Эренфрид Клуккерт. Влияние французских, итальянских и фламандских мастеров на развитие испанской живописи
История готической живописи в Испании поддается четкой периодизации. С 1290 по 1490 год испанская живопись прошла в своем развитии четыре эпохи, первая из которых характеризуется выраженным влиянием позднероманского стиля, а последняя уже содержит элементы ранней ренессансной живописи.
Первый из этих четырех стилей, так называемый “линейный”, разрабатывался преимущественно на севере Испании. Характерные для него прямые линии и жесткая схематичность человеческих фигур напоминают романские иллюстрации к рукописным “Апокалипсисам”. В изображении ряда плакальщиц на потолке гробницы бургосского аристократа Санчо Сайса Каррилло готической можно назвать лишь композицию, в которой фигуры выстроены в частично перекрывающие друг друга ряды. Позы, жесты и даже выражение лиц заимствованы из традиционного стиля, несущего явственные черты романики. Эта роспись с четкими, твердыми линиями – один из самых характерных образцов “линейного” стиля, господствовавшего в испанской живописи в период 1290 – 1350 годов.
Значительный интерес в плане развития испанской живописи представляет изображение “Десяти мусульманских владык” на куполе, перекрывающем центральную нишу Королевского зала в Альгамбре (Гранада). Эта композиция не вписывается ни в одну из традиционных категорий христианской иконографии, хотя создали ее, несомненно, христианские живописцы, работавшие в обычной для себя технике. Десять правителей из династии Насридов изображены красками на коже, на золотом фоне. Здесь, как и в описанном выше изображении плакальщиц, максимальное внимание уделено контурам фигур. Тонко проработанные детали лиц вызывают в памяти произведения авиньонских художников; по- видимому, эту роспись создали около 1380 года именно мастера из Авиньона.
Влияние итальянских живописцев сильнее всего сказывалось в Каталонии: поддерживая тесные связи с Провансом и Северной Италией, эта область интенсивно воспринимала новые течения, формировавшиеся в рамках французской и итальянской культур. В результате этого взаимодействия испанская живопись вступила во второй период своего развития – период “итальянского” стиля. Центральная створка алтаря середины 14 века с изображением Мадонны с Младенцем и музицирующих ангелов следует образцам сиенской школы как в композиции, так и в орнаментальном оформлении фигур.
На севере Испании с начала 15 века постепенно набирала силу “интернациональцая готика”. Стимулом к этому служило влияние французской, в первую очередь авиньонской, живописи. Крупнейшим представителем этого третьего этапа, ознаменовавшегося отходом от итальянских форм, считается Район де Мур. На заалтарном образе, ныне хранящемся в епископальном музее Виго, Мур изобразил “Грехопадение” в Раю, обрамленном замковыми стенами.
В том же стиле работали живописцы Лоренсо Сарагоса и выходец из Германии Марсаль де Сакс, создатель “Алтаря Святого Георгия” (Лондон, музей Виктории и Альберта). В их произведениях заметны первые следы влияния франко-фламандской книжной миниатюры. Спустя некоторое время фламандское искусство воцарилось в мастерских Испании, главным образом – Кастилии и Леона. Наступил последний этап развития испанской готической живописи – господство “фламандского” стиля.
Луис Дальмау работал во Фландрии с 1431 по 1436 год, где изучал творения братьев ван Эйк. Под их влиянием он создал заалтарный образ для капеллы барселонской ратуши. На центральной створке изображена Мадонна с Младенцем в окружении святых и советников. Богоматерь восседает на пышном готическом престоле, в интерьере богато украшенного храма. Взгляд зрителя невольно устремляется от окон с ажурным орнаментом из квадрифолиев дальше, в глубь картины, к изящно скомпонованному пейзажу на заднем плане. Фигура и в особенности жесты Богоматери очень близки к “Мадоннам” ван Эйка. Оказала влияние на Дальмау и фламандская архитектура, пользовавшаяся в тот период чрезвычайной популярностью.
Хайме Угет избрал другой путь. Тщательно изучив фламандскую живопись, он попытался дистанцироваться от нее, чтобы развить свой собственный стиль, – и преуспел в этом, о чем свидетельствует расписанный им около 1458 года “Алтарь Винсенса” в Саррии. Многие живописные атрибуты и архитектурные мотивы здесь близки фламандским образцам, но индивидуализированные лица персонажей и особая пространственная композиция групп фигур позволяют назвать Угета первым испанским художником, создавшим самостоятельную концепцию формы – и соответственно нашедшим “испанский путь” к Ренессансу.
Работы итальянских мастеров, по-видимому, продолжали изучать и в этот период. Король Альфонс 5, правивший Валенсией в 1416-1458 годах, поддерживал тесные политические отношения с Неаполем. Испанские художники, такие, как Алонсо де Садена, годами работали в Неаполе, а по возвращении знакомили своих коллег-соотечественников с новшествами в итальянской живописи. Поэтому утверждать, что развитие живописи в Испании во второй половине 15 века происходило исключительно под фламандским влиянием, было бы неверно. Испания, в отличие от Франции и Германии, с готовностью воспринимала достижения как североевропейских, так и итальянских мастеров.
Педро Берругете совместно с фламандцем Юстусом ван Гентом работал над отделкой дворца Федерико да Монтефельтро в Урбино (Италия). Испанскому живописцу принадлежат все аллегории свободных искусств и портреты в герцогском студиоло, в том числе – портрет Федерико и его сына, и по сей день украшающий этот герцогский дворец.
Столь мощные и разнообразные культурные влияния замедлили процесс развития оригинальных стилистических особенностей в испанской живописи конца 15 века. В эту эпоху политических неурядиц и бурных перемен в художественной сфере европейские монархи предпочитали современные, модные стили и прибегали к услугам тех художников, которые работали в согласии с самыми свежими веяниями. Поэтому для выполнения особо важных заказов к испанскому двору приглашали фламандских или итальянских мастеров. К примеру, придворным живописцем Изабеллы Кастильской с 1496 по 1504 год был Хуан де Фландес – мастер, несомненно, фламандского происхождения.
С 1567 года Филипп 2 нанимал многих итальянских художников для отделки Эскориала. И только в конце 16 века начался золотой век испанской живописи, первым великим представителем которого стал Доменикос Теотокополус, более известный как Эль Греко.