Третий шаг на пути становления настоящего игромастера – это те актуальные способности, которые важно обнаружить и развить в себе.

Во многом комплекс творческих способностей актёра и педагога совпадает с комплексом главных творческих способностей игромастера.

Среди них можно выделить:

– перцептивные (от латинского perception – «восприятие», «познание») – прозорливость, способность воспринимать и понимать других, интуитивное видение представителей аудитории, педагогическая наблюдательность и внимательность;

– организаторские– способность моделировать события, ситуации, создавать условия для эффективного разворачивания игры и формирования игровой культуры, руководить группами людей, стремящихся к достижению единой цели;

– конструктивные(в искусстве педагогики их иногда называют режиссёрскими) – способность проектировать программы, анализировать ситуации, результаты деятельности, оперировать фактами, знаниями, умениями, опытом;

– экспрессивные– способность эффективно выражать свои мысли, чувства, переживания с помощью высказываний, мимики, пантомимы. Это обеспечивается во многом ораторскими способностями. Высокая культура речи, её чёткость, хорошая дикция, юмор и ирония, способность к экспромтам – могучие способы влияния на личность. Эмоциональную окраску речи дополняют уместная жестикуляция и выразительная мимика;

– суггестивныеспособности выражаются в эмоционально-волевом влиянии на аудиторию, в наличии динамических (от лат. сила) харизматических характеристик личности, которые обеспечивают развитие лидерских качеств;

– коммуникативные– ощущение игромастером потребностей в общении, в установлении гуманистических отношений с аудиторией, в чувстве удовольствия от такого общения, от того, что удаётся вызвать у собеседников позитивные эмоции, воодушевление, развитие творческих сил и готовности вступать в контакт;

– специальные– личная склонность к определённым видам деятельности: видам спорта, искусства, техники, видам досуга. Это позволяет игромастеру интенсивно развиваться самому, привлекает дополнительное внимание к нему и расширяет диапазон влияния на аудиторию, повышает его авторитет;

– творческие– способность нестандартно справляться с проблемами и решать задачи, генерировать идеи, свободно импровизировать, демонстрировать творческие способности, проживать ситуации в соответствии с содержанием сценария, задания, замысла.

С целью уяснения психофизиологических качеств личности, значимых для успешного освоения игровых технологий, возможно использовать специальные диагностические методики или комплекты профессиональных тестов. В частности, это могут быть профориентационные тестовые методики,коммуникативно-организационные, творчески-поисковые и т.д.

Дополнить картину могут ответы на серию вопросов к самому себе:

– Какое впечатление вы производите на самого себя? Вызываете вы у себя симпатию или антипатию; вы агрессивный или апатичный, покорный, высокомерный или лояльный, уважительный к другим, замкнутый или открытый; открываетесь людям навстречу бесстрашно или склонны прятаться; вы хмурый или приветливый, аккуратный или неопрятный?

– Как вы оцениваете силу влияния своей личности? В чём она выражается? Составьте письменно перечень.

– Насколько сильно выражена ваша способность воздействовать на слушателей? Насколько эмоционально захватывают используемые вами вербальные (интонация, слова, правильно подобранные афоризмы) и невербальные (мимика, жесты, подготовленная вами обстановка и т.п.) средства?

– Достаточно ли вы смелы, чтобы действовать перед аудиторией и влиять на неё? Рассмотрите собственное поведение в профессии, частной жизни, среди друзей, коллег по работе.

– Уверенно ли вы владеете своим голосом и речью? Умеет ли ваш голос быть «оазисом в пустыне» (освежающим, тонизирующим), «бурным потоком» (ведущим, захватывающим, вызывающим оптимизм), быть покладистым и уверенным; ласковым, мягким и вызывающим доверие, пробуждающим внутренние силы?

Полезно и выполнение такого задания. Попробуйте выявить «код успеха» публичных людей, тех, кто всегда на виду: перед камерами, в школе, на сцене, в храме и т.д. Это любопытная игра, в которой вы гарантировано получите выигрыш. Наблюдайте, как ведут себя известные личности: президенты, директора, телекомментаторы, священники, мастера искусств, журналисты, педагоги, лекторы, учёные, мастера игры. Слушайте, как звучат их голоса, анализируйте сильные и слабые стороны их поведения в общественных местах и пусть ничто не останется вне вашего внимания. Сумейте сделать полезными чужие достижения, включив их в свои действия.

Наличие комплекса способностей для ведения игровой деятельности служит важной, но не решающей предпосылкой овладения мастерством игры. Человек может быть способным, но неумелым, не обладать нужным опытом. Способности проявляются и развиваются только в ходе деятельности, в том числе, игровой.

4.

Следующий (четвёртый) шаг на пути игромастера к вершинам профессионального мастерства – это создание ориентировочной основы деятельности по самостоятельному освоению и использованию игровых приёмов, методик, технологий, направленных на достижение тех или иных педагогических целей.

Программа курса самообразования «Школа игромастерства» включает семь качественных этапов, постепенно преодолевая которые овладевают азами мастерства. Будет лучше, если вы найдёте несколько единомышленников, создадите группу и будете помогать друг другу, поочерёдно выполняя функции аудитории, ведущего, «оценщика» качества действий, проектировщика игровых моделей и событий. Значительно улучшит положение возможность параллельного контакта с профессионалом-игромастером, который не только предложит вам свою помощь – но и сумеет воспользоваться таким сотрудничеством для повышения собственной квалификации.

Время на овладение тем или иным этапом не ограничено, оно распределяется по собственному желанию. Выбирайте наиболее приемлемый для себя темпоритм, учитывайте индивидуальные особенности и потенциал. При необходимости задерживайтесь на каждом этапе настолько, насколько нужно для настоящего продвижения по шкале мастерства.

Итак, начинаем!

Раз, два, три, начало игры!

Наши рекомендации