Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
Схематические диктанты
I. 1) Всюду: и вокруг, и над головой — была вода. (Е.Крестовский) 2) Все кипит, все бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. (Ф. Абрамов) 3) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. (И. Гончаров) 4) Яркие пятна света лежат всюду: на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. (И. Соколов-Микитов) 5) Всегда: зимой и летом, осенью и весной — хорош русский лес. (И. Соколов-Микитов)
II. 1) Здесь все было чрезвычайно уютное и несколько миниатюрное: небольшие шелковые кресла, низенькие пуфы, качалка в маленькой нише, крошечная полка с произведениями поэтов. (М. Алданов) 2) Волнение оратора, его мощный голос, энергичная манера — все это обычно заражало аудиторию. 3) Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой) 4) И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручивания усов — все казалось теперь оскорбительным Пьеру. (Л. Толстой) 5) В ботаническом саду можно увидеть и самые обычные лекарственные растения средней полосы: зверобой, валериану, душицу, пустырник и многие другие. (Л. Замятин)
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. (В. Песков) 2) Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески
с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи,— это все в обиходе мы зовем средней полосой. (В. Песков) 3) Целая гора валежника, оставшегося с осени: макушки сосен, хворост, вырванные с корнем кусты,— лежала перед ней. (Э. Шим) 4) Ружье, собака, лошадь — все было предметом мены. (П. Гоголь) 5) Под ногами темно, ничего не видно: ни поваленных стволов, ни торчащих камней, ни рытвин, ни малорослых кустов, среди которых особенно много колючего шиповника. (В. Мясников) 6) И снилось ему одно и то же: родной дом, да колодец возле него, да высокая ветла у забора. 7) Хотя до вечера еще далеко, улицы, тени от деревьев, узкие распадки, уходящие извилистыми ущельями на запад,— все это уже насыщено синевой. (В. Пронин) 8) И великолепная природа, и дорогие сердцу воспоминания, и уютная просторная квартира — все делало жизнь поэта счастливой. (В. Кулешов) 9) Добрые люди понимали ее [жизнь] не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. (И. Гончаров) 10) Ловля рыбы днем и ночью, наблюдения за жизнью и повадками животных и птиц, звуки и краски лета, яркие пятна цветов на лугах — все интересовало будущего таежного путешественника. (В. Малое)
II. У некоторых пародов Севера существуют, например, десятки слов для обозначения одинаковых явлений: для названия разных видов снега, льда, для обозначения холода. В языке одного из племен, живущих на островах Океании, есть сто названий для разновидностей банана. В то же время некоторые племена называют одним словом все летающие предметы (кроме птиц), а в языке суахили одним словом обозначают и поезд, и телегу, и карету, и детскую коляску, и велосипед.
(По Е. Голановой)
III. Почему все-таки разные народы по-разному называют одни и те же предметы, явления окружающего мира? Причины этого лежат и вне языка, и в самом языке. К внеязыковым причинам относятся условия жизни разных народов, населяющих нашу землю, а именно: национальные традиции, и культура, и история, и зависимость от географической среды, места проживания парода и даже от климата.
(По Е. Голановой)
IV. Всю ночь шел теплый дождь. Он начался как-то очень тихо, без ветра, без грозы, без наползающих черных туч. Простое небо слегка потускнело, а после захода солнца звездочки не зажглись. Потянуло сыростью, запахом еловой смолки, и по ветвям деревьев застучали крупные редкие капли. Так всегда начинается ничем не приметный, обыкновенный дождь. Однако все: тихий, убаюкивающий стук падающих на землю капель, мягкии шелест травы, окружавшей палатку, — казалось недобрым.
(По С. Сартакову)
II. По краям луга, где равнина упирается в бугры, все было синим: и дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребенком. Желтые брызги лютиков, головки луговых васильков, плети луговой кашки и тоненькие ниточки душистого колоска — все перепутано, перемешано, и все вместе образует душистое разнотравье. Идешь, и за тобой остается сыроватый и темный брод.
(По В. Пескову)
III. Славу Спасского-Лутовинова поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места: эти дороги с плавными изгибами по холмам, ти-хие пруды, сады, острова леса... Парк издали не отличишь от степных перелесков. Из них собрано в одно место все лучшее, что может расти в черноземной полустепной России. Липы, рябины и тополя, жимолость, березы, ракиты, дубы и клены, яблони, елки, ясени — все перемешано в этом парке. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, де-ревенские песни, охота — это и был мир Тургенева. Свое гнездо Спасское-Лутовиново писатель берег, сюда возвращался после скита-ний, здесь писал, охотился. «Соловьи, запах соломы и березовых по-чек, солнце и лужи по дорогам — вот чего жаждет моя душа!»
(В. Песков)
Контрольные диктанты
I
За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация, люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов: благородных металлов, драгоценных камней, прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства: на необитаемых островах и в дремучих лесах, высоко в горах и глубоко под землей, в роскошных дворцах и ветхих лачугах, в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Спрятанные сокровища, как магнит, притягивают к себе кладоискателей. Некоторые клады имеют прежде всего огромную историческую ценность. Крупнейшие музеи мира гордятся неповторимыми ювелирными шедеврами, которые говорят о многом: о непревзойденном искусстве мастеров, о высоком уровне культуры древних народов. О жизни людей в далеком прошлом, об истории стран и народов рассказывают ученым немые свидетели далеких эпох. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад за-говорить, привлекаются физики и химики, историки и лингвисты, искусствоведы и геологи — словом, специалисты многих отраслей знаний. (141 слово)
(По В. Солоухину)
Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)
(По Д. Мордовцеву)
III
На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.
В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а ког- да-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие залы музея. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.
Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (148 слов)
(По Н. Михайловой)
IV
Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая. Большой мороз сушит не хуже зноя, пить целый день нечего, и к вечеру появляется неутолимая жажда.
При красноватом мерцании уютно потрескивающей печки хмурые, обветренные лица светлеют, суровые морщины разглаживаются.
В печку перестали подкладывать дрова, и в палатку неумолимо стал забираться ледяной воздух. Пришлось снова надевать запасные меховые носки и влезать в спальные мешки. В тишине и резком холоде остывшей палатки еще некоторое время металось уже бессильное пламя угасавшей печки, освещая то висящие над головой для просушки рукавицы, шапки и шарфы, то приготовленные на утро дрова для топки. Печка погасла. Сквозь дремоту до сознания доходили редкие звуки внешнего мира: далекий грохот оседавшего льда, треск лопающего дерева, беготня оленей.
С утра светлые легкие облака затянули все небо. Невидимое солнце излучало сильный свет. Он сглаживал все неровности, искажал линию горизонта и менял очертания предметов, крайне затрудняя передвижение. (146 слов)
(По И. Ефремову)
V
Стояла жара, седая от дыма лесных пожаров. В речные затоны, тихие и неподвижные, медленно падал дождь из сгоревших березовых листьев. Стаи диких птиц, спасаясь от пожаров, проносились над деревней, а на закатах срывались страшные песчаные бури.
Мне нужно было написать небольшой рассказ, но писать было невозможно. Я ждал осени, ненастья, когда поневоле буду привязан к дому и наконец напишу давным-давно обещанный рассказ. Но пришла осень, зашуршали дожди, и в первый же ненастный день я услышал далекий и печальный крик журавлиных стай, летевших к югу. Я завидовал птицам, потому что скоро блестящая морская волна ударит им в глаза, соленый полуденный ветер взъерошит их перья.
Дожди и ветры уже шумели в лесах, но в зарослях было тепло и тихо, как в запертой комнате. На полянах доцветала белая гвоздика, сухая и растрепанная, и ползли из-под земли, похожей на золу, грибы-крепыши.
И я, конечно, в ту осень не написал ни строчки. (149 слов)
(По К■ Паустовскому)
VI
Русский Север... Двинское Заволочье, как его в старину называли первые поселенцы здешних мест... Этот край, эту землю, с великим трудом отвоеванную у леса, у болот, у моря, северяне старательно украшали. Дивные, прославленные на весь мир каменные и деревянные храмы (достаточно назвать такую жемчужину северного зодчества, как Соловки), бесподобные бревенчатые дома-богатыри, дома-крепости с их непременным деревянным коньком, горделиво восседавшим па тесовой крыше, символе крестьянского счастья и благополучия, амбары, целой улицей выстроившиеся на передках села...
Однако, может быть, самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры — это слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, сохранившее сегодня строй и дух русского языка древнейшей поры. И уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа — это его ум и мудрость и, конечно, его история и поэзия.
На Севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная, была пронизана многоцветным словом... (154 слова)
(По Ф. Абрамову)
Пунктуация при обращении
Предупредительный, объяснительный диктант
1) Волшебница! Как сладко пела ты про дивную страну очарованья. (Д. Веневитинов) 2) Друзья мои, прекрасен наш союз. (А. Пушкин) 3) Бог помочь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море и в мрачных пропастях земли. (А. Пушкин) 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. (А. Пушкин) 5) Тебе, Казбек, о страж востока, принес я, странник, свой поклон. (М. Лермонтов) 6) Как я любил твои бури, Кавказ. (М. Лермонтов) 7) Синие горы Кавказа, приветствую вас. (М.Лермонтов) 8) Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть. (М. Лермонтов) 9) Кто может, океан угрюмый, твои изведать тайны? (М. Лермонтов) 10) О память сердца, ты сильней рассудка, памяти печальной. (К.Батюшков) 11) Ты здесь, ты со мной, о моя дорогая, о милая мама! Ты снова пришла! (С. Над- сон) 12) Ты поведай мне, добрый молодец, ты какого роду-племени, каким именем прозываешься? (М. Лермонтов) 13) Русь моя, люблю твои березы! (П. Рубцов) 14) Давай, земля, немножко отдохнем от важных дел. (П. Рубцов) 15) Не кричи так жалобно, кукушечка. (П. Рубцов) 16) Звени, звени легонечко, мой колокол, трезвонь, шагай тихонечко, мой добрый старый конь. (Н. Рубцов) 17) Ты куда течешь, речка малая, доброту свою ео- храня? (Р. Рождественский) 18) Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня. (Р. Рождественский) 19) Берег мой, покажись вдали краешком, топкой линией. (Р. Рождественский) 20) Ты, гроза, напои меня допьяна, да не до смерти. (Р. Рождественский) 21) Я, земля, низко кланяюсь, в пояс кланяюсь тебе. (Р. Рождественский) 22) Мой любимый край, место отчее, ты — и праздник мой и броня. (Р. Рождественский) 23) Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке. (Б. Окуджава) 24) Спасибо, скромный русский огонек, за то, что ты в предчувствии тревожном горишь для тех, кто в поле бездорожном от всех дорог отчаянно далек. (П. Рубцов)