Некоторые нестандартные ситуации и способы их преодоления
Каждый настоящий игромастер когда-то был начинающим. Но практика закаляет, делает совершенным. Это значит, что опыт каждого специалиста игрового общения наполнен огромным числом ситуаций, в которых столкнулись дилетантство и профессионализм. «За одного битого двух небитых дают». Не следует опускать рук. Кто-то уже стал мастером, а у вас ещё всё впереди! Будьте лучшим, войдите в элиту игры!
Для этого предложим вам создать «банк ситуаций», который можно вести как профессиональный дневник или записную книжку.Фиксируйте в нём внештатные ситуации, яркие моменты, увлекательные импровизационные находки. Обязательно украшайте записи заметками, советами, придумывайте сложные ситуации и находите несколько возможных выходов из них, давайте возможность как можно шире развернуться вашему педагогическому воображению. Иногда просматривайте записи и добавляйте новые.
На пути к мастерству игромастера ожидает опасность закрыться от других, зациклиться лишь на своём опыте. Некоторые таким образом стараются сохранить свою конкурентоспособность. Однако жизнь доказывает, что «мы имеем то, что отдаём». Потому общайтесь с единомышленниками, перенимайте их опыт. «Разумные учатся на ошибках других» – но и на их мудрости тоже.
Так накапливается «золотой запас» опыта. Так между вашими разумом, руками и сердцем устанавливается согласие для самовыражения в игре. Так дебютант становится профессионалом.
Предложим перечень некоторых сложных для молодого игромастера ситуаций, возникавших в работе или как вопросы на семинарах по игре – и варианты выходов из них.
Вы чувствуете, что аудитория вам не нравится. Это свидетельствует о том, что до начала игры вы сформировали в своём воображении определённый образ будущей группы (причём, вероятно, гиперпозитивный). Вы такой желали её видеть. Но она имеет право быть другой. Для того, чтобы убедиться в её ценности у вас есть волшебная палочка – игра. Сосредоточьтесь на мысли, что подлинное наслаждение вы или аудитория можете достичь работая вместе, преодолевая последствия вашего прежнего преувеличения. Старайтесь работать не на свой интерес и своё удовольствие, а на пробуждение радости у представителей аудитории. Переключите своё внимание на красивых, счастливых людей в зале (такие есть всегда!), найдите повод порадоваться малейшей победе, зацепиться за наименьший позитивный момент в игровом общении, сосредоточьтесь на позитивных сторонах игры и реальных игровых взаимоотношениях… И ваше предубеждении начнёт таять на глазах. Мы уверены, что это мгновение настанет для вас несомненно и быстро.
Для профилактики рекомендуется не конкретизировать свои ожидания заранее. Чем более они окажутся гиперболизированными, тем большим может быть ваше разочарование. Лучше сосредоточиться на проблемах подготовки к игре, на пробуждении в себе чувства повелителя или «дарителя» радости.
Вы волнуетесь перед аудиторией. Не расценивайте это как слабость и не скрывайте своего волнения. Если вы намерены погасить свои эмоции, они только усилятся. Если вы не будете бояться их проявить, это приведёт к разрядке, к их исчезновению. Лучше скажите про свои переживания открыто и прилюдно. Это убедит аудиторию в вашей искренности и сделает вас более убедительным. Аналогично можно поступить и с другими чувствами, если они нахлынут на вас (страх, утомление, злость). Следите за артикуляцией и чёткостью дикции и особенно темпом речи. Научитесь владеть своими руками. Дрожание пальцев, перебирание краёв одежды, кручение первого попавшегося предмета в руках, потирание шеи, носа, поправление деталей одежды – вот самые распространённые симптомы волнения. В разных случаях поступают по-разному: иногда держат в руках объёмный предмет реквизита, а иногда замыкают руки «в замок» перед собой на уровне солнечного сплетения и не прижимая руки к корпусу (стойте, будто опираясь на кафедру); иногда на несколько секунд с силой стискивают руки перед собой (ладони крест-накрест). Но лучшее решение проблемы – сознательная работа над собой с целью приобретения навыков справляться с такими трудностями заранее: вообще или за некоторое время до начала игры.
Участники игры разговаривают, не обращают на вас внимания.Это свидетельствует о неумелой организации игрового пространства, утрате контроля за разворачиванием процесса игры, возможно, о пассивности и неуверенности. Самое бесперспективное в такой ситуации кричать: «Послушайте меня!» Эффективным будет предложить лотерею-игру с розыгрышем приза (например: «Кто угадает, что у меня в кошельке, получит приз»), массовую игру-танец с соперничеством (кто лучше), игру на внимание, типа: «Кто сумеет повторить за мной…» Это можно сопровождать хитроумными движениями рук над головой.
Лучшим решением служит проведение блиц-игры на внимание. Например: «Какой ряд (правый или левый от меня сектор) быстрее замкнёт цепочку на произнесённую мной цифру «три». Начинайте считать примерно так: «Раз (пауза), два (пауза), (резко) восемь!» Как правило, потом «шесть, четыре, тридцать!» Далее: «Тридцать!!!» И только потом: «Три!» Другой вариант – повторить за игромастером ритмы хлопками в ладоши. Внимание вам будет гарантировано. Ещё одним интересным решением будет просьба зажмуриться и после этого на определённое слово-сигнал попробовать взяться за руки, не раскрывая глаз. Далее обязательно поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.
Вы утратили ориентацию в программе и не знаете, что делать далее. Не мечитесь и не нервничайте. Не показывайте свою растерянность. Ведите себя так, будто ничего не случилось. Можно сказать, что вы любите мгновения тишины. Этих нескольких секунд будет достаточно, чтобы сосредоточиться на следующем эпизоде игры. Ещё один вариант: попросите подарить аплодисменты всем присутствующим в зале. За это время можно будет вспомнить или подсмотреть следующий фрагмент игры где-нибудь в вашей папке с записями.
Эффективный способ: складывать игровую программу по определённому сюжету. Тогда вам нужно будет просто идти сюжетной тропой. Но лучше всегда иметь перед собой на планшете план игровой программы. Если вы не выпускаете его из рук, то держите большой палец на нужном абзаце, жестикулируя свободной рукой. Если же вам нужны свободные руки – оставьте планшет на видном месте недалеко от себя. Но не лучший вариант – постоянно смотреть на него, не оглядываясь на аудиторию. Тогда вы лишаете себя возможности устанавливать контакт глазами, а следовательно – руководить энергией зала, сводить её воедино, убеждать в собственном добром отношении.
Задуманный вами сценарий программы не идёт. Получается, что вместо организации игрового общения вы «подгоняете» участников под свой сценарий, под его детали. Приготовленный вами план может стать причиной вашего поражения. Такое положение дел свидетельствует о том, что вы не учли чего-то важного на этапе прогнозирования событий, моделирования программы, и это привело к сдвигу акцентов.
Не настаивайте, не продавливайте свою программу далее, не начинайте заставлять людей быть послушными. У настоящего игромастера всегда найдётся как минимум три запасных варианта игр на каждый этап программы. Цените соответствие поведения участников вашему проекту. Но ещё больше цените настоящее игровое общение.
Вы почувствовали сильное утомление во время или после игровой программы.Утомление свидетельствует о том, что вы сделали что-то неправильно. В частности, как говорят спортсмены, «рано выложились», «сгорели», не рассчитали своих сил. Зажгите себя активными движениями и доведите программу до логического завершения. Учитесь быть сильным. Аудитория любит сильные личности и хочет идти за такими. Делая новую программу, уделяйте больше внимания перераспределению своих ресурсов, заложите в ней «островки» отдыха. Но не ценой сбрасывания игровой энергии, а за счёт переключения видов деятельности, форм активности, меньшего привлечения реквизита, подключения ассистентов, введения в игру как ведущего представителя зала и т.д.
Понятно, что повышение «боевой готовности» должно стать одним из аспектов вашей профессиональной подготовки. Прежде всего, стойкость зависит от постоянных и интенсивных физических упражнений. Эффективными для вас могут быть занятия плаванием, лёгкой атлетикой – бегом, бадминтоном, теннисом, велоспортом, футболом или баскетболом.
Потребует закалки и ваш «эмоциональный» организм, ведь руководство игрой – это всегда высокий уровень напряжения, большие психические нагрузки и трата энергии. Последняя неизменно компенсируется (через час-два) после осознания, что проделана очень важная и сложная работа. Но этого момента нужно ещё дождаться.
Подождать можно в собственном «кабинете релаксации», то есть дома. Для этого разместите на видном месте рабочего кабинета, стола или на книжных полках:
– предметы, свидетельствующие о ваших ощутимых победах (дипломы, грамоты, кубки, которые во время просмотра неизменно возвращают вас в состояние победителя), фотографии знаковых для вас людей (родителей, любимых, симпатичных вам артистов и т.д.);
– картины или картинки, репродукции, вырезки из журналов, постеры, на которых вы изображены в «солнечные» часы своей жизни, или такие, что наполняют вас тёплым «солнечным» светом;
–оподарки, которые вам чем-то ценны и дороги;
–оваши детские игрушки, сопровождающие вас по жизни (это не инфантилизм, это потребность согреваться солнечной энергией детства, с которой вы легко и радостно преодолеете любые препятствия);
– ваши детские самоделки, рисунки и любые вещи-символы, которые согревают душу.
Пусть под рукой у вас будет кассета или диск с любимыми песнями или музыкой.Лучше – медленного темпа, лирическая, с задушевными содержательными текстами (попса только навредит). Специалисты по музыкотерапии единодушно склоняются к мнению об особенной ценности для души музыки «солнечного» Моцарта и романтичных Шопена и Рахманинова.
Хорошо успокаивает и уравновешивает лирическая детская поэзия. Предпочтение лучше отдать произведениям классиков и достойных современных писателей философского, лирико-пасторального или романтического направления. Конечно же, это будут произведения любимых авторов.
Можно держать в своей «комнате релаксации» сборник мультфильмов (лучше отечественного производства советских времён) или фильмов. Оберегайте себя от воинственных сюжетов, стрельбы, супергероев и прочего материала специального назначения.
Лучшим способом релаксации служит творчество. Пробуйте в таком состоянии поработать над новой программой, писать стихи, подбирать идеи к новой песне, ищите интересных ходов нового сценария. То есть приучите себя (наработайте рефлекс) не жаловаться на «трудную долю», а будьте благодарны светлым силам за то, что именно вы обладаете такой возможностью сделать что-то ценное, красивое, тёплое, дорогое людям. Через какое-то время вы заметите, что настраиваться на такой взгляд вам всё проще. Вдохновение сначала станет вашим другом, а со временем поселится рядом с вами навсегда. «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», – так уточнял Высоцкий.
Устремимся к новым высотам игрового мастерства!
4. А ТЕПЕРЬ ИГРА!
Песни-игры
Когда человек поёт,
крыша становится небом.
Арабская пословица
Знакомка
Благодаря намечаемым тактильным контактам песня-игра даёт возможность активизировать инертных или не готовых к проявлению активности детей и создать общее воодушевление. Наличие серии творческих заданий (поиск в каждом куплете нового способа контакта с друзьями) стимулирует творческую активность.
Ход игры. Все исполняют рефрен, хлопая в ладоши трижды после первой и второй строки. Исполняя припев, делают соответствующие движения. В четвёртом куплете останавливаются перед припевом и ведущий спрашивает: «Какие ещё действия можно делать с друзьями?» Желательно, чтобы ответы-предложения составлялись из трёх слогов! Из вариантов ответов руководитель игры выбирает подходящие, и игра продолжается.
Возможные варианты:улыбнись, обними, напугай, рассмеши, потряси, поцелуй (можно воспользоваться «воздушным поцелуем»), покружи, дай руку, подтолкни, ущипни и т.д. В последнем (восьмом) куплете рекомендуем использовать слово «пожалей» (все жалеют друг друга, положив руки на головы соседей), благодаря которому снимаются возможные негативные последствия слишком фамильярных контактов.
Внимание! Чтобы игра не превратилась в обычную толкотню, нужно хлопать в ладоши на каждый гласный в последней строке припева (пять гласных – пять ударов), прерывая активные контактные движения.
ЗНАКОМКА
В нашем зале все друзья.
Вы и мы, и ты, и я!
Припев (дважды):
Здравствуй друг,
который справа,
Здравствуй друг,
который слева
Мы – одна семья!
В нашем зале все друзья.
Вы и мы, и ты, и я!
Припев (дважды):
Руку дай тому,
кто справа.
Руку дай тому,
кто слева
Мы – одна семья!
В нашем зале все друзья.
Вы и мы, и ты, и я!
Припев (дважды):
Рассмеши того,
кто справа,
Рассмеши того,
кто слева
Мы – одна семья!
Приветствия и прощания
Песня-игра наглядно демонстрирует традиции народов мира по взаимному приветствию людей, заостряя внимание на этом важном моменте человеческого общения. Она способствует повышению тонуса и быстрому преодолению психологических барьеров в общении.
Ход игры.Ведущий здоровается с аудиторией и обращает внимание игроков на то, что приветствие – обязательный момент в общении людей. Представители разных народов осуществляют этот ритуал по-своему.
Затем поют песню и демонстрируют определённые модули приветствий. В случае использования песни-игры в начале игровой программы, пользуются модулем А. Если же в завершающей стадии – модулем Б.
Играть можно: только с соседями в ряду (стоя на месте) или находить после каждого куплета новую пару; поочерёдно вводя и отрабатывая элементы по принципу «снежного кома» (добавляем один жест на каждом кону). Можно предложить детям поискать собственные варианты приветствий и прощаний.
Модуль А
Где-то встречаются вот так (показ).
Где-то встречаются вот так (показ).
Запоминай, не забывай (трясут указательным пальцем).
Где-то встречаются вот так!
Модуль Б
Где-то прощаются вот так (показ).
Где-то прощаются вот так (показ).
Запоминай, не забывай (трясут указательным пальцем)!
Где-то прощаются вот так!
Возможные варианты приветствий:пожатие правых рук; лёгкий поклон; похлопывание по плечу; посылание «воздушного поцелуя»; потирание носами, боками, спинами, пятками; захват «в замок» вертикальных ладоней правой руки; встреча по-баскетбольному (толчок прямыми руками вверх перед собой); объятия и т.д.
Возможные варианты прощаний:пальцами, будто младенцы; «фонарики»; по-военному («отдать честь»); объятия; кивок головой; «маяк» (вытянутые вверх прямые руки скрестить и развести); показ другому рук «в замке» перед собой; касание щеками и т.д.
Рука об руку
Эта игра организует и объединяет; способствует установлению быстрых контактов с другими, демонстрирует общность человека и его окружения, характер их сосуществования.
Ход игры.Руководитель исполняет запев, подняв руки в кулаках до уровня плеч, предлагая на словах «руки об руки» взяться за руки. Дети повторяют мелодии и движения и берутся за руки, создавая единую цепь.
На ударную долю первой строчки припева поднимают соединённые руки вперёд и вверх, на следующую ударную долю – отводят назад. На второй строке – разводят соединённые руки влево-право. После последнего куплета ставят вопрос: «Кто (что) ещё может ходить рука об руку?» Из ответов составляют новые куплеты и исполняют их.
РУКА ОБ РУКУ
У песенки есть запев и припев,
И ходят они рука об руку. (Дважды).
Припев:Хей, хей, ла-ла-ла-ла
И ходят они рука об руку. (Дважды).
У музыки есть семь радостных нот,
И ходят они рука об руку. (Дважды). Припев.
У радуги есть семь ярких цветов,
И ходят они рука об руку. (Дважды). Припев.
У солнышка есть Земля и Луна,
И ходят они рука об руку. (Дважды). Припев.
У облачка есть и дождик, и снег,
И ходят они рука об руку. (Дважды). Припев.
У мальчика есть девчонка-краса,
И ходят они рука об руку. (Дважды). Припев.
Мы идём
(песня-прогулка)
Эта песня-игра обращена к воображению и интуиции детей, прививает умение продуктивно действовать индивидуально и в коллективе. От руководителя игра также требует способностей к импровизации, гибкости в демонстрации умения создавать вспомогательные сюжетные задания и подводить детей к их решению.
Ход игры. Ведущий предлагает детям идти на прогулку, но предупреждает о возможности определённых препятствий на пути. Например, яма. Как будем действовать? Дети предлагают свои варианты преодоления. Игромастер подводит итоги «мозгового штурма» и, делая акцент на том, что наша яма небольшая, предлагает перепрыгнуть её. Если кто-то не сделал этого, ближайшие соседи берутся за него и будто бы «перетягивают» через яму. Ведущий игры просит поаплодировать исполнителям, ведь они спасли человека, не оставили в беде. Так постепенно активизируют тех, кто включается в игру слишком неохотно.
Потом репетируют преодоление других препятствий, среди которых: тын (расплетаем его, выставив руки вперёд, в стороны и вниз), холм (встаёт тот, кто в центре группы и поднимает руки вверх, остальные дети поднимаются и тянут свои руки к его вершине), тропинка (все хватают тех, кто сидит спереди, за плечи). Другие «препятствия», которые возникнут во время прогулки, преодолевают, импровизируя решения в соответствии с их характером.
Далее выступают в путь с песней и преодолевают по очереди препятствия и отрабатывают ситуации. Среди возможных препятствий: чащоба, дикие звери, болото, море, встреча солнца, доение коровы (попить молочка, напоить другого, вытереть салфеткой), дождик (лучшее решение – защитить не только себя; если кто-то промок – все превращаются в единый вентилятор и сушат потерпевшего) и т.д.
Последним словом желательно сказать «друзья!» (дети радостно обнимаются). План прогулки и серию препятствий ведущий намечает заранее.
МЫ ИДЁМ
Мы идём, мы идём,
Никогда не устаём.
Все преграды на пути
Можем запросто пройти.
Яма!!!
Мы идём, мы идём,
Никогда не устаём.
Все преграды на пути
Можем запросто пройти!
Тропинка!!! (и так далее).
Десять бананов
Чудесная игровая форма для физкультминутки. Может быть использована во время занятий по математике.
Ход игры. Сначала превращают десять пальцев в десять «бананов». На слова «десять бананов» показывают бананы перед собой на воображаемой вертикальной плоскости (четыре точки), двигаясь по дуге слева направо. На слова «держала обезьяна» руки вытягивают вперёд и демонстрируют хватательные жесты, причём всеми пальцами. Далее, приложив правую руку ко лбу, двигаем взгляд по дуге слева направо, левую руку отводя в сторону – «смотрим», как летит Аппетит.
Далее показываем двумя руками, какой он большой по размеру (очерчиваем два круга: один по солнцу другой – против). На слова «он прилетел» выставляем руки вперёд и вверх ладонями (немного шире плеч) и пальцами активно «киваем» на себя. Далее показываем указательным пальцем правой руки «один» банан на слово «съел» делаем мах рукой на себя (жест глотания).
С каждым следующим куплетом поднимаем по одному пальцу в любой последовательности, но необходимое число бананов должно указываться безошибочно и своевременно. Особенно следят за хватательными жестами, которые нужно осуществлять всеми пальцами, независимо от числа прежде показанных бананов.
В конце песни (возможно, и на повторе между куплетами) поглаживаем живот и облизываемся.
Возможно предложить творческое задание: придумать оригинальный конец песни-игры (чем ещё может закончиться эта история?)
Внимание!Начиная с четвёртого куплета, дети принимаются заранее готовить пальцы, что делает игру слишком предсказуемой. Ведущий игры без предупреждения объявляет «два банана съел», тем самым обеспечивая интригу до финала игры, ведь теперь не угадать, каким будет задание в следующий раз.
ДЕСЯТЬ БАНАНОВ
Десять бананов держала обезьяна,
Десять бананов держала обезьяна,
Видит, летит огромный Аппетит,
Он прилетел, один банан съел.
Девять бананов держала обезьяна,
Девять бананов держала обезьяна,
Видит, летит огромный Аппетит,
Он прилетел, один банан съел.
(и так далее).
Веселые нотки
Эффективное изучение названий и последовательности нот, размещение их по высоте, на нотном стане, в пространстве; восприятие названий нот на слух; воспитание выдержки и быстрой реакции, навыков сотворчества.
Ход игры.Ведущий раздаёт группам детей названия нот (в виде карточки, названия, графического изображения на нотном стане – или другие модификации). Далее исполняют песню. Пропевая последнюю строку, каждая группа («носитель звука») поднимается под пение своей ноты и кланяется другим. В конце рекомендуется исполнение гаммы всеми группами.
Между куплетами педагог поёт (или проговаривает) слово, которое содержит в себе названия нот (например: домино, доля, ремень, антресоль, соль, склянка, фара). Дети в командах выясняют, чьи ноты были названы, берутся за руки, одновременно выкрикивая названия своих нот, и посылают всем приветствия кивками.
ВЕСЁЛЫЕ НОТЫ
Как-то раз в одну субботу
Ехали на спевку ноты
В жёлтом новеньком такси:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Ноты по земле гуляли
И друзей себе искали.
Подпевали нотам все:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Ноты привечали солнце,
Ноты грелись на оконце,
Даже бегали в росе:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
А потом рядочком сели,
Дружно, весело запели.
Заиграло всё в красе:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Даже если медвежонок
Ухо отдавил спросонок,
Эти ноты пригласи:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Ноты птицами порхали
И на память нам прислали
Два привета, три мерси:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
У дедушки Макдональда
(по мотивам американского фольклора)
Песня-игра по мотивам американского фольклора представляет серию пластических этюдов и музыкально-ритмических заданий. Они развивают воображение и изобразительные способности детей, умение координировать свои действия в пространстве.
Ход игры. Ведущий исполняет первую строчку – дети повторяют. Если в помещении есть свободное место, играют с передвижениями (ходят по кругу, группируются в команды и т.д.). На повторяющихся строках куплета исполняют сюжетные имитационные действия: цыплята – клюём зёрнышки на ладони; утята – показываем клювики двумя руками; гусята – имитируем движениями головы двух гусят. После третьего куплета останавливаются, ведущий спрашивает у детей: «Кто ещё мог быть у дедушки Макдональда?» – и отрабатывают один из предлагаемых вариантов на свой вкус (кто как хочет).
Возможные варианты:поросята, телята, щенки, козлята, котята, слонята, жеребята, кенгурята, ягнята, жирафята, кукушата и т.п.
У ДЕДУШКИ МАКДОНАЛЬДА
У дедушки Макдональда
Было семь цыплят.
У дедушки Макдональда
Было семь цыплят.
Пи-пи-пи-пи-пи,
Пи-пи-пи-пи-пи,
Правильно, правильно, –
Так они пищат.
(Дважды).
У дедушки Макдональда
Было семь утят.
У дедушки Макдональда
Было семь утят.
Кря-кря-кря-кря-кря,
Кря-кря-кря-кря-кря,
Правильно, правильно, –
Так они кричат.
(Дважды)
У дедушки Макдональда
Было семь гусят.
У дедушки Макдональда
Было семь гусят.
Га-га-га-га-га,
Га-га-га-га-га,
Правильно, правильно, –
Так они галдят.
(Дважды)
Веселеньких котят
Песня-имитация учит изображать ситуацию в подробностях, корректируя жестово-двигательное поведение словами. Развивает умение импровизировать и сотрудничать в коллективе.
Ход игры. Группа детей превращается в «семейство котят». Это подтверждается демонстрацией владения кошачьим языком, определёнными характерными жестами. Затем поют песню, сопровождая её представлением.
ВЕСЁЛЕНЬКИХ КОТЯТ
25 весёленьких котят
Шёрстку распушили,
25 весёленьких котят
Коготки точили.
Припев:
Мяу, мяу – хвостик распушили,
Мяу, мяу – коготки точили.
25 весёленьких котят
Мышек увидали,
25 весёленьких котят
Всех мышей поймали.
Припев.
25 весёленьких котят
Радостно кричали,
25 весёленьких котят
Песни распевали.
Припев.
25 весёленьких котят
Прыгали, играли,
25 весёленьких котят
Лихо танцевали.
Припев.
25 весёленьких котят
Чисто умывались,
25 весёленьких котят
Сухо вытирались.
Припев.
25 весёленьких котят
Сладенько зевнули,
25 весёленьких котят
На ковре уснули.
Припев.
Смешная песенка
Песня-игра учит умению придумывать жест, «скандировать» и повторять его, умению «сворачивать» информацию в краткосрочной памяти и «разворачивать» её при необходимости.
Ход игры. Ведущий поясняет, что со словами «начинаешь ты», он обратится к одному из присутствующих. Тот поднимется, встанет так, чтобы его все видели, и предложит любой жест или движение, которое подхватят все и будут исполнять до конца музыкальной фразы. Автор жеста внимательно присматривается к исполнителям и выбирает следующего автора на новый куплет.
Критерии назначения:кто не выполнил или неверно повторил действие; позднее всех начал исполнение; понравился своим исполнением; по собственному желанию.
После уточнения критерия назначения авторов жестов (или выбирают каждый раз нового), начинают играть. Запев исполняют одновременно с танцевальными движениями.
По завершении песни-игры (семь-восемь куплетов) есть повод разыграть свои варианты.
Варианты использования песни-игры:
– автор сперва называет собственное имя, потом показывает жест;
– как материал для проверки эффективности памяти (ведущий называет порядковый номер автора жеста, а дети называют имя автора и показывают его жест);
– как элементы нового массового танца (ведущий называет порядковый номер автора жеста – дети под музыку исполняют его жест или движение).
Внимание!Нельзя ошибиться в выборе первого исполнителя. Он должен быть эмоционально и творчески раскованным. В случае ошибки (если новый автор стушевался) жестом становится любое заметное движение или проронённое слово «автора», которое подхватывает ведущий и призывает присутствующих повторить его. Так подтверждается, что каждый человек сможет быть творцом, нужно только разрешить себе творчество.
СМЕШНАЯ ПЕСЕНКА
Мы собрались посмеяться,
Наши правила просты:
Жест придумать постарайся.
Начинаешь ты!
Мы собрались посмеяться,
Наши правила просты:
Жест придумать постарайся.
Продолжаешь ты!
(Далее: продолжаешь ты!).