Базовое упражнение 14 для учителей
Рисование цветового круга является поучительным и вдохновляющим упражнением. Круг рисуется без границ между цветами или ограничений. В цветовом круге, описанном здесь, мы позволяем белому и черному подвижно встречаться друг с другом на бумаге. С момента их взаимодействия появляются цвета.
Справа вверху мы позволяем белому сгущаться через желтый в оранжево-алый и кармин по спирали, но лишь в пространствах, направленных к центру. Слева внизу находится черный. Этот черный неожиданно наталкивается на синий слева и изменяется в пурпурный справа. Слева, при встрече с желтым, появляется зеленый. В центре синий резко останавливается напротив оранжевого; пурпурный движется вправо. При встрече с карминовым появляется телесный розовый, насыщенный цветка персика связан с насыщенным алым: это самое захватывающее место в упражнении. Кто-то так же может начать это упражнение с красного, алого и кармина, расположенных близко друг к другу или друг на друге; кто-то может начать с черного и алого или с белого и кармина.
Четыре цвета образа - белый, зеленый, черный и инкарнат (цвет цветка персика) - стоят вокруг сияющих цветов. Все ли гармонично? Этот рисунок можно также выполнить, используя технику «по мокрому». Это упражнение - не только основа для подготовки к 12-му классу, но также и способ изображения и наблюдения феномена цвета вообще.
Здесь мы снова можем отослать вас к учению о цвете Юлиуса Хебинга, которое включено в эту книгу, разъясняющее базовое упражнение для подготовки учителя, приведенное в главе 6.
ЖИВОПИСЬ В 12 КЛАССЕ
Краткое изложение
«Солнце светит» на двенадцатиклассника. Все объединяется в целое. Образы в истории, философии, религии, истории искусства, химии и т.д. помогают выстроить идеал человеческого. Двенадцатиклассник, молодой человек 18-ти лет, ищет не только свою свободу, но также самопознание или внутренний импульс по направлению к нему. Он переживает процесс творения.
Обычно шесть или более недель живописи и эпоха истории искусств являются остовом, в котором снова дается обзор развития искусств, включая архитектуру как ведущий принцип и эстетику (Шиллер, Бойс). Эпохе живописи, центром которой является человек, можно придать форму множеством различных способов. Если мы делаем ударение на синтезированном искусстве, то живопись тогда содействует в создании декораций, книжных иллюстраций, книжек-картинок для самых маленьких, афиш, программ и т.д. Учитель будет использовать всевозможные подходы, чтобы показать ученикам, как художественные идеи могут функционировать и обогащать друг друга. Помимо этого мы помещаем человека в центр в рисовании портрета.
Человек: учение о голове
Особым переживанием в 12 классе является рисование человеческой головы. Рисование с целым классом имеет значительное мотивационное воздействие (подобно прежним временам в основной школе). В качестве начала возьмем эскиз лица Рудольфа Штайнера и нарисуем профиль голубым и желтым. К этому добавим его замечания относительно телесного цвета человека и физиогномики лица, отражающую суть человеческого существа, столь сложно уловимую при изображении. Мы пытаемся попросить цвет и форму на какое-то время замереть.
Мы можем также начать и с живописи «по мокрому». Делаем светло-синюю среду, в которой оставляем свободными места для лица и профиля. Лицо можно было бы нарисовать светло-желтым. Можно работать также со светлым ультрамарином в качестве основы, нарисовать окружающее пространство, например, прусским синим и оставить свободное место для лица. Поскольку это не так уж легко, мы тут же делаем второй такой же рисунок с такой же сине-желтой композицией. Мы позволяем обоим цветам слиться вместе в зеленый на лице. Затем помещаем слой кармина с шеи через щеки ко лбу. Рисуя по памяти, мы вспоминаем композицию икон, стыдливый красный — цветочный бутон - жизнь. Мы обращаем внимание на развитие изображения лица сквозь столетия, выделяя разные оттенки красного. Связываясь с этим, мы делаем ряд рисунков, в которых изменяется розовый, то больше синего, то больше красного, то - желтого. Это дает нам возможность выразить возраст, темперамент и настроение. Это следует переживать во время процесса работы. Мы начинаем с живописной гармонии различных цветов как окружения и далее цвета волос и одежды, чтобы выразить настроения. Лучше всего в живописи «по мокрому» работать над темой пары: например, ребенок - старик или унылый - бодрый, белокурый - смуглый. Такие рисунки можно подготовить на предыдущем уроке в виде эскизов на доске для физиогномики (альбом для эскизов). Рисуя, мы оставляем свободными места для глаз, носа, рта и ушей до тех пор, пока форма цветовых пространств не укажет нам, где они должны располагаться, и затем встает вопрос о том, как «нарисовать их там» - с помощью света и смешения цветов. Вот как мы продолжаем поддаваться влиянию света и пространства. Мы также препятствуем непроизвольному воздействию пластики.
Не все работы обсуждаются - иногда ученики выполняют два рисунка за урок. Из каждого завершенного задания можно использовать несколько образцов на следующем уроке, чтобы подвести к новому шагу и побудить учеников к улучшению, самокоррекции. Во второй половине эпохи мы начинаем с несколько рабочих методов. Необходимы подготовительные упражнения в технике лессировки. Такие подготовительные упражнения относятся к рисованию розового (цвета цветка персика у Штайнера) как гармонии всех цветов и (потенциально) являются упражнением в рисовании розового между черным и белым (см. гл. 6). В настроении чистого цвета лицо выходит на передний план. Хорошая возможность практиковать наиболее изысканную технику лессировки перед началом работы с лицом в большом объеме работы.
Дальнейшую «самостоятельную» работу по теме «человек или человеческое лицо» удобнее проводить в меньшей группе. Иногда удается втиснуть такую работу по маленьким группам в расписание. Маленькая группа дает нам возможность при необходимости уделить достаточное внимание каждому ученику. Ученики могут работать совершенно самостоятельно с похожими заданиями, которые выполнялись в живописи «по мокрому», но с вариациями и теперь лессировкой. Для ученика основой остается, конечно же, цвет и форма. Тема или ряд тем готовятся учителем. Где бы ни выполнялась работа более самостоятельно, новые задания возникают с большей легкостью, благодаря разговору между учителем и учеником. Иногда случается, что ученик, особенно в начале 12-го года обучения, все еще не способен выразить собственные идеи в структурированном виде или работать в полной тематической свободе, выбирая самостоятельно материал на уроках живописи (ведь свобода в полной мере переживается молодой личностью только после 21 года). Однако, исследования в этой области возможны уже на двенадцатом году обучения. С этой целью валь-дорфские школы разработали различные дидактические методы.
Продолжение мотива можно найти в теме «мать и дитя». Ее можно разработать многими способами. Учитель может обратить внимание на иконы Мадонны, позже - на картины современных художников, а дальше, как делал Штайнер перед классом, показать, как вырисовывается изначальный образ из созвучия синего, желтого и розового. Обнимающий жест можно оставить для разработки самими учениками так же, как и расположения глаз, рта с помощью розово-оранжевого в желтом и розовом. «Рисование из цвета» помогает ученикам не тратить много времени на детали.
Многим 12-классникам нравится заняться этим внутренним образом на некоторое время. Личные предпочтения также различны. Рисование, например, одноклассника или себя может привести к просто замечательным результатам. Подобный проект требует подготовки и постепенного продвижения. Под подготовкой имеется в виду поиск внутреннего отношения, чтобы начать такой грандиозный проект. Темы, с которыми работали в предыдущие годы, затрагиваются снова. Затем выполняется портрет из «переживания» в первом примере — способ экспрессиониста - прямо по мокрому. Последующий урок проводится в наблюдении. Делаются не только наброски, но наблюдают и за цветом лица, волос и глаз, положением и формой головы, одеждой. Эффект сияния наблюдают, выражают или описывают путем выполнения эскизов или словесно. Живопись «по мокрому» или лессировка не начинаются до следующего урока. Долгое время мы «работаем цветом». Легче работать с обликом, если на этой последней ступени выполняется набросок на основе цветовой композиции, где помещены глаза, нос и рот. Нужно достаточно смелости, чтобы применить свойства этих цветов. Работы Явленского могут помочь сосредоточиться на сущности, без впадения в преувеличение.
От двенадцатиклассника можно ожидать личного участия. В первую очередь этому способствует, особенно во второй половине года, осознание того, что они почти окончили школу, работая самостоятельно над завершением их финального проекта.
Существуют различные способы переживания искусства для 17-18-летнего современного человека. В эпоху истории искусства так же, как и на уроках живописи, необходимо пройтись большими шагами по прошлому, чтобы понимать настоящее. В 11 классе переживалась разница между импрессионизмом и экспрессионизмом. В 12 классе можно кратко повторить это в связи с тем, что было достигнуто в истории искусства с тех пор до сегодняшних дней. Упоминание особенностей биографий отдельных художников и их личных страданий позволяют ученикам заинтересоваться тем, как искусство соотносится с реалиями жизни. Их собственные творения начинают изменяться после впечатляющей встречи с духом в работах Энди Ворхолла или Бойса.
Так ученики посредством своих собственных переживаний развивают суждение относительно индивидуального вклада, сделанного каждым художником, каждой личностью, включая самих учеников, в культуру. Рассмотрение биографий занимает здесь важное место. Этот процесс обогащается также посещением музеев и обсуждением этих посещений в классе. Задачей учителя, особенно в этот период (часто в конце года или в соединении с последней школьной поездкой), является не избегать личных бесед об искусстве, художественном наблюдении или переживании искусства, потому что многие молодые люди формируют идеи для своей будущей жизни. Разве беседа не является произведением искусства?[25]
После всего этого ученик может говорить о собственном переживании как творческой личности, о посвященности и дилетанстве, о чести и бесчестии в творческом отношении, о человеке и божественном творении, о связи между наукой, искусством и религией. Учитель, каждый раз обогащая педагогический метод практическими заданиями, занимая творческую позицию, способствует развитию свободной творческой личности.
Дик Брюн
Аттие Лихтхарт
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Опыт вальдорфской школы
Перевод с английского
Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.
СОДЕРЖАНИЕ
4. Дополнительные дидактические аспекты урока живописи .............................. 150
4.1. Подготовка урока, последующие обсуждения, темпераменты ....................... 150
4.2. Лечебно-педагогическая живопись .................................................................... 156
5. Использование цвета на других уроках и в интерьере школы ....................... 159
5.1. Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма .............................. 159
5.2. Советы Штайнера относительно цвета стен в школьном здании ................... 161
6. Источники .............................................................................................................. 166
6.1. Лекции Штайнера о цвете ................................................................................... 166
6.2. Школьные эскизы Рудольфа Штайнера, описанные Фритцем Вайтманом ... 174
Послесловие ................................................................................................................. 181
Примечания .................................................................................................................. 183