ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»
Министерство культуры Ростовской области
ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»
I.II. «Лирика» и «Центрифуга»
«Центрифуга» - московская литературная группа, сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством «Лирика». Особенностью теории участников «Центрифуги» стало то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структур. Основными её участниками стали С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев.
Бобров С. Спецификация идитола: прозроман ускоренного типа / С. Бобров. — Берлин : Книгоиздательство Геликон, 1923. – 198 с.
Р.29215
Оформление Э. Лисицкого. Отпечатана в Берлине в 1923 году в типографии Макс Маттисон.
Из предисловия: «Темой романа является история одного изобретения, не личная, так сказать, данной научной конструкции, а история взаимоотношений меж изобретением и обществом, которому оно должно служить. Изобретение это представляет собой род сильного взрывчатого вещества, где используется субатомная энергия. Имя вещества – Идитол. Сюжет романа составляет борьба трех изобретателей и ряда финансовых объединений (синдикатов, банков и др.) за обладание секретом Идитола».
Социально-утопический «Прозроман ускоренного типа» «раскадрован» на короткие сцены наподобие киноленты и соревнуется с искусством фильма в калейдоскопическом изображении погонь, чудесных спасений, заговоров, катастроф, массовых волнений, техномагических средств.
I.III. Кубофутуристы
Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов. Поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами. Для последователей течения характерно полное игнорирование существовавших литературных норм и создание необычных слов и абсолютно нетрадиционных способов оформления текста.
Каменский В. В. Емельян Пугачев: поэма / В. В. Каменский. — Москва : Федерация, 1932. – 157 с.
Р.64592
Прижизненное издание.
Рисунки художника–графика Бориса Титова.
Каменский В. В. Сочинения / В. В. Каменский. – Репринтное воспроизведение изданий 1914, 1916, 1918 гг. с приложением. — Москва : Книга, 1990. – 591 с.
В сборник включены репринтные воспроизведения сборника «Танго с коровами» (1914), романа «Степан Разин» (1916 года); сборника «Звучаль веснянки» (1918), автобиографическая книга «Путь энтузиаста», а также фотографии, рисунки В. Каменского из фондов Государственного литературного музея, Центрального государственного архива литературы и искусства и семьи Каменских.
Из сборника «Звучаль веснянки»
«Кто Я.
Я-КТО-я-
Я-вроде утроветра
По в туманах долине
Будь березкой
И обниму – покачаю.
Я-КТО-Я-
Я-вроде небожаворонка
Над в тишине полями
СЛУШАЙ ЧУТКО
Я звеню солнцелучами.
Я_КТО я _
Я – вроде яркоплатка
На с ягодами девушке
Пой со мной
Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ».
Каменский В. В. Танго с коровами / В. В. Каменский. – Факсимильное издание с приложением статей. — Москва : Книга, 1991. – 15 с.
Факсимильное воспроизведение издания Давида Бурлюка 1914 года. Рисунки Влад. и Давида Бурлюков. Тираж оригинала – 300 экз.
Издание относится к разряду экспериментальных. Отпечатано на желто-цветастых обоях, имеет обескураживающее название и выпущено в виде неправильного пятиугольника. Основным достоинством этой удивительной книги стали «железобетонные поэмы» Каменского, оригинально оформленные и отпечатанные в стиле дадаизма: обложка и весь текст набраны с использованием разнокалиберных типографских литер, хаотично расположенных на плоскости печатного листа.
Крученых А. Арабески из Гоголя / А. Крученых. — [Ейск], 1992. – 21 с. — (Альфа и Омега).
Р.3159217
Алексей Крученый среди всех русских футуристов выделялся своей любовью к традиционной – классической – литературе, но это была, конечно же странная любовь…
В цикле «Арабесок» Крученых вольно «пересказывает» Гоголя, сосредотачивая внимание читателя на наиболее важных эпизодах его повестей.
Предисловие, подготовка текста и шрифтовая аранжировка Сергея Сигея.
Маяковский В.В. Грозный смех / В. В. Маяковский. — Москва ; Ленинград : ГИХЛ, 1932. – 79 с.
Р.304960
Иллюстрации В. В. Маяковского. Оформление Варвары Степановой.
В издание вошли стихотворения и рисунки к плакатам, созданные Маяковским во время работы над Окнами РОСТА. Окна сатиры РОСТА — серия плакатов, разработанная в 1919—1921 гг. советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства.
« Это не только стихи.
Это иллюстрации не для графических украшений.
Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.
Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры Роста».
В. Маяковский
Маяковский В. В. Для голоса. Хорошо / В. В. Маяковский. – Факсимильное воспроизведение изданий 1923, 1927 гг. — [Москва] : Изокомбинат Художник РСФСР, 1987. – 61 с.
Р.44698; Р.44699
Один из лучших образцов русского конструктивизма в книгоиздании. Цветные иллюстрации, монтаж и подбор шрифтов, необычная общая конструкция книги и цветная издательская обложка выполнены в стиле конструктивизма новатором-художником, архитектором, мастером фотографии Эль Лисицким (Лазарем Лисицким). Издание является примером оригинальных конструктивистских и композиционных решений Лисицкого в сочетании с ритмикой поэзии Владимира Маяковского.
Маяковский В. В. Летающий пролетарий / В. В. Маяковский. — Москва : Авиохим, 1925. – 64 с.
Р.33383
Рисованная мягкая обложка Г. С. Бершадского с монограммой художника.
Маяковский В. В. Маяковская галерея : (те кого я никогда не видел) : Пуанкаре, Муссолини, Керзон, Пилсудский, Стинес, Гомперс, Вандервельде / В. В. Маяковский. — Москва : Красная новь, 1923. – 63 с.
Р.33385
Первое издание.
Собрание политических памфлетов на известных деятелей современности. В книге В. Маяковский выступает не только как автор, но и как иллюстратор.
Маяковский В. В. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается / В. В. Маяковский. — Москва ; Петербург : Круг, 1923. – 109 с.
Р.33387
Рисованная обложка А. М. Родченко.
Маяковский В. В. Париж / В. В. Маяковский. — Москва : Московский рабочий, 1925. – 40 с.
Р.33389
Обложка и монтаж А. Родченко.
Сборник включает восемь стихотворений.
Малевич К.С. Письма к Шутко / К. С. Малевич. — Ейск, 1992. – 17 с.
Книга издана отделом живописи и графики Ейского Историко-Краеведческого музея в 1992г. Оформление и подготовка к печати Сергей Сигей. Иллюстрирована шрифтовыми композициями по стихам Малевича.
В книге представлены два письма Казимира Малевича к Кириллу Ивановичу Шутко, своему близкому знакомому и референту по вопросам искусства при ЦК. Оба письма относятся к советскому времени и отлично передают атмосферу тех лет, в особенности то, что происходило тогда с настоящим новаторством в искусстве.
Фрагмент одного из писем: «Дайте дорогу анализу Искусства Проблем, дайте развернуть силу новаторам. Я и Татлин, Филонов и много других и с нами Молодежь, которая действительно хочет создать больше Искусство станут ударниками. Затребуйте от Сектерия ИЗО Сорабиса Ленинграда сведений о жизни ИЗО в Ленинграде. Ознакомьтесь с ней, ибо скоро объявят нас бродские кулаками».
Требник троих: сборник стихов и рисунков. — Москва : Издание Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 95 с.
Иллюстрации - литографии по рисункам В. В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В. Е. Татлина, Д. Д. и В. Д. Бурлюков. Тираж 1100 экз.
Знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», первое издание Д. Бурлюка, в котором изображение занимало место, почти равное тексту.
В издание включены стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков.
Турнир поэтов / Н. Асеев, Б. Пастернак, И. Терентьев [и др.]. — Москва : Издание «Группы лефовцев», 1929. – 18 с.
Р.36403
Редчайшее издание русского футуризма, написанное от руки и стеклографированное чёрной и красной краской. В издательской иллюстрированной обложке работы К. Зданевича. Издание с примечаниями Крученых. Автографы: Катаева, Клюна, Олеши, Пустынина, Толстой. Тираж 150 экз.
Книга представляет собой записи экспромтов поэтов, принявших вызов Валентина Катаева, который записал в альбоме Алексея Крученых, соревнуясь с Маяковским, следующую шутку:
"Утонувший в крюшонах
Алексей Елисеич Крученых.
Величайшая рифма! Величайшие зубры сломали себе на этом зубы. И так рифмовали и этак. А я просто зарифмовал и баста. Кто лучше?"
Дальнейшие записи-экспромты явились ответом на этот вызов.
***
«Балериньих икр ученых
Был не чужд и Крученых» (С. Третьяков. 1923)
***
«Если будешь печь стихи
Попадешь в Крученыхи» (Вера Инбер)
Хлебников в Баку. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 18 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XVI).
(Этот текст можно применить к показу всей серии)
Книги под маркой «Группа друзей Хлебникова» начали выходить примерно с 1928 года. Каждый выпуск состоял из пятнадцати-двадцати страниц и был напечатан тиражом от пятидесяти до ста пятидесяти экземпляров. Почти для каждого выпуска текст был написан от руки, (известны сборники «сделанные» Артемом Веселым, Юрием Олешей, Борисом Пастернаком, Михаилом Пустыниным) и затем воспроизведен на стеклографе. В выходных данных указывалось, что издание осуществляет «Группа друзей Хлебникова». На самом деле и замысел, и его воплощение почти целиком принадлежали поэту, теоретику футуризма, основателю «заумного языка», издателю и библиофилу Алексею Крученых (1886—1968). Этими книжечками он продолжал традицию футуристических литографированных изданий 1910-х годов. Всего Крученых издал 30 (по другим данным только 27) выпусков. Некоторые из них были даже не стеклографированы, а напечатаны на машинке в нескольких экземплярах. Последняя брошюрка вышла в 1935-м.
II. Биокосмисты
Биокосмизм — направление в российской философии и литературе начала 20-х годов ХХ века, основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д. Основателями биокосмизма были А. Агиенко (выступал под псевдонимом А. Святогор) и А. Ярославский.
Биокосмисты. Десять штук: сборник. — Петроград : Комитет поэзии биокосмистов-имморталистов (Северная группа), 1923. – 14 с.
Самое известное собрание сочинений биокосмистов. В выходных данных сборника указано: Петроград, 1923, но фактически альманах напечатан в типографии «Труд» артели «Печатник» города Боровичи Новгородской губернии в январе 1923 г.
Специалисты отмечают, что сведения о физическом существовании авторов сборника И. Линкста, П. Логинова, О. Лор, К. Чекина, С. Кочета, Э. Эрна, Н. Рэма, А. Сергиенко и С. Тихонова противоречивы и незначительны. Они либо почти никак больше не проявили себя в литературе, либо изначально представляли собой фантомные инкарнации идеологов движения.
Отрывок из стихотворения одного из участников сборника Эрнста Эрна "Планетной Дульцинее":
«Женщины дальней планеты
Такие как здесь или нет?
Нужно ли к ним пешеходить
По космоса лапам?
Может быть здесь попытаться
Затеплить сердца и граниты -
Может просто на Невском
Найти мне сегодня Альдонсу?
Нужны ли эти полеты
Ракетой в планетные страны,
Если так солнечно просто
Можно любить на земле!»
III. Имажинисты
Имажинизм — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Теоретики имажинизма провозгласили образность основным принципом поэзии. Образ и только образ, как единственное орудие на производстве у настоящего мастера. К имажинистам себя причисляли поэты С.А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич.
Имажинисты: Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Матвей Ройзман, Вадим Шершеневич. — Москва : Издание авторов, 1925. – 39 с.
Оформление обложки выполнено в стиле конструктивизма Георгием Стенбергом с фотографии Наппельбаума.
Тираж – 2000.
Плавильня слов: сборник. — Москва : Имажинисты, 1920. – 41 с.
Редкая книга трёх столпов-основателей "Верховного Совета Ордена Имажинистов " - Есенина, Мариенгофа и Шершеневича.
Сборник оформлен в оригинальной стилистике имажинизма: сочетание двух разных сортов бумаги, с различными вариантами цветности - грубой простой, так называемой обёрточной бумаге, серого цвета (по восемь книжных листов в начале и в конце издания) и обычной типографской, жёлтой (тоже восемь книжных листов, в середине). Отсутствует страничная пагинация. Нет и вступительной статьи, оглавления, не указан тираж. Стихотворения Есенина не помечены датой создания, тогда как у Шершеневича подробно указывается не только год, но даже месяц и место написания каждого из них и т.д.
***
«Не было часов мокрей,
Мокротою красней чем щебень –
Острогом заломленный набекрень
Месяц забыл о небе.
Вожжой не переломить хребты
Кореннику и шарахнувшимся пристяшкам-
Вдавленный пуп крестя
Нищие ждут лепты.
Опустится звезд жезл
Землю насквозь продырявить,
Прижечь раскаленным железом
Рваную рану яви». (А. Мариенгоф)
V. Конструктивисты
Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг., сторонники которого выдвинули задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.
Основные принципы конструктивизма в литературе были сформулированы И. Сельвинским в Программе 1924 г., которую вместе с ним подписали А. Чичерин и О. Чичагова. Программа объявляла все существующее современное искусство пассивным, а роль конструктивистов заключалась в том, чтобы «организовать новые формы бытия через воспитание нового конструктивного человека». В 1924 г. на основе небольшого кружка литераторов, собранных И. Сельвинским, был создан Литературный центр конструктивистов. Туда входили Э. Багрицкий, В. Асмус, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луговской, Н. Огнев и др. Литературное направление конструктивистов декларировало установку на современную тематику, рационализм, предельную уплотнённость поэтической речи. На первое место выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике, очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. Основные представители И. Л. Сельвинский, К. Л. Зелинский – теоретик группы, А. Н. Чичерин.
Зелинский К.Л. Мена всех: Конструктивисты-поэты / К. Зелинский, А.Н. Чичерин, Э.-К. Сельвинский. — Москва, 1924. – 83 с.
Конструктор А. Н. Чичерин.
Сборник включает декларацию поэтов-конструктивистов «Знаем», статью К. Зелинского «Конструктивизм и поэзия», стихотворения поэтов-конструктивистов А. Чичерина и Э.-К. Сельвинского
***
«И когда города разорутся в плакатах
И под вьюгу закар’ркает барабан –
Загоню я свой смокинг и коробку перчаток
И айда с каникул на фронт, на руба.» (Э.-К. Сельвинский)
Сельвинский И. Записки поэта: повесть. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928. – 94 с.
Прижизненное издание.
Одна из самых ярких работ, написанных в стиле конструктивизма, Ее главный герой, поэт Евгений Ней, наделен автобиографическими чертами. Первые четыре главы сборника - рассказ о его становлении. Заключительная, пятая часть - цикл «Шелковая луна» - преподнесен как посмертное собрание безвременно скончавшегося в 1926 г. Евгения Нея. Постраничные примечания и критико-биографический очерк о вымышленном поэте составлены от лица другого лирического героя - Н. Галинского, провинциального критика, «пушкиниста по дяде», поэта-акмеиста со склонностью подражания Б. Пастернаку.
В тексте и оформлении сборника наиболее ярко отразились эстетические предпочтения И. Сельвинского. Обложку для книги «Записки поэта» в технике фотомонтажа выполнил Эль Лисицкий. Полугротесковый образ на обложке Лисицкого представлен "зыбкодвоящимся" фотописным изображением немецкого и французского поэта, художника, графика и скульптора Ганса Арпа.
Из Дега
«Я со счастьем знаком на ты
(Это моя любимая тема),
Ты светишь обоями комнаты
Нарядная, как хризантема.
Нет, я хочу в это ввериться. Я – а не, скажем, Онегин,
Вижу тебя без версий
В оранжерейной неге,
Опущенною звездою
В холодную воду зеркала,
Которое тихо меркло
От счастья сиять тобою».
.
Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва : Государственное издательство, 1924. – 40 с.
Р.2966820
Одна из самых известных книг, оформленных в стиле конструктивизма! Книга набрана, отпечатана и переплетена учениками школы ФЗУ 1-и Образцовой типографии Госиздата, Москва. Тираж 2000 экз.
Издание поэмы Александра Безыменского «Комсомолия» была приурочено к 10-летию ВЛКСМ. Это была совместная работа 1-й Образцовой типографии Госиздата и 1-й кинофабрики Совкино. Книга имела не только специального режиссера иллюстраций (Е. Коханова), фотографа (Сафонова), но и автора монтажа всей книги (в этой роли здесь выступал С. Телингатер).
Книга состоит из нарезки фотографий, кадров, слов и строк, в ней перемешаны рифма, лозунг, песня. С. Телингатер повторил в графике принцип поэтического смешения, в котором написано само произведение. Такая книга была рассчитана не на индивидуального читателя, а на коллективное воздействие.
Безыменский А. Комсомолия: страницы эпопеи / А. Безыменский. — Москва ; Ленинград, 1928. – 52 с.
Р.32018
Обложка работы Бориса Ефимова. Первое прижизненное издание.
Щуклин Н.К. Авио-стихи / Н. К. Щуклин. — Ростов-на-Дону : Общество друзей воздушного флота Донской области, 1924. – 56 с.
Р.194691
Первая и единственная книга поэта. Обложка выполнена в стиле конструктивизма автором сборника Николаем Щуклиным. Очень редкий сборник, изданный в провинции.
Николай Кузьмич Щуклин (род. в 1894 г.) - ростовский инженер-железнодорожник, художник, поэт.
«Людям умеющим летать эти стихи. Их бесстрашная удаль и полеты над нашим городом помогли мне написать эту книгу, которую я возвращаю по принадлежности» Н. Щуклин
***
Инженеры Воздушного Флота!
Летчики Звездной страны,
Выше вздымайте полеты
В ваши полетные дни.
Стройте скорей авионы,
К зениту порыв на земле,
Спешите моторами тронуть
Волны воздушных полей.
Вычертить новую карту,
Дерзкий планетный разрез,
И бросить по синим мансардам
Свой голубой неборез.
VII. Об авангардистах
А. М. Родченко, В. Ф. Степанова : [альбом] / автор вступит. текста и составитель А.Н. Лаврентьев. — Москва : Книга, 1989. – 158 с. — (Мастера советского книжного искусства).
Р.2807803
Карасик М. Ударная книга советской детворы: фотоиллюстрация и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920–1930-х годов / М. Карасик. — Москва : Контакт-культура, 2010. – 280 с.
И.3209370
Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга / Е. Ф. Ковтун. — Москва : Книга, 1989. – 247 с.
Р.2843509
Министерство культуры Ростовской области
ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»