Движение и законы в черно-белом и цвете
Десятиклассники могут (иногда у них есть чутье для образных исследований) начинать работу над созданием напряжения и драмы в черно-белых исследованиях так же, как и в исследованиях цвета. Например, напряжение и драма в живописи Рембрандта, создаваемые движением света. Это то, с чем десятиклассник может научиться работать сейчас. В новом свете могут предстать деревья, ландшафты, люди, объекты и архитектурные формы, собственный портфель ученика или его ботинок. Акцент ставится на контраст светотени.
У десятиклассника выдержка больше, чем у девятиклассника, и он способен работать над проектом дольше и с большей концентрацией. На основе упражнений в предыдущих классах он развивает технические способности. Если работа Дюрера не обсуждалась в девятом классе, то, будьте уверены, это произойдет в десятом. Тема вдохновленного священника в «Пишущем в своей келье Иерониме» и меланхолии ангела, погруженного в раздумье в «Меланхолии», формирует образ человека на его пути к самопознанию. Штайнер указывает на то, что важно познакомить молодых людей с этими образами. Рвение, с которым ученики работают над этой темой, показывает, насколько точны указания Штайнера. Как описано в 9 классе, мы не занимаемся копированием работы Дюрера, а изучаем в ней светотень.
Если ученики достаточно знакомы с образом в целом, это можно «свободно» трансформировать в цвет. Это упражнение также можно выполнить раньше, в 8 классе[21], в свете рассмотрения Эпохи Возрождения. В 10 классе мы определенным образом знакомимся с Барокко (Рембрандт). Несмотря на рекомендации Рудольфа Штайнера, фантазируя переводить черно-белую работу Дюрера в цвет весьма непросто. Упражняющийся художник мгновенно переживает следующее: законы встречи желтого (светлого) и синего (темного) в зеленом с одной стороны и в красно-пурпурном - с другой, не так уж и очевидны.
Работа Дюрера отображает содержание и пространство в черно-белом. Ученик знакомится с этим в процессе работы в 9 классе. Цвета были «в отпуске» в течение целого года. Чтобы возвратить цвет, лучше всего начать с рисования «по мокрому». Таким образом, мы быстрым скачком достигаем довольно глубоких результатов. Например, «Пишущий Иероним в своей келье» рисуется «свободно». Что означает рисовать «свободно», ученики заметят лишь при рассмотрении первых результатов. Обсуждение в классе темы, обстановки в комнате и Иеронима, его работы могут помочь ученикам сделать свой собственный выбор цвета. Также указание на то, что оригинал гравюры следует скорее вспоминать, чем постоянно наблюдать, помогает ученикам освободиться от пластических деталей и сначала передать целостность, переводя наиболее важные элементы в цвет. Обычно, работу снова надо намочить. Для этого рисунок помещается рабочей стороной вниз на сухой стол или доску, и тыльная сторона рисунка осторожно протирается мокрой губкой. Бумага впитывает воду. Бумагу переворачиваем и разглаживаем непосредственно во время рисования. Также можно осторожно приложить чистую ткань. Для этой цели лучше всего подходит бумага плотностью 80 г/м[22], та, которая используется в начальной школе.
Отдельно от переведения черно-белого в цвет, происходит обновленная встреча с миром цвета через рисование «по мокрому». Вот несколько примеров:
1. Красный, голубой и желтый, подходящие с разных сторон, встречаются в центре. Здесь три цвета стоят близко друг к другу, но не касаются один другого. Голубой наносится поверх части большого красного пространства. Похожим образом мы рисуем красный поверх желтого и желтый - поверх голубого. Внешнюю поверхность пурпурного мы рисуем поверх желтого, зеленого -поверх красного оранжевый - поверх голубого с тем, чтобы появились коричневые оттенки.
2. Красное в зеленом. Потом красный вибрирует в зеленом. Появляются черные пятна, здесь и там красный пробивается сквозь зеленый. Идет поиск гармонии цвета и формы. Начальным пунктом могут быть все характерные сочетания цветов.
3. Пурпурный и оранжевый расположены рядом с другими цветами, которые используются в минимальном количестве: голубым и желтым. Рисование продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие (См. главу 4.)
4. С помощью индиго, алого и прусского синего на бумаге появляется черный! Добавляем золотистый желтый - появляется коричневый, делаем смешанные оттенки с помощью золотисто-желтого и желтого. Это - интенсивное изучение земных цветов. Действие света сохраняется.
5. Сверху на бумаге - белый. Внизу - черный, который очень плавно переходит в прусский синий через индиго и ультрамарин. Белый сохраняется. Вокруг белого - светлый желтый, излучающий свет на прусский синий, в результате чего появляется зеленый.
6. Создайте как можно больше пространств разных цветов с четкими границами. Цвета могут появляться путем смешивания на бумаге, а также в емкости для смешивания. Ученики могут также обмениваться цветами друг с другом. Когда все цвета находятся рядом друг с другом, четко разделенные, мы окрашиваем всю композицию или часть ее одним выбранным нами цветом. Получается «затемнение» или «осветление», Эту часть работы удобнее выполнить на следующем уроке на «снова намоченном» листе.
Для учеников важно иметь достаточную возможность получить необходимый опыт в технике лессировки. Вот почему мы начинаем задания с использованием этой техники как можно быстрее. (См. также базовое упражнение 11 для учителей.)
Натягиваем два листа бумаги для живописи (для более подробного описания см. главу «Живопись в 6 классе»). На одном листе работа выполняется широкими цветовыми плоскостями, на другом - маленькими ритмичными плоскостями разных размеров. На одном листе мы размещаем синее пространство напротив желтого. Идя немного дальше, мы рисуем несколько слоев поверх друг друга таким же цветом. Желтый перекрывает желтый, синий - синий. Рисуя с одной стороны, мы позволяем появиться зеленому между синим и желтым - прусский синий поверх желтого и желтый поверх синего. С другой стороны мы рисуем красный как связующий цвет между желтым и синим, поместив алый поверх желтого и кармин поверх синего ультрамарина. Алый и кармин перекрывают друг друга. В центре можно оставить белый, но не слишком много. С внешних краев можно нарисовать в каждом цвете комплементарный ему цвет с тем, чтобы появились черные оттенки: зеленый поверх красного, оранжевый поверх голубого, фиолетовый поверх желтого, красный поверх зеленого и т.д. Создается кристаллический образ.
На другом листе сначала работаем маленькими мазками, идя сверху вниз: от желтого к оранжевому, к красному и через пурпурный к индиго. В середине листа (в вертикальном формате) эти цвета «утверждаются», т.е. цветовая лестница усиливается путем наложения нескольких слоев. Слева и справа каждый цвет раскрывается веером и появляется много смешанных цветов, вплоть до черного. Важно предотвратить появление пятен, причиной чего является чрезмерное смачивание. Наша цель - осторожность и чистота с тем, чтобы свет начал сиять в ограниченном сером пространстве. Примеры предыдущих лет, собственные работы учеников или же работы известных художников показывают, каким образом достичь интенсивности света и цвета с помощью акварельной техники лессировки. Эта вторая работа либо останется свободной от образа, либо превратится в пейзаж.
У каждого ученика есть набор из сухой акварели и банок, содержащих слегка разведенную краску. Чтобы развести краску для лессировки, используются маленькие чашечки для смешивания. У каждого ученика есть 2 или 3 банки для споласкивания кисти (красная, голубая и желтая), широкая и тонкая кисти и ткань для снятия излишней краски или для подсушивания мокрой кисти. Кроме того, мы обращаем внимание каким образом и зачем во время лессировки необходимо контролировать влажность работы, на каждом уроке мы учим молодых людей исправлять свои ошибки. С помощью этого контроля ученики теперь могут достичь желаемого в сфере смешивания и «приготовления» красок. При лессировке доска должна быть незначительно наклонена, что помогает ясно увидеть мокрые места и исправить проблемы. Ученикам нужно найти свое собственное положение. Работа, стоящая на мольберте, дает возможность рассматривать ее с расстояния.
Лессировка требует определенного порядка. Каждый слой нужно тщательно высушить перед тем, как продолжить работу на нем. За урок можно работать на листе несколько раз, при этом давая ему возможность хорошо высыхать. Лучше использовать сушильный шкаф (в случае, если лист не высыхает хорошо сам по себе). Доски для рисования помещаются внутрь шкафа вертикально. Тепловой вентилятор помещается под ними. В программе урока возможно чередование лессировки и живописи «по мокрому». Во время таких упражнений в лессировке середину урока, например, можно использовать для упражнений с цветом по мокрому.
Когда завершены первые картины, написанные лессировкой, на доски снова натягивается бумага для живописи для дальнейших проектов. Существует много возможностей для дальнейшего исследования цвета. Наиболее важная вещь - то, что воображение само, поддерживаемое множеством подготовительных упражнений и исследований, движет кисточкой и выбирает цвет.
На начальном этапе, имея в поддержке эффект сияния, достигаемый с помощью использования техники лессировки, можно связаться с эпохой минералогии и рисовать либо кристаллы, либо светящийся внутренний мир. Темы из истории культуры также можно создать в цвете и форме, например, «атланты». Или же наоборот, можно искать вдохновение в драматическом искусстве цвета, в упражнениях в цвете, свободных от образа. Да и сами цвета, и умение управляться с кисточкой могут стать темами. Существует также возможность прийти к фантазии в цвете, начиная с черно-белого образца, подобного дюреровской «Меланхолии». Произведение великого художника в богатстве образного содержания этой особенной гравюры содержит источник уверенности и вдохновения для старшеклассника. Работая на большем формате, они достигают удивительных результатов. У некоторых учеников хватает духа воспроизвести гравюру «Рыцарь, Смерть и Дьявол» в цвете. Конечно же, такие упражнения не являются просто копированием, переведенным в цвет, но развивают осознанное применение цвета. Наконец, очень полезно в этом возрасте выполнять две работы на полярные темы. Вот несколько примеров:
восход — закат (см. главу 6.2)
ночь — день
солнечный свет — лунный свет
лето — зима
шторм - штиль
перед битвой - после битвы.