Основные аспекты и общие цели преподавания естественнонаучных предметов (физика, химия) в средних классах
Целью естественнонаучного образования должно стать прежде всего выявление человечески важного ядра преподаваемых наук, а не просто образное или эмоциональное их оформление. Однако это предполагает необходимость развития и способности воспринимать существенные «жесты» природы. Естественнонаучное образование начинается как раз в тот период, когда у ребенка появляется способность каузального подхода к миру и образование должно служить этим мыслительным силам. Однако все должно осуществляться таким образом, чтобы развивалось качественное мышление, постоянно учитывающее взаимоотношения человека и мира.
Из-за ограничения естествознания мерой, числом и весом (Галилей), т. е. чисто количественными параметрами, оказывается выпавшим вопрос о сущности природного. В последнее время человек начал задаваться вопросами о возможности подчинения природы себе, чтобы в конце концов выявить существенные аспекты этой возможности. С этим связано развитие каузальных и модельных представлений, потому что человек лишь тогда может в полной мере распоряжаться природными явлениями, когда он способен объяснить причинные связи этих явлений. Ученики воспринимают как неизбежную в наше время реальность возможность проецирования количественных фрагментарных моделей на природу. Это дало повод, например, Hessische институту планирования образования сформулировать в 1977 г. следующее предупреждение:
«Тем важнее использовать модели, которые не слишком хороши для начального образования. Это должны быть элементарные явления, которые нельзя объяснить с помощью применяемой модели. Только таким образом ученики постепенно убеждаются в недостаточности моделей» (Materialen zum Unterricht, Frankfurt 1977). Более важны с педагогической точки зрения, однако, следующие положения:
На место не сопереживаемых модельных связей должен выступить прочувствованный ход мыслей, связанный со всеми элементами восприятия (Положение 1).
В ребенке сначала должно зародиться эмоциональное отношение к явлениям. Затем следует в ходе углубленного изучения освободиться от субъективного подхода, чтобы можно было использовать выявленные качества при обдумывании материала (Положение 2).
Таким образом, естественнонаучное образование в вальдорфской школе исходит из воспринимаемых чувствами качеств и потому начало его может называться «чувственным». При этом существенную роль играет и гигиено-педагогический аспект. Светлая радость от воспринятого оказывается целебной для учеников в возрасте между 12 и 14 годами, однако благодаря этому может выявиться и слишком сильный уход в себя (Положение 3).
Однако феноменологический подход к познанию мира, творческая работа по созданию мысленных связей с явлениями природы требуют большего. Должно не только делаться достаточно много для соответствующего педагогическому устремлению «гуманного обогащения знаний». Речь скорее идет о том, чтобы познавательно-теоретически согласиться с основными идеями феноменологического формирования науки.
Активная сопричастность отдельного человека миру характеризует теорию познания Рудольфа Штейнера. В связанных с этим основополагающих трудах «Истина и наука», «Очерк теории познания гетевского мировоззрения» и «Философия свободы» Рудольф Штейнер развивает мысль о взаимодействии чувственного восприятия и мышления: «Вся наша сущность функционирует таким образом, что в каждом случае в действительности к ней с двух сторон стекаются элементы, характеризующие предмет, – со стороны восприятия и со стороны мышления» (R. Steiner, Philosophie der Freiheit, TB 81, S. 70).
Этому основному положению и пытается соответствовать естественнонаучное образование в вальдорфской школе (ср. «Naturphänomene erlebend verstehen», P. Buck/ M.v.Mackensen, Köln 1990).
Й классы
Все преподавание физики исходит не из теорий и модельных представлений, а из живых и наблюдаемых явлений. Там, где это представляется возможным, сравнительным методом разрабатываются противоречащие друг другу представления. Хотя дисциплины предмета изучаются отдельно, прилагаются все усилия к тому, чтобы не подавать их изолированно друг от друга, а рассматривать те явления, в которых эти дисциплины тесно соприкасаются. Поэтому само собой разумеется, что устанавливаются связи между искусством и техникой – там, где они имеются и где их установлениесоответствует возрасту учеников.
Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы при обучении в младших классах создать у учеников богатую основу, на которой затем сможет строить свое преподавание учитель физики в старших классах.
Й класс
Возможное содержание преподавания
Познание явлений в простых, наглядных опытах вводит учеников в область физики.
При этом можно начинать с акустики. Возможны различные пути развития; мы назовем две возможности:
а)
– Введение в основные явления акустики (колебания, высота тона, сила звука, окраска звука).
– Известные музыкальные инструменты.
b)
– Отталкиваясь от известных музыкальных инструментов, ученик может узнать о колебаниях как физическом эквиваленте тона.
– Связь звучащих тел с силой звука, высотой тона и окраской звука.
– Интервалы на монохорде.
– Звукопроводность.
– Резонанс.
– Ученик узнает физико-физиологические свойства гортани (ср. естествознание, 8-й класс).
От полученного в рисовании опыта переходят к учению о цвете и к простой оптике.
– Исходным пунктом является противопоставление «свет – тьма».
– Рассматривание освещенных, цветных поверхностей создает в глазу послеобразы, которые подводят к понятию дополнительных цветов (у Гете «затребованные» цвета).
– Цветные и окрашенные тени, описываются условия их возникновения, а также:
– Окрашенность в замутненных средах при «противосвете» и боковом освещении. Учение о цветах венчает
– состоящий из шести частей цветным кругом и взглядом через призму, где на границе света и тьмы возникает цветная кайма.
– Геометрическая оптика.
– Наряду с вопросами цветами разрабатываются вопросы образования тени.
Магнетизм вводят с помощью естественного магнита — магнитного железняка.
– Выясняется вопрос о том, как можно намагнитить железо и какие материалы сохраняют (ферро)магнитные свойства.
– Демонстрируются обычные магниты, имеющейся в продаже формы и компас (без футляра). Это дает возможность перехода к:
– понятиям северного и южного полюсов магнита;
– закону притяжения и отталкивания.
– Обсуждается магнитное поле Земли.
Из учения об электричестве рассматриваются явления притяжения и отталкивания в электростатике как явления, возникающие при трении. В учении о теплоте рассматривается противоположность
– тепла и холода; далее:
– вводятся и обсуждаются источники тепла, а также возможность
– получения холода (пока еще без технических тонкостей).
– Детальнее рассматриваются горение и трение как источники тепла.
Й класс
Возможное содержание преподавания
После обсуждения других вопросов акустики, оптики, техники, магнетизма и электричества (R. Steiner, GA 295, 6.9.1919) в центре внимания оказывается до сих еще не затронутая механика –постольку, поскольку она касается старого «искусства подъема тяжестей». При этом ясно, что потребуется большой объем мыслительной работы. Содержание преподавания:
– Различные варианты рычагов. Плечо силы и плечо нагрузки
– Десятичные весы.
– Наклонная плоскость.
– Ворот.
– Полиспаст.
– Клин, винт, перенос сил, зубчатые передачи.
– Обсуждаются сочетания этих «простых механизмов», подводятся к пониманию часов с гирями как источника движения.
– Вводятся формулы рычага и наклонной плоскости, а в завершение:
– «Золотое правило механики».
Акустика
– Фигуры Хладни (возможно в 6-м классе).
– Сирена.
– Граммофон.
– Отражение звука, эхо (возможно в 8-м классе).
В оптикеможно проводить наблюдения над:
– Тенями и изображениями.
– Отражениями света на ровных и изогнутых зеркальных поверхностях.
– Камера -обскура (сравнение с человеческим глазом, возможно и в 8-м классе).
Учение о теплоте
– Теплопроводность.
– Термометр.
Магнетизм
– Магнитное склонение и магнитное наклонение.
– Намагничивание встроенных железных частей, например, батарей отопления.
Вводимая электродинамика включает:
– Источники тока (гальванический элемент, аккумулятор).
– Нагрузка в отношении действия тока.
– Магнитное действие, электромагнит.
– Возможности технического применения: печи, электроплиты, утюги; меры безопасности.
– Указания на опасность электричества, в том числе и молнии.
Й класс
Возможное содержание преподавания
На передний план выступают впервые вводимые в этом возрасте области гидростатики, гидродинамики, аэростатики и аэродинамики, в том числе в связи с обширными практическими приложениями, в частности:
– Закон Архимеда (для воды и воздуха).
– Гидростатическая выталкивающая сила (давление на глубине).
– Сообщающиеся сосуды (гидравлические весы).
– Картезианский водолаз.
– Плотности (твердых, жидких и газообразных тел).
– Условия равновесия (например, формы кораблей).
– Статическое давление (в воде в сравнении с воздухом).
– Принцип действия насоса (как особенность, например, «гидравлического тарана»).
– Ламинарное и турбулентное течения.
– Образование вихревых потоков и сопротивление (в воде и воздухе в зависимости от обтекаемости предмета).
В рамках метеорологии (она часто рассматривается в связи с эпохой географии, см. учебный план «География»; часть материала может быть пройдена и в 10-м классе):
– Влажность воздуха и образование облаков (точка росы).
– Типы облаков (перистые, кучевые, слоистые и их сочетания).
– Области повышенного и области пониженного давления (с системами фронтов в их развитии во времени).
– Пути продвижения циклонов.
– Погодные карты, прогнозы погоды.
– Шкала силы ветра по Бофорту, особые типы ветров – фён, пассат, тайфун.
– Типы климатов: морской и континентальный, тропический и субтропический, полярный климаты.
В акустикерассматривается, например:
– Скорость звука (в том числе и не только в воздухе).
– Распространение, отражение звука (эхо), поглощение звука (возможно и в 7-м классе).
– Трубка Хундта.
– Акустика зданий; акустика различных музыкальных инструментов.
В учении о теплоте рассматриваются, например:
– Изменение агрегатных состояний, испарение, охлаждающие смеси.
– Аномалия воды и ее значение для природы (возможно изучение и в 9-м классе).
– Перенос тепла (холода) с помощью теплопроводности, конвекции и излучения (и в 7-м классе).
Проявления и законы электричества:
– Тепловое и химическое действие электрического тока.
–Электропроводность различных материалов, а также электропроводность Земли.
– Магнитное действие тока и его применение:
– Аппарат Морзе.
– Звонок, реле.
– Измерительные приборы магнитоэлектрической системы.
–Электромоторы, динамо-машины (возможно рассмотрение генератора, более глубоко рассматриваемого в старших классах).
– Трансформатор.
–Введение понятий напряжение, сила тока, сопротивление и единиц измерения этих величин.
В оптике рассматриваются:
– Разложение на цвета с помощью призмы.
– Эффект оптического поднятия (дна сосуда с водой).
– Линзы, фокус.
– Действительное и мнимое изображения.
– Телескоп, микроскоп, фотоаппарат (человеческий глаз).
– Возможность концентрирации солнечного тепла с помощью лупы и вогнутого зеркала.
Й классы
Возможное содержание преподавания