Основные аспекты и общие цели преподавания
Естествознание начинается не как отдельный предмет, а в части, посвященной рассказам, и в «Ремеслах» в 1-м классе. Ребенок должен целостным, ясным и ненаукообразным способом узнать, что все царства природы сосуществуют с человеком. «Ненаукообразным» здесь означает: не нацеленным на общеизвестные законы природы, не подготавливающим и не вводящим схемы разделения. Однако это не значит «фантастическим», «туманным», «случайным» и «без ориентира», а скорее выявляя с помощью продуманной фантазии сущность природного явления. Так, например, в рассказе учителя дуб может оказаться для ученика обладающим характером дуба большей степени, чем дуб в городском парке, а корова сможет раскрыть все свое своеобразие гораздо полнее в разговоре с пастухом на лугу, чем при посещении на каникулах стойла.
Так и во 2-м классе басни и легенды о животных и растениях (например, Франциска, Беатуса или Брендана) совершенно четко и однозначно связаны с естествознанием.
В 3-м классе история сотворения мира из Ветхого Завета образно представляет появление Земли, растений, животных и человека. Однако к этой сложности и полноте, в связи с эпохой полеводства и сельского хозяйства, добавляются более индивидуальные, конкретные описания растений и животных. Важно, чтобы восприятие растений и животных такими, какими они являются на самом деле, все больше пронизывалось благодарностью, вниманием и благоговением перед творением со стороны учителя а, следовательно, и детей. Эти чувства не должны прививаться детям сентиментальным путем. Они могут быть результатом и плодом образа мыслей, который серьезно рассматривает Землю как арену взаимосвязей и ответственности человека перед всеми царствами природы.
Именно сегодня, когда мы все более и более переживаем «немую весну» Рашель Карсон, дополнительное и жизненно важное значение приобретает преподавание естествознания или экологии, которое пробуждает внимание к достоинствам творения. Самым сокровенным желанием Рудольфа Штейнера было показать и дать прочувствовать в этом преподавании взаимные связи.
«Как растительный мир при обучении детей должен быть связан с Землей, так что он в известной степени оказывается для них чем-то вырастающим из земли как ее производное, так и весь животный мир следует, как целое, вывести от человека. И таким образом ребенка живо вводят в природу, в мир. Он учится понимать, каким образом растительный покров Земли относится к организму земли. Но, с другой стороны, он учится также понимать, что все живущие на Земле виды животных определенным образом оказываются «путем» к росту человека». (R. Steiner, GA 307, S. 167).
Абсолютно ясно, что в наше время от школы требуется подготовка детей в области экологии. Однако, будучи выделенной в отдельный предмет, она принесет мало пользы, и поэтому должна постоянно включаться в методику естествознания, а также и других предметов, поскольку движение всегда идет от целого к частному. (см. W. Schad/ A. Suchantke в F. Bohnsack/ E.-M. Kranich, 1990).
Таким образом, если видеть задачу преподавания естествознания и в том, чтобы ближе подвести ребенка к Земле, глубоко исследовать Землю со всеми ее природными царствами, что еще раз означает стать «по-земному зрелым», то это преподавание может с 4-го класса начинаться там, где ребенку будет легче всего устанавливать связи и взаимоотношения. Их можно найти в зоологии, связанной с антропологией , причем исходным моментом и основой деления может быть физическая организация человека с разделением на системы головы — туловища — конечностей (R. Steiner, GA 294, 7. Vortrag).
«Животный мир, особенно его высшие формы, легче раскрывается для физиогномического познания, чем спокойные, немые создания растительного мира. Ведь в строении и поведении животного, в его движениях и повадках проявляется живая, активная «душевная» жизнь. Наблюдаемое явление оказывается не застывшим образом отдельного душевного движения, как у растений, — оно бывает пронизано настоящей внутренней жизнью, стремлениями и побуждениями, страстями и инстинктами, желанием и нежеланием, различными степенями бодрости и другими душевными силами» (E.-M. Kranich, Stuttgart 1993, S. 189).
Ботаника (5-й класс) обращается через душевные переживания к мышлению, которое еще целиком протекает в области образно-конкретных представлений. При «понимании» растений ребенок должен испытывать прежде всего радость от того, что у него открываются глаза как на отдельные мелкие детали, так и на широкие взаимосвязи.
Если в преподавании антропологии и зоологии основным отправным пунктом может быть физическая тройственная организация человека с ее разделением на системы головы — туловища — конечностей, то в преподавании ботаники должна быть показана временно-эволюционная, но в первую очередь душевная связь с человеком.
«После того как станут ясными связи человека, надо будет попытаться выявить и связи растения с человеком... В то время как животный мир вы должны в большей степени сравнивать с телесностью человека, растительный мир следует сравнивать больше с его душевным началом... Вы должны попытаться внести порядок в жизнь растений именно благодаря связям человеческого душевного начала с растениями». (R. Steiner, GA 295, 9., 10., 11. Seminarbesprechung). Детальное изложение подхода можно найти в цитируемой книге Е.-М. Краниха (1993).
Сюда же относится как взгляд на жизнь растений в течение года, так и на ее связь с Землей и Солнцем в сочетании с взглядом на всю Землю. На экскурсиях и прогулках по окрестностям можно увидеть очень многое. Растения теперь воспринимаются совершенно иначе: устанавливаются связи с ними, результатом чего являются дружественные отношения и привязанность.
Таким образом, в ботанике в соприкосновение с явлениями растительного мира прежде всего приводятся душевные силы ребенка, а при рассмотрении и описании минералов в большей степени требуется и стимулируется логико-причинная сторона понимания.
Так, пройдя зоологию и ботанику, дети доходят до «мертвой» области – минералогии.Если сначала фоном естествознания был физический, а затем психический образ человека, то при преподавании минералогии он снова всплывает в отблеске трехчленности гранита или в трех основных группах горных пород (осадочные, глубинные и вулканические). Это и становится основной темой естествознания в последующие 4 года (т. е. от завершения начальной школы до 10 –го класса).
Именно в период полового созревания следует вызвать правильное отношение к собственному телу. Из этого вырастает ответственность человека как по отношению к самому себе (учение о питании и здоровье в 7-м классе), так и по отношению к другим людям,причемследует рассматривать по существу половые различия, и по отношению к миру,поскольку его законы отражаются в строении скелета и в механике мышц и костей, в функции глаза и гортани (антропология, 8-й класс).
С созреванием и вопрос о сущности человека, о его предопределении и о его определении обретает новую, экзистенциальную окраску. «Кто я? Откуда я? Куда я иду?» — эти вопросы живут в душе молодых людей и беспокоят их, даже если об этом иногда и говорится в скрытой или сдержанной форме. Ни с фактической, ни с методической сторон недопустимо все, что носит определяющий, устанавливающий характер (человек — это:
продукт окружающей среды;
раб генов;
эгоист, действиями которого руководят желания и страсти;
то, что он ест;
голая обезьяна и т. д.).
С фактической точки зрения человек характеризуется именно тем, что он всегда в становлении и никогда не «застывает». Методически ребенок (а позже — молодой человек) имеет право чувствовать, как им все больше и больше достигается понимание человека, причем со все новых и новых точек зрения. В этом заключена одна из важнейших задач преподавания естествознания и науки о человеке. И мы не должны говорить об «образе человека», потому что это предполагает готовое знание. Рудольф Штейнер никогда не говорит об «антропософском образе человека».
«Однако вы должны подумать и о том, что вам следует дать ребенку нечто такое, что останется с ним на всю жизнь. Вы не должны давать ему мертвые понятия об отдельных деталях жизни, так как те не будут сохраняться; вы должны давать ему об отдельных деталях жизни и о миреживые понятия, которые будут органически развиваться вместе с ним. И все это необходимо связывать с человеком. В конце концов в восприятии ребенка все должно соединяться в идее о человеке. Эта идея о человеке должна оставаться с ним. Все, что вы даете ребенку, когда рассказываете ему басню и применяете ее к человеку, связывая в естественной истории с человеком каракатицу и мышь; когда вы при рассказе о телеграфе Морзе вызываете чувство удивления чудом, возникающим благодаря проводимости Земли, — все это вещи, соединяющие мир во всех его деталях с человеком. Это — то, что может остаться. Но понятие о человеке выстраивается довольно постепенно, ребенку нельзя давать готовое о человеке» (R. Steiner, GA 293, 9. Vortrag).
Й класс