Часть 3: Традиционные интеллекты, связанные с «Ай-кью» (коэффициентом
Бьюзен Т.
10 способов как стать гением / Т. Бьюзен; Пер. с англ. А. Прокопчук. - М.: 000«Издательство ACT»: 000«Издательство Астрель», 2002. - 253 с: ил. - (Библиотека практической психологии).
Знали ли вы, что используете лишь 1% возможностей своего мозга, Тони Бьюзен - автор мировых бестселлеров, показывает в этой книге, как можно научится использовать оставшиеся 99%.
Раскроет перед вами удивительные способности всех 10 интеллектов, среди которых: творческий, социальный, физический и сексуальный. Практические упражнения и легкие в применении методики поиогутвам рационально распоряжаться своим временем и быть в согласии с окружающей вас действительностью, т. е. вы сможете реально управлять своей жизнью.
Содержание
Благодарность...........................................6
Список Умных карт®......................................7
Письмо моему читателю ..................................8
Вызов ................................................11
Введение ..............................................12
Часть 1: Творческий
и Эмоциональный интеллекты..........................22
1 Создай себя - ваш Творческий интеллект .................22
2 Наедине с собой - ваш Личностный интеллект .............54
3 Вы и они - ваш Социальный интеллект ....................82
4 Бог его знает! - ваш Духовный интеллект.................104
Часть 2: Тело и интеллект.............................116
5 Разговор о теле - ваш Физический интеллект .............116
6 Смысл чувств - ваш Чувственный интеллект ..............143
7 Умный секс - ваш Сексуальный интеллект ................162
Часть 3: Традиционные интеллекты, связанные с «Ай-кью» (коэффициентом
умственного развития)................................184
Рассчитывайте на себя - ваш Математический интеллект ... .186 Прикиньте расстояние - ваш Пространственный
интеллект.............................................212
10 Сила слов - ваш Речевой интеллект ....................226
Оцениваем интеллект ..................................248
Сводная таблица результатов определения различных видов
интеллекта ............................................253
Мир будущего .........................................254
Эта книга посвящена всем тем кто занимается развитием своего интеллекта Мы находимся на пороге всемирного Возрождения, которое претворит XXI век в Столетие Ума, а третье тысячелетие - в эпоху Разума
Благодарность
Я бы хотел поблагодарить обе команды, которые, применяя все свои интеллектуальные способности, помогли сделать эту книгу бестселлером еще до того, как она появилась на прилавках магазинов Я благодарю команду издательства «Торсонд», в том числе главного редактора Кэроул Тонкинсон, которая благодаря удивительным душевным качествам помогла претворить мою идею в жизнь, так что эта книга стала такой, какая она есть, редактора Шарлотт Райдингз, которая улавливала все с полуслова и помогала улучшить эту книгу, Поля Редхеда, Тоби Уотсона, Тима Бирна, Иветту Коулз, Джо Пала, Меган Слайфинд, Джеки Колтон и Эйслинн МакКормик Вы - потрясающая команда, вы преданны делу, умны и полны творческих идей Мой вам поклон
Не могу оставить без внимания мою команду, особенно выпускающего менеджера Каролайн Шотт Без ее увлеченности и творческой помощи этой книги просто бы не было, моего внешнего редактора Ванду Морс, ставшую крестной мамой этого труда моего личного ассистента и дорог ого друга Лесли Блас, помогавшего выходу книги не Щсддм своих сил, чудесных художников и составителей Умных каргОО Алана и Эмилии Бертонов, воплотивших мои идеи на бум.)ге, мою дорогую маму Джин Бьюзен - лучшего корректора который у меня когда-либо был1
Список Умных карт
1 Творческое мышление
2 Я-это
3 Фокусы со временем
4 Собираемся на встречу
5 Хорошая форма
6 Дом чувств
7 Ваш идеальный сексуальный партнер
8 Отправляемся на отдых
9 Планирование бюджета
10 Планирование сада
11 Планирование свадьбы
12 Лучшее вступление
А вот как отзывались учителя о моих способностях:
• «Ленив»
• «Слишком любит фантазировать»
• «Плохо концентрируется»
• «Очевидно, что этот мальчик совершенно лишен художественных талантов"
• «Плохо влияет на класс»
• «Совершенно непредсказуем»
• «Нет склонностей к занятиям физкультурой»
• «По истории способности ужасные - у него нет ни интереса, ни таланта»
• «Не годится для высшего образования!»
• «Способен на большее»
Ну что, это вам знакомо?
Постепенно мои «вопросы без ответов» вылились в три главные проблемы:
1. Кто может знать, умен человек или нет?
2. Кто определяет, что такое «ум»
3. Можно ли улучшить свой коэффициент умственного развития («Ай-кью»)?
Главной целью моей жизни стал поиск ответов на эти вопросы. 30 лет понадобилось мне для изучения наших умственных способностей и того, как они реализуются, а затем - для изобретения принципа Умных карт, которые помогают улучшить наш интеллект
Книга «10 способов как стать гением» должна стать спасительной соломинкой для всех тех людей на Земле, которые задавались подобными вопросами и (или) получали похожие отзывы в школе.
Итак, наслаждайтесь, открывая собственные ранее сокрытые от вас способности ума1
Тони Бьюзен
Вызов
В 1950-е годы Алан Тьюринг, изобретатель компьютера, поставил перед электронной промышленностью задачу создания такой машины, которая была бы так же умна, как человек. Для тестирования ЭВМ на предмет ее соответствия умственным способностям человека необходимо было провести следующий опыт Трех достаточно умных и образованных людей помещают перед занавесом, за которым находятся три «мыслителя»: два человека и один компьютер. Три пары должны были вести друг с другом беседу на производственную тему. Тест считался бы пройденным в том случае, если б компьютер смог убедить людей за занавесом, что он - один из двух человеческих существ, а вовсе не машина! Но и теперь, с наступлением нового века, никто еще не смог приблизиться к решению поставленной в середине прошлого века задаче.
Задача, поставленная Тюрингом, очень впечатляет, однако она не охватывает (и вы это увидите) даже 90% сути вопроса.
Эта задача основывается на старом положении, что «Ай-кью» и человеческий ум можно ограничить лишь их речевыми способностями. Теперь нам известно, что «сила слов» - это всего лишь одно из проявлений нашего разума Следовательно, чтобы компьютер можно было сравнить с мозгом человека, он должен обладать всеми десятью видами интеллекта, которые, по сути, являются самостоятельными интеллектами. То есть компьютер будет больше походить на человека, если соединит в себе Математический, Физический, Чувственный, Творческий и Пространственный интеллекты.
Думается, что еще долгое время приз будет дожидаться своего победителя.
Введение
Эта книга и Вы
Книга «10 способов как стать гением» основана на последних исследованиях нашего мозга и тела, и здесь вы найдете поистине революционные открытия. Оказывается, ваш интеллект - это не просто стандартный коэффициент умственного развития, о котором все только и говорят. На самом деле у вас целых 10 интеллектов!
Обладание высоким коэффициентом умственного развития, который основывается на измерении ваших речевых и математических способностей, не означает, что вы автоматически получите успех в личной и профессиональной жизни. С недавних пор все больше признается важность других способностей: умения общаться с людьми, упорно идти к поставленной цели, планировать свою жизнь и т. д. В этой книге мы будем исследовать эти другие интеллекты. Я покажу, как можно развивать и расширять возможности каждого из них, и это изменит ваши способности в целом!
Ваши интеллекты
10 интеллектов, которыми вы обладаете, можно разделить на три категории: Творческий и Эмоциональный интеллекты - интеллекты, связанные с физическими способностями - и Традиционные интеллекты, входящие в коэффициент умственного развития. Соответственно и книга делится на 3 части.
Часть 1: Творческий и Эмоциональный интеллекты
1. Создай себя- ваш Творческий интеллект.Когда-то считалось, что творчество - это «божественный дар» и им наделены немногие. Теперь мы знаем, что все обладают этим даром. Открыть кроющиеся в каждом из нас необыкновенные возможности Творческого интеллекта - это лишь дело техники.
2. Наедине с собой - ваш Личностный интеллект.Эта глава рассматривает интеллект, отражающий, насколько вы удовлетворены собой. Бывает, что люди высоко оценивают отдельные виды интеллекта, но все еще недовольны собой. Исследуя природу личностного интеллекта, я покажу, как ум может стать вашим лучшим другом.
3. Вы и они- ваш Социальный интеллект.Эта глава, в которой рассматривается один из важнейших интеллектов (так считают многие эксперты), поможет преодолеть один из самых распространенных в мире видов страха.
4. Бог его знает!- ваш Духовный интеллект.Здесь мы исследуем значение Духовного интеллекта в контексте мировой тенденции духовного подъема.
Часть 2: Тело и интеллект
5. Разговор о теле - ваш Физический интеллект.
В свете новых исследований, раскрывающих характер взаимоотношения мозга и тела, вместо ранее распространенного «сила есть - ума не надо», мы все чаще повторяем «в здоровом теле - здоровый дух».
6. Смысл чувств - ваш Чувственный интеллект.
Раньше полагали, что все пять чувств, которые у нас есть, представляют собой статические и неизменные «приемники» информации из окружающего нас мира. Последние научные разработки свидетельствуют: чувства исключительно подвижны, наполнены внутренней «жизнью». По сути они представляют собой систему, которая приспосабливается к окружающей среде и которую вы можете с успехом развивать.
7. Умный секс - ваш Сексуальный интеллект.Самые важные органы секса находятся не между ног, они у вас - между ушей! Чтобы развить этот интеллект, вам действительно надо будет стать умнее.
Часть 3: Традиционные интеллекты, связанные с «Ай-кью»
8. Рассчитывайте на себя - ваш Математический интеллект.Данный интеллект основан на вашем знании алфавита и цифр. Когда у вас есть специальный метод познания, то для вас не составит большого труда выучить алфавит.
9. Прикиньте расстояние - ваш Пространственный интеллект.Многие из величайших людей и знаменитых спортсменов всех времен обладали особыми способностями в области этого интеллекта. Именно этот интеллект указывает дорогу, помогая всем другим интеллектам. Вы выясните, как можно его развить.
10. Сила слов - Ваш Речевой интеллект.Этот интеллект составляет важнейшую часть стандартного теста на определение коэффициента умственного развития. Главную роль в нем играют ваш запас слов и то, как вы умеете видеть связь между понятиями. Этот интеллект необходим, чтобы достичь успеха в самых разных областях жизни, при этом развивать его совсем не трудно.
Главная интеллектуальная звезда книги - Леонардо да Винчи
Именно пример Леонардо да Винчи приводится, когда речь идет о совершенном гении во всех областях знаний. Другими словами, он был человеком, который пользовался своими интеллектами с наибольшим размахом. Гений Леонардо столь поразителен, что существует мнение - считать его величайшим гением всех времен и народов. Практически до всего в жизни ему приходилось доходить «своим умом», но желание этого человека развивать и расширять свои интеллекты дало удивительные результаты.
Леонардо, как это ни покажется странным, происходил не из богатой семьи, а образование, которое он получил, ограничивалось самыми азами знаний.
Еще мальчиком его отдали в ученики к художнику (скульптору), в мастерской которого будущий гений приобрел навыки рисовальщика, мастерство живописца.
Сам Леонардо говорил, что стал «гением», потому что научился использовать свой интеллект, познавая, как работают ум и, особенно, чувства. Читая эту книгу, постоянно помните о примере Леонардо, ведь человек, которого мы представили как величайшего гения, стал таким благодаря работе над собой. Леонардо гордился тем фактом, что он самостоятельно получил образование, и не случайно этот человек часто называл себя «учеником эксперимента».
Давайте же ознакомимся со всеми интеллектами, которыми мы обладаем, и посмотрим, как Леонардо сумел овладеть каждым из них.
Леонардо был удивительно творческим человеком. Он создавал бессмертные произведения искусства и просто выдвигал бесчисленные идеи. Помимо своих художественных талантов, Леонардо был еще и превосходным музыкантом. Если в руки ему попадал струнный инструмент, даже такой, которого он и в глаза не видывал до этого, этот человек мог очень быстро настроить его и сыграть что-нибудь известное или сымпровизировать. Леонардо был известен как исключительно уверенный в себе человек. Он наслаждался собственной компанией, заботился и ухаживал за собой так, как это бы делал лучший друг или любимая. Умение прекрасно вести себя в обществе делало его желанным гостем на всех вечеринках и приемах Флоренции. Он мастерски веселил публику, мог очаровывать ее своими рассказами и пользовался своими замечательными музыкальными способностями, развлекая гостей, он на ходу сочинял песни и тут же их исполнял, что просто поражало всех. Широко известно, что Леонардо восторгался природой и всем живым.
Природу он считал божественным проявлением и очень любил животных. Рассказывали, что он часто ходил на рынок, где продавали певчих пташек и просто птиц к обеду, покупал их целую клетку и при всем честном народе выпускал на волю. Потом он с восторгом наблюдал, как они радостно взмывали в небо, чувствуя вновь обретенную свободу.
Предположение, что нельзя одновременно обладать и развитым интеллектом, и силой, полностью опровергается примером Леонардо. Его исключительная сила и выносливость были хорошо известны. Этого человека считали одним из главных силачей Флоренции. Вдобавок он был необыкновенно красив. Историк Дж. Вазари рассказывает, что осанка Леонардо была столь совершенна, походка - величественна, а внешность так удивительно прекрасна, что люди выстраивались вдоль улиц Флоренции, просто чтобы посмотреть, как гений идет в свою мастерскую. Сегодня таких людей принято называть современными секс-символами, особое внимание Леонардо уделял чувственному интеллекту, что, конечно же, очень важно для художника. Он натренировал свое зрение до такой степени, что порой его наблюдательность граничила с чудом. По имеющимся сведениям, Леонардо был первым человеком, который невооруженным глазом увидел спутники Юпитера, а в своей работе «Собрание полетов птиц» он описал такие детали, которые нельзя было подтвердить в его время, и только изобретение фотографии 350 лет спустя доказало правоту этого человека.
Для Леонардо числа были частью гармонично устроенного мира. Он использовал их как основное орудие мысли, измеряя и подсчитывая все, что только можно, во всех областях деятельности, - в искусстве, дизайне, инженерных разработках и изобретениях. Удивительно плодовитый ум Леонардо порождал новые конструкции акведуков, замков, речных плотин; он изобретал подводные суда и летающие аппараты и выдвигал сотни других гениальных инженерных идей, которые были ранее неведомы.
Из-за того, что Леонардо занимался столь разными видами деятельности, запас его слов был во много раз больше среднего. Огромная сила его воображения позволяла этому необыкновенному человеку создавать великолепные литературные описания и размышления. Многие из его литературных зарисовок - это целые портреты, созданные не кистью, а посредством слов.
Леонардо должен стать неким идеалом, когда вы будете читать эту книгу. Помните, что, как и все мы, Леонардо тоже был ребенком, которому просто удалось овладеть всеми теми способностями, которыми наделен интеллект. Проще говоря, он сумел стать умнее.
Состав глав
Книга «10 способов как стать гением» составлена таким образом, чтобы постоянно возбуждать ваш интерес, снабжать интересной и важной информацией, быть действительно полезной и забавной. Каждая глава включает:
1. Полное определениеинтеллекта, так что передвигаясь от одной главы к другой, вы получаете все более ясную картину всех удивительных способностей разума.
2. Четкое перечисление всех тех результатов, которых вы можете достичь, используя материал, изложенный в главе.
3. Взятый из жизни пример Интеллектуальной звезды,то есть пример человека, максимально полно развившего данный вид интеллекта.
4. Удивительные факты.В каждой главе содержится информация, показывающая, что вы умнее, чем думаете.
5. Примеры.Кроме главной Интеллектуальной звезды, вы сможете открыть примеры других личностей, развивавших тот или иной вид интеллекта. Эти примеры помогут вам определить свою ролевую модель, когда вы начнете развивать силу собственного разума.
6. Тренировку ума.В конце каждой главы, когда вы уже достаточно подготовлены, займитесь тренировкой ума. Мы предложим специальные упражнения, которые помогут вам стать умнее.
7. Вопросы /тестыдля самостоятельной работы. Ближе к концу главы вы найдете тесты для саморазвития. Они развлекут и позабавят вас, в то же время познакомят с тем, как ответили на эти вопросы супергении. Если вы получите более 50% с первого раза, значит ваши дела продвигаются великолепно. Повторяя эти тесты, вы увидите, как улучшаются ваши результаты.
Кроме всего, в этой книге есть:
Умные карты®проиллюстрированные визуальные обучающие средства, разработкой которых я занимаюсь всю свою жизнь. Они прекрасно развивают память, и благодаря им вы без труда сможете расположить факты и мысли таким образом, что ваш ум начнет действовать сам без какого бы то ни было принуждения.
Это означает, что предложенным способом запомнить, а потом воспроизвести информацию будет намного проще, и вы останетесь уверены, что ничего не забыли, что при обычном методе запоминания не всегда возможно.
В каждой главе вы найдете советы по составлению Умных карт®. Вам захочется самим попробовать составить такую карту, а кроме того вы найдете иллюстрации с примерами. Полное описание того, как составлять Умные карты®, содержится в главе 1.
Общая таблица развития всех интеллектов.В конце книги вы найдете такую таблицу, куда будете заносить результаты тестов, помещенных в конце глав. К тому моменту, когда вы прочтете книгу, то получите своеобразный «интеллектуальный разрез» себя самого, показывающий ваши сильные стороны; то, что требует улучшения и соотношения различных видов интеллекта, которые вы используете. Вы сможете повторить все эти тесты, наблюдая, как растет собственный интеллект месяц от месяца. Главное, о чем вы не должны забывать, применяя на практике то, что мы советуем, - это сбалансированность. Замечательно, если вы сосредоточитесь на тех сторонах интеллекта, которые кажутся вам более слабыми, но не забывайте и о сильных сторонах (и наоборот!).
Каждый из ваших интеллектов связан с другими, и когда вы целенаправленно развиваете один из них вне зависимости от того, осознаете вы это или нет, развиваются и другие. Лучше, если сосредоточенно будете работать над каждым из интеллектов по очереди.
Читая эту книгу, представьте, что ваши интеллекты -это пальцы удивительно подвижных рук пианиста-виртуоза. Конечно, можно играть музыку вашей жизни и одним-двумя «пальцами», используя только Речевой и Математический интеллекты или только Физический и Чувственный, но эта мелодия будет звучать куда лучше, если вы сыграете «всеми пальцами» своего ума чудесную мелодию на клавишах собственной жизни.
Долгое время Творческий и Эмоциональный интеллекты просто игнорировались и им давались неверные определения В первой части книги выясняется, каким образом можно развить огромную силу творческого интеллекта, пользуясь удивительными Умными картами® И это еще не все Вы откроете, что Эмоциональный интеллект сам по себе не един, а состоит из трех отдельных Интеллектов - Личностного, Социального и Духовного, каждый из которых жизненно важен и неповторим Когда вы прочтете первую часть книги, ваш творческий потенциал значительно возрастет, и это благодаря Умным картам® Вы сможете намного глубже, чем раньше, понять свое отношение к самому себе (самой себе), к другим людям и окружающему миру.
Часть 1
Творческий и Эмоциональный интеллекты
Создай себя
Ваш Творческий интеллект
И еще раз - творческий тест
Вернитесь к ответам на тест со скрепкой и обведите тот, который считаете наиболее творческим. Попробуйте определить причины своего выбора.
Вы выбрали это, потому что оно самое... (какое?).
Теперь обратите взимание на список слов и отметьте те из них, которые, по вашему мнению, лучше всего определяют идею творчества:
• нормальный
• оригинальный
• практичный
• выходящий за рамки обыденного
• безвкусный
• возбуждающий.
Стандартные ответы: творческие идеи должны быть оригинальными, выходящими за рамки обыденности и обычно они возбуждают.
Например, если вам придет в голову такая творческая идея, как использование вешалки, чтобы вешать на нее
пальто, никто особо не заинтересуется этим «изобретением», однако если вы захотите использовать вешалку в качестве скульптуры или музыкального инструмента, люди будут ценить не только ваши идеи, но и вас самих.
Пример
Многократные чемпионы мира в танцах на льду Джейн Торвилл и Кристофер Дин были настолько творческими натурами, что смогли в корне изменить отношение людей к спорту и классической музыке. Используя новый стиль в костюмах, изобретая невиданные движения и подъемы, доводящие до предела возможности фигурного катания, Торвилл и Дин смогли создать полную иллюзию Испании, испанского танца и боя быков, так что зрители смотрели на них, как завороженные, а судьи были настолько ошеломлены, что не могли вымолвить и слова. Созданные Торвилл и Дином танцы увидело множество людей, и всякий раз зрители слушали музыку, под которую они танцевали, - «Болеро» Равеля.
И снова творческий тест
Вернемся еще раз к нашему заданию: «Придумайте, как можно использовать скрепку».
Традиционно мыслящий человек предположит: слово «использовать» предполагает стандартное, обычное, разумное применение скрепки. Такой же традиционно мыслящий человек решит, что размер у скрепки - стандартный и изготовлена она из обычного (стандартного) материала. «Стандартный», «стандартный», «стандартный» означает, что человек мыслит нормально, еще нормальнее и совсем нормально. А нормальное мышление - это что-то усредненное.
Что же позволяет оценить этот творческий тест? Идеи, которые выбиваются из ряда обычных.
Творческий интеллект позволяет мыслить свободнее и находить множество вариантов того или иного решения, таким образом он создает больше идей, причем идей, стоящих на качественно более высоком уровне, творческий ум воспримет слово «использовать» широко, дополнив его фразой «в связи с этим...». Для человека с таким типом ума понятно, что скрепка может быть любого размера, сделана из любого материала и из нее можно сделать все, что угодно. Этот человек разрушает границы обыденного и включает в список способов использования множество необычных (далеких от нормы) идей. Он вполне может высказать идею о том, что после расплавления пятитонной металлической скрепки получится слиток огромной формы, из которого можно будет сделать каркас для корабля. Вернемся к нашей тренировке ума.
5. Учитесь рисовать!
Вы не умеете? Это только так кажется! Итак, сейчас вы научитесь это делать. Хорошо начать с вводного метода Конни Гордона, немедленно доказав себе, что вы можете стать художником. Выполните следующее упражнение, причем имейте в виду, что его можно повторять, всякий раз меняя форму гор, линию горизонта, очертания и количество веток и листьев на деревьях и т. д.
Метод Конни Гордона «Четыре Шага»®
Прежде чем приступить к упражнению, быстренько нарисуйте простой пейзаж с небом, холмом, деревом и озером.
Ответы к упражнению
«Лягушка и Космический корабль»
1. Каждого из них что-то окружает.
У них есть «пусковые устройства».
Они оба «подпрыгивают».
Они оба приземляются.
Миллионы людей собирают различные их изображения и модели.
Им посвящены телевизионные программы.
У них обоих есть «глаза».
Они оба стремятся к цели.
Они оба являются энергетическими системами. 10. Придумайте что-нибудь сами!
Наедине с собой
Ваш Личностный интеллект
Звезда
Личностного интеллекта
Представьте, что вы - супермен, у вас отменное здоровье, успех, прекрасная внешность и фигура атлета. Вы - известный актер в лучший период своей жизни. Десятки миллионов поклонников обожают вас. И однажды, когда вы скачете верхом на лошади, происходит странный и ужасный, почти смертельный несчастный случай. Внезапно лошадь сбрасывает вас, вы падаете на голову и ломаете шею. В больнице вы узнаете, что на всю жизнь парализованы и не сможете ни ходить, ни плавать, ни играть, ни бегать, ни ездить верхом, ни заниматься любовью.
Смогли бы вы смириться со своим новым положением? Смогли бы вы преодолеть трудности и снова привлечь к себе внимание окружающих?
Все это случилось с Кристофером Ривом, и он смог. Актер, сыгравший Супермена, потеряв всю свою физическую силу, стал настоящим Суперчеловеком. В книге, озаглавленной «Все еще я», актер описывает, какую битву ему пришлось выдержать, чтобы справиться с новым положением, свою решимость продолжать жить. Этот мужественный человек появлялся в телевизионных и радио-шоу (программах) и обращался к людям, связанным с медициной, побуждая их разрабатывать средства излечения для десятков тысяч людей, находящихся в таком же, как и он, положении, и это обратило к Кристоферу внимание миллионов
Несмотря на ограниченные физические возможности, Личностный интеллект Рива заставлял «супермена» думать, что он - все еще Он. С помощью своего творческого воображения этот человек поддерживал свою мечту, и вот благодаря Личностному интеллекту, силе воли, моральной поддержке миллионов людей, узнавших о его поистине эпической битве, и развернувшимся (во многом с его подачи) исследованиям он достигает невозможного и опять может ходить.
Кристофер Рив должен был справиться с глубоким личным кризисом. К счастью, большинство из нас сталкивается не с такими грандиозными препятствиями. Однако развивая свой Личностный интеллект, чтобы быть готовым к любым ударам судьбы, вы должны знать, как и благодаря чему работает ваш мозг.
Машина и водитель
Это поможет понять классическая история «о машине и водителе».
Итак, вы едете за рулем своей машины на работу.
На пути следования находится большой перекресток со светофором. Когда вы к нему подъезжаете - загорается «красный» свет.
Вы, естественно, останавливаетесь и ждете «зеленого». Когда он загорается, вы отпускаете педаль тормоза и уже готовы нажать на «газ». Вдруг справа на перекресток
выскакивает машина, несущаяся со скоростью, раза в два больше разрешенной, и нарушающая правила, так как едет на «красный». К тому же лихач пролетел всего в нескольких дюймах от вашего автомобиля, и вы с ужасом осознаете, что находились всего в доле секунды от серьезного столкновения, и возможно, даже смерти.
В подобной ситуации большинство людей действует тем или иным из следующих способов:
• показывают непристойный жест;
• обзывают водителя каким-либо оскорбительным словом;
• добавляют к оскорблению целый поток ругательств;
• хватаются за сердце;
• бешено сигналят;
• заводят длинный разговор с пассажирами, упирая на то, что все другие водители - болваны;
• рассказывают об этом случае на работе, изливая свой праведный гнев на идиота-водителя коллегам;
• запомнят эту историю и будут постоянно прибегать к ней в качестве примера безответственности других автомобилистов.
Прежде чем предложить свой ответ, давайте посмотрим на то, что же все-таки произошло. Вы были за рулем небольшого жестяного ящика, который решили называть «машиной». Ваша жестянка достигла линии, которую теоретически можно до бесконечности продлить вправо и влево. Увидев красное световое пятно в соответствующем месте, вы, основываясь на своем опыте и выучке, решили остановиться.
Через несколько секунд другой человек в небольшом жестяном ящике приблизился к вам справа под углом примерно 90°. Так же увидев свет - красный, он по какой-то причине решил проехать мимо. Его жестянка не тронула вашей и исчезла.
Совершенно очевидно, учитывая минимальное влияние, которое имел этот случай на ваше существование, он не стоит внимания!
К тому же, представьте какими бы были ваши «ответы» на ситуацию, если предположить следующие возможные добавления. Представьте, что вы знаете, что:
• Другой водитель только что узнал, что его жена и ребенок попали в серьезную аварию на этой дороге.
• Другого водителя застиг сердечный приступ.
• Педаль «газа» в другой машине заклинило.
• Другой водитель прилично выпил и еще не пришел в себя.
• За водительским креслом спрятался преступник с оружием, убежавший из-под стражи и угрожающий убить водителя, если тот не будет гнать изо всех сил.
• Другой водитель - ваш брат.
• Их д., и т. д., и т. д.
Из этого видно, что человеческие реакции на то, что случается вокруг нас, - это эмоциональные привычки, и обычно они связаны с неполным знанием фактов. Самое главное, что наша реакция предполагает выбор того или иного решения. Когда что-то такое случается, можно прийти в ярость - это одна из возможных реакций на событие, но вовсе не единственная. Человек с развитым Личностным интеллектом вспомнит, как нужно «глубоко вдохнуть и досчитать до десяти», представит возможные варианты решения и затем выберет наиболее подходящий из них.
Такой «способ понимания» подойдет в отношении «трудных» сотрудников на работе, когда вы пытаетесь построить дружеские отношения на почве взаимоуважения, а не агрессии и возможных обид, в ситуациях, когда чувствуете, что вас провоцируют к агрессии. Это также поможет вашим детям различать оправданный и беспочвенный гнев и научиться управлять им.
Человек, который не развивает Личностный интеллект, тратит уйму времени и энергии, он является «жертвой» обстоятельств и беспомощной пешкой собственного образа мышления
Выбор, в прямом смысле, - за вами
Пример
Мухаммед Али, выдающийся спортсмен XX века, обладал огромной верой в себя Его вера в себя как в «Величайшего спортсмена» не только поддерживала этого человека во время поединков, но и подрывала силу противников, так как они тоже в это верили1 Страдая теперь от болезни Паркинсона, Мухаммед Али все еще полон этой веры и решительно отказывается считать себя жертвой ослабления собственного тела
«Я счастлив и доволен, - сказал он в одном из интервью - Я вспоминаю обо всех испытаниях, которые были преодолены мной Эта болезнь - просто очередной бой не беспокойтесь обо мне Я в порядке»
Мыслящий реалистически человек с развитым Личностным интеллектом - это тот, о котором говорят, что он оптимист Важно заметить - это не означает, что такой человек расхаживает с глупой ухмылкой и утверждает, что все прекрасно1 Это означает, что он в любой ситуации, вне зависимости от того, насколько она сложна, находит лучшее решение Возможно, один из лучших примеров этого представлен в радио-интервью, которое дали почтенные ветераны Первой мировой войны
Ведущий расспрашивал о переживаниях ветеранов и особенно - об ужасах войны Большинство тех, кому он задавал вопросы, поддались унынию, высказывали затаенную обиду и говорили о тех жизненных проблемах, причиной которых были их переживания
Однако один из ветеранов (ему было 96 лет) выбивался из общего ряда Он выразил мнение о том, что война, несмотря на всю ее ужасность, на самом деле многому
его научила Удивленный таким поворотом событий ведущий сказал «Наверное, это так, и я надеюсь, вас не смутит, если я опишу ваше физическое состояние, ведь не можете же вы спокойно соглашаться с тем, что произошло с вами Я должен сказать нашим слушателям, что, беседуя с вами, я вижу свидетельства того, что в ходе войны вы потеряли зрение на один глаз, ваша левая рука непоправимо повреждена, а левая нога потеряна Очевидно, что это имело травмирующий и негативный эффект для всей вашей жизни9»
На что энергичный 96-летний старик изумительно ответил «Да, молодой человек, жизнь отчасти такова Вы приходите на эту славную планету и к вашему телу прикреплено все, что надо По мере того, как идет жизнь, вы теряете кусочек там, кусочек здесь. Но на самом деле это не так уж важно, если ваш ум все еще работает, у вас есть друзья, о которых следует позаботиться и которые позаботятся о вас, и вы знаете, что живете для того, чтобы сделать счастливее других, не так ли7»
1 0 в пользу 96-летнего личностного гения Ведущий пессимист проиграл
Обладание Личностным интеллектом не означает, что вы не можете выражать ярость, гнев или горе Совсем наоборот, у вас полная свобода выражать эти эмоции, осознавая, что в определенных ситуациях они абсолютно соответствуют вашим чувствам, но, понимая, что во многих других ситуациях это не так Вы будете все больше осознавать, что Личностный интеллект является важнейшей составляющей того, что называется «Эмоциональным интеллектом» Вам нужно понять и то, что, развивая свой Личностный интеллект, вы параллельно улучшите Общественный интеллект, как и Творческий
А теперь перейдем к удивительным новым исследованиям вашего мозга, ваших возможностей и того, как вы можете использовать их, управляя своей жизнью и добиваясь успеха
Знаете ли вы, что..,
Вы являетесь обладателем миллионов мозговых клеток, которых в 167 раз больше, чем людей на всей планете. И каждая клетка по своим возможностям превосходит персональный компьютер.
Левое полушарие, правое полушарие и другие открытия
Работа американского психолога Роджера Сперри о двух полушариях человеческого мозга сделала его лауреатом Нобелевской премии. Вместе с другими учеными он открыл, что левое полушария мозга связано, прежде всего, со следующими областями умственной деятельности:
• слова;
• логика;
• счет;
• причинно-следственная связь;
• линейность;
• анализ;
• списки.
Напротив, правое полушарие мозга в основном связано с другими областями умственной деятельности.
• ритмика;
• пространственное мышление;
• сознание целостности;
• воображение;
• фантазии;
• цвет;
• размеры.
Сперри обнаружил, что, когда левое полушарие мозга активно, правое находится в расслабленном, полумедитативном состоянии и излучает альфа-волны. И наоборот,
когда правое полушарие мозга активно, левое переходит в сходное расслабленное состояние и излучает альфа-волны. Ряд экспериментов показал, что, в принципе, каждый человек обладает полным набором умственных возможностей. К сожалению, вследствие недостаточности образования и получаемой нами информации, большинство склонны считать себя изначально способными лишь в нескольких сферах умственной деятельности (обычно мы думаем, что они должны входить в деятельность левого или правого полушарий, но редко - в деятельность обоих) и от рождения не способными в других. Мы еще больше портим дело, когда