Полилогичные формы на «кругах» и «трапециях»
Эти формы, как уже отмечалось, чаще всего используются на различных интеллектуальных и деловых играх. Число участников таких игр не может быть большим, ведь в них практически каждый должен быть услышан. А следовательно, условия проведения игры нужно максимально приблизить к целям и задачам участников. Подчеркнём и то, что такая форма наиболее эффективна при организации любой практической деятельности. Всё, что происходит за столом: техника общения и деятельности, умения и навыки, детализация процессов, оперативность и адекватность (кто на каком уровне продвигается к цели) – всё быстро становится приобретением всех присутствующих. Особенно такая форма актуальна для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Понятное и свободное игровое общение обеспечивают несколько родственных вариантов организации игры. Например, «круглый стол», «равносторонний треугольник», «трапеция».
Первый вариант чаще всего оптимален, поскольку круг не имеет острых углов, каждый из участников игры равноудалён от центра, а, следовательно, имеет равные шансы на успех, на удовлетворение своей потребности быть услышанным, реализованным. Игромастер даёт возможность быстро и точно делить представителей аудитории на игровые группы (проводя рукой воображаемые диагонали через центр) в зависимости от задач игры, проходя за внутренним кругом, за спинами игроков. Число команд может варьироваться для каждого игрового периода (максимальное число – восемь команд – восемь секторов круга). Игромастер может при необходимости обращаться лично к каждому, помогать, разъяснять непонятное, активизировать, утешать.
«Равносторонний треугольник» аналогичен предыдущему варианту, за исключением одного: он обладает острыми углами. Как правило, такой вариант привлекают для организации противоборства только двух команд, капитаны которых занимают места в углах треугольника. Остальные игроки составляют скамейку запасных, которых можно приглашать в команды (обменивать) для разработки ответа на творческий вопрос. Например, если запасной игрок знал ответ или решение, а его не пригласила команда – то она утрачивает какое-то количество баллов. Если же команда ввела нужного человека – набранные баллы за конкурс удваиваются.
«Трапеция» эффективна в случае введения в игру детского жюри, группы экспертов или кураторов (ассистентов, тьюторов) команд. В таком случае последние размещаются возле игромастера и оттуда выполняют свои функции.
Преимущественно полилогичная форма организации игры используется и во время проведения диспутов, дискуссий, разного рода «мозговых штурмов», тренингов и т.д. Особенно актуальна в виде заготовки для «ток-шоу». Разрабатывая идею игровой программы, игромастеру нужно позаботиться о создании атмосферы поединка с «рингом» для скрещивания идей, мыслей, решений. Кроме непосредственных участников противоборства в игре присутствуют зрители, активность которых можно оценивать отдельно.
Рассмотрим несколько вариантов полилогичной формы.
Ринги, улицы, соты
Вариант А «Ринг» используется в случае ожидания острой полемики, столкновения противоположных интересов. В тайм-ауте между раундами участие в игре принимают гости, то есть все присутствующие.
Вариант Б «Хорошо-плохо» предусматривает сопоставление мотивов, взглядов, отработку определённых ролей, исходя из одной позиции. Например, одна команда представляет позитивный аспект проблемы, факта, действия, ситуации. Вторая – негативный. Прочие участники могут выступать в роли жюри, ещё одной общей команды, болельщиков (брать время на себя, пока твоя команда найдёт решение).
Вариант В «Улица» или «Парк профессий», «Рынок», «Фестиваль» тоже используется как поле сопоставления различных взглядов, идей, вариантов разрешения проблем с фрагментарным показом своего пути к решению.
В том случае, когда присутствующих на игре достаточно много, можно ввести параллельные команды – удвоить каждую линию фигуры. В игровой практике такая форма получила название «Аквариум». В этом случае готовят отдельно «трапеции», которые следят за ходом общения во внутреннем круге. Свои мысли и результаты наблюдений суммируют в «тайм-аутах» и в конце программы. Интересный ход: пересмотреть проблему со стороны «вывернутого аквариума». Или играть на высадку, то есть зрители создают собственные команды, которые выходят на поле игры в случае первого поражения соперников по рингу (вариант «Брейн-ринг»).
Ещё одним вариантом формы преимущественно полилогичной направленности игры служит так называемый «сотовый». Он очень подходит к массовому привлечению аудитории, поделённой на несколько команд с числом игроков до двенадцати-пятнадцати каждая. Общая схема игры такова: играет каждая команда сама за себя, зарабатывая баллы на протяжении игры. По итогам выбирают победителей. Демонстрируем схему, где есть десять команд и группа экспертов или жюри (ГЭ).
Понятно, что приведённые формы не исчерпывают всего разнообразия вариаций в организации игрового общения и игрового поля. Настоящий игромастер стремится подойти к этой проблеме творчески, выискивая для своей программы оптимальные формы из приведённых и, при необходимости, синтезируя их для изобретения наиболее подходящего к данному случаю варианта.
«Чёрные дыры» и «чёрные лошадки»
Рассматривая проблему организации игрового поля, стоит обратить внимание на проблему посадки людей в аудитории. Наиболее эффективный способ размещения – без пустот, без порожних свободных мест в зале – без «чёрных дыр». Последние, подобно космическим «чёрным дырам», втягивают в себя коллективную игровую энергию; там она бесследно исчезает, втягивая в себя всё больший круг присутствующих. Плотное же размещение людей содействует быстрому подведению присутствующих к единому «эмоциональному знаменателю» – объединению и равномерному распределению их эмоционально-деятельностной энергии. Психологи свидетельствуют, что в случае большого и плотного скопления народа можно наблюдать эффект массового самогипноза, под влиянием которого у оператора появляется возможность приведения аудитории к нужному состоянию, мысли, поступку. Такой феномен подтверждается и игровой практикой. Настоящий мастер игры использует этот приём только для решения педагогических и воспитательных задач! Порядочность в игровых взаимоотношениях ценится выше всего!
При плотном размещении наиболее активные, подготовленные к игре люди естественно привлекают к процессу своих соседей, чем оказывают неоценимую услугу игромастеру. И за это им нужно быть благодарным!
Иногда для более активной общей или позиционной стимуляции практикуют введение группы «подсадки» или «чёрных лошадок» (тайных ассистентов). Они не открывают себя, своих задач, а лишь активно действуют рядом с другими, направляя энергию в нужные сектора аудитории.
Кстати, в древнем театре на места между сценой, где происходило представление, и остальными зрителями (его называли «хор») специально сажали эмоционально подвижных людей, которые быстрее других реагировали на события на сцене и влияли на всех присутствующих, помогая им быстрее избавиться от скованности. Представителям «хора» как обязательного коллективного участника действия часто поручали особую роль – играть «народ». Современному игромастеру не помешает воспользоваться древними технологиями.
Внимание!Одним из потенциальных позитивных ходов для любых возрастных групп выступает факт размещения детей на места в зале по желанию, по симпатиям (правда, дети дошкольного возраста часто могут быть исключением – их приучают занимать свободное место по очереди). Это даёт фору игромастеру быстро наладить эффективные отношения между всеми – через контакты ближайших «соседей».
Логичный шаг: вовлечь в игру сначала именно эти пары или тройки детей, постепенно расширяя число включённых в игровые контакты до максимума.
Как игромастеру определить такие пары по симпатиям? Например, можно предложить взяться за руки всем, у кого есть друг в этом зале; в какой части зала – левой или правой – друзья выше поднимут руки на мою команду; поднимите руки те, кто знает имя своего соседа. И т.д.