Упражнения/ Письменные работы
Устные и письменные упражнения по словарному запасу и по содержанию в виде сочинений, сообщений, пересказов.
Рефераты.
Биография или описание страны.
Класс
Подходы и лейтмотивы преподавания
Тексты XVII, XVIII, XIX, XX веков.
Работа над стилем.
Постановка избранных сцен или целых пьес.
Избранные отрывки из журналов и газет.
Активизация обмена учениками, пребывания за границей.
Возможное содержание преподавания
Литература / Чтение
Отрывки из:
Molière: «L’Avare», «Le médecin malgré lui», «Le bourgeois gentilhomme».
Maeterlinck: «Les aveugles».
Camus: «L’étranger», «Le malentendu», «L’hôte», «Les justes».
Voltaire, Rousseau.
Bosco: «L’enfant et la rivière».
Taine: «Voyage en Italie», «Les origines de la France contemporaine».
Balzac: «Un épisode sous la terreur» и др.
Декламация
Vian: «Chant pour la vie».
Rimbaud: «Le dormeur du val».
отрывки из произведений Мольера.
Hugo: «Sur une barricade» etc.
Страноведение / История
Эпоха Просвещения.
Наполеон III и Коммуна.
Национальные меньшинства во Франции: бретонцы, баски, культура Прованса, Алжир.
Речевые упражнения:
Сочинения.
Короткие рефераты на актуальные темы, например,
«Мусульмане во Франции» или «Жизнь в пригородах»
Разговоры в классе с распределением ролей.
Попытки написания стихотворений.
Освоение стилистических нюансов языка.
Упражнения в понимании текстов на слух.
Сравнение обиходного и литературного языка.
Грамматика (частично — повторение)
Другие возможности выражения условия.
Прилагательное и его дополнения.
Употребление местоимения «soi».
Indefinite Begleiter и местоимения
Повторение «Passif».
Формы и употребление «Futur antérieur».
Упражнения / Письменные работы
Все чаще на передний план выступает собственная разработка письменных и устных упражнений: сочинения, сообщения, рефераты, пересказы, письма.
Й класс
Подходы и лейтмотивы преподавания
Человек ХХ века.
Современная литература.
Значительный вклад Франции в мировую литературу и мировую историю.
Отрывки из газет и журналов.
Возможное содержание преподавания
Литература / Чтение
Тексты из литературы, описывающей общество (Бальзак, Золя и т. п.).
Тексты авторов, затрагивающих вопросы смысла жизни, например,
Sartre: «Les mouches», «La putain respectueuse».
Beckett: «En attendant Godot»;
Ionesco: «Les chaises», «La cantatrice chauve», «La leçon», «Rhinocéros», «Le piéton de l’air»;
Camus: «La peste»;
Mauriac, Gide.
Декламация
Apollinaire: «Le pont Mirabeau».
Aragon: «Rien n’est jamais acquis».
Sartre: отрывок из «Les mouches».
Queneau: «Il pleut».
Eluard: «Un compte à régler» etc.
Страноведение / История
Актуальные и культурные проблемы франкоязычного мира:
Политические органы.
Национальные меньшинства.
Корсика.
Новая Каледония.
«Франкофония».
Воспитание, средства массовой информации, человек и окружающий мир.
Молодежь, мир будущего, реклама.
Большой город, искусство, религия, наркотики, спорт.
Языковые упражнения
Самостоятельная интерпретация отдельных аспектов, личностей и сцен.
Аргументация.
Перевод с учетом сравнения языков.
Подготовка и изложение абстрактных связей.
Распознавание различных стилей.
Обращение внимания на «дух» языка.
Упражнения в понимании на слух.
Отличия устной и письменной речи.
Интонация и запас слов.
Упражнения / Письменные работы
Свободное написание сочинений и свободное речевое общение.
Сообщения — «Письма».
(с) Русский язык 20)
Й классы
Подходы, лейтмотивы и возможное содержание преподавания
Приведенные во Введении к разделу о преподавании иностранных языков обоснования годятся и применительно к русскому языку. Русскому языку в школах Рудольфа Штейнера обучают, начиная с 1-го класса, по 2 — 3 часа в неделю. Подражая, декламируя, распевая песни, играя, дети вводятся в языковую среду, причем исходным моментом является целостность языка. С помощью коротких разговоров закладываются основы активной речи, причем отрабатываются основные темы: цвета, названия месяцев, дней недели, семья, названия предметов ближнего и дальнего окружения. До конца 3-го класса работа ведется только устно, причем насколько возможно, сохраняется общение только на одном языке.
Часть времени занимает переход к письму (в конце 3-го или в начале 4-го класса). Это подобно обучению письму при преподавании родного языка (см. этот раздел в 1-м классе).
Наряду с дальнейшей работой по обучению разговорной речи, декламацией и пением ведется обучение письму печатными и письменными буквами и с помощью письма приобретается, а затем закрепляется в течение года умение читать. Упражнения или письменные работы: диктанты, грамматические упражнения, письменные домашние упражнения.
Й класс