Руководящие аспекты и общие цели преподавания для 1 – 8-го классов
Музыка «разговаривает» с человеком, и он ощущает ее язык в своей душе. Как и в языке, в музыке есть область для понимания или познания, которую можно постичь теории музыки, музыкальную фразу и т.п., и область восприятия всем, что гармонии, ладу (минор, мажор), напряжению и расслаблению. Есть еще область, непосредственно связанная с движением - ритмика. Все эти области отражают душевную деятельность человека.
В период с первого до примерно девятого года жизни душевные силы ребенка (мышление, чувство и воля) образуют единство; они еще не выступают разрозненно. Одно действует в другом.
В музыкальной выразительности формы так называемого квинтового настроямы находим нечто адекватное душевной конфигурации ребенка. В его пределах (он относится также и к качественной стороне интервала квинты) мелодия, гармония и ритм оказываются переплетенными друг с другом. Гармонически многозвучных элементов еще нет, как нет и основного тона, а также связанного с тактом ритма. Мелодия свободно звучит вокруг «центрального тона» (ля).
Как преимущественно пентатоническая мелодия благодаря отсутствию ведущего тона не связана с основным тоном, так и свободно звучащий ритм должен ориентироваться на качество вдоха и выдоха (здесь следует еще раз указать на то, что было сказано в «горизонтальном учебном плане» 1 – 3-го классов о связи музыки и рисования ( в рисовании в это время речь идет о цветных звуках) в музыкальном – о «звучащем цвете» так называемого квинтового настроя).
Когда мы сегодня - растерянно и не имея собственного мнения – оказываемся один на один перед современной музыкой как с чем-то необычным, это зачастую связано и с нашими слуховыми пристрастиями. Они достаточно долго проявлялись в классическом, позже романтическом, ориентированном в основном на гармонию понимании музыки. Свободно-тональный музыкальный язык остается нам чуждым в то время, когда мы ищем «предметные» музыкальные высказывания. Так же как зритель перед абстрактной картиной должен и сам быть творчески активным, воображая при взгляде на нее процесс рисования и продолжая его, активным должен быть и слушатель свободно-тональной композиции.
Современный слушатель должен быть зрелым человеком, он должен музицировать вместе с исполнителем, он должен стать музыкантом.
Таким образом, если преподавание искусства ставит своей целью подвести к пониманию современного художественного творчества, оно должно воспитывать соавторов, потому что лишь в таком качестве мы можем, эмоционально воспринимая современное искусство, понимать и знакомиться с его элементарными явлениями (в данном случае – музыкальными).
Итак, если мы выбрали в качестве отправной точки квинтовый настрой, то формируются и развиваются как раз те органы, которые позже окажутся совершенно необходимыми для восприятия современного, модернистского искусства.
После девятилетия у ребенка происходит перелом. Гармония больше не дается, и начинается неуклонное обращение к Земле, к материи. Чтобы иметь возможность ориентироваться в этом, следует возвратиться в прошлое, чтобы на этой основе (в известной степени) понять современность. Это относится и к музыке. Теперь идет поиск традиционного – связанного с терцией. Дидактическое значение приобретают с необходимостью подводящий к основному тону вводный тон и целенаправленное, ритмичное, с выраженным тактом, музицирование. Если раньше учитель музыки работал, идя «от ребенка», то теперь он подводит к существующей музыке:
«Сначала работать так, чтобы преподавание соответствовало физиологическому в ребенке, а затем работать так, чтобы ребенок вынужден был приспособиться к музыкальному искусству» (R. Steiner, GA 295, 3. Vortrag).
Учитель должен подготовить переход от «во мне поет» к «я пою» и перевести это в преподавание музыки.
При игре на музыкальных инструментах музыка познается как нечто объективное. Поскольку музыка, как уже упоминалось, отражается в душе человека, она оказывается великолепным средством формирующего воздействия.
Более важным становится не вычленять музыку из жизни, а давать возможность воспринимать ее как нечто изначально человеческое. Это значит, что она должна занять подобающее место не только в музыкальном воспитании, но и в других преподаваемых предметах.
То, что умение связано с упражнением, ребенок абсолютно ясно понимает при игре на музыкальных инструментах. Однако награда за упражнение не хорошая оценка, не похвала, это - само прекрасное. Созидая прекрасное, молодой человек может и должен ощущать и познавать себя внутри него. В области музыки он может добиться этого только с помощью активного одновременного созидания и исправления – в области изобразительного искусства дело обстоит иначе.
«В пластически-изобразительном мы видим красоту, переживаем ее; в музыкальном мы сами становимся красотой» (R. Steiner, GA 294, 3. Vortrag).
Некоторые из приводимых далее заданий для разных классов допускают альтернативные варианты!
Й класс