. Такой же традиционно мыс­лящий человек решит, что размер у скрепки - стандарт­ный и изготовлена она из обычного (стандартного) мате­риала. «Стандартный», «стандартный», «стандартный» означает, что человек мыслит нормально, еще нормаль­нее и совсем нормально. А нормальное мышление - это что-то усредненное.

Что же позволяет оценить этот творческий тест? Идеи, которые выбиваются из ряда обычных.

Творческий интеллект позволяет мыслить свободнее и находить множество вариантов того или иного решения, таким образом он создает больше идей, причем идей, стоящих на качественно более высоком уровне, творческий ум воспримет слово «использовать» широко, дополнив его фразой «в связи с этим...». Для человека с таким типом ума понятно, что скрепка может быть любого размера, сделана из любого материала и из нее можно сделать все, что угод­но. Этот человек разрушает границы обыденного и включа­ет в список способов использования множество необыч­ных (далеких от нормы) идей. Он вполне может высказать идею о том, что после расплавления пятитонной металли­ческой скрепки получится слиток огромной формы, из ко­торого можно будет сделать каркас для корабля. Вернемся к нашей тренировке ума.

5. Учитесь рисовать!

Вы не умеете? Это только так кажется! Итак, сейчас вы на­учитесь это делать. Хорошо начать с вводного метода Конни Гордона, немедленно доказав себе, что вы можете стать художником. Выполните следующее упражнение, причем имейте в виду, что его можно повторять, всякий раз меняя форму гор, линию горизонта, очертания и ко­личество веток и листьев на деревьях и т. д.

Метод Конни Гордона «Четыре Шага»®

Прежде чем приступить к упражнению, быстренько нари­суйте простой пейзаж с небом, холмом, деревом и озе­ром.

Ответы к упражнению

«Лягушка и Космический корабль»

1. Каждого из них что-то окружает.

У них есть «пусковые устройства».

Они оба «подпрыгивают».

Они оба приземляются.

Миллионы людей собирают различные их изображе­ния и модели.

Им посвящены телевизионные программы.

У них обоих есть «глаза».

Они оба стремятся к цели.

Они оба являются энергетическими системами. 10. Придумайте что-нибудь сами!

Наедине с собой

Ваш Личностный интеллект

Звезда

Личностного интеллекта

Представьте, что вы - супермен, у вас отменное здоро­вье, успех, прекрасная внешность и фигура атлета. Вы - известный актер в лучший период своей жизни. Десятки миллионов поклонников обожают вас. И одна­жды, когда вы скачете верхом на лошади, происходит странный и ужасный, почти смертельный несчастный случай. Внезапно лошадь сбрасывает вас, вы падаете на голову и ломаете шею. В больнице вы узнаете, что на всю жизнь парализованы и не сможете ни ходить, ни плавать, ни играть, ни бегать, ни ездить верхом, ни за­ниматься любовью.

Смогли бы вы смириться со своим новым положени­ем? Смогли бы вы преодолеть трудности и снова при­влечь к себе внимание окружающих?

Все это случилось с Кристофером Ривом, и он смог. Ак­тер, сыгравший Супермена, потеряв всю свою физическую силу, стал настоящим Суперчеловеком. В книге, озаглав­ленной «Все еще я», актер описывает, какую битву ему при­шлось выдержать, чтобы справиться с новым положением, свою решимость продолжать жить. Этот мужественный че­ловек появлялся в телевизионных и радио-шоу (програм­мах) и обращался к людям, связанным с медициной, побу­ждая их разрабатывать средства излечения для десятков тысяч людей, находящихся в таком же, как и он, положе­нии, и это обратило к Кристоферу внимание миллионов

Несмотря на ограниченные физические возможности, Личностный интеллект Рива заставлял «супермена» ду­мать, что он - все еще Он. С помощью своего творческо­го воображения этот человек поддерживал свою мечту, и вот благодаря Личностному интеллекту, силе воли, мо­ральной поддержке миллионов людей, узнавших о его по­истине эпической битве, и развернувшимся (во многом с его подачи) исследованиям он достигает невозможного и опять может ходить.

Кристофер Рив должен был справиться с глубоким личным кризисом. К счастью, большинство из нас сталки­вается не с такими грандиозными препятствиями. Однако развивая свой Личностный интеллект, чтобы быть гото­вым к любым ударам судьбы, вы должны знать, как и бла­годаря чему работает ваш мозг.

Машина и водитель

Это поможет понять классическая история «о машине и водителе».

Итак, вы едете за рулем своей машины на работу.

На пути следования находится большой перекресток со светофором. Когда вы к нему подъезжаете - загорает­ся «красный» свет.

Вы, естественно, останавливаетесь и ждете «зелено­го». Когда он загорается, вы отпускаете педаль тормоза и уже готовы нажать на «газ». Вдруг справа на перекресток

выскакивает машина, несущаяся со скоростью, раза в два больше разрешенной, и нарушающая правила, так как едет на «красный». К тому же лихач пролетел всего в не­скольких дюймах от вашего автомобиля, и вы с ужасом осознаете, что находились всего в доле секунды от серь­езного столкновения, и возможно, даже смерти.

В подобной ситуации большинство людей действует тем или иным из следующих способов:

• показывают непристойный жест;

• обзывают водителя каким-либо оскорбительным словом;

• добавляют к оскорблению целый поток руга­тельств;

• хватаются за сердце;

• бешено сигналят;

• заводят длинный разговор с пассажирами, упи­рая на то, что все другие водители - болваны;

• рассказывают об этом случае на работе, изливая свой праведный гнев на идиота-водителя кол­легам;

• запомнят эту историю и будут постоянно прибе­гать к ней в качестве примера безответственно­сти других автомобилистов.

Прежде чем предложить свой ответ, давайте посмот­рим на то, что же все-таки произошло. Вы были за рулем небольшого жестяного ящика, который решили называть «машиной». Ваша жестянка достигла линии, которую тео­ретически можно до бесконечности продлить вправо и влево. Увидев красное световое пятно в соответствую­щем месте, вы, основываясь на своем опыте и выучке, ре­шили остановиться.

Через несколько секунд другой человек в небольшом жестяном ящике приблизился к вам справа под углом примерно 90°. Так же увидев свет - красный, он по какой-то причине решил проехать мимо. Его жестянка не трону­ла вашей и исчезла.

Совершенно очевидно, учитывая минимальное влияние, которое имел этот случай на ваше существование, он не стоит внимания!

К тому же, представьте какими бы были ваши «ответы» на ситуацию, если предположить следующие возможные добавления. Представьте, что вы знаете, что:

• Другой водитель только что узнал, что его жена и ребенок попали в серьезную аварию на этой до­роге.

• Другого водителя застиг сердечный приступ.

• Педаль «газа» в другой машине заклинило.

• Другой водитель прилично выпил и еще не при­шел в себя.

• За водительским креслом спрятался преступник с оружием, убежавший из-под стражи и угрожа­ющий убить водителя, если тот не будет гнать изо всех сил.

• Другой водитель - ваш брат.

• Их д., и т. д., и т. д.

Из этого видно, что человеческие реакции на то, что случается вокруг нас, - это эмоциональные привычки, и обычно они связаны с неполным знанием фактов. Самое главное, что наша реакция предполагает выбор того или иного решения. Когда что-то такое случается, можно прий­ти в ярость - это одна из возможных реакций на событие, но вовсе не единственная. Человек с развитым Личност­ным интеллектом вспомнит, как нужно «глубоко вдохнуть и досчитать до десяти», представит возможные варианты решения и затем выберет наиболее подходящий из них.

Такой «способ понимания» подойдет в отношении «трудных» сотрудников на работе, когда вы пытаетесь по­строить дружеские отношения на почве взаимоуважения, а не агрессии и возможных обид, в ситуациях, когда чув­ствуете, что вас провоцируют к агрессии. Это также помо­жет вашим детям различать оправданный и беспочвен­ный гнев и научиться управлять им.

Человек, который не развивает Личностный интеллект, тратит уйму времени и энергии, он является «жертвой» обстоятельств и беспомощной пешкой собственного об­раза мышления

Выбор, в прямом смысле, - за вами

Пример

Мухаммед Али, выдающийся спортсмен XX века, обладал огромной верой в себя Его вера в себя как в «Величайше­го спортсмена» не только поддерживала этого человека во время поединков, но и подрывала силу противников, так как они тоже в это верили1 Страдая теперь от болезни Паркинсона, Мухаммед Али все еще полон этой веры и решительно отказывается считать себя жертвой ослабле­ния собственного тела

«Я счастлив и доволен, - сказал он в одном из интер­вью - Я вспоминаю обо всех испытаниях, которые бы­ли преодолены мной Эта болезнь - просто очередной бой не беспокойтесь обо мне Я в порядке»

Мыслящий реалистически человек с развитым Лично­стным интеллектом - это тот, о котором говорят, что он оптимист Важно заметить - это не означает, что такой че­ловек расхаживает с глупой ухмылкой и утверждает, что все прекрасно1 Это означает, что он в любой ситуации, вне зависимости от того, насколько она сложна, находит лучшее решение Возможно, один из лучших примеров этого представлен в радио-интервью, которое дали поч­тенные ветераны Первой мировой войны

Ведущий расспрашивал о переживаниях ветеранов и особенно - об ужасах войны Большинство тех, кому он задавал вопросы, поддались унынию, высказывали зата­енную обиду и говорили о тех жизненных проблемах, при­чиной которых были их переживания

Однако один из ветеранов (ему было 96 лет) выбивал­ся из общего ряда Он выразил мнение о том, что война, несмотря на всю ее ужасность, на самом деле многому

его научила Удивленный таким поворотом событий веду­щий сказал «Наверное, это так, и я надеюсь, вас не сму­тит, если я опишу ваше физическое состояние, ведь не можете же вы спокойно соглашаться с тем, что произош­ло с вами Я должен сказать нашим слушателям, что, бе­седуя с вами, я вижу свидетельства того, что в ходе войны вы потеряли зрение на один глаз, ваша левая рука непо­правимо повреждена, а левая нога потеряна Очевидно, что это имело травмирующий и негативный эффект для всей вашей жизни9»

На что энергичный 96-летний старик изумительно от­ветил «Да, молодой человек, жизнь отчасти такова Вы приходите на эту славную планету и к вашему телу при­креплено все, что надо По мере того, как идет жизнь, вы теряете кусочек там, кусочек здесь. Но на самом деле это не так уж важно, если ваш ум все еще работает, у вас есть друзья, о которых следует позаботиться и которые поза­ботятся о вас, и вы знаете, что живете для того, чтобы сделать счастливее других, не так ли7»

1 0 в пользу 96-летнего личностного гения Ведущий пессимист проиграл

Обладание Личностным интеллектом не означает, что вы не можете выражать ярость, гнев или горе Совсем на­оборот, у вас полная свобода выражать эти эмоции, осоз­навая, что в определенных ситуациях они абсолютно со­ответствуют вашим чувствам, но, понимая, что во многих других ситуациях это не так Вы будете все больше осоз­навать, что Личностный интеллект является важнейшей составляющей того, что называется «Эмоциональным ин­теллектом» Вам нужно понять и то, что, развивая свой Личностный интеллект, вы параллельно улучшите Обще­ственный интеллект, как и Творческий

А теперь перейдем к удивительным новым исследова­ниям вашего мозга, ваших возможностей и того, как вы можете использовать их, управляя своей жизнью и добиваясь успеха

Знаете ли вы, что..,

Вы являетесь обладателем миллионов мозговых клеток, которых в 167 раз больше, чем людей на всей планете. И каждая клетка по своим возможностям превосходит персональный компьютер.

Левое полушарие, правое полушарие и другие открытия

Работа американского психолога Роджера Сперри о двух полушариях человеческого мозга сделала его лауреатом Нобелевской премии. Вместе с другими учеными он от­крыл, что левое полушария мозга связано, прежде всего, со следующими областями умственной деятельности:

• слова;

• логика;

• счет;

• причинно-следственная связь;

• линейность;

• анализ;

• списки.

Напротив, правое полушарие мозга в основном связа­но с другими областями умственной деятельности.

• ритмика;

• пространственное мышление;

• сознание целостности;

• воображение;

• фантазии;

• цвет;

• размеры.

Сперри обнаружил, что, когда левое полушарие мозга активно, правое находится в расслабленном, полумеди­тативном состоянии и излучает альфа-волны. И наоборот,

когда правое полушарие мозга активно, левое переходит в сходное расслабленное состояние и излучает альфа-волны. Ряд экспериментов показал, что, в принципе, каж­дый человек обладает полным набором умственных воз­можностей. К сожалению, вследствие недостаточности образования и получаемой нами информации, большин­ство склонны считать себя изначально способными лишь в нескольких сферах умственной деятельности (обычно мы думаем, что они должны входить в деятельность лево­го или правого полушарий, но редко - в деятельность обоих) и от рождения не способными в других. Мы еще больше портим дело, когда

Наши рекомендации