Базовое упражнение 4 для учителей

Рисунки, которые мы сейчас будем обсуждать, относятся к тем трем примерам, которые Штайнер предложил в первой лек­ции для художников9. На бумаге мы начинаем рисовать зеленым и затем на него наносим красный: два - три пятна, окруженных зеленым. То же самое мы делаем на другом листе бумаги, но толь­ко синим. Возникает синий в зеленом. Затем - третий раз с неж­ным розовым, который Штайнер называет цветом цветка перси­ка. Три разных цвета внутри зеленого. Все это пробуждает три различных реакции. Рисование хорошо очерченных цветовых пространств возле зеленого требует определенных особенных уме­ний. Лучше всего рисовать зеленый путем смешивания лимонно­го желтого и синего прусского. На самом деле так мы рисуем ком­плементарные цвета (зеленый-красный) и монотонные цвета (си­ний-зеленый), а также цвет, хорошо сочетающийся с зеленым -цвет цветка персика. Штайнер таким образом комментирует раз­личные впечатления: «Представьте, что вы видите следующее: по зеленому полю гуляют красные люди или по зеленому полю гу­ляют люди цвета цветка персика или даже синие люди гуляют по тому же полю, и во всех трех случаях наши переживания совер­шенно различны. Глядя на первую сцену, вы бы сказали: я вижу тех красных людей на зеленом; на зеленом поле они вносят жизнь в это совершенно зеленое поле. Благодаря этим гуляющим красным людям, зеленое поле становится еще зеленее. Зеленый становится еще более насыщенным, еще более живым, благодаря этим красным людям. Меня приводит в бешенство, когда я смотрю на этих красных людей, просто на то, как они здесь стоят. За­тем я говорю: вообще это бессмысленно, и так быть не может. На самом деле, я должен рисовать этих красных людей как вспыш­ки молний, и они должны двигаться. Спокойные красные фигу­ры на зеленом поле вызывают напряжение из-за их покоя, из-за того, что они, благодаря своему красному цвету, уже находятся в движении. Они вызывают что-то такое на этом поле, что, в об­щем-то, не может оставаться в покое. Значит, в конце концов, я получаю весьма неоднозначное переживание, если я действитель­но хочу обосновать подобную мысль». Давайте остановимся на минуту. Тенденция, описанная выше, описывает типичное поня­тие комплементарности цветов. Исходя из этого наблюдения и описания, сейчас еще раз можно сделать это упражнение, но так, чтобы красный действительно действовал по отношению к зеле­ному из собственного свечения, подобно фигурам, содержащим качества красного.

Продолжим описание Рудольфом Штайнером цвета цветка персика на зеленом. «Это вполне возможно. Люди цвета цветка персика могут находиться здесь достаточно спокойно. Даже если они будут стоять здесь часами, их это не побеспокоит. Мои чувс­тва говорят мне, что у людей персикового цвета нет особенных взаимоотношений с этим полем, они не делают его зеленее, чем оно уже есть, они совершенно нейтральны во взаимоотношениях с этим полем. Они могут находиться, где им угодно и это меня не волнует. Им подходит любое место. У них нет внутренней связи с зеленым полем». Из этого примера следует следующее упраж­нение для учителей: по кругу нарисуйте пятна персикового цве­та в форме дуги и найдите в этом наиболее возможный покой и гармонию по отношению к окружению. Этот цвет запечатлевает­ся на зеленом.

«Сейчас я хочу обратиться к третьему примеру. Я смотрю на синих людей на зеленом поле. То, что мы видим, невозможно ни удержать, ни вытерпеть, поскольку синее на зеленом ослабляет целостность зеленого поля. Зеленый цвет поля становится скуч­ным и это поле уже совершенно не зеленое. Давайте попробуем представить следующее: по зеленому полю блуждают синие люди или какие-либо другие существа - духи, населяющие это поле.

Попробуйте это запечатлеть. Поле перестает быть зеленым и да­же приобретает синеватый оттенок. И если бы эти зеленые люди должны были бы остаться дольше на этом зеленом цвете, зеленый просто ускользнул бы от меня. И тогда я бы подумал, что синие люди пытаются унести поле в какую-то глубокую пропасть. Зеле­ное поле не может оставаться самим собой, если на нем синие лю­ди, поскольку они его поднимают и убегают вместе с ним. Так мы можем переживать цвет. И мы должны быть способны иметь это цветовое переживание, иначе мы не поймем, что же такое мир цвета вообще. Воображение - это отличный, прекрасный инстру­мент, но все же мы должны экспериментировать, если хотим са­мостоятельно сделать такое открытие». Из сказанного выше ста­новится очевидным то, что синий «оттягивает» зеленый так, что зеленый «всасывается» в глубокую дыру. В упражнении мы мо­жем рисовать таким образом, что синий тащит зеленый на глуби­ну. (Записано, главным образом, со слов Джона Салтера и Пау­лин Верле). Эти упражнения приводят нас к работе с цветом. Три цвета в их взаимоотношении к зеленому. В работе с классом мы сталкиваемся с множеством возможностей в этой области.

Каждый раз нам надо спрашивать самих себя: как работает цвет, и какие формы, какие тенденции и какие направления он выражает. Все эти переживания напрямую связаны с задачей жи­вописи во 2-м и 3-м классах.

ЖИВОПИСЬ В 3 КЛАССЕ

Наши рекомендации