Базовое упражнение 14 для учителей

Рисование цветового круга является поучительным и вдох­новляющим упражнением. Круг рисуется без границ между цве­тами или ограничений. В цветовом круге, описанном здесь, мы позволяем белому и черному подвижно встречаться друг с другом на бумаге. С момента их взаимодействия появляются цвета.

Справа вверху мы позволяем белому сгущаться через жел­тый в оранжево-алый и кармин по спирали, но лишь в прос­транствах, направленных к центру. Слева внизу находится чер­ный. Этот черный неожиданно наталкивается на синий слева и изменяется в пурпурный справа. Слева, при встрече с желтым, появляется зеленый. В центре синий резко останавливается нап­ротив оранжевого; пурпурный движется вправо. При встрече с карминовым появляется телесный розовый, насыщенный цветка персика связан с насыщенным алым: это самое захватывающее место в упражнении. Кто-то так же может начать это упражне­ние с красного, алого и кармина, расположенных близко друг к другу или друг на друге; кто-то может начать с черного и алого или с белого и кармина.

Четыре цвета образа - белый, зеленый, черный и инкарнат (цвет цветка персика) - стоят вокруг сияющих цветов. Все ли гар­монично? Этот рисунок можно также выполнить, используя тех­нику «по мокрому». Это упражнение - не только основа для под­готовки к 12-му классу, но также и способ изображения и наблю­дения феномена цвета вообще.

Здесь мы снова можем отослать вас к учению о цвете Юлиу­са Хебинга, которое включено в эту книгу, разъясняющее базовое упражнение для подготовки учителя, приведенное в главе 6.

ЖИВОПИСЬ В 12 КЛАССЕ

Краткое изложение

«Солнце светит» на двенадцатиклассника. Все объединяется в целое. Образы в истории, философии, религии, истории искус­ства, химии и т.д. помогают выстроить идеал человеческого. Двенадцатиклассник, молодой человек 18-ти лет, ищет не только свою свободу, но также самопознание или внутренний импульс по направлению к нему. Он переживает процесс творения.

Обычно шесть или более недель живописи и эпоха истории искусств являются остовом, в котором снова дается обзор разви­тия искусств, включая архитектуру как ведущий принцип и эс­тетику (Шиллер, Бойс). Эпохе живописи, центром которой явля­ется человек, можно придать форму множеством различных спо­собов. Если мы делаем ударение на синтезированном искусстве, то живопись тогда содействует в создании декораций, книжных иллюстраций, книжек-картинок для самых маленьких, афиш, программ и т.д. Учитель будет использовать всевозможные под­ходы, чтобы показать ученикам, как художественные идеи могут функционировать и обогащать друг друга. Помимо этого мы по­мещаем человека в центр в рисовании портрета.

Человек: учение о голове

Особым переживанием в 12 классе является рисование чело­веческой головы. Рисование с целым классом имеет значительное мотивационное воздействие (подобно прежним временам в основ­ной школе). В качестве начала возьмем эскиз лица Рудольфа Штайнера и нарисуем профиль голубым и желтым. К этому до­бавим его замечания относительно телесного цвета человека и фи­зиогномики лица, отражающую суть человеческого существа, столь сложно уловимую при изображении. Мы пытаемся попро­сить цвет и форму на какое-то время замереть.

Мы можем также начать и с живописи «по мокрому». Дела­ем светло-синюю среду, в которой оставляем свободными места для лица и профиля. Лицо можно было бы нарисовать светло-желтым. Можно работать также со светлым ультрамарином в ка­честве основы, нарисовать окружающее пространство, например, прусским синим и оставить свободное место для лица. Поскольку это не так уж легко, мы тут же делаем второй такой же рисунок с такой же сине-желтой композицией. Мы позволяем обоим цве­там слиться вместе в зеленый на лице. Затем помещаем слой кар­мина с шеи через щеки ко лбу. Рисуя по памяти, мы вспомина­ем композицию икон, стыдливый красный — цветочный бутон - жизнь. Мы обращаем внимание на развитие изображения лица сквозь столетия, выделяя разные оттенки красного. Связываясь с этим, мы делаем ряд рисунков, в которых изменяется розовый, то больше синего, то больше красного, то - желтого. Это дает нам возможность выразить возраст, темперамент и настроение. Это следует переживать во время процесса работы. Мы начинаем с живописной гармонии различных цветов как окружения и далее цвета волос и одежды, чтобы выразить настроения. Лучше всего в живописи «по мокрому» работать над темой пары: например, ребенок - старик или унылый - бодрый, белокурый - смуглый. Такие рисунки можно подготовить на предыдущем уроке в виде эскизов на доске для физиогномики (альбом для эскизов). Рисуя, мы оставляем свободными места для глаз, носа, рта и ушей до тех пор, пока форма цветовых пространств не укажет нам, где они должны располагаться, и затем встает вопрос о том, как «нарисо­вать их там» - с помощью света и смешения цветов. Вот как мы продолжаем поддаваться влиянию света и пространства. Мы так­же препятствуем непроизвольному воздействию пластики.

Не все работы обсуждаются - иногда ученики выполняют два рисунка за урок. Из каждого завершенного задания можно ис­пользовать несколько образцов на следующем уроке, чтобы под­вести к новому шагу и побудить учеников к улучшению, самокор­рекции. Во второй половине эпохи мы начинаем с несколько ра­бочих методов. Необходимы подготовительные упражнения в тех­нике лессировки. Такие подготовительные упражнения относят­ся к рисованию розового (цвета цветка персика у Штайнера) как гармонии всех цветов и (потенциально) являются упражнением в рисовании розового между черным и белым (см. гл. 6). В настро­ении чистого цвета лицо выходит на передний план. Хорошая возможность практиковать наиболее изысканную технику лесси­ровки перед началом работы с лицом в большом объеме работы.

Дальнейшую «самостоятельную» работу по теме «человек или человеческое лицо» удобнее проводить в меньшей группе. Иногда удается втиснуть такую работу по маленьким группам в расписа­ние. Маленькая группа дает нам возможность при необходимости уделить достаточное внимание каждому ученику. Ученики могут работать совершенно самостоятельно с похожими заданиями, ко­торые выполнялись в живописи «по мокрому», но с вариациями и теперь лессировкой. Для ученика основой остается, конечно же, цвет и форма. Тема или ряд тем готовятся учителем. Где бы ни выполнялась работа более самостоятельно, новые задания возни­кают с большей легкостью, благодаря разговору между учителем и учеником. Иногда случается, что ученик, особенно в начале 12-го года обучения, все еще не способен выразить собственные идеи в структурированном виде или работать в полной тематической свободе, выбирая самостоятельно материал на уроках живописи (ведь свобода в полной мере переживается молодой личностью только после 21 года). Однако, исследования в этой области воз­можны уже на двенадцатом году обучения. С этой целью валь-дорфские школы разработали различные дидактические методы.

Продолжение мотива можно найти в теме «мать и дитя». Ее можно разработать многими способами. Учитель может обратить внимание на иконы Мадонны, позже - на картины современных художников, а дальше, как делал Штайнер перед классом, пока­зать, как вырисовывается изначальный образ из созвучия синего, желтого и розового. Обнимающий жест можно оставить для раз­работки самими учениками так же, как и расположения глаз, рта с помощью розово-оранжевого в желтом и розовом. «Рисование из цвета» помогает ученикам не тратить много времени на детали.

Многим 12-классникам нравится заняться этим внутренним образом на некоторое время. Личные предпочтения также различ­ны. Рисование, например, одноклассника или себя может привес­ти к просто замечательным результатам. Подобный проект требу­ет подготовки и постепенного продвижения. Под подготовкой име­ется в виду поиск внутреннего отношения, чтобы начать такой грандиозный проект. Темы, с которыми работали в предыдущие годы, затрагиваются снова. Затем выполняется портрет из «пере­живания» в первом примере — способ экспрессиониста - прямо по мокрому. Последующий урок проводится в наблюдении. Делают­ся не только наброски, но наблюдают и за цветом лица, волос и глаз, положением и формой головы, одеждой. Эффект сияния наб­людают, выражают или описывают путем выполнения эскизов или словесно. Живопись «по мокрому» или лессировка не начина­ются до следующего урока. Долгое время мы «работаем цветом». Легче работать с обликом, если на этой последней ступени выпол­няется набросок на основе цветовой композиции, где помещены глаза, нос и рот. Нужно достаточно смелости, чтобы применить свойства этих цветов. Работы Явленского могут помочь сосредото­читься на сущности, без впадения в преувеличение.

От двенадцатиклассника можно ожидать личного участия. В первую очередь этому способствует, особенно во второй половине года, осознание того, что они почти окончили школу, работая са­мостоятельно над завершением их финального проекта.

Существуют различные способы переживания искусства для 17-18-летнего современного человека. В эпоху истории искусства так же, как и на уроках живописи, необходимо пройтись больши­ми шагами по прошлому, чтобы понимать настоящее. В 11 клас­се переживалась разница между импрессионизмом и экспрессио­низмом. В 12 классе можно кратко повторить это в связи с тем, что было достигнуто в истории искусства с тех пор до сегодняшних дней. Упоминание особенностей биографий отдельных ху­дожников и их личных страданий позволяют ученикам заинтере­соваться тем, как искусство соотносится с реалиями жизни. Их собственные творения начинают изменяться после впечатляющей встречи с духом в работах Энди Ворхолла или Бойса.

Так ученики посредством своих собственных переживаний развивают суждение относительно индивидуального вклада, сде­ланного каждым художником, каждой личностью, включая са­мих учеников, в культуру. Рассмотрение биографий занимает здесь важное место. Этот процесс обогащается также посещением музеев и обсуждением этих посещений в классе. Задачей учите­ля, особенно в этот период (часто в конце года или в соединении с последней школьной поездкой), является не избегать личных бесед об искусстве, художественном наблюдении или пережива­нии искусства, потому что многие молодые люди формируют идеи для своей будущей жизни. Разве беседа не является произ­ведением искусства?[25]

После всего этого ученик может говорить о собственном пере­живании как творческой личности, о посвященности и дилетанстве, о чести и бесчестии в творческом отношении, о человеке и бо­жественном творении, о связи между наукой, искусством и рели­гией. Учитель, каждый раз обогащая педагогический метод прак­тическими заданиями, занимая творческую позицию, способству­ет развитию свободной творческой личности.

Дик Брюн

Аттие Лихтхарт

ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Опыт вальдорфской школы

Перевод с английского

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Дополнительные дидактические аспекты урока живописи .............................. 150

4.1. Подготовка урока, последующие обсуждения, темпераменты ....................... 150

4.2. Лечебно-педагогическая живопись .................................................................... 156

5. Использование цвета на других уроках и в интерьере школы ....................... 159

5.1. Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма .............................. 159

5.2. Советы Штайнера относительно цвета стен в школьном здании ................... 161

6. Источники .............................................................................................................. 166

6.1. Лекции Штайнера о цвете ................................................................................... 166

6.2. Школьные эскизы Рудольфа Штайнера, описанные Фритцем Вайтманом ... 174

Послесловие ................................................................................................................. 181

Примечания .................................................................................................................. 183

Наши рекомендации