Рисование деревьев и растений в настроениях. Впечатление и выражение
Мы видим, что на 16-17-м году жизни молодые люди создают огромное пространство вокруг себя, детские качества остаются в прошлом. Они отделяют себя от других более отчетливо, их собственный эмоциональный мир более заметен, и возникает первая любовь.
В учебном плане вальдорфской школы в это время биология, включая ботанику, занимает центральное место. Сущность растения показывает нам образ души, проявляющей себя в характерном жесте. Важны религиозные элементы, которые создают опору для молодой личности на этой ступени развития.
Эпоха «Парсифаля» в литературе не только отвечает на многие вопросы, но и помогает такие существенные вопросы поставить, особенно вопросы о внутреннем мире, которые становятся теперь важными в художественном процессе. Штайнер дает пример изображения дерева в 11 классе. Он рекомендует способ живописания: не брать зелень и листья как исходный пункт, но подойти к дереву, как будто оно окружено и насыщено светом, создать образ из цветовых пространств. Подобные примеры у импрессионистов и экспрессионистов, которые, будучи так сильно связанными с внешним и внутренним «впечатлением» от природного феномена, помогают определить «искусство», в котором цвет и пространство являются первыми и основными средствами в работе художника. То, что было сделано в 5 классе в игровой форме, повторяется, но с новым осознанием.
Мы делаем следующий шаг, рисуя одно и то же дерево при различных условиях освещения. Время года может варьироваться, погода - разнообразна. Сравнивая рисунки, мы начинаем понимать цвет и искать его связь с нашим внутренним существом. После первого рисунка освещенного дерева «по мокрому», мы делим большой натянутый лист на две или на четыре части, чтобы нарисовать два или четыре времени года. Можно обсудить с учениками цветовые оттенки. В остальном мы живем согласно идеи «живописания», предотвращая таким образом «изящное вырисовывание». Следует обратить внимание на присутствие красного в растительной зелени. Растительная зелень без красного остается холодной, она становится подобной минералу. Эта идея может дать возможность возникнуть нескольким рисункам «по мокрому» различных (цветущих) растений, например, нарциссов, маков, клевера, розы или различных видов деревьев. Учитель описывает растение так, что появляется внутренний образ. Сравнительное описание и выражение образа, например, нарцисса, «возвещающего весну звуками трубы», можно обсуждать с классом один-два урока прежде, чем выполнить работу. Растение или цветок наблюдалось на предшествующем уроке. Работа с кармином, розовый фон, является наилучшей основой при создании растительной зелени из желтого и голубого. После некоторой поддержки ученики применяют сверху светло-желтый (как указывает Штайнер в лекциях о цвете), и видят, как желтый, имея качество объединения, помогает свету пронизать растение.
Помимо этих рисунков по мокрому, можно рисовать весенние или осенние цветы на натянутой бумаге. Это можно выполнять на большом формате. Кто-то может взять лилию и розу - особенный дуэт - и рисовать их вместе. В таком случае лилия - более весенний цветок со свежей сочной зеленью, а роза - темнее, с теплыми красными ростками.
Идея, что «каждый ученик рисует свое собственное растение», требует участия со стороны учителя, но длительная подготовка, активная работа ученика над своим изображением растения могут дать очень личные, глубоко пережитые результаты. Для 11-классника важно чувствовать определенную долю свободы, выражающуюся и его в собственном темпе работы. Собственным интересам и опыту ученика уделяется достаточное внимание. Ряд работ лессировкой и по мокрому препятствует погружению в самодостаточный зеленый. Большинство учеников не имеют больших проблем с техникой. Некоторые даже достигают уровня шедевра. Проникновение более глубоко в работу импрессионистов и экспрессионистов (например, цветы у Нольде) и внутренняя позиция художника усиливают уверенность 11-классника в его работе. Задание «восход и закат» (всегда вдохновляющее) дает ученикам возможность сделать более глубоким цветовой контраст в их работах.
Учеников (иногда целую группу в классе), которые борются со значительной долей сомнения по отношению к своим собственным способностям, нужно приободрить путем применения цвета живым образом, исходя из черно-белых работ таких художников, как Рембрандт, Сезанн, Ван Гог.