Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

КЛАСС

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и беля­нок. 2) Клюква — последняя ягода сентября. 3) Сентябрь — от­летная пора. 4) В природе сентябрь — вечер года. 5) Астра — царица маргариток. 6) Октябрь — месяц прощания птиц с родны­ми гнездами. 7) Москва — северная граница распространения ду­бов. 8) Ловля на спиннинг — интересная и увлекательная спор­тивная охота. 9) Зяблик — защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец.

(По Д. Зуеву)

II. 1) Сорока — самая болтливая птица на свете. 2) Со­ва — житель полярных стран. 3) Рысь — свирепая лесная кош­ка. 4) Лошадь — животное травоядное. 5) Конец зимы — самое голодное время в лесу. 6) Некоторые думают, что крот — грызун.

(По В. Бианки)

III. 1) Лягушки — хладнокровные животные. (С. Образцов) 2) Крапива — одно из самых любопытных растений. (В. Соло­ухин) 3) Первый признак цунами — отступление океана от бе­рега. (В. Бурлак) 4) Храбрость — сестра победы. (Пословица) 5) Усердие — мать удачи. (Пословица) 6) Наша белка — мас­терица. (Л. Куликов) 7) Древняя родина синей птицы — Индия. 8) Путешествие — трудное дело. (Н. Сладкое) 9) Птицы — за­щитники урожая. 10) Синица — любимица птицеловов. 11) Нор­ки — хищные и прожорливые зверьки.

IV. 1) Семь чудес света — семь памятников, которые создали древние мастера. 2) Висячие сады Вавилона — удивительное со­оружение. 3) Самые древние храмы греков — простые деревян­ные постройки с очагом внутри. 4) Пирамиды Египта — единст­венное из семи чудес, которое дошло до нас.

(По книге А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Схематические диктанты

I. 1 ) Белый снег пушистый в воздухе кружится и па землю ти- м> падает, ложится. (И. Суриков) 2) Солнце за день нагулялося, i.i кудрявый лес спускается. (И. Никитин) 3) Вот и солнце вста- "1, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло. (//. Никитин) 4) Уж ночь идет, огни по небу рассекает. (И. Ни­кишин) 5) Пальнул Федор Федорович по сороке, да не попал. (/ . Чарушин)

II. 1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек. (К. Паустовский) 2) Солнце с каждым тем раньше всходило по утрам и все неохотнее скрывалось мо вечерам. (В. Бианки) 3) Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении. (Ф. Залтен) I ) Малиновка щебетала четко, весело, звонко. (Д. Зуев) :>) Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет. (II. Бунин)

III. 1) После летней разлуки прилетают в город галки, во­роны и занимают зимние квартиры: карнизы, чердаки, крыши. '.') Сбиваются в стаи и кружатся над полями полчища птиц: гра­чей, скворцов, чаек, ласточек. 3) С севера летят к нам другие птицы: щеглы, сойки, клесты. 4) Синица съедает вредных насекомых: жучка, листогрыза, листовертку. 5) В стужу белка кормится осенними припасами: орехами, желудями, грибами, шишками.

(По Д. Зуеву)

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца. (Л. Успенский) 2) Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам, журчал по водосточной трубе. (В. Бур­лак) 3) Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки. (В. Лу­нин) 4) Солнце за море садится, машет рыжей головой. (С. Коз­лов) 5) По ночам в леса, в овраги заползает синий мрак. (В.Левин) 6) Месяц огненным шаром встает, красным заревом лес обдает. (И. Никитин) 7) Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (А. Толстой) 8) Села пчелка на цве­ток, опустила хоботок. (Г. Ладонщиков) 9) Весной голые прути­ки на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы. (Г. Снегирев) 10) Филька запахнул тулупчик, выскочил на ули­цу и побежал к мельнице. (К. Паустовский) 11) На рисунке этом вещи: ящик, щетка, плащ и клещи. (А. Барто) 12) Снег долго сыпал белой пылью, запорошил стекла. (К. Паустовский) 13) Кот воровал все: рыбу, мясо, сметану. (К Паустовский) 14) На воде россыпью сидит множество птиц: утки разных пород, лебеди, чайки.

II. 1) В сентябре удочкой ловится разная рыба: судаки, сомы. 2) На клумбах зажигаются кострами цветы: астры, георгины, флоксы. 3) Зяблик уничтожает вредных насекомых: гусениц, жучков, мелких бабочек. 4) Умылись дождем деревья: тополя, осины, орешник. 5) В октябре сбор даров лета: калины, ряби­ны, клюквы.

(По Д. Зуеву)

Знаки препинания при диалоге

Объяснительный диктант Воробей и Синица

— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

— Ружье.

— Э-э, не угадала!

— Пушка?

— Опять не угадала!

— Какое же тогда, Воробей?

— Рогатка...

(Н. Сладкое)

МОРФЕМИКА

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Окончание, корень слова

Словарные диктанты

I. Записать, выделить корень в словах.

1) Объяснить; далекий; объединение; насладиться; потрясти; подарить; приближаться; прошептать; посветить (фонарем); увле­каться.

2) 'Задрожать от холода; раздаваться в тишине; удивительное явление; слепит глаза; появляться в небе; скрипучий пол; трепе­тать от страха; выползать из норы; растрепались косы; разделить на части.

II. Выделить корни в глаголах; подчеркнуть слова с нулевым оконча­нием.

' Трещит по швам; ухватиться за веревку; посвятить рассказ; подарить альбом; • спишите пример^не обижай малыша; ■ накор­мить брата; -шелестят листья; поласкать сестренку; отварить грибы; посидеть на крыльце; примерять одежду; умолять о помощи.

III. Выделить в словах ту морфему, которая указывает на граммати­ческие признаки существительных, прилагательных, глаголов.

Написать; увидишь; беленького; охотнику; лебедушкой; желто­ватым; построила; камыш; шепчет.

IV. Записать, подчеркнуть разные формы одного и того же слова.

Светелка; просвещение; посветить (свечой); просветление; светить; осветить; в светелке.

Посвятить (стихотворение); посвящение; святой; посвятил (произведение); святые (места).

Выборочные диктанты

I. Распределить слова в два столбика в зависимости от того, как мож­но сказать о слове: 1) оканчивается на а; 2) имеет окончание а.

1) Справа; природа красива; долина; у горизонта; проявляла; откуда.

2) Трясина; прославляла; издалека; исчезала; вчера; березка печальна.

3) Удивляла; девочка заботлива; слегка; завтра; приближала; тишина поразительна.

II. Записать слова, распределив их по столбикам:

1) проверяемые гласные в корнях; 2) непроверяемые гласные в кор­нях; 3) чередующиеся гласные в корнях.

Передавать; удивляться; портфель; зарастать; потрясти; выра­стут; изложить; появляться; предложить; прилагательное; угощать; директор; кашне.

III. Выписать слова с чередующейся гласной в корне.

Изложить; предполагать; ложка; возраст; лагерь; тире; распо­лагаться; обрастать; растаять; ложбина; ложный; раствор; расте­ря; растопка; росистый; роскошный; отрасль.

IV. Прослушать отрывок из повести К. Сергиенко «Дни поздней осе- пи». Выписать в два столбика однокореиные слова и разные формы од­ного и того же слова.

Эта неделя серебряная. Смотри, даже на яблоках серебристый свет. Лунный свет особенно серебряный, и звезды сделаны из се­ребра. Если ты выйдешь ночью и скажешь что-нибудь в глубину сада, отзвук будет мерцающий, серебристый. В голосе твоем се­ребро, особенно когда смеешься. На эту неделю тебе подошли бы серебряные туфельки и платье серебряного перламутра...

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. Указать слова без окончания и с нулевым окончанием.

Звездное небо стыло над черной тайгой. Деревья казались не­подвижными, и от этого особенно грозно звучал их глухой шум. Ледяная луна висела над головой. Ее свет был чист и далек н словно не достигал земли.

(По Э. Шиму)

II. Подобрать к 2 — 3 существительным однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Разобрать по составу любой глагол с при­ставкой.

Ребята вышли за деревню, рассыпались по краю дороги. Они ищут грибы по склонам канавы, под старыми одинокими березка­ми, где ломается и крошится под ногами растущий мох.

(По Э. Шиму)

III. Указать однокоренные слова и разные формы одного слова.

Гриб без дерева и дерево без грибов не живет. Грибы можно сажать в садах и парках. Белые и черные грибы надо сажать под березами, дубами, елями и соснами, рыжики — под елками и воз­ле сосен.

(По Д. Зуеву)

IV. Найти однокоренные слова и разные формы одного слова. Указать прилагательные, строение которых соответствует схемам:

-о ват ист I—I. Выделить в нервом абзаце окончания

в словах, относящихся к самостоятельным частям речи.

В сыроватых лесах гнездятся серые подберезовики. У них мяг­кие, восковые шляпки на высоких и тонких ножках, фиолетово- коричневая мякоть на изломе.

В сухих перелесках растет другой, бархатистый подберезо­вик. Дотронешься до его оливковой шляпки, и она почернеет. В тех же местах найдешь самый красивый подберезовик с чер­но-бурой шляпкой. А в сырых мшистых березняках позднее всех растет обабок. Он на тонкой ножке, с нежной зеленоватой шляпкой.

(Д. Зуев)

V. Указать однокоренные слова и разные формы слова. Разобрать по составу глаголы с приставками. Найти два слова с нулевым окончанием.

Холодина! Слипаются ресницы, ноздри. Снег визжит под нога­ми. Речушка замерзла, но на самой быстрине под полыньей пар — речка дышит. От ее холодного дыхания вырастают на закраинах льда белые венчики цветов.

Дыхание зимы родит чудесные цветы. Только ледяные цветы холодны и мертвы.

(По Н. Сладкову)

Правописание гласных и согласных в приставках Словарный диктант

Выделить приставки в глаголах.

Умолять о помощи; поласкать сестренку; осветить фонарем; спиши упражнение; развевается на ветру; прошептать; заболеть; проредить посевы; прилетают скворцы; выдержать натиск; спилить дерево; отдавать долг; предчувствовать опасность; подсластить чай; обставлять мебелью; уточнить расписание; расписать стены; надписать книгу.

Выборочные диктанты

I. Выписать слова с приставками, выделить их.

Подумать; полоса; ураган; удивляться; узнать; полено; удаться; удалой; поросенок; доверять; доброта; домашний; договорить; раз­нобой; работа; роспись; радость; обои; описать; роскошный; на­слаждение; извещать; сокращать; угощать; увлекать.

II. Выписать слова с приставкой по-.

Портфель; подбородок; подосиновик; побродить; потолок; по­толковать; пояснить; поэма; полевой; появляются; повыше; почта; поземка; потрясти.

III. Выписать слова с приставкой ис-.

Искать; история; исказить; истолковать; истребитель; иссу­шить; Исландия; испугаться; искра; истина.

IV. Выписать слова с приставкой с-.

Сметана; смешной; смолкает; смеркаться; сдуть; сказочный; смахнуть; сжечь; смелый; сладость; скворушка; спорить; спросить; сквозняк.

V. Выписать слова с приставкой подо-.

Подошва; пододеяльник; подоить; подорожная; подоконник; по­досиновик.

VI. Распределить слова по группам:
Без приставки С приставками
  с- вс- вос-
       

Спрос; сблизиться; станция; стоять; вспыхнуть; сдуть; стереть; воскликнуть; всхлипнуть; восполнить; воспевать; сгореть.

Без приставки С приставками
  в- вз- SO- воз-
         

Высоко; вмешаться; воздержаться; внести; взмолиться; вблизи; вокруг; взмахнуть; вовлечь; взвод; вкусный; вдали; вздох; вздрем­нуть.

VII. Выписать глаголы с приставками.

Наступил долгожданный день. Ребята отправились в лес. По­дошли к речке и переправились на лодке на другую сторону.

Вот и лес. На опушке растут густые ели и молодая березка. .Лучи солнца освещают верхушки деревьев. На сосне возится дя­тел. На березе много майских жуков. Они объедают молодые клейкие листочки. С юга вереницей потянулись вестники весны. Под деревьями уже показалась зеленая травка.

VIII. Выписать в два столбика глаголы с приставками: 1) изменяемыми; 2) неизменяемыми.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жажды...

(А. Фет)

Предупредительные диктанты

Выделить приставки в словах. Найти прилагательное, строение ко­торого соответствует схеме:

Мы прошли по двум перелескам, обогнули клеверное поле и вступили в сосновый бор. Прохладная тишина и сумрак погло­тили нас. Только впереди сияли косые столбы солнечного света.

Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину, этот ве­ликолепный покой.

(По Э. Шиму)

Выделить приставки в глаголах. Найти прилагательное, строение которого соответствует схеме: | | .

Ребятишки вдруг закричали разом и побежали. Они что-то увидели впереди. Я тоже прибавил шагу. Высветлилось за темными стволами, забелело. Сосновый бор неожиданно кончился, будто его отрезали. И впереди открылось озеро.

(По Э. Шиму)

Назвать глаголы, указывающие усиление действия. Выделить в них приставки.

Снег растаял. В низинах скопилась вода и переливалась ручь­ями по склонам, качала желтые метелки прошлогодней травы, уносила щепки.

(По Э. Шиму)

Указать общие для всех глаголов предложения морфологические признаки. Какая морфема указывает па это? Определить значение при­ставок в первых четырех глаголах.

Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали, круп­ные капли дождя застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

Буквы з и с на конце приставок

Словарные диктанты

I. Сумерки сгущаются; бесследно исчезнуть в темноте; бес- нежная зима; громко рассмеяться; здание школы; сжал руку; сде- ia.ii правильно; здешний климат; сбил огонь; красивая роспись; •исписаться в журнале; бесчисленные вопросы; хмурый рассвет.

II. Беззвездная ночь; расцеловать бабушку; расцвел под ок- юм; рассмотреть пейзаж; бессвязный рассказ; бессердечный че- ювек; расспросить отца; расследовать до конца; точно рассчитать; очный расчет; бесспорный ответ.

Выборочный диктант

Распределить слова в два столбика: 1) э на конце приставки; 2) с на ,опцс приставки. Подчеркнуть в словах первую букву корня.

Рассыпать; вздрогнуть; растолочь; сгибать; бесценный; без- вучный; сбросил; россказни; безжалостный; сжег; бестолковый; •асспросить; бесцельный; распилить; расчирикался; сдуть; издалека; нччиумный; вспахать; сдвинуть; бесполезный.

Предупредительный диктант

1) Много поразительных открытий сделали ученые на древней Iипетской земле. 2) Раскопки вскрыли остатки каменной кладки. I) Ученый рассчитывал найти остатки пирамиды. 4) Трудно было мзгадать тайну пирамиды. 5) Известняковую скалу расчищали от и ска и вырубали в ней отверстия. 6) Из небольших отверстий верху свет ниспадал на мраморный пол храма. 7) Надписи пира­та, восхваляли фараонов. 8) Здесь можно увидеть сцены жизни ростых людей. 9) До наших дней на каменных страницах стен со- рапилиеь рассказы о жизни египтян. 10) Тяжелые стволы колонн оросили на землю. 11) Здание было разрушено. 12) Для стро- гсльства нужно было сделать точные расчеты. 13) Ученые об- аружили бесчисленные мраморные обломки. 14) Во время земле- рясения статуя сдвинулась с места и верхняя ее часть рухнула на емлю. 15) Работы не прекращались.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Буквы а — о в корнях -лаг------- лож-, -раст ращ рос-

Словарные диктанты

I. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

1 ) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки рнлагательных; написать изложение; слагаемые числа; располо­житься на ночлег; располагать свободным временем.

2) Роскошные растения; гул нарастает; заросли кустов; моло­дой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.

3) Предположения не осуществились; капельки росы; тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; изменить положение; слагать стихи; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы; проло­жить лыжню; наложить шов; предлагать помощь.

II. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Растение; подрастает; растяпа; растворить; роскошный; раста­ять; раствор; вырос; оросил.

III. Подчеркнуть те словосочетания, в которых есть слова с чередую­щейся гласной в корне.

Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться па ветру; расположиться у костра.

Выборочные диктанты

Распределить слова в два столбика, объяснив графически выбор глас­ной а — о в корне.

1) Предлагать; расположиться; излагать; изложение; слагае­мое; положение; предложить; возлагать; приложить.

2) Растительность; отросли; подросли; водоросли; подрасти; выращенный; зарастать; росток; обросли; прорастать; поросль; расти; растущий; отрасль.

3) Сложение; переложить; излагал; положение; вырастать; возраст; предполагать; расположение; расти; вырос; наращение; зарастал; Ростислав.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли пря­мо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Ще­пок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустов­ский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на кро­хотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и об­ратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Мики - тов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по скло­нам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался па краю поселка. 16) Песня росла, разливалась.

(И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей. 18) Из семечка липы вырастает могучее дерево.

11. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам: — прилагательное, — существительное,

iA

Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она полз­ла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь густые ифосли кустов еще виднелись лучи солнца.

(По К. Паустовскому)

III. Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы слов­но раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом мес­те через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно ис­чезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать оста­новку.

IV. Найти (по одному примеру) слова, строение которых соответству­ет схемам: П —существительное, Q —прилагательное,

—^ААПЛ „

I_____________ I — глагол. Одинаков ли морфемный состав

снов розового и белого? Доказать. Подобрать синонимы к словам тос- л овала, поразительное.

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли вися­чие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди ко- юрых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые растения. Они напоминали царице о роди­не. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аро­мат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались лю- I.HM чудом.

(Из книги А. Пейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Буквы е — о после шипящих в корне. Буквы и — ы после ц

Словарные диктанты

I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тон­кая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; жел­тый песок; громкий шепот; узкие шорты.

II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; ко­ричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая ци­гейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; Лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусо­вый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, ци­линдр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, цик­лоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнали­зация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, Лисицын, Птицын, Куницын, Пшени- цын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.

П. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпоч­ки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Са­мая большая курица водрузилась на панцирь огромной по разме­рам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.

Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как оудто на арене цирка происходила настоящая революция.

Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.

В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал in маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бур­ные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык»)

Объяснительный, предупредительный диктант

1 ) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (И. Козловский) .!) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С,. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. /') Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А.Ка­занцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. !*) Вдруг без шороха и звука промелькнула но льду тень. (А. Ка­занцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами по­хожа на лукошко с цыплятами. 11 ) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды весе­лая семейка улетела на широкие речные отмели. (П. Сладкое) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 14) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (70. Могутин) 15) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 16) Над широки­ми реками и голубыми озерами летят птицы. 17) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

Схематические диктанты

I. Не записывая слова, составить их структурные схемы.

1 ) Пригорки; грибника; волчица; хохотушка; соломка.

2) Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный.

.3) Засветит; налечу; перебегают; бросала; заскрипит.

I) Комариный; хвостик; затрещит; развесистого; сохранишь.

II. Не записывая текстов, выбрать, составив структурные схемы,

существительные:

Вырастала елка У нее

в лесу на горе. Зимой

иголки в серебре.

9 Я

У нее на шишках Снежное пальтишко

ледышки стучат. Лежит на плечах.

прилагательные:

1) Долго в тенистой дубраве 2) В заповедных лесах дремучих, Лакомились желудями Средь развесистых елей колю-

Визгуны-бегуны, чих

Дикие кабаны. Сказки из были рождаются,

Правда с кривдой сражается.

глаголы:

1) В болоте под водой 2) Не видит никто почему-то,

Прячется худой, Как среди веток дуба

Смешной водяной. Прячется беззубая,

От зари до зари Глазастая, говорливая

Пускает пузыри... Кикимора суетливая.

Любит залезть в дупло И поглядеть из него.

(О. Константинова)

III. Записать слова в колонки в соответствии с их строением:

1) 2) 3) ^Ц

Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать.

IV. «Составь слово».

1) Составить слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.


2. ... Рему| ... |~ю~|

3. ...И Д ... [у]

1) Составить слово, взяв из разных слов указанные морфемы.


 


2. Отрезать разговорчивый

Л

пилить

Л

Прочитала виновник А чинить Л носил Л вьется

писал жилГа!

3. Бесшумный

чувство

/\ утренний

огромн| ый [


 


4. Обдумать ясный

А

пилить

А

раздавался * Л

улыбался

5. Показалась белый

А

пчелка странГа]

6. Подумать казаться

А

писать

А

отрезал

решилГа~1 А

умылась


7. Безводный вредить Л „ опасный бесполезн[~ый~|
8. Предутренний поговорить изложить А носить дава[ть1

 


Контрольные диктанты

13 зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Ч встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макуш­ками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вер­шины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток свер­кает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. | зчвозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

У нее на шишках Снежное пальтишко

ледышки стучат. Лежит на плечах.

прилагательные:

1) Долго в тенистой дубраве 2) В заповедных лесах дремучих, Лакомились желудями Средь развесистых елей колю-

Визгуны-бегуны, чих

Дикие кабаны. Сказки из были рождаются,

Правда с кривдой сражается.

глаголы:

1) В болоте под водой 2) Не видит никто почему-то,

Прячется худой, Как среди веток дуба

Смешной водяной. Прячется беззубая,

От зари до зари Глазастая, говорливая

Пускает пузыри... Кикимора суетливая.

Любит залезть в дупло И поглядеть из него.

(О. Константинова)

III. Записать слова в колонки в соответствии с их строением:

1)"^ЛЩ; 3) ^П

Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать.

IV. «Составь слово».

1. х ^ , А , Л , г-, + + л + 1 0 1 7.
2. ' + И + 1 ого| 8.
3. ' + и и + [ej 9.
4. '   10.
5. ' + ист +[ая|
6. ~ —, ^—^ ,________ , + + + ргь]

1) Составить слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.

+ + ^ + тельн + |ая|

+ д. А + [ть | + ся

+ + | ешь]

+ + [ти]

\ /X

+ онок

1 /-""ч АЛЛ

+ + + л + |_____ | + ся

2) Составить по три слова с данными морфемами. Обозначить части речи записанных слов.

/\ „ /А „ А

1. -и |е| 2. I -ие| 3. [-ят|4. -оват- 5. -ист- 6. -еньк- 7. -ов-,

—1я Л I------ la Л Л in ЛЛПЛ

-ов | 8. -ев-, | -ев 19. - -л- 10. -а л | |ся.

2. ... [ему| ... |~ю~|

■га

л. ...[Е] А -ш

I) (доставить слово, взяв из разных слов указанные морфемы.


 


2. Отрезать разговорчивый

А

пилить

А

11рочитала виновник А чинить А носил А вьется

писал ЖИЛ0 3. Бесшумный

чувство /\

утренний огромн| ый |


 


I. Обдумать ясный

А

пилить

А

раздавался

, Л улыбался

5. Показалась белый

А

пчелка стран|~а~|

6. Подумать казаться

А

писать

А

отрезал реш илГа]

А

умылась


7. Безводный вредить А „ опасный бесполезнГый
8. Предутренний поговорить изложить А носить даварть]

 


Контрольные диктанты

I

15 зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. I встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макуш­ками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вер- мпмы деревьев. На граве лежит роса. Множеством блесток свер- \нст растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром, .кво.зь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми за­рослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отража­ются побледневшие звезды, топкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Про­хладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

II

В горах Памира

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются ска­листые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла сре­ди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг заме­чаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисо­вал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рас­сказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

III

Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают боль­шие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.[1]

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он уста­навливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы.[2] Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


 


Выборочные диктанты

I. Выписать только имена существительные.


 


Нет без леса России, без снегов и озер. Нет без сумерек синих и без розовых зорь. Нет России без луга, где от маков светло, где ромашковой вьюгой землю всю замело.

Нет без поля России, где высокая рожь, где зайдешь и не выйдешь, голосов не найдешь. Нет без песен красивых, что поют соловьи. А еще нет России без сыновней любви.


 


(А. Дементьев)

Распределить существительные в три колонки по склонениям.

Степь; демонстрация; постель; постелька; олень; дичь; брошю­ра; цыган; циркуль; местность; ненастье; шепот; чувство; луч; ка­мыш; станция; циферблат; жюри; шов; предложение; тополь; ми­лиция; декорация; шоколад; здание.

Распределить слова в две колонки: 1) пишется ь; 2) не пишется ь па конце существительных после шипящих. Указать склонение существи- I 1'ЛЬНЫХ.

Сушь; лещ; борщ; рожь; дрожь; этаж; кирпич; матч; много туч; мет задач; мало луж; пустошь; от передач; после встреч; из рощ; из-за туч; обруч; дичь; речь; пейзаж; плющ; ковш; дочь; тишь; ка­мыш; глушь; с пастбищ.

Распределить слова в две колонки: 1) пишется о; 2) пишется е на конце существительных после шипящих.

Лучом; калачом; пейзажем; товарищем; лужей; тучей; лапшой; пшеницей; циркачом; мячом; плечом; сушей; ландышей; кручей.

Словарные диктанты

I. Купаться в проруби; расти у речки; побывать в цирке; воз­ле акации; яблоки на яблоне; на циферблате; идти по тропинке к речке; на ветке сирени; быть на юбилее, в здании, на лекции в планетарии, в экспедиции, в Африке, в долине; деревья в инее; об удивительном случае; в мягкой хвое; свернуть с аллеи; забо­титься о здоровье; о русском пейзаже; расположить по вертикали.

II. Оценки по истории, географии, математике, ботанике, геомет­рии; думать о России, о родине; на этой территории; участвовать в демонстрации, в соревновании; вернуться из экспедиции; листья акации; рассуждать о произведении; расти в оранжерее.

III. Расположить на площади, на станции, на линии, на линей­ке; направиться к роще, к пристани, к речке; в путешествии по Австралии, по Африке; побывать в Индии, в Испании, в Америке, на севере Сибири, в Якутии; писал в тетради, в тетрадке; растет у дороги; лечился в больнице; служил в армии; был на собрании, в здании.

IV. Расстались на площади; шли от площадки к площади; ле­жал в постели, в постельке; висит на ели, на елке, на тополе, на березе, на нитке, на нити; сидел на кровати, на кроватке; ка­тался иа лошади, на лошадке; раздаваться в тиши, в тишине; по­святить Марии, Марье; Наталье, Наталии; Даше, Дарье; Ксении, Ксюше.

V. На дороге, к избушке, в Германии, по истории, в школе, в Астрахани, в Ярославле; цветы яблони; па черемухе, в купальне, в типографии, в селе, в селении; близ дороги, от лилии; в армии, к опушке, в спектакле, в театре, по местности, в лазури; адресова­но Марии Андреевне, в санатории, по аллее, по отмели, в здании, из соломки, в инее, по лестнице, об открытии, в содержании, в древности, в решении, от деревни к деревне, по Европе, по Азии, по Америке; стоял в раздумье, на взморье, по совести, к опаснос­ти, в сиянии, к мудрости, от верхушки, до дороги, подле палатки.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) В конце улицы виднеется старый дом под железной кры­шей. (Э. Шим) 2) Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз, жерди. (К.Паустовский) 3) Рожь только начинала колоситься. 4) Орех цветет, но не пылают желтой пыльцой его се­режки. (М. Пришвин) 5) Птички на лету зацепят веточку, и поле­тит от веточки желтый дымок. (М. Пришвин) 6) На околице около деревни стоит старый дуб. 7) Богатых грибных мест нет возле на­шей деревни. (Э. Шим) 8) Деревья все в инее. 9) Спит непробуд­ным сном в берлоге медведь. 10) По опушке леса пробежала лиси­ца, тоненько пискнула лесная мышь. 11) Из далекой Африки отправляются в путь птицы. 12) От ели к ели тянутся на снегу сле­ды белок. 13) На полянке зреет душистая земляника. 14) От берез­ки к березке протянуты тонкие нити серебристой паутины. 15) На черемухе белеют пышные кисти цветов. 16) Мы шли к деревне по нашей тропинке. 17) В здании горел свет. 18) В галерее мы побы­вали дважды. 19) Отец хорошо отдохнул в санатории. 20) На лек­ции в планетарии мы узнали много интересного о движении планет на небе, о лунном затмении. 21) От станции к деревне проложи­ли широкое шоссе. 22) По этому крику птицы узнают об опаснос­ти. 23) Надулись на березе смолистые почки. 24) Соловей обыч- mi сидит на низкой ветке черемухи. 25) Зимуют ласточки в дале­кой Африке. 26)

Наши рекомендации