Ландшафт, животные и цветовая перспектива
Основа, на которой строится изображение ландшафтов, лежит в различии между теплыми и холодными цветами. Имея это в виду, мы можем обсуждать с детьми настроения утра, вечера и ночи. Вечером после заката земля холоднее воздуха или теплее? Вечером воздух всегда остывает быстрее, в то время как земля сохраняет тепло дольше. Земля даже выпускает «пар», который мы наблюдаем в виде тумана, стелящегося над землей и водой. На рассвете происходит значительная, перемена. Воздух быстро нагревается солнцем, в то время как земля все еще холодна после ночи. Дети характеризуют чередование тепла и холода и определяют для себя выбор цветов: прусский синий или ультрамариновый? Лимонный или золотой желтый? Карминовый красный или киноварь? Для ночного настроения хорошо подойдет индиго. Прусский синий с небольшим количеством красной киновари создает красивый холодный темный фон при бледном белом/желтом лунном свете. Это вода, отражающая луну, или открытое пространство в лесу, на котором много теней? Каждый урок можно обсуждать с детьми: место, где они живут, страну и время, соединяя это иногда с эпохой географии. Базовый или основной цвет, на котором в дальнейшем будет развиваться работа, может произвести особый эффект, - например, если рисунок рисуется на ярко-красной основе. Дети сразу же представят себя в теплых, тропических странах. В 6 и 7 классе эти задания могут включать крайние области земли. В живых описаниях далеких чужих стран могут появиться и животные.
Форма заданий, связанных с животными, та же и дается тем же методом, что и в 4 классе. Африканский слон может начинаться с синего цвета в среде джунглей, верблюд - с золотого желтого. Из-под завесы синего появляется фигура в теплых коричневых оттенках. Совы, нарисованные в коричневых и серых цветах, волшебно возникают в ночном настроении индиго. Позвольте детям рисовать животных в большом масштабе цветами их характера. «В каких условиях вы видели такое животное?» Пытайтесь вовлекать в задания и собственные переживания учеников. Так усиливается отношение к художественному процессу, и дети будут чувствовать себя более вовлеченными в процесс, даже если только один ребенок видел это животное и смог рассказать о нем.
Работа, исходящая из цвета и цветовых пространств, остается важным моментом даже сейчас. Глубина, эффект трехмерности в рисовании является результатом совместного действия различных цветовых пространств. Какие-то цвета отступают, какие-то продвигаются вперед. Дети легко склоняются к тому, чтобы рисовать темнее с одной стороны, особенно рисуя горы. Производя замечательный эффект, это также подчеркивает работу света и тени, которая позднее будет задействована в черно-белом рисовании. Дети будут стремиться к этому эффекту глубины, используя различные цвета, вызывая так называемую «цветовую перспективу». Мы находим подобные изумительные примеры в работе многих импрессионистов, например, Сезанна. Это дает обилие цвета и помещает ландшафт в захватывающий цветовой тон, контрастируя с резкостью изобретенного оптического эффекта линейной перспективы.
Когда класс или его часть упорно склоняется к созданию графических или светотеневых образов, учитель может отыскать все виды различных цветовых упражнений предыдущих лет, чтобы дать детям возможность заново погрузиться в цвета. В противовес, можно удовлетворять потребность в этом графическом символе посредством эскизных упражнений. Живопись и рисунок полярны друг другу, пространство противопоставлено линии. В рисовании ландшафтов оба эти элемента легко сочетаемы. Можно обсуждать пути работы отдельно с обоими элементами, тем самым упрощая дело.
Праздники года
Начиная с 3 класса мы можем использовать цвета, соединяя их непосредственно с временами года: светло-красный с зеленым и желтым (весеннее настроение) или золотой желтый, красно-оранжевый и синий (осенне-зимнее настроение), пока еще без каких-либо специфических образов. В 4 классе они скрыты: например, в изображениях Мадонны с Младенцем, трех Королей, Святого Михаила и Дракона, детей с фонариками, праздника Святого Мартина, ночного огня Ивана Купала. Дети обсуждают цветовое настроение, и достаточно скоро бросается в глаза живое взаимодействие цветов.