Советы штайнера относительно цвета стен в школьном здании
В вальдорфских школах осуществляется попытка направлять и поддерживать развитие учеников, выбирая определенный цвет для классных комнат, коридоров и других пространств. Художественная и педагогическая составляющие играют в этом большую роль. Эстетическое образование охватывает три большие рабочие сферы: ученики передвигаются в художественно оформленном окружении. Педагогика во всей полноте своей осуществляется художественно и охватывает сознательно направленное развитие в творчестве и радости. На этом пути эстетика служит посредником между духом и материей, искусство создает связь между процессами в духовной и материально-физической областях. Такие мысли развиваются в шиллеровских «Письмах об эстетическом воспитании человека»[28]. Он видел искусство как ту сферу, где творческий, увлеченный человек прокладывает духовную связь между содержанием и формой. Таким образом, человек в своем сознательно созданном окружении, в первую очередь, воспринимает и наслаждается. Определенно это - сфера материального - как именно создается окружение и, в особенности, какие цвета при этом используются.
Цвет, наряду с самой архитектурой школьного здания, является существенной частью окружения. Цвет поддерживает обучение молодой личности. В первой главе этой книги мы уже указывали на несколько аспектов цвета. Как нам поступать с такими идеями, чтобы они не вырождались в строгих принципах, но постоянно подвергались испытанию на практике? Как мы применяем эти знания, поставив цель окружить ученика соответствующим красочным настроением? В конце концов, ведь они проводят огромное количество времени в стенах школы.
При оформлении первой свободной школы Штайнер дал ряд советов относительно цвета стен классных комнат. Это должны быть цвета с живым характером, которые позволяют стенам «дышать»[29]. Художественно разработанное цветовое окружение имеет гармонизирующее и даже целительное воздействие. Подходящие материалы, разработанные во время строительства первого Гетеанума, не были доступны в то время. Штайнер говорит: «Нам нужно преуспеть не только в наблюдении цветов и применении их здесь и там как чего-то внешнего, но мы должны жить в цветах, быть частью внутренней жизненной силы цвета. Мы не достигнем этой цели, если будем только во время живописи изучать то, каким образом действует тот или иной цвет. Мы можем сделать это только лишь тогда, когда погружаем наши души в прямой поток, переживая их живо в наших головах».
Стена, выкрашенная в прозрачные цвета, не кажется имеющей четкие границы, в отличие от стены, просто покрытой краской. При использовании в покраске стен лессировки пространство производит впечатление атмосферы. Оно расширяет себя, становится более свободным, и его действие различно в зависимости от выбранного цвета. Пространства, окрашенные по-новому, не влияют на силы воображения людей, а оставляют их свободными. С помощью техники лессировки можно сделать множество оттенков в усилении цвета и переходе цветов. Штайнер советовал окрашивать классную комнату одним цветом, рекомендуя теплые и обволакивающие цвета для младших детей и более прохладные для старшеклассников. Он разработал 4 цветных схемы для трех разных областей в Европе, принимая во внимание климат, ландшафт и природный характер учеников Южной и Северной Германии и Англии. Для того, чтобы сделать активным чувственный мир северогерманских учеников, Штайнер выбрал теплые красно-оранжевые цвета для первых шести лет в школе после детского сада. Но заметим, что для Лондонской школы нет желтого между оранжевым и зеленым. Более чувствительному от природы, живому английскому ребенку больше нужны голубоватые оттенки в окружении, чтобы лучше сконцентрироваться и стимулировать процесс мышления. Положение в Нидерландах где-то между этими двумя рекомендациями. В конце этой главы предоставлена схема. Деревянные бараки в Штутгарте, где открылась первая школа, были одного цвета во всех восьми классах: синевато-сиреневый. По возможности мебель была окрашена в тот же цвет. Шторы были светлее стен. Все это производило на учеников цельное цветовое впечатление. Эти указания используются во всех вальдорфских школах по всему миру. Каждая страна разрабатывает и использует свои цвета, материалы и техники, которые имеют отношение к природе людей. Подходить к этой информации художественно - значит самостоятельно пронаблюдать и спросить: «Как цвет воздействует на детей?». Необоснованное его применение противоречит методу, который отстаивал Штайнер.
Вместе с техникой лессировки мы говорим об акварельной технике на, обычно, белой основе. Первоначальный цвет основы перекрывается, но структура остается видимой. Чтобы получить более насыщенные цвета, мы берем за основу светлый оттенок, потому что технически трудно применить лессировку, если цвет основы одинаково интенсивный. Каждое новое покрытие должно осуществляться светлым слоем краски, немного усиливая каждый раз цвет на стене. Работа с цветом, таким образом, становится более интенсивной, приобретая новую форму
При постоянном применении одного цвета на стене, он может приобрести слишком большую силу воздействия. Сделать на стене несколько тонких слоев комплементарного цвета на более поздних ступенях - это один из секретов художника. Таким образом уменьшается ослепительность характера цвета, он не создает более напряженности у наблюдателя. Например, на желтой стене можно сделать несколько сиреневых или пурпурных мазков. Это придаст цвету особенное воздействие. Каждый может попробовать это и пережить сам. Только из наблюдения можно выбрать эти контрастные цвета; применяйте их с особой осторожностью (и вниманием!), чтобы достичь желаемого результата. На важность подбора цветов для определенной возрастной группы с целью поддержать ее развитие четко указывает Эрнст Вайсерт в книге «Искусство воспитания» (июнь 1952 г.): «Вопрос об окружении детей, о том, как создаются пространства, в которых дети проводят школьное время, на сегодняшний день даже более важен, чем раньше. Сегодня множество визуальных впечатлений навязываются маленькому ребенку. Приветствуется раннее интеллектуальное развитие. Вопросы, которые занимали Рудольфа Штайнера с педагогической и медицинской точки зрения, превращаются в актуальные задачи: обратиться к потребностям ребенка, иметь соответствующее оформление классного пространства и рисовать прозрачными цветами, которые оказывают успокаивающее и активизирующее воздействие на ребенка».
Далее приведены четыре схемы, предложенные Штайнером.
Школа Гете в Гамбурге (1925):
1, 2, 3 классы - красный, постепенно ослабевающий с каждым классом;
4, 5, 6 классы - оранжевый, постепенно ослабевающий с каждым классом;
7 класс - желтый;
8 класс - зеленый;
9 класс - светло-зеленый;
10 класс - синий;
11 класс - синий, склонный к фиолетовому;
12 класс - фиолетовый.
Зал эвритмии - фиолетовый. Кабинет физики - зеленый. Кабинет музыки - лиловый.
Временные помещения в Штутгарте / второй цвет - для новых зданий в Штутгарте (1922-1923):
1 класс - синевато-лиловый, красный;
2 класс - синевато-лиловый, оранжевый;
3 класс - синевато-лиловый, желтый;
4 класс - синевато-лиловый, светло-зеленый;
5 класс - синевато-лиловый, зеленый, склонный к синему;
6 класс - синевато-лиловый, синий;
7 класс - синевато-лиловый, индиго;
8 класс - синевато-лиловый, фиолетовый;
9 класс - синевато-л иловый, фиолетовый;
10 класс - синевато-лиловый, сиреневый;
11 класс - синевато-лиловый, сиреневый.
Зал эвритмии - синевато-лиловый, цвет мальвы (просвирника). Кабинет физики - синевато-лиловый, синий. Коридоры - синевато-лиловый, сиреневый. Кабинет музыки — индиго, красно-лиловый. Спортзал - синевато-лиловый, красно-лиловый. Медицинский кабинет — синевато-лиловый, красно-лиловый. Ремесло - синевато-лиловый, оранжевый. Рукоделие - синевато-лиловый, светло-фиолетовый, переходящий в красный.
Лондон (1925):
Детский сад - красный, желтый;
1 класс - оранжевый;
2 класс - зеленый;
3 класс - зеленый (темный оттенок);
4 класс - сине-зеленый;
5 класс - светло-синий;
6 класс - синий (темный оттенок). Зал эвритмии - светло-фиолетовый. Коридоры - желтый.
ИСТОЧНИКИ
ЛЕКЦИИ ШТАЙНЕРА О ЦВЕТЕ