Основные тенденции актерского искусства ФРГ.
Актеры Фриц Кортнер, Максимилиан Шелл, Ютта Лямпе, Эдит Клевер, Бруно Ганц, Хельмут Грим и др. Анализ различных актерских методов. Понятие «немецкая актерская школа». Проблема современного героя в аспекте актерского творчества.
Ведущие театры ГДР и ФРГ
Театры: Берлинер Ансамбль, Немецкий театр, Комише опер, Шиллер-театр, Фрайе Фольксбюне, Театр ам Халлешен Уфер и др. Этапы работы ведущих театров ГДР и ФРГ, анализ репертуарной политики.
Политический театр в 1960-70-е годы. Уличные театры.
Анализ явления. Ведущие представители направления. Ярчайшие спектакли.
Творчество Р.-В. Фассбиндера.
Режиссерские и драматургические опыты Райнера-Вернера Фассбиндера (1946-1982).
Раздел 25. Австрийский театр.
Драматургия Франца Верфеля.
Творчество Франца Верфля (1890-1945).
Драматургия Эдена фон Хорвата.
Пьесы Эдена фон Хорвата (1901-1938):"Итальянская ночь" (1931), "Сказки Венского леса" (1931), "Казимир и Каролина" (1932) и др.
Драматургия Фердинанда Брукнера.
Антифашистские драмы Фердинанда Брукнера (1891-1958): "Елизавета Английская" (1930), "Героическая комедия" (1942), "Симон Боливар" (1945).
Драматургия Петера Хандке.
Творчество Петера Хандке (р. 1942).
Драматургия Томаса Бернхарда.
Гротескно-сатирические пьесы Томаса Бернхарда (1931-1989): "Праздник для Бориса" (1970) и др.
Драматургия Эльфриды Елинек.
Раннее творчество Эльфриды Елинек (р. 1946) и «поколение 1968). Драмы «Клара Ш.» (1982, о Кларе Шуман), «Долина мертвых» (1992, о М. Хайдеггере). Проблематика и поэтика.
25.7. Основные тенденции сценического искусства Австрии
(Зальцбургские фестивали. Йозефштадттеатр. Бургтеатр во второй
половине XX в.)
Этапы работы ведущих театров Австрии. История создания Зальцбургского фестиваля. Ярчайшие режиссера и актеры Австрии ХХ века. Анализ современного театрального процесса.
Раздел 26. Швейцарский театр.
Основные тенденции театрального искусства Швейцарии.
Общая характеристика. Этапы развития сценического искусства и драматургии в ХХ веке.
Драматургия Фридриха Дюрренматта.
Ранние пьесы Фридриха Дюрренматта (1921-1990): «Писание гласит» (1947), «Слепой» (1948), «Ромул Великий» (1949). Эстетика трагикомического в драматургии Дюрренматта. Пьесы: «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962), «Перекрещенцы» (1967). Проблематика и поэтика.
Драматургия Макса Фриша.
Эстетика трагикомического в драматургии Макса Фриша (1911-1991). Пьесы: «Бидерман и поджигатели» (1958), «Андорра» (1961), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1962). Проблематика и поэтика.
Раздел 27. Итальянский театр.
Основные тенденции театрального искусства Италии 1920-1930-х гг.
Эксперименты футуристов и авангардистов, положение традиционной сцены, развитие режиссуры.
Актерское искусство 1920-1930-х гг. (Этторе Петролини, Ирма Граматика, Эмма Граматика, Мемо Бенасси и др.)
Актеры «большого стиля», творчество Ирмы и Эммы Граматика, влияние творчества Элеоноры Дузе на развитие актерского искусства в Италии первой половины ХХ века. Актеры «малого стиля». Русская актерская школа.
Драматургия Луиджи Пиранделло.
Первый этап творчества Луиджи Пиранделло (1867-1936), связь с веризмом, анализ пьесы «Лиола». Второй этап творчества, расцвет драматургии: «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Генрих IV» (1922), «Сегодня мы импровизируем» (1929). Проблематика и поэтика. Третий этап творчества, пьесы 1930-ых гг.
Драматургия Эдуардо Де Филиппо.
Общая характеристика неореализма в Италии середины ХХ века. Яршайшие пьесы Эдуардо де Филиппо (1904-1984): «Неаполь - город миллионеров» (1945), «Фелумена Мартурано» (1946). Проблематика и поэтика.
Актерское и режиссерское творчество Э. де Филиппо.
Режиссерская и актерская программа Эдуардо де Филиппо «Скарпеттиана». Ярчайшие роли Эдуардо де Филиппо.
Режиссура и театральная деятельность Джорджо Стрелера.
Периодизация творчества Джорджо Стрелера (1921-1997). Величайший спектакль – «Арлекин – слуга двух хозяев». Постановки шекспировской драматургии. Спектакли 1970-80-ых гг. Театральная программа Дж. Стрелера и его книга «театр для людей».
Крупнейшие актеры второй половины XX века.
Актеры: Анна Маньяни, Марчелло Моретти, Витторио Гассман, Глауко Маури, Пеппино де Филиппо, Валерия Морикони, Валентина Кортезе и др. Анализ различных актерских методов. Понятие «итальянская актерская школа».
Творчество Дарио Фо.
Драматургия Дарио Фо (р. 1926). Режиссерская и актерская деятельность, спектакль «Мистерия-буфф» (1969).