Избыточное волнение перед выступлением
Во-первых, осознаем, что волнение перед выходом на сцену, да и во время выступления – явление нормальное. Это свидетельствует о вашей ответственности перед аудиторией, о том, что вам не безразлично данное дело.
Во-вторых, специалисты в концертном волнении выделяют социальные и художественные аспекты. В основании первых – страх перед людьми, перед недостаточно подготовленным дела. С вами играет совесть! Она указывает на недостаточно разработанные фрагменты выступления, на «шаткие» и «скользкие» места.
Выдающий дирижёр ХХ века Артуро Тосканини на вопрос, чем отличается хороший дирижёр от плохого метко ответил: «У хорошего дирижёра партитура в голове (то есть он знает её наизусть), а у плохого – голова в партитуре».
Если вы волнуетесь по такой причине, то в следующий раз советуем предварительно избавиться от оснований для неё. Не оставляйте ни одного нерешённого вопроса! Убедите себя в собственной компетентности и непобедимости. Дайте себе возможность быть уверенным «на все сто»!
Если же ваше волнение имеет художественные корни – то есть связанные с эмоционально-чувственными перипетиями игры или игрового общения – то этому можно лишь радоваться. Человек со стальными нервами и отсутствующими эмоциями не интересен аудитории (в частности, для игровой деятельности). Лучше всего будет использовать подъём кинетической энергии и объединить её с творческим волнением («Я скажу это с такой эмоциональной расцветкой», «Хорошо, что я заготовил такой возвышенный текст»), с игровым общением («Эта игра мне нравится, и я смогу в этом убедить людей, они её воспримут», «Я должен это сделать красиво. Мне удастся это. Я сильный, я удачливый, я могу нести с собой радость»).Так вы приобретёте яркость, искренность, выразительность.
На эмоциональные реакции лучше всего повлияют физическое действие и творческое воображение. С их помощью можно лишиться избыточного волнения «длинным» (но основательным) или «коротким» путём.
«Длинный путь» – это овладение техникой самовоодушевления с помощью аутогенной тренировки. Привлекаются эмоции, воля и сознание человека. Этот путь потребует определённого времени, условий, систематических повторений.
Как правило, такой тренинг состоит из двух частей: расслабление, вход в состояние релаксации и, непосредственно, акта самовоодушевления, когда происходит влияние с помощью специальных вербальных формул на определённые установки.
Алгоритм аутогенного тренинга: выбрать удобную позу, прикрыть глаза, сосредоточиться на проблеме («Я слишком взволнован, мне нужно успокоиться»). Следующая фаза: сосредоточиться на лице, принять расслабленное выражение и вызвать мысли о приятном. Воспоминание о чём-то позитивном пригасит остроту негативного переживания. Третья фаза: самомассаж кожи лица и кистей рук (поэлементно). Напряжение уменьшится из-за того, что большая часть нервных клеток двигательных зон коры головного мозга регулирует активность лица и рук. Расслабление последних будет способствовать расслаблению всего тела. Четвёртая фаза: расслабление языка и гортани. Пятая фаза: регуляция дыхания за счёт значительного уменьшения частоты вдохов (при этом человек входит в состояние, близкое к глубокому сну). Параллельно усиливают позитивные ощущения, формируя стойкий оптимизм, жизнерадостность. Последняя фаза: выход из состояния.
Рекомендации по проведению аутогенной практики можно получить из многочисленных книжек и пособий (например: Гипиус С. Гимнастика чувств; Леви В. Искусство быть собой, Искусство быть другим и др.).
«Короткий» путь к преодолению лишнего напряжения связан с явлением саморегуляции организма. Ваше негативное состояние вызвано по большей части эмоциями страха («Как оно будет? Какая аудитория? Удастся ли мне реализовать план?»). Эти эмоции контролируют определённую группу мышц, в частности, – артикуляционные и затылочные мышцы. Последние можно расслабить самомассажем, двигаясь от шеи по плечам; вращением головы, начиная с малой амплитуды к большой и наоборот. Чтобы преодолеть ненужное волнение, учитесь регулировать мускульное напряжение. Если нужно избавиться от лишнего напряжения, дайте себе команду расслабить мышцы, думая при этом об увеличении тепла и веса в нужной части тела (руке, ноге, спине).
Артикуляционные мышцы разминают активными движениями нижней челюсти, губ, языка (по кругу, вперёд-назад, справа-налево), произнесением поговорок, скороговорок в достаточном темпе.
Обязательными для саморегуляции должны быть дыхательные упражнения, ведь дыхание непосредственно связано с вашим эмоциональным состоянием.
Самое эффективное упражнение: снижение темпа дыхания и увеличение глубины его.
Сделайте три вдоха, после каждого выдерживая большую паузу. Параллельно дайте себе установку, что вы дышите целебным воздухом гор и моря, «волшебным» воздухом, который вселяет силу и радость. Можно сопровождать такие упражнения соответствующими движениями рук.
Интересный приём приглушения волнения: сопровождение медленного дыхания с хождением по кругу или от стены к стене в медленном темпе с постепенным замедлением.
Перед выходом на сцену желательно сбросить лишнее напряжение.Лучше всего это сделать через несколько активных движений: тройное вращение вытянутыми руками или плечами, несколько рывков локтей в стороны, высоких прыжков вверх и тому подобное.
Возможная серия или одно-два блиц-упражнений изометрической гимнастики. Приведём некоторые варианты подобных упражнений для трёх положений.
«Сдвинь стену с места» (со стеной). Найдите свободную стену, станьте к ней боком перпендикулярно, упритесь руками в неё так, чтобы спина и отставленная нога образовали единую линию. Сделайте несколько пробных попыток, а затем нажмите на стену что есть сил на 6-10 секунд, не ослабляя давления до конца.
Второе упражнение (стоя): поставьте руки перед собой на уровне груди ладонь-в-ладонь так, чтобы предплечье образовало одну линию. Дальше действуйте по предыдущей схеме.
Третье упражнение. Найдите дверной проём, задержитесь в нём и изо всех сил распирайте его в стороны на уровне плеч.
Четвёртое упражнение. Положите большие пальцы рук под подбородок, а остальные соедините между собой и держите напротив ушей (образуйте угол между большими пальцами и остальными в 90 градусов). Теперь изо всех сил жмите головой на большие пальцы 6 секунд. Затем расслабьтесь и повторите, но теперь жмите на пальцы подбородком.
Пятое упражнение (сидя на стуле). Сядьте верхом на стул, возьмитесь руками за его каркас снизу. Теперь изо всех сил вжимайте себя в него, а руками наоборот (временной промежуток тот же).
На сцене пытайтесь двигаться равномерно, не позволяйте себя застичь врасплох. Пользуйтесь, особенно в начале игры, достаточно энергичными жестами. Вообще, руки лучше занять планшетом с планом-алгоритмом игры или микрофоном. Поглощённые игрой, вы и не заметите, как всё благополучно для вас окончится.
После игры обязательно задержитесь в энергетическом поле игры, почувствуйте её «послевкусие». Дайте возможность людям подойти к вам, пообщаться, высказать пожелания, мысли, возражения. В любом случае этот момент будет для вас позитивным, потому что вы сейчас – центр внимания, «звёздный» человек.
Важно помнить о том, что настоящий мастер игры никогда не позволит себе полную уравновешенность эмоций: ведь он является активизатором, возбудителем масс (этим отличается труд игромастра от труда лектора, учителя). Осуществить это в уравновешенном состоянии практически невозможно.
Мастеру игры необходимо учиться быть эффективным и корректным именно в активном состоянии.
Испуг перед аудиторией
Надеемся, это не страх (эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы биологическому и социальному существованию индивида), а одна из менее интенсивных вариаций его: боязливость, опасение, пугливость. Ведь вам ничто и никто не угрожает. Скорее всего, это тревога, которая могла появиться как предвидение неизвестных, неопределённых угроз. Следовательно, нужно искать её корни.
Во-первых, удостоверьтесь в том, что аудитория никогда для вас не является враждебной (особенно детская). У нас с вами наилучшая профессия в мире. Мы общаемся лишь светлыми сторонами своих душ. Посмотрите, как светятся глаза людей!
Вами интересуются («Что вы за человек?», «Что удивительного умеете?», «Зачем и для чего пришли?»).
Вам улыбаются, вами любуются («А он приятный», «С ним красиво», «У неё приятный тембр голоса и такой образный язык» и тому подобное). Аудитория ожидает ваших активных действий для обоюдной радости общения.
Вылезайте из окопа! Вы – хозяин положения со всеми производными (встреть, обласкай вниманием, накорми, подари, проведи…). Такое положение нуждается в активизации вашего потенциала и высокой самоотдаче. На то вы и настоящий игромастер!
Во-вторых, попробуйте определить, в чём именно коренятся ваши опасения. Обычно, такой серьёзный вопрос требует обдумывания в неигровое время. Уделите внимание и силы его решению.
Самый распространённый «корень зла» – страх публичных выступлений. Такой изъян можно преодолеть постепенно, приобретая навыки выступлений перед аудиторией, привычку становиться в центр внимания.
Ищите случая выговориться перед неизвестной аудиторией. Например, рассказывать что-то определённым группам сначала знакомых, а затем и незнакомых людей. Принимайте участие в работе семинаров. Выступайте с речами на семинарах в своей группе, среди знакомых специалистов и, особенно, среди незнакомых. Особенно полезно выступать в обсуждениях и диспутах – там, где нужно убеждать. Другой вариант: задавать вопросы лекторам во время их выступлений.
Дома можно предлагать домашним свои «презентации» по самым разным поводам.
Можно «выступать» на балконе. Можно читать игрушкам, предметам, например, «зеркалу» вслух любимые стихотворения, петь громко песни, причём параллельно отрабатывайте и сопровождающее жестовое поведение.
Особое внимание уделите осанке и достаточно высоко поднятому подбородку (чтобы было видно лицо). Следите за тем, чтобы на лице не было зажимов, излишней сморщенности. Оно должно быть осеняемым улыбкой, свободным, приветливым и привлекательным.
Интересная форма – проговаривание нужных текстов про себя где угодно: в транспорте, на улице, дома. Вас непременно будет что-то сбивать с мысли, а вы ищите варианты нового включения в игру с самим собой.
Особенное внимание сконцентрируйте на содержании и технике речи. Это ваше оружие, ваше снаряжение, ваши волшебные «ниточки» общения.
В день проведения игры распланируйте время и покорите его: не спешите и не опаздывайте никуда.Действуйте сурово по плану дня, не дайте себе повода для поднятия волн волнения – эти волны вам не нужны. Тренировки сегодня лишние. Фраза «перед смертью не надышишься» не для вас. Вы достойно готовились в предыдущие дни.
Помните лишь одно: «Аудитория вас любит». Она же идёт играть с вами, значит, она надеется на волшебные минуты ценных взаимоотношений. Отблагодарите её от души!
Скованность и неуверенность
Как вокалисту или музыканту ставят голос и руку, так и каждому человеку ещё в детстве ставят «уверенность». Её поддерживают или не поддерживают родители, воспитатели, учителя. На неё нужно ориентировать каждого человека. Потому что только так можно рассчитывать на жизненный успех.
Первый шаг – осознайте собственную неуверенность. В чём она проявляется? При каких обстоятельствах? В какие мгновения появляется? Психологи советуют прислушаться к своему внутреннему голосу и распознать, «чей он»: матери, папы, друга, учительницы, старшего брата и тому подобное.
Голоса пессимистов подмените голосами поддержки, одобрения. Вспомните человека, который поверил у вас, поддержал или поблагодарил вас. Он обязательно есть!!!
Дальше вспомните ситуации, когда вам пришлось почувствовать состояние уверенности, когда вы почувствовали себя героем, «волшебником»,Дедом Морозом (в крайнем случае, вспомните ситуацию, когда вы позволили себе быть раскованным, покупая билет в городском транспорте, когда ещё перебросились несколькими фразами с кондуктором). Что это за ситуация? Как она сложилась? Ещё раз эмоционально переживите это состояние.
Подкрепите его конфетой, шоколадкой, любимой игрушкой, песней, счастливым танцем и тому подобное. Пусть полакомится!
Хорошее дело – приобрести «корсет уверенности». Игорь Вагин вносит в это понятие наработку уверенного взгляда, голоса, походки, жестов. Уверенный взгляд можно нарабатыватать на улице, не отрывая взора от определённых прохожих или концентрируя его как можно дольше на меньшем из двух концентрических кругов (диаметры 0,5 см и 2,5 см). Так можно приобрести магнетический взгляд, способный убеждать. Обязательно нужно поработать над походкой, чтобы приобрести лёгкость, ловкость и, в то же время, энергичность и силу.
Другое упражнение – принятие на себя роли «идеального героя». Эта игра напомнит вам детские годы, когда вы охотно пробовали любые роли. Попробуйте вжиться в избранный образ, примите его привычки и манеры. В трудные минуты попробуйте действовать через поведенческую призму избранного героя.
В конце концов, разговаривайте с вашей любимой игрушкой детства или другим любимым предметом. В этом нет ничего порочного. Разговаривал же Эйнштейн со своей скрипкой, а Бородин – с чемоданами.