Вводные слова и предложения и знаки препинания при них
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) К сожалению, скоро облака заволокли все небо. 2) Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер. 3) Плаванье становилось однообразным и, признаюсь, скучноватым. 4) Но, к удивлению и удовольствию моему, на длинном столе стоял всего один графин. 5) Сообщения с берегом не было, и мы простояли, помнится, трое суток в печальном бездействии. 6) Жизнь наша, повторяю, опять потекла прежним порядком. 7) Ему, видишь ли, необходимо было привести в порядок коллекцию собранных растений. 8) Друг его, что важно, записывал все виденное и слышанное. 9) Садик, по обыкновению, был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами. 10) Он, казалось, ни во что не вмешивался. 1 1) Работали они, понятно, с восхода до захода солнца. 12) Встретили нас, действительно, как старых друзей. Пошли, разумеется, расспросы, толки, новости с той и с другой стороны. 13) Очевидно, хозяева отправились хлопотать об ужине. 14) Река эта, кажется, довольно глубока. 15) Итак, мы снялись с якоря. 16) Впрочем, капитан напрасно дорожил временем. 17) Впрочем, у нас были и развлечения. 18) Одним скучно сидеть дома, другие, напротив, любят это. 19) Между прочим, он подарил нашему доктору корень алоэ особой породы, который растет без всякого грунта. 20) А у него, говорят, прекрасный дом. 21) На этой горе, говорят, много змей (оттого и называется она Змеиной горкой).
(По И. Гончарову)
II. Никто не знал брода, поэтому ноги у всадников по колени ушли в воду. Они не предвидели этого обстоятельства, а то, может быть, и не поехали бы верхом. Один из них хотел, кажется, избавиться от этого неудобства, подбирая ноги, но кончил тем, что, к нашему немалому веселью, упал в воду.
(По И. Гончарову)
III. 1) Он действительно страдал в эту минуту. (Л. Толстой)
И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручивания усов — все казалось теперь оскорбительным Пьеру. (Л. Толстой)
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. (Л. Толстой) 4) Шаги в кустах все шуршали, по не ближе, а, наоборот, дальше и глуше. (Б. Акунин) 5) Голос говорившего неуловимо переменился, потихоньку набирая упругость, силы и, пожалуй, скрытой угрозы. (Б. Акунин) 6) Небо бесшумно — и от этого еще страшней — полыхнуло ослепительно яркой зарницей. (Б. Акунин) 7) Телеграмма лежала на тумбочке в прихожей, а значит, предназначалась мне. (Е. Яковлева) 8) Я заметила большую медвежью шкуру (впрочем, я не до конца уверена
в том, что она действительно медвежья), брошенную напротив камина. (Е. Яковлева) 9) Музыкальная память, пожалуй, один из самых распространенных типов ярко выраженной хорошей памяти. 10) Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в этом не сомневался — пошла и она. (И. Тургенев) 11) Но, как оказалось, оставались еще какие-то формальности. В городе Краюхина срочно вызвали на радиостанцию, и, вернувшись оттуда, он сухо (так, по крайней мере, показалось Быкову) сообщил, что старт откладывается на утро послезавтра, а завтра прибывает комиссия. (Стругацкие) 12) Небольшая выставка — пожалуй, не более трех десятков работ — была устроена просто, но искусно. Чуть подрагивающий свет от газовых рожков не портил изображение бликами, а, наоборот, придавал черно-белым картинам вид подлинно живой реальности. (Б. Акунин)
IV. 1) Однако нынешней весной все шло как-то не так. 2) Лес поредел, однако дождь, как на грех, усилился. 3) Скоро, однако, лес впереди поредел, проглянула свободная даль. (Г.Федосеев) 4) Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удается: то, бывает, лисица понорится, то, бывает, уведет собак в такую даль, что не поспеешь до вечера. (М. Пришвин) 5) Как, однако, давно мы расстались. (И. Гончаров) 6) Однако я все-та- ки надеюсь к концу будущей недели непременно прибыть в Спасское. (И. Тургенев) 7) Становилось, однако, жарко. (И. Гончаров) 8) Жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном. (И. Тургенев) 9) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров) 10) Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А. Пушкин) 11) Наконец необходимо срочно решить этот вопрос, иначе время будет упущено. 12) Люди изобрели много средств преодоления пространства: автомобиль, самолет, радио, телевидение и, наконец, космический корабль. 13) Он был даже рад случаю остаться наконец в одиночестве. (Л. Кожевников) 14) Когда телефон наконец затих, ей удалось успокоиться и собраться с мыслями. 15) Наконец звезды на востоке стали блекнуть и исчезать. 16) Наконец судно отказывается от битвы, идет ко дну. (И. Гончаров) 17) Долго кувыркалась она [шлюпка] в волнах и наконец пристала к борту. (И.Гончаров) 18) Мы долго поднимались в горы. Становилось заметно свежее. Наконец мы остановились на одной площадке. (И. Гончаров)
V. Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел сто лет назад Бежин луг? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка, конечно, течет по прежнему руслу. Вон с того берега Тургенев увидел ночной костер, и ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под крики чибиса идем по траве... Черный круг от костра. Кто-то из приезжих так же, как мы, видимо, вспоминая
Тургенева, определил место, где когда-то горел костер, и тоже зажег огонек.
(По В. Пескову)
VI. Книга — великое чудо. Во-первых, в ней — весь необъятный духовный мир человечества. Во-вторых, она концентрирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум пародов. Наконец, книга — могучее и универсальное средство общения людей, народов, поколений.
(По Е. Лихтенштейну)
VII. После воздуха и хлеба для человека самым необходимым в жизни является книга. Во-первых, книга — открытие мира, во- вторых, она собеседник, в-третьих — наставник, и, наконец, книга — отдых.
(По Л. Ошанину)
Контрольные диктанты
I
Глазами художника
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне[15] был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый.[16]
Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (127 слов)
(По А. Воловик)
II
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился.
повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей пашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но паши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега па незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из пего выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)
(По В. Арсеньеву)
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Еще в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскаленных углях или на вертеле.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпались раскаленные камни, доводя таким образом воду до кипения.
Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далеких времен постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощренного кулинарного искусства, как говорят ученые, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)
(По В. Кудашевой)
Обособленные определения и приложения
Предупредительные, объяснительные диктанты
а
I. 1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов) 3) Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков. (М. Шолохов) 4) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 5) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 6) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А.Казанцев) 7) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 8) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 9) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 10) Пройдя немного, они оказались на дне оврага, дикого, глухого. 11) Он [ветер] потихоньку дул с левого берега и едва поднимал на воде рябь, похожую на отпечатки маленьких подков. (Э. Шим) 12) Меня поразили яркие звезды, чудесной россыпью осыпавшие темное тихое небо. (И. Соколов-Микитов) 13) Вдали уже вовсю рвались снаряды, стало плохо видно из-за стелющегося по земле дыма. (Б. Акунин) 14) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным.
15) Мест, изумительных по красоте, на земле много. (В. Песков)
16) Ветер, сухой и горячий, шелестел тонкими стеблями травы.
17) Ветер, пахнущий полынью, сухой и свежий, приветливо обвевал меня. (И. Ефремов) 18) Там бывают подземные толчки, довольно сильные и частые. (И. Ефремов) 19) И воздух ласковый, чуть дремлющий, ночной, как будто сам дрожит и пышет надо мной. (И. Тургенев) 20) За конопляником, зеленым и густым, бегут, одетые туманом голубым, степей широкие разливы. (П. Тургенев) 21) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев) 22) Сад, начинавшийся за домом, как-то сам собой переходил в березовую рощу. (Б. Акунин) 23) От земли подплывал белесый туман, пока еще негустой, но понемногу плотнеющий. (Б. Акунин) 24) Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и чертополохе. (А. Чехов) 25) На лице его, крупном, добром, отразилась боль. 26) Филипп, строгий, сосредоточенный, оделся потеплее и пошел к парому. (В. Шукшин) 27) И та особенная тишина, рассветная, пугливая, невечная, прилегла под окно. (В. Шукшин) 28) Поздно вечером домой к Григорию пришел дядя его Максим Думнов, пожилой крупный человек с влажными веселыми глазами. (В. Шукшин) 29) Кайгородов, крепкий красивый мужик, пожал руку гостю. (В. Шукшин) 30) Вошел невысокий человек лет 45, голубоглазый, в галстуке, усмешливый. (В. Шукшин)
II. 1) Человек настроения, он мог обидеться из-за любой шутки. 2) Но она не слушала, пораженная сообщением. (Б. Акунин) 3) Профессиональный кинолог, он всю свою сознательную жизнь посвятил изучению и воспитанию собак. (Л. Пучков) 4) Вынужденный быть осторожным, он плыл долго, пока наконец высокий береговой обрыв не укрыл его от глаз ночных сторожей. (М. Семаго) 5) Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил. (В. Шукшин) 6) Словом, через полчаса мы, в ватниках, навьюченные рюкзаками, с лыжными палками в руках, стояли, готовые к подъему. (Стругацкие) 7) В девять часов вечера, измотанный и злой, он вернулся домой. (С. Майоров) 8) Он весело смотрел на племянника, гордый за него. (В. Шукшин) 9) Зачарованный тайной огня, я смотрел па лиловые угли. (И. Шклярев- ский) 10) Поникшая, я вышла па площадь перед аэровокзалом. (Е. Яковлева) 1 1) До вечера он сидел на берегу реки. Теплая по- летнему, она плескалась равнодушно у ног, медленно катила к молчаливым скалам свои вечные волны. (А. Иванов)
III. 1) Распаренная весенним солнцем, теплая земля тяжело пахла свежим сырым сеном. (П. Проскурин) 2) Освещенные лучами солнца, высятся бронзовые сосны. 3) Отделанный золотом, со стальным, сверкающим клинком вместо мягкой бронзы, меч действительно стоил немалых денег. (Л. Кожевников) 4) Почти невидный и неслышный, доступный лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. (И. Соколов-Ми- китов) 5) Еще не очень опытный путешественник, Арсеньев не обратил внимания на то, что погода портится. (В. Малое)
IV. 1) Юрта — настоящее чудо, замечательное творение древних кочевников, проверенное веками и не потерявшее своего значения в настоящие дни. (Ю. Липовский) 2) Милым казалось все: и леса, и речушки — всякие Пехорки и Вертушинки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещенные мутной луной, как будто навсегда забытые человеком. (К- Паустовский) 3) Ближний берег, высокий, холмистый, поросший деревьями и кустарниками, круто спускался к воде, кое-где топорщился причудливыми скальными нагромождениями. (В. Константинов) 4) Добрый копь поначалу пугался черной воды, журчавшей возле самого уха, потом, ободренный присутствием хозяина, успокоился и привык. (М. Семаго) 5) Дождь и бешеный ветер унесли с деревьев все листья, готовые облететь, и безжалостно ободрали все те, что собирались еще повисеть на ветвях. (М. Семаго)
б
I. 1) Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей — властителей здешних широт. (Е. Крестовский) 2) Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале — прадеде поэта по материнской линии. 3) Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. (Е. Маймин) 4) Изредка еще слышится отдаленный рокот грома,
I 2
то нарастающий, то затихающий,— последний голос недавно прошедшей грозы. (А. Новиков-Прибой) 5) Каждая деревня выглядит по-своему. Пекашино распознают по лиственнице — громадному зеленому дереву, царственно возвышающемуся на отлогом склоне горы. (Ф. Абрамов) 6) Он воспринял эту поездку как настоящий подарок судьбы. (О. Погорелое) 7) Своеобразие Рублева, как всякого гениального художника, должно было проявляться в самых первых его ученических работах. (В. Прибытков)
8) Бунина большинство знает главным образом как прозаика. Но как поэт он стоит на уровне своей прозы. (К. Паустовский)
9) Луке Лукичу, как смотрителю учебных заведений, нужно было особенно заботиться о просвещении в городе.
II. 1) Кипренский, сын крепостной крестьянки, получившей вольную, был отдан в Академию художеств в шестилетнем возрасте. 2) Куииджи — необыкновенный мастер эффектного освещения — любил передавать в своих картинах-пейзажах необычное состояние природы. 3) Портрет выполнен Левицким в его любимом колорите — в оливковых и розовых тонах. 4) Левицкий, мастер точных психологических характеристик, создал обширную галерею портретов своих современников. 5) Выходец из казачьей семьи, он [Суриков] с детства интересовался историей своего народа.
(По Е. Фаддеевой и др.)
в
I. Мерцающие звезды
Была ночь, ясная, осенняя, с морозом. Под ногами у Антипо- ва звонко крошились хрупкие ледяные пластинки. Звездное небо, как пламя горящего спирта, озаряло голубым движущимся отсветом черную землю с комками замерзшей грязи.
...Он посмотрел на звезды, словно спрашивая у них совета. Они мерцали, частые и редкие, крупные и мелкие, синие и радужно-переливчатые. Неожиданно их мерцание затмилось, и двор с домом, лодкою и сидящим на ней Антиповым озарился резким, мечущимся светом, словно кто-то бежал с поля к воротам, размахивая зажженным факелом. Это, выбрасывая в небо клубы желтого, пронизанного огнем дыма, шел мимо переезда на запад поезд...
(По Б. Пастернаку)
II. Горячий, непоседливый, он теперь охотнее тянулся к людям тихим, рассудительным. Таков был Дельвиг. Таков был и Нащокин, бескорыстный, добрый и честный.
Очень важным для Пушкина было знакомство с Елизаветой Хитрово, дочерью фельдмаршала Кутузова. Широкий круг духовных интересов объединял их. Ценил он и откровенные беседы с фрейлиной А. Россет. Умная, красивая, она обладала твердым характером, и с ней обо всем можно было говорить.
(По В. Кулешову)
III. Ночная бездонность неба переполнена разноцветными, висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и потому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. Однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире...
(По И. Бунину)
IV. Он вышел к старому дубовому лесу. Вековые дубы стояли редко. Темные, они могуче и по-весеннему голо уходили к ненастному небу, и еще реже были между ними тоже старые, медно- етвольные сосны.
На опушке лежало много снега, рыхлого, грязного, грязного от вытаявших сухих листьев, хвои, прошлогодней травы, коры, обитой с деревьев зимними ветрами. Но в глубине леса сиега было меньше, и на больших полянах он уже растаял совсем. Когда сапог срывал с земли старый слой полуистлевших листьев, в глаза бросалась бледная зелень, уже пробившая землю.
(По П. Проскурину)
V. Женские портреты, созданные Рокотовым, всегда поэтичны, проникнуты лиризмом, полны одухотворенности... На «Портрете неизвестной в белом платье», написанном в мягкой гамме тонов, серых и голубых, изображена женщина с тонкими чертами лица, отмеченного особым обаянием.
(По Е. Фаддеевой и др.)
Контрольные диктанты
I
Бескорыстный и сведущий друг
Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту.
Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Благодаря ей накопленные знания приобретают могущество лавины, способной преодолеть любое препятствие на столбовой дороге прогресса.
Книга — друг, верный, бескорыстный и наиболее сведущий. Встреча с интересной книгой как встреча с добрым человеком. Однако не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, и только хорошая книга может научить нас безошибочно распознавать многие вещи: добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Хорошая книга воспитывает также чувства, во многом формирует характер человека. (123 слова)
(По Д. Лихачеву)
II
В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появляется даже утренник, белый, хрустящий. И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, упавший на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный берег неширокой речонки, сплошь зараставший летом темно-зеленой растительностью,— все словно обсыпано пудрой.
Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору. В безветренную погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива паутина, обсыпанная росой.
С наслаждением дышишь свежестью. В эту пору можешь рассчитывать на самые крепкие грибы. Они тоже обрызганы росой, а в середине некоторых из них собирается немного влаги, прозрачной, как хрусталь.
Преодолеваешь невысокий подъем и по тропинке, вьющейся по берегу, выходишь к лесу. (131 слово)
III
Осенней ночью, светлой и тихой, я возвращался с охоты по песчаным проселкам и зашел заночевать на хутор, одиноко стоявший позади скошенного ржаного поля. Здесь постоянно жил только старый сторож, а хозяин бывал лишь изредка.
Хутор имел пустынный вид, а само жилье — всего-навсего бревенчатый флигель да изба-сторожка. Ни души вокруг. Даже собака не залаяла, когда я постучал в окошко. Стучал долго, однако никто не выходил. Потом на пороге появился мужичок, невысокий, в рваном овчинном полушубке, в старой холстинной рубахе. Он долго не понимал, что мне надо. Потом пригласил меня в дом.
Из прихожей я прошел в просторную спальню. Здесь были только дощатые полы, давным-давно не крашенные стены да деревянная кровать.
Ночью я долго думал о чужой, неизвестной мне жизни человека, под кров которого нежданно-негаданно привел меня случай.
Удивительно яркий месяц светил в окна и озарял кровать, казавшуюся от этого золоченой. Все было прекрасным в этом необыкновенном лунном сиянии. (147 слов)
(По И. Бунину)
IV
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать была художницей-любительницей, отец — известным археологом, страстным любителем и ценителем искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)
(По Э. Патсон)
Пунктуация при сравнительных оборотах Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Песчаный берег за рекой за лето выгорел, как гимнастерка на солдате. (Ф. Абрамов) 2) Он тревожно моргал, вздыхая и крутя круглой, как шар, головой, словно заводная игрушка. 3) Это был человек небольшого роста с коротенькими кустистыми бровями, из-под которых, как настороженные зверьки, выглядывали глаза. (Ф. Искандер) 4) Он шел, как котик, бесшумно. (А. Солженицын) 5) Торосы на реке были такими же сильными, как ветер, и цвет неба был голубым. (В. Липатов) 6) Проснулись они, как обычно в последние дни, от утреннего птичьего гомона. (В. Мясников) 7) По-прежнему высоко стояла надо мной чистейшая голубизна неба, такого же глубокого, как окружающая тишина. (И. Ефремов) 8) От ураганных порывов ветра вода в мелководном озере вскипала, как в чайнике. (В. Малое) 9) Лупа, как желтое пятно, из тучки в тучку переходит. (М. Лермонтов) 10) Она, как змея, скользнула между моими руками. (М. Лермонтов) 11) А внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею. (М. Лермонтов) 12) И слезы крупные мелькнули на ней, как светлая роса. (М. Лермонтов) 13) Сучья горят, как порох. (Э. Шим) 14) Эхо полоснуло в горах, как свистящая плеть. (Э. Шим) 15) Он переменился в лице, только синие глаза потемнели, точно океан в непогоду. (М. Семаго) 16) Дальше стояли,
i к
как лезвия, угрюмые сосны. (М.Семаго) 17) Но мысль эта мелькнула и сгинула, точно огонек светлячка в летней ночи. (М. Семаго) 18) Под сильным порывом ветра шалаш разлетелся, как легкий карточный домик. (И. Соколов-Микитов) 19) Снежная пыль, как стая мошек, вилась вокруг фонаря. (М. Алданов) 20) Ложа журналистов, как и зал, была почти пуста. (М. Алданов) 21) Величественно, как белые колокольни, выплывают из зелени парка цветущие каштаны. (Ф. Абрамов) 22) Медленно работая ластами, аквалангисты не спеша плыли, словно две ленивые гигантские рыбы. (А. Глебов)
II. 1) Он воспринимал эту поездку как настоящий подарок судьбы. (О. Погорелое) 2) Лавовое поле использовалось соседней авиационной частью как учебный полигон для тактических занятий. (Стругацкие) 3) Деревья здесь сами как каменные. Они сильнее камня. (Ф.Абрамов) 4) Ломоносов выступал как гражданин, как сын своего отечества, как русский, осознавший свой долг перед народом и Россией. 5) Сон как рукой сняло. 6) Осенняя береза на ветру как зеленый парус, сотканный золотом. (Ф. Абрамов) 7) Деревья лежали как попало. 8) Мы вышли на открытую поляну посреди рощи и остановились как вкопанные. 9) Предрассветный холод нам не дал уснуть как следует. (И. Ефремов)
III. 1) Земля была на ощупь еще теплой, как недавно натопленная печь. 2) Молодая листва шумела древними, как сама земля, звуками. 3) Теплый весенний ветерок гулял над полем, ворошил молодые листья берез, растущих по краю полосы. Черные, тяжелые, словно камни, галки прыгали за сеялками, надеясь, как при пахоте, поживиться жирными червями. 4) Комарье, поднятое, как дорожная пыль, движением людей, резало лицо, шею, кисти рук. 5) Война, как ненасытное чудовище, пожрала очередные жертвы и с грохотом покатила дальше.
(По А. Иванову)
Обособление обстоятельств
Предупредительные, объяснительные диктанты
а
I. 1) Поразмыслив, он все-таки согласился с моим доводом. (Л. Замятин) 2) Они дружно встали и, не оглядываясь, зашагали со двора. (Л. Замятин) 3) Нужно было не мешкая принимать меры. (Л. Замятин) 4) За лесом заполыхали зарницы, предвещая полуночную грозу. (Л. Замятин) 5) Мы ждали сумерек, не зажигая огня. (М. Семаго) 6) Петр толкнул низкую дверь и, пригнувшись, первым вошел внутрь. (3. Завадский) 7) Он летел сломя голову. 8) Павел работал спустя рукава. 9) Все молча проводили глазами улетающий вертолет. (Стругацкие) 10) Я свернул с центральной аллеи и стал не спеша удаляться от шума аттракционов. (Л. Замятин) 11) Не дожидаясь приглашения, я опустился на стул, стоящий рядом с массивным столом. (Л. Замятин) 12) Отправляясь па работу, я запер дверь, ведущую в сад, па крючок. (Л. Замятин) 13) Вылетев из зимнего убежища, басом гудит шмель. 14) Цепляясь за ветки, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок. (И. Соколов-Микитов)
15) Пряно пахла трава, привлекая к себе пчел с дальней пасеки.
16) Трава уже высохла, потеряв блеск. 17) Шагах в пяти от него, нежась па солнцепеке, лежала гадюка. Заслышав шаги, она приподняла плоскую голову. (В.Марченко) 18) Оп не спеша прошелся по аллейке, потом недалеко от входа в сквер нашел среди кустов самую незаметную скамейку и устроился па пей, внимательно наблюдая за всеми, кто заходил в сквер. (А. Адамов) 19) Я ломал голову, стараясь понять секрет очарования пустынных каменистых холмов и печальных развалин в жарком кольце степи и песков. (И. Ефремов) 20) В кустах у поляны он замер и долго стоял не шевелясь. (Б. Васильев) 21) Через открытое окно вместе с ночной прохладой в комнату втекал лунный свет, делая знакомые предметы загадочными и неузнаваемыми. (В. Константинов) 22) Не спеша ступал оп босыми ногами по рыхлой земле, оставляя глубокие следы. (Е. Крестовский) 23) Высокое чистое небо не спеша перетекало с востока па запад. (Е. Крестовский) 24) Боясь поверить своей догадке, оп медленно повернул голову и увидел белого медведя. (Е. Крестовский)
II. 1) Тихонько напевая, он шел зарослями вниз по реке. 2) Поднимаясь в гору, он касался руками стволов и пел о соснах, стоящих на плечах друг у друга. 3) Так оп шагал, не уставая, со склона па склон и тихонько пел, а тайга неохотно расступалась перед ним, пряча звериные тропы. 4) Разворачиваясь, плыли по обеим сторонам берега. 5) Незаметно вспучиваясь, накатывала волна. 6) Вода крутилась па месте, переплетаясь тугими жгутами. 7) Они стояли полукругом, глядя в огонь немигающими глазами.
(По Э. Шиму)
III. 1 ) По пути, вопреки строгим предписаниям начальства, оп [Лермонтов] свернул в Пятигорск. (В. Мануйлов) 2) Когда-то вздумалось мышам себя прославить и, несмотря на кошек и котов, свести с ума всех ключниц, поваров. (И. Крылов) 3) Растения, вследствие недостатка воды, высохли. 4) Вопреки первому впечатлению, мы быстро подружились. (И. Ефремов) 5) Однако окна этого дома, вопреки общему стилю, были громадные, трехстворчатые. (В. Катаев)
IV. 1) Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. 2) Он отвечал, не смотря в книгу. 3) Он, несмотря на мои протесты, пошел провожать меня. 4) Несмотря па довольно раннее утро, на площади собрался народ. 5) Мы медленно поднимались в гору, не смотря вниз. 6) Петя говорил с отцом, не смотря на него. 7) Несмотря на непогоду, соревнования продолжались. 8) Несмотря на засуху, мы собрали хороший урожай. 9) Валя шла, не смотря по сторонам. 10) Несмотря на болезнь, мальчик быстро догнал своих товарищей в учебе. 11) Несмотря на все препятствия, он добился зачисления в отряд. 12) Морская ловля, несмотря на всю ее прелесть, не может сравниться с речной. (К. Паустовский) 13) Стоянка наша, вопреки предсказаниям многих, не затянулась. 14) Вопреки ожиданиям, ночь была прохладная. 15) Я лег у костра, но, несмотря на усталость, долго не мог заснуть. 16) Несмотря на праздничный день, в парке было пусто. 17) Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась. (В. Арсеньев) 18) Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может выйти в финал. 19) Он чувствовал себя одиноким, несмотря на поддержку друзей. 20) Я, благодаря частым выступлениям в любительских спектаклях, стал довольно известным среди студентов театральных вузов. 21) Шторы па окнах, согласно требованиям военного времени, были плотно закрыты.
V. 1) Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (П. Заболоцкий) 2) Стоя в выжидательной позе и заслонив рукой свет от костра, смотрел он куда-то вдаль. 3) Митя подошел к обрыву и, цепляясь за кусты и камни, стал спускаться вниз. 4) Шумно поднявшись со своих мест, все потянулись к выходу, сдержанно переговариваясь между собой. 5) Он давно уже сидел возле стола, поставив у ног свой объемистый портфель и теребя в руках зонт. (А. Адамов) 6) Старушка растерянно огляделась вокруг, потом тяжело поднялась со стула, опираясь руками о колени, и, громко шаркая шлепанцами, направилась в соседнюю комнату. (А. Адамов) 7) Он встал и, не прощаясь, ушел, по, проходя по улице мимо окна, неожиданно оглянулся. 8) Перед роялем, грациозно опершись на край левой рукой и держа в правой ноты, стоял певец. (М. Алданов) 9) Радуясь оттепели, стрекотали подвижные сороки, перелетали с яблони на яблоню и, дергая длинными хвостами, садились на трубу избы. (П. Проскурин) 10) Солнце, коснувшись туч серого и легкого пепла, начало, казалось, раскаляться еще сильнее. (А. Иванов) 11) Шумели в скверике невысокие топольки, звенели в деревьях вечные, как сама жизнь, птичьи песни, рождая в душе что-то торжественно-грустное. (А. Иванов)
VI. 1) Миновав несколько кварталов, я оказался па небольшой площади с елкой, убранной игрушками. (Е. Яковлева) 2) Вы- терев ноги, все прошли по очереди в маленькую прихожую и, сняв там пальто и плащи, тут же оказались в заставленной, тепло натопленной комнате. (А. Адамов) 3) Миновав длинную темноватую переднюю, они вошли в просторную комнату, обставленную повой
мебелью. 4) Выйдя за калитку, они пошли через поле, перерытое свежими канавами. (В. Пелевин) 5) Субботний вечер был еще по- летнему теплым, но листва на деревьях уже наливалась желтизной, отражаясь в светлых лужах, еще не просохших после недавнего дождя. (А. Константинов) 6) Она сделала паузу и, собравшись с мыслями, села за стол, покрытый скатертью. (Е. Крестовский) 7) Павел приезжал все реже, а приезжая, пе задерживался. (В. Распутин) 8) Реки шумно текут в горах, а войдя па равнину, умолкают. 9) Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, по, испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо. 10) Дождь, мерно сыпавший второй день подряд, прекратился на время, и я, выйдя из вагона, почувствовал вокруг себя пустоту. (С. Смирнов) 11) Пройдя по дорожке, расчищенной от снега, она повернула к надворным строениям и, миновав их, через внутренний двор пошла далее. (Е. Салиас) 12) Спускаясь в балку, капитан наклонился к крохотному водопаду, стекавшему с ледяной бахромы откоса, и стал пить воду, ощущая пресный вкус талого снега. (В. Кожевников)
VII. 1) Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и, вытянувшись цепочкой, стали нагонять. (В. Шукшин) 2) Она достала из стола ручку и, оторвав от настольного календаря лист, стала писать что-то. 3) Споткнувшись, он потерял равновесие и упал. 4) Волны, расшибаясь о камни, достигали наших ног. 5) Я выбежал во двор и, глотая слезы, долго глядел на близкий шар луны. 6) Он долго стоял, слушая свист ветра, потом вернулся к костру. 7) Размазывая по лицу слезы, она пробежала несколько шагов и очутилась на узкой поляне. 8) Я сидел па маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. (И. Соколов-Микитов) 9) Пройдя около километра, я свернул е дороги и повернул к лесу.
б
Плотогоны убрали сходни и, отвязав канаты, налегли на прочные шесты, отводя тяжелые плоты от берега прочь. У выхода из затона их подхватило, увлекая за собой, мощное течение. Плоты скрипели, покачиваясь, и между бревнами проступала вода. Привычные рулевые слаженно поворачивали длинные весла, выводя плоты на стремнину. Мутный темный поток плескался и сдержанно рокотал, неудержимо стремясь вниз, к далекому морю.
(По М. Семеновой)
Однажды утром мы нашли родничок, заботливо расчищенный, обложенный камешками и, может быть, поэтому никак не уступавший морозу. Родничок звенел веселую песенку, кувыркаясь, выбрасывая мелкие пузырьки, а на низкой ветке над ним висел берестяной ковшик.
(М. Семенова)
Порой, любуясь собственной работой, вспоминал рассказ школьного учителя рисования о том, как в молодости, кажется, Суриков, будучи мелким чиновником, тушью нарисовал муху, подбросил ее на стол губернатору, и тот муху, приняв за живую, прихлопнул ладонью, а Сурикова послал учиться в Академию художеств. Таких «мух» у Андрея было множество, но пе было губернатора; напугав же чуть не до смерти мать прыгающим мышонком, нарисованным на внутренней стороне крышки картонной коробки из-под шоколада, в которой хранились принадлежности для шитья, он зарекся показывать в доме свое искусство такого рода кому-либо еще, кроме старшего брата.
(С. Сартаков)
Далеко за полночь я проснулся от какого-то бешеного стука. Кто-то ломился ко мне снаружи, стуча в верхнюю половину оконной рамы. Стук был так страшен, что, насмерть перепуганный, я вскочил как сумасшедший с кровати. За окном, затемняя его, стоял кто-то громадный, черный, длинный. Он не просто стоял, а лез, стучал, стараясь настежь распахнуть окно. Я схватил ружье и закричал. Стоящий за окном, не отвечая, вытянулся еще выше, прикасаясь к оконной раме всем своим огненным телом, и застучал еще громче...
Только наутро я узнал, что это была старая лошадь, шатавшаяся ночью по заброшенной усадьбе.
(По И. Бунину)
Контрольные диктанты
I
На глубине луч прожектора казался огромным ярко-голубым тоннелем, высверленным в плотной, непроницаемой тьме. Его далекий конец ослепительно сверкал, словно расплавленный металл.
Зоолог несся вдоль тоннеля, стараясь держаться от него в стороне. Слабый голубой отблеск ложился на его лицо. В тоннеле, как на прозрачном стеклянно-серебряном экране, извиваясь, внезапно возникали силуэты рыб. Они резвились, будто опьяненные потоками необычайного света, или подолгу, как зачарованные, неподвижно висели, внезапно исчезая, будто растаяв.