Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Словарный диктант

Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик та­лантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хва­стлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака;

что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни слу­чилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже при­ехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там.

Объяснительные диктанты

I. 1) Линии рта были мужественны и в то же время детски наивны. (М. Шолохов) 2) Но здесь тоже успела поселиться ти­шина. 3) Шел по коридору, привычно здоровался, улыбался. Ему тоже улыбались. (В. Шукшин) 4) Он в этот час тоже вышел гля­нуть на Байкал. (В. Шукшин) 5) Тот тоже был труженик вечный и так же бодрился, когда приходилось туго. (В. Шукшин) 6) Каж­дого приезжающего в Петербург охватывало одно и то же чувст­во восхищения. 7) Все делалось поспешно и в то же время будто сквозь сон. 8) Мое расследование тоже не продвигалось.

II. 1) Шелестя листвой, качались под ветром деревья, по тем- но-синему небу все так же бежали облака. (С. Майоров) 2) Че­рез минуту он исчез в снежной пурге так же внезапно, как и по­явился. 3) И манеры его были также весьма величественны и неспешны, так же он и говорил. (А. Адамов) 4) Так же, как и вчера, за окном шумел дождь.

III. 1) Всякий человек склонен рассуждать, что бы он сделал на месте другого. (М. Семенова) 2) Ночь открывала бесчисленные глаза, чтобы смотреть вниз до рассвета. (М. Семенова) 3) Доро­га была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика. (В. Пелевин)

IV. 1) Она молча прошла но коридору и так же молча пригла­сила войти в комнату. 2) Мечтал также отправиться в экспедицию. 3) Зато тайга оживала, когда наступали лунные ночи. 4) Что бы он ни делал, все выходило плохо. 5) Все так же лился лунный свет в окна. 6) И тогда я тоже собрал все силы, чтобы вытерпеть еще хотя бы минуту. (С. Смирнов) 7) Человек благодарил меня за то, что я проявил интерес к звездному небу. (Ю. Олеша) 8) Она улыб­нулась, затем медленно поднялась с кресла. 9) День выдался пас­мурный, зато не было жарко. 10) Все так же валил снег, и так же ничего не было видно. 11) Море так же, как вчера, было спокой­ное. 12) Здесь тоже когда-то была проселочная дорога, но ею дав­но не пользовались, и она заросла кустами и мелкими деревцами. (В. Мясников) 13) Был он невысок, в то же время поджар, муску­лист. (В. Мясников) 14) Комната тоже производила странное впе­чатление. 15) Прибывшие также расположились у костра. (И. Еф­ремов) 16) В то же мгновение из вершины холма вырвался огромный огненный столб. (А. Казанцев) 17) Чтобы усмирить про­бужденную стихию, надобно напряжение всех людских сил. (А. Ка­занцев) 18) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо на­чало светлеть. (И. Ефремов)

Контрольные диктанты

I

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным че­ловеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня вы­полнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к это­му и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время па любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъ­яснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную лите­ратуру. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потра­тите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписы­вайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно так­же понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

II

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высо­та земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впослед­ствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по- разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разруше­нии горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов) (Н. Ефимова)

ЧАСТИЦА

Различение на письме частиц не и ни Словарные диктанты

I. Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; пи к кому не обращался;

ue знал ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелох­нется ни кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно.

II. Не поймал ни рыбешки; в поле пи былинки; не мог не рас­слышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был; откуда ни возьмись; не умолкая ни на минуту; в доме ни души; о нем ни слуху ни ду­ху; не пролито ни слезинки; не сделал ни одной модели; не ска­зал ни слова.

Предупредительный диктант

1) Нельзя не любоваться закатом. 2) Какие б мысли ни одоле­вали, я спокоен за пего. 3) Какие только мысли не одолевали меня! 4) Где он только не бывал! 5) Где он ни бывал, всюду его встреча­ли радостно. 6) Когда не придешь к подруге, она обижается. 7) Когда ни придешь к подруге, она болтает по телефону. 8) Кто не читал эту книгу, должен ее прочитать. 9) Кто ни читал эту книгу, всем она нра­вилась. 10) Ни слова больше! 11) Он не мог не приехать. 12) Не мог не позвонить. 13) Не думай о секундах свысока. (Р. Рождест­венский) 14) Кто не проклинал автобусные давки! 15) Ничем иным это не объяснить. 16) Мы пи разу не рыбачили вместе. 17) Ни о ка­ких поездках не может быть речи. 18) Ничто иное его не радовало. 19) Как пи трудно, а делать придется. 20) Как ни старались эконо­мить продукты, к концу недели они кончились. 21) Как мороз ни скрипуч, он не больно могуч. (Пословица) 22) Сколько бы кукуш­ка ни куковала, а зиме отлетать. (Пословица) 23) Как бы ни тем­на ночь, непременно день наступит. (Пословица) 24) Но ничего не шевелилось ни вокруг меня, ни впереди. (И. Тургенев) 25) Здесь не было ни единого кустика, ни деревца. 26) Сколько я ни ходил, мед­ведя не встретил. (И. Соколов-Микитов) 27) Без прошлого невоз­можно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (В. Песков)

Наши рекомендации