IV. Периодика русского авангарда
Леф: журнал левого фронта искусств / под ред. В.В. Маяковского. — Москва : Госиздат, 1923. – № 1-3
Р.66830
Леф: журнал левого фронта искусств / под ред. В.В. Маяковского. — Москва : Госиздат, 1924. — №1 – 3.
Р.66831
ЛЕФ. Журнал левого фронта искусств. М. ГИЗ. 1923-1925. Вышло 7 номеров. Редактор — В. Маяковский. Редколлегия: Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков и Н. Чужак.
Обложки, иллюстрации и фотомонтажи А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой, братьев А. и В. Весниных, Г. Клуциса.
В журнале публиковались статьи о футуристическом “словотворчестве”, фотомонтаже, об обновлении поэтического языка, о связи между искусством и обществом, заумные стихи А. Крученых, В. Хлебникова, В. Маяковского, рассказы И. Бабеля и других. Среди авторов: Б. Арватов, Н. Тарабукин, Н. Чужак, Н. Асеев, Б. Пастернак, В. Каменский, А. Крученых, С. Третьяков, В. Шкловский, П. Незнамов и др.
Каждый номер журнала состоял из пяти разделов: 1) Программа; 2) Практика; 3) Теория; 4) Книга; 5) Факты.
Несмотря на публикацию ряда текстов по левому фронту, ставших классическими, журнал был закрыт из-за убыточности, т.к. не публиковал произведения для массового читателя.
Новый леф: журнал левого фронта искусств / под ред. В.В. Маяковского. — Москва : Госиздат, 1927. — № 1 – 12.
Р.70379
Новый леф: журнал левого фронта искусств / [под ред. В.В. Маяковского]. — Москва : Госиздат, 1928. — №1–6.
Р.70380
Новый леф: журнал левого фронта искусств / [под ред. С.М. Третьякова]. — Москва : Госиздат, 1928. — № 10.
Р.35250
НОВЫЙ ЛЕФ. Журнал левого фронта искусств. Москва, 1927-1928. Вышло 22 номера (2 из них - сдвоенные).
Ответственный редактор - В. Маяковский, с № 8 (август) 1928 г. — С. Третьяков.
Обложки - фотомонтажи и конструкции А. Родченко. Иллюстрации, фотографии и фотомонтажи А. Лавинского, В. Степановой, Д. Вертова, С. Эйзенштейна.
Литературно-художественный журнал-преемник “ЛЕФа”. В отличие от предшественника «Новый ЛЕФ» издавался регулярно (практически ежемесячно — с января 1927 по декабрь 1928), но имел меньший объем - 48 страниц. В журнале публиковались стихи и полемические статьи представителей ЛЕФа. «Новый ЛЕФ» пропагандировал “литературу факта” и теорию “социального заказа”, вел принципиальную полемику с журналами РАПП по многим вопросам писательского творчества в эпоху строительства новой социальной системы. Журнал выходил до конца 1928 г., когда ряды лефовцев покинул В. Маяковский.
V. Конструктивисты
Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг., сторонники которого выдвинули задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.
Основные принципы конструктивизма в литературе были сформулированы И. Сельвинским в Программе 1924 г., которую вместе с ним подписали А. Чичерин и О. Чичагова. Программа объявляла все существующее современное искусство пассивным, а роль конструктивистов заключалась в том, чтобы «организовать новые формы бытия через воспитание нового конструктивного человека». В 1924 г. на основе небольшого кружка литераторов, собранных И. Сельвинским, был создан Литературный центр конструктивистов. Туда входили Э. Багрицкий, В. Асмус, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луговской, Н. Огнев и др. Литературное направление конструктивистов декларировало установку на современную тематику, рационализм, предельную уплотнённость поэтической речи. На первое место выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике, очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. Основные представители И. Л. Сельвинский, К. Л. Зелинский – теоретик группы, А. Н. Чичерин.
Зелинский К.Л. Мена всех: Конструктивисты-поэты / К. Зелинский, А.Н. Чичерин, Э.-К. Сельвинский. — Москва, 1924. – 83 с.
Конструктор А. Н. Чичерин.
Сборник включает декларацию поэтов-конструктивистов «Знаем», статью К. Зелинского «Конструктивизм и поэзия», стихотворения поэтов-конструктивистов А. Чичерина и Э.-К. Сельвинского
***
«И когда города разорутся в плакатах
И под вьюгу закар’ркает барабан –
Загоню я свой смокинг и коробку перчаток
И айда с каникул на фронт, на руба.» (Э.-К. Сельвинский)
Сельвинский И. Записки поэта: повесть. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928. – 94 с.
Прижизненное издание.
Одна из самых ярких работ, написанных в стиле конструктивизма, Ее главный герой, поэт Евгений Ней, наделен автобиографическими чертами. Первые четыре главы сборника - рассказ о его становлении. Заключительная, пятая часть - цикл «Шелковая луна» - преподнесен как посмертное собрание безвременно скончавшегося в 1926 г. Евгения Нея. Постраничные примечания и критико-биографический очерк о вымышленном поэте составлены от лица другого лирического героя - Н. Галинского, провинциального критика, «пушкиниста по дяде», поэта-акмеиста со склонностью подражания Б. Пастернаку.
В тексте и оформлении сборника наиболее ярко отразились эстетические предпочтения И. Сельвинского. Обложку для книги «Записки поэта» в технике фотомонтажа выполнил Эль Лисицкий. Полугротесковый образ на обложке Лисицкого представлен "зыбкодвоящимся" фотописным изображением немецкого и французского поэта, художника, графика и скульптора Ганса Арпа.
Из Дега
«Я со счастьем знаком на ты
(Это моя любимая тема),
Ты светишь обоями комнаты
Нарядная, как хризантема.
Нет, я хочу в это ввериться. Я – а не, скажем, Онегин,
Вижу тебя без версий
В оранжерейной неге,
Опущенною звездою
В холодную воду зеркала,
Которое тихо меркло
От счастья сиять тобою».
.
Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва : Государственное издательство, 1924. – 40 с.
Р.2966820
Одна из самых известных книг, оформленных в стиле конструктивизма! Книга набрана, отпечатана и переплетена учениками школы ФЗУ 1-и Образцовой типографии Госиздата, Москва. Тираж 2000 экз.
Издание поэмы Александра Безыменского «Комсомолия» была приурочено к 10-летию ВЛКСМ. Это была совместная работа 1-й Образцовой типографии Госиздата и 1-й кинофабрики Совкино. Книга имела не только специального режиссера иллюстраций (Е. Коханова), фотографа (Сафонова), но и автора монтажа всей книги (в этой роли здесь выступал С. Телингатер).
Книга состоит из нарезки фотографий, кадров, слов и строк, в ней перемешаны рифма, лозунг, песня. С. Телингатер повторил в графике принцип поэтического смешения, в котором написано само произведение. Такая книга была рассчитана не на индивидуального читателя, а на коллективное воздействие.
Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва ; Ленинград, 1928. – 52 с.
Р.32018
Обложка работы Бориса Ефимова. Первое прижизненное издание.
Щуклин Н.К. Авио-стихи / Н. К. Щуклин. — Ростов-на-Дону : Общество друзей воздушного флота Донской области, 1924. – 56 с.
Р.194691
Первая и единственная книга поэта. Обложка выполнена в стиле конструктивизма автором сборника Николаем Щуклиным. Очень редкий сборник, изданный в провинции.
Николай Кузьмич Щуклин (род. в 1894 г.) - ростовский инженер-железнодорожник, художник, поэт.
«Людям умеющим летать эти стихи. Их бесстрашная удаль и полеты над нашим городом помогли мне написать эту книгу, которую я возвращаю по принадлежности» Н. Щуклин
***
Инженеры Воздушного Флота!
Летчики Звездной страны,
Выше вздымайте полеты
В ваши полетные дни.
Стройте скорей авионы,
К зениту порыв на земле,
Спешите моторами тронуть
Волны воздушных полей.
Вычертить новую карту,
Дерзкий планетный разрез,
И бросить по синим мансардам
Свой голубой неборез.