Основополагающие аспекты и общие цели преподавания (в том числе и краеведения)
Вряд ли еще какой-либо предмет обладает такой же комплексностью и в такой же степени включается в большинство других предметов, как ремесла. Именно с помощью этого предмета оказывается возможным «опустить ребенка на землю» и таким образом подготовить его к земной зрелости. Ребенок из всего множества представлений о мире, которые у него в дошкольном периоде и в первых двух классах носят еще скорее «мечтательный» характер, может быть подведен к более дифференцированному, трезвому восприятию мира. При этом важно, чтобы не нарушались имеющиеся у ребенка связи с природой, животными и людьми. То, что было само собой разумеющимся у ребенка до 7-го ил 8-го года жизни, в последующие годы должно устанавливаться и культивироваться с помощью все более интенсивного контакта с миром. Наряду с полными жизни, яркими рассказами о древних профессиях, о ремеслах и об истории и географии родины существенную роль играет также и практическая деятельность, например возделывание земли, переработка урожая, домоводство, садоводство ( в зависимости от географической среды) и т. д.
Если мы хотим сегодня обеспечить необходимые истинно партнерские отношения с природой, мы должны дать детям возможность эмоционально-аффективного подхода к ней, подхода, не остающегося в области интеллектуального комфорта, а постоянно приводящего к действию, укрепляющего ответственную взаимную принадлежность человека и природы.
В качестве общей цели преподавания в первых трех классах можно было бы сформулировать следующее:
Знакомство и переживание личной связи с окружающей средой и с работой людей — так, в 4-м классе начинается отчетливая дифференциация: из краеведения, т. е. знакомства с конкретным, ближайшим окружением, взгляд, расширяясь, устремляется как в пространство (география и астрономия, антропология, зоология и ботаника), так и во время (история).
Начиная с 4-го класса, мы должны использовать различные названия предметов, однако во всех предметах должна учитываться практическая работа. В этом случае ремесло (технология) будет означать то, что становится понятным из преподавания истории — как последствия греко-латинской культуры, средних веков, Нового времени и открытий времен технической революции еще и сегодня влияют на нашу жизнь, накладывая на нее свой отпечаток. Ремесло (технология) будет также означать, что в преподавании географии климатические и почвенные условия должны рассматриваться в связи с проблемами транспорта, хозяйства и жизни. В преподавание родного языка ремесло (технология) включается с деловыми сочинениями, а в преподавание математики — с расчетами, необходимыми при торговле. Рудольф Штейнер не делал исключения в этом отношении даже для религиозного воспитания — он предлагал включать в него время от времени упоминание и о других темах, например о паровых машинах или кое-чего из астрономии.
Таким образом, в качестве общей цели образования на период между 9-м и 12-м годами жизни можно считать:
Все преподавание должно отвечать потребности детей ощутить реальность, т. е. в широком смысле действительное положение дел в природе и в мире, чтобы ребенок мог развить любовь к этой реальности.
И в предметах из цикла «Учение о природе» (физика и химия) этот деловой аспект играет существенную роль. Для Рудольфа Штейнера важно то, что дети в 7-м и 8-м классах могут и должны с помощью преподавания физики, которая дает выход в учение о жизни, установить осознанные связи со своим окружением
«Мы живем в мире, созданном людьми, сформированном по человеческому замыслу, в мире, который мы используем — и в котором ничего не понимаем. То, что мы не понимаем нечто такого из сделанного человеком, в основе чего лежит человеческая мысль, имеет большое значение для всего душевного и духовного настроя людей. Самое плохое в этом — жизнь в сотворенном людьми мире без заботы о нем» (Р. Штейнер, GA 294, 12.Vortrag).
Теперь позволительно сформулировать общеобразовательную цель для пронизывающего все преподавание практического обучения, или обучения жизни, после 12-го года жизни:
Ребенок должен приобрести элементарные понятия, знания и умения, имеющие отношения к важнейшим жизненным функциям. Но для того, чтобы не только ощутить уверенность, но и обрести стремление при любой возможности проявлять любопытство и любознательность по отношению ко всему происходящему в его окружении.
В том случае если в школе в восьмом классе проводятся сезонные работы, то они предоставляют ученикам возможность, с учетом возраста, работать над соответствующими темами по «урокам жизни» и таким образом удовлетвориять или развивать это «любопытство».
Здесь следует указать, однако, уже на всю в целом посвященную жизненной практике и ремеслам часть учебной программы старших классов в том виде, как она представлена в четырех или пяти больших практиках и в введенном уже в 1921 г. предмете «Технология» и наука о жизни». Различные вальдорфские школы перешли к тому, чтобы развивать собственные формы преподавания на основе этих общо сформулированных положений (см. «Leben, lehren, lernen in einer Waldorfschule», rororo 6985, 1976; «Die Hiberniaschule», rororo 7136, 1977; «Bildungserfolg im Spiegel von Bildungsbiographien», L. Gessler, Frankfurt/M. 1988).
Й класс