Эренфрид Клуккерт. Золото, свет и цвет: Конрад Виц

Колорит произведений богемских мастеров отличается уникальным богатством цветовых контрастов. Мастер из Виттингау, например, контрастно противопоставлял темные фрагменты ярким цветовым пятнам, залитым светом. Пейзаж и одежда персонажей даны в приглушенных тонах, а нимбы и красный фон усыпаны ярко сияющими звездами. Такая цветовая гамма была необходима для передачи света, достигаемой с помощью именно контраста между светлыми и темными тонами. Кроме того, этот контраст создает ил- люзию пространства. И, наконец, придавая фигурам значительно большую объемность, он делает их более динамичными.

И все же техника мастера из Виттингау еще не позволяла дифференцировать эффекты света как такового и цвета изображаемых объектов. Этот живописец создавал иллюзию света лишь за счет цветовых контрастов между различными элементами композиции, а не путем систематических модуляций цвета в границах одного предмета. Именно поэтому он использовал красный фон, украшенный звездным орнаментом. В результате золотой цвет нимбов становился более насыщенным и воспринимался как ослепительный свет, лишенный всякой вещественности.

Но, возможно, именно эксперименты такого рода, проводившиеся в конце

14 столетия, повлекли за собой подлинное открытие соотношения света в живописи. Мастера богемской школы были в этой области первопроходцами. И один из них, Конрад Виц, родившийся, по-видимому, на рубеже 14 - 15 веков в вюртембергском городке Роттвайль, творчески усвоил идею Лохнера о живописной передаче света путем контрастного противопоставления светлых и темных пятен. На створке “Алтаря Святого Петра” (1444), изображающей евангельский эпизод с “чудесным уловом”, фигура Христа в красном одеянии кажется почти объемной на фоне гладкой поверхности озера. За счет темных и приглушенных тонов переднего и среднего планов картины красный цвет выглядит светящимся, и свет этот словно бы исходит от самой фигуры Христа. Пейзаж также разделен на светлые и темные участки, и под темными гребнями отдаленных гор деревья, постройки и поля как бы вырастают на поверхности картины, выступая за ее плоскость.

В первую очередь Виц стремился не столько сотворить иллюзию реального мира или воплотить в живописи объемные формы, сколько передать живописными средствами реальность вещества, из которого состоит изображаемый объект. Так, свет у него - это функция пейзажа в восприятии зрителя. “Чудесный улов” - это один из первых в истории искусства монументальных пейзажей, отдельные элементы которого (Женевское озеро со стеной гавани и гору Пти-Салев, изображенную на заднем плане) можно лицезреть и в наши дни.

Использование цвета для изображения света не ограничивалось простым распределением тонов между темным фоном и “светящимися” фигурами или предметами. Традиционный золотой фон - символ Царства Небесного - приобрел дополнительную функцию: он стал подчеркивать объемность фигур.

В сцене “Царь Соломон и царица Савская” со створки “Хайльшпигельского алтаря” (1435) Виц поместил обоих персонажей на золотом фоне с филигранным орнаментом. Синие, красные, зеленые и белые тона одежд и сдержанные охряные оттенки рук и лиц исчерпывают цветовую гамму этой композиции, но все они выглядят ослепительно сверкающими за счет насыщенного золотого фона, особенно эффектного благодаря изысканному мозаичному узору. Виц осознавал, что абстрактный золотой фон подчеркнет контуры фигур и сделает их почти осязаемыми.

В этом произведении Виц соединил два самостоятельных художественных приема: традиционное использование золотого фона и новую технику живописной передачи света с помощью особой цветовой гаммы. Если сравнить “Царя Соломона” с традиционным применением золотого фона в творчестве такого представителя “мягкого” стиля, как мастер Бертрам, то сразу же станут очевидны черты различия и сходства между ними. Мастер Бертрам тоже понимал, что золотой фон делает фигуры и предметы более “осязаемыми”. Но Виц, в отличие от него, использовал золото не столько для обозначения некоего сакрального места, сколько ради создания декоративного вертикального фона, по контрасту с которым отчетливее выделялась бы горизонталь скамьи, покрытой тканью насыщенно красного цвета. Освещенность пространства, в которое помещены сидящие на скамье царь Соломон и царица Савская, определяется именно этим золотым фоном.

Использование золотого фона для выделения контуров можно обнаружить также в сцене с фигурами Богоматери и святого Иоанна Евангелиста на “Гентском алтаре” работы братьев ван Эйк. Затененные участки, соседствуя со сверкающим золотом, заставляют эти фигуры как бы светиться изнутри.

Интерес к способам живописной передачи света - общая черта творчества Яна ван Эйка и Вица. Но вопрос о том, как именно должен изображаться свет, эти мастера решили по-разному. В произведениях ван Эйка перед нами предстает густонаселенный и богатый деталями мир, в котором свет может рассеиваться и смягчаться. Виц же создавал монументальные фигуры, которые, несмотря на всю свою кажущуюся вещественность и плотность, озарены концентрированным “внутренним” светом.

Наши рекомендации