От курсов драмы а. и. адашева к художественному театру и первой студии
«Рубикон я перешел» (Георгий Казаров)........................................................ 162 Читать
Экзамен в школе Адашева (Лидия Дейкун)................................................... 162 Читать
В Москве видел и слышал. 1909/10 г.............................................................. 163 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 164 Читать
Прошение на имя ректора Московского университета. 18 ноября 1909 г.. 164 Читать
Из Режиссерской тетради:
«Голос крови» Я. Бергстрема.................................................................. 164 Читать
«Ню» О. Дымова...................................................................................... 165 Читать
«Росмунда» Л. Г. Мунштейна................................................................. 166 Читать
Репертуар.................................................................................................. 170 Читать
Театральная «семья» и «одинокий Женька» (Лидия Дейкун)...................... 171 Читать
«Капустники» адашевцев
Лидия Дейкун........................................................................................... 171 Читать
Ирина Строганская (Алексеева)............................................................. 172 Читать
Николай Петров....................................................................................... 173 Читать
Шуточные тексты.............................................................................................. 176 Читать
Из письма Е. Б. Вахтангова Г. Б. Казарову. 22 ноября 1909 г...................... 191 Читать
Явление Сулера (Лидия Дейкун)..................................................................... 191 Читать
Первые этюды (Лидия Дейкун)....................................................................... 193 Читать
Литературные опыты. 1910 г.:
«У меня нет слез». 1 января 1910 г......................................................... 193 Читать
«Далеко, далеко от людей…»................................................................. 194 Читать
«Среди больших и маленьких…». 22 июня 1910 г............................... 196 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 197 Читать
На спектаклях адашевцев (Ирина Строганская)............................................ 197 Читать
На Волге. 30 мая – 5 июня 1910 г.................................................................... 198 Читать
Студийцы в Шуе (Лидия Дейкун)................................................................... 199 Читать
«У Врат царства» в Вязьме (Николай Петров)............................................... 200 Читать
Лето 1910-го (Георгий Казаров)....................................................................... 201 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 202 Читать
Записи:
О «Наводнении»...................................................................................... 203 Читать
О смерти Муромцева............................................................................... 203 Читать
Похороны Муромцева............................................................................. 203 Читать
На спектакле «Братья Карамазовы»....................................................... 204 Читать
В редакции «Голос студенчества»......................................................... 205 Читать
«Две сущности» (Лидия Дейкун)..................................................................... 206 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 207 Читать
Из Записной книжки 1910 – 1911 гг. (Поездка в Париж)............................. 207 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 214 Читать
Из Записной книжки. 4 марта 1911 г.............................................................. 214 Читать
Вл. И. Немирович-Данченко — Н. А. Румянцеву. Распоряжение [4 марта 1911 г.] 216................................................................................................................... Читать
Из Записной книжки. 10 – 11 марта 1911 г.................................................... 216 Читать
Беседа К. С. Станиславского с молодежью Художественного театра, записанная Е. Б. Вахтанговым. 11 марта 1911 г............................................................ 216 Читать
Из Записной книжки 12 – 15 марта 1911 г..................................................... 224 Читать
Беседа К. С. Станиславского с молодежью Художественного театра, записанная Е. Б. Вахтанговым. 15 марта 1911 г............................................................ 225 Читать
Из Записной книжки. 17 –23 марта 1911 г..................................................... 231 Читать
Беседа о «Гамлете», записанная Е. Б. Вахтанговым. 23 марта 1911 г.......... 233 Читать
Из Записной книжки. 24 марта 1911 г............................................................ 239 Читать
Беседа К. С. Станиславского с молодежью Художественного театра, записанная Е. Б. Вахтанговым. 24 марта 1911 г............................................................ 240 Читать
Стихи для выпускного вечера в школе Адашева. 24 марта 1911 г.............. 242 Читать
Прошение на имя ректора Московского университета. 31 марта 1911 г.... 244 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 244 Читать
Из записной книжки. 12 апреля – 6 мая 1911 г.............................................. 245 Читать
Оперно-философский эскиз............................................................................. 247 Читать
Сулер о Бирман. 10 мая 1911 г......................................................................... 248 Читать
Сулержицкий: надпись на фотопортрете. Май 1911 г.................................. 248 Читать
Из записной книжки. 14 мая – 30 июля 1911 г............................................... 248 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 250 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. А. Сулержицкому. 8 июля 1911 г............................... 251 Читать
Из Записной книжки. 31 июля – 3 августа 1911 г......................................... 252 Читать
Рассказ К. С. Станиславскому о поездке в Новгород-Северский (Лидия Дейкун) 253................................................................................................................... Читать
Беседа о «Гамлете», записанная Е. Б. Вахтанговым. 3 августа 1911 г......... 261 Читать
Из Записной книжки. 4 – 9 августа 1911 г..................................................... 264 Читать
Беседа о «Гамлете», записанная Е. Б. Вахтанговым. 10 августа 1911 г....... 265 Читать
Из Записной книжки. 14, 15 августа 1911 г................................................... 270 Читать
Репетиция «Гамлета», записанная Е. Б. Вахтанговым. 17 [августа 1911 г.] 271 Читать
Из Записной книжки. 20 августа – 7 сентября 1911 г................................... 274 Читать
Свидетельство (временное) об увольнении из Университета. 7 ноября 1911 г. 274................................................................................................................... Читать
«Франческа да Римини» (Неосуществленная постановка Е. Б. Вахтангова) (Ирина Строганская).................................................................................................. 275 Читать
Е. Б. Вахтангов — В. В. Соколовой. 2 декабря 1911 г.................................. 276 Читать
Из Записной книжки. 12 января 1912 г........................................................... 276 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 12 января 1912 г...... 277 Читать
Из Записной книжки. 13, 14 января 1912 г..................................................... 277 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 14 января 1912 г...... 278 Читать
Из Записной книжки. 15, 16 января 1912 г..................................................... 279 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 16, 18 января 1912 г. 279 Читать
Из Записной книжки. 19 января 1912 г........................................................... 279 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 19 января 1912 г...... 279 Читать
Из Записной книжки. 20 января 1912 г........................................................... 280 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 20 января 1912 г...... 280 Читать
Из Записной книжки. 21 января 1912 г........................................................... 281 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 21 января 1912 г...... 281 Читать
Из Записной книжки. 22, 24 – 27 января 1912 г............................................. 281 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 27, 29 января 1912 г. 281 Читать
Из Записной книжки. 31 января 1912 г........................................................... 283 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 1 февраля 1912 г...... 283 Читать
Из Записной книжки. 2, 3 февраля 1912 г...................................................... 284 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 3 февраля 1912 г...... 284 Читать
Из Записной книжки. 4 февраля 1912 г.......................................................... 284 Читать
Дневник занятий «системой» К. С. Станиславского. 8, 12, 18 февраля 1912 г. 284................................................................................................................... Читать
Из Записной книжки. 21 февраля – 3 марта 1912 г........................................ 287 Читать
К «Летучей мыши». 20 февраля 1912 г........................................................... 287 Читать
5 марта – 29 апреля 1912 г................................................................................ 289 Читать
«Свиная книга» и «Поросячьи тетради» (Николай Петров)........................ 292 Читать
Е. Н. Ресницкая — Е. Б. Вахтангову. 2 мая 1912 г........................................ 293 Читать
В. В. Соколова (Залесская), В. А. Алехина — Е. Б. Вахтангову. 3 мая 1912 г. 294 Читать
Из Записной книжки. 5 мая 1912 г.................................................................. 295 Читать
Б. К. Пронин — Е. Б. Вахтангову. [7 мая 1912 г.].......................................... 296 Читать
Е. Б. Вахтангов — В. В. Соколовой (Залесской) И В. А. Алехиной. 8 мая 1912 г. 296................................................................................................................... Читать
Из Записной книжки. 18 мая 24 июня (7 июля) 1912 г................................. 299 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. М. Вахтанговой. 25 июня 1912 г................................ 301 Читать
Из Записной книжки. 29 июня (12 июля) 1912 г........................................... 302 Читать
Е. Б. Вахтангов — В. В. Соколовой (Залесской). 3 июля 1912 г.................. 302 Читать
Е. Б. Вахтангов — В. В. Соколовой (Залесской). [Без даты]........................ 303 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. М. Вахтанговой. 10 июля 1912 г................................ 304 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 14 июля 1912 г.......................................... 305 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. А. Сулержицкому. 17 июля 1912 г............................. 305 Читать
Из Записной книжки. 18 июля (1 августа) 1912 г.......................................... 308 Читать
Письмо из Швеции. 19 июля 1912 г................................................................ 308 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. М. Вахтанговой. 20 июля 1912 г................................ 310 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. [До 23 июля 1912 г.]................................. 311 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. М. Вахтанговой. 23 июля 1912 г................................ 311 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 23 июля 1912 г.......................................... 313 Читать
Из Записной книжки. 23 – 26 июля (5 – 8 августа) 1912 г............................ 314 Читать
Е. Б. Вахтангов — В. В. Соколовой (Залесской). 26 июля 1912 г................ 314 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 27 июля 1912 г.......................................... 314 Читать
Из Записной книжки. 27 – 28 июля (9 – 10 августа) 1912 г.......................... 315 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. М. Вахтанговой. 28 июля 1912 г................................ 315 Читать
Из Записной книжки. 29 июля (11 августа) 1912 г........................................ 316 Читать
Е. Б. Вахтангов — В. В. Соколовой (Залесской). 30 июля 1912 г................ 316 Читать
Из Записной книжки. 1 – 7 (14 – 20) августа 1912 г...................................... 316 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. А. Сулержицкому. 4 августа 1912 г........................... 317 Читать
М. М. Лебединцев — Е. Б. Вахтангову. 10 августа 1912 г........................... 319 Читать
Из записной книжки. 12 –24 августа 1912 г................................................... 319 Читать
Арлекинада. 25, 26 августа 1912 г................................................................... 320 Читать
Из Записной книжки. 1 сентября – 10 октября 1912 г................................... 327 Читать
В Михайловском кружке (Юрий Завадский)................................................. 329 Читать
Режиссерские записи. 1912 г............................................................................ 331 Читать
Занятия в Студии МХТ. 9 октября – 7 ноября [1912 г.]................................. 332 Читать
Записи. 11 декабря 1912 г................................................................................. 334 Читать
Наброски для новогоднего «капустника»...................................................... 335 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 338 Читать
Записи. 17, 19 января 1913 г............................................................................. 339 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 339 Читать
«Крайне необходим в Студии» (К. С. Станиславский) [Между 4 и 25 февраля 1913 г.]......................................................................................................................... 339 Читать
Заметки на режиссерском экземпляре «Праздника примирения»............... 340 Читать
Из Дневника репетиций «Праздника примирения». 18 января – 3 апреля 1913 г. 340................................................................................................................... Читать
Из Дневника А. А. Блока. 20 апреля 1913 г.................................................... 346 Читать
Интересные и неинтересные правды. (Лидия Дейкун)................................. 347 Читать
Лето с Леопольдом Антоновичем [Сулержицким]. [Декабрь 1917 г.]........ 347 Читать
День именин адмирала Ивана Михайловича [Москвина]. 24 июня............ 348 Читать
На приезд Леопольда Антоновича из Чернигова («Добрейший капитан…»). 23 июня 1913 г.............................................................................................................. 351 Читать
Ивану Михайловичу Москвину на именины................................................. 353 Читать
Марусе («Ушли золотые денечки…»). 1913 г................................................. 354 Читать
Володе Москвину («То не кукушка в поле ноет…»). Июнь – июль 1913 г. 355 Читать
Анне Николаевне Александровой. 5 июля 1913 г......................................... 356 Читать
Н. О. Массалитинову. На отъезд с Княжей горы. 15 июля 1913 г............... 357 Читать
«Куда ты нас заполонила…». Лето 1913 г...................................................... 358 Читать
«Ленивый мечтатель» и «любовные пинки» (Александр Чебан)................ 358 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. М. Вахтанговой. 16 июля 1913 г................................ 358 Читать
И. И. Чекрыгин — Е. Б. Вахтангову. 25 августа 1913 г................................ 359 Читать
Из Административной тетради. Заседание Совета Студии 10 – 19сентября 1913 г. 359................................................................................................................... Читать
Записка Л. А. Сулержицкого в Дирекцию и Контору МХТ [Осень 1913 г.] 360 Читать
Из Дневника репетиций «Праздника примирения» [Осень 1913 г.]........... 360 Читать
Дом на Скобелевской площади (Софья Гиацинтова).................................... 361 Читать
Из Дневника репетиций «Праздника примирения». 30, 31 октября 1913 г. 361 Читать
Н. К. Цыбульский — Е. Б. Вахтангову. 5 ноября 1913 г............................... 362 Читать
Из Дневника репетиций «Праздника примирения». 12 – 13 ноября [1913 г.] 363 Читать
«Праздник мира»: мнения Станиславского, Сулержицкого, Качалова, Горького (Софья Гиацинтова)...................................................................................... 363 Читать
А. А. Бернардацци, Г. Д. Сидамон-Эристов, В. Ф. Крушинский, Н. К. Цыбульский — Е. Б. Вахтангову. 21 ноября 1913 г............................................................. 366 Читать
Е. Б. Вахтангов — В. В. Готовцеву. 17 декабря 1913 г................................. 366 Читать
Записи. 25 января – 5 февраля 1914 г.............................................................. 367 Читать
Н. П. Буханов, В. А. Смирнов — Е. Б. Вахтангову. 28 марта 1914 г.......... 368 Читать
Из Карманного еженедельника 1914 года. [Март – апрель 1914 г.]............. 369 Читать
Эпиграмма на Б. Л. Израилевского. Май 1914 г............................................ 369 Читать
Е. Б. Вахтангов — С. В. Халютиной. 14 мая 1914 г...................................... 370 Читать
Игра в «ученую обезьяну» (Михаил Чехов)................................................... 370 Читать
Из письма Л. А. Сулержицкого С. Г. Бирман. 20 мая 1914 г........................ 372 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 8 июня 1914 г............................................ 372 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 11 июня 1914 г.......................................... 373 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 13 июня 1914 г.......................................... 373 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 15 июня 1914 г.......................................... 373 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 16 июня 1914 г.......................................... 374 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 19 июня 1914 г.......................................... 374 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 21 июня 1914 г.......................................... 374 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 6 июля 1914 г............................................ 375 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. М. Вахтанговой. 8 июля [1914 г.]............................... 375 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 12 июля 1914 г.......................................... 377 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 22 июля 1914 г.......................................... 377 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 23 июля 1914 г.......................................... 378 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. И. Дейкун. 28 июля 1914 г.......................................... 378 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 16, 22 августа 1914 г........................................... 378 Читать
Протоколы собраний Студии. 25 – 30сентября 1914 г.................................. 379 Читать
Протоколы репетиций «Потопа». 30 сентября, 1 октября 1914 г................. 380 Читать
Из Записной книжки. 8, 14 октября 1914 г..................................................... 381 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. Октябрь 1914 г..................................................... 384 Читать
Е. Б. Вахтангов — Л. А. Сулержицкому. 22 октября 1914 г......................... 385 Читать
Протоколы репетиций «Изнанки жизни» Х. Бенавенте. 6, 8 ноября, 7 декабря 1914 г.......................................................................................................................... 385 Читать
Записи. 11 декабря 1914 г................................................................................. 386 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 13, 16 декабря 1914 г........................................... 386 Читать
Протокол репетиции «Потопа». 12 января 1915 г......................................... 386 Читать
Режиссерская тетрадь. К постановке «Потопа». 18, 19 января 1915 г......... 387 Читать
Протокол репетиции «Потопа». 23 января, 22 февраля 1915 г.................... 390 Читать
Режиссерская тетрадь. К постановке «Потопа». 11 марта 1915 г................. 391 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 392 Читать
Протокол репетиции «Потопа». 17, 31 марта 1915 г..................................... 392 Читать
На репетициях «Потопа» (Сергей Баракчеев)................................................ 392 Читать
Как Фрэзер стал евреем (Борис Сушкевич).................................................... 393 Читать
Б. М. Сушкевичу. 50‑е представление «Сверчка». 18 апреля 1915 г........... 394 Читать
Станиславский: надпись на фотопортрете. 20 апреля 1915 г....................... 395 Читать
Из Книги предложений Первой Студии. [Апрель 1915 г.].......................... 396 Читать
К адресу участникам в «Гибели»‑75. 7 мая 1915 г......................................... 397 Читать
Володе Попову. Адрес к уходу из театра. 30 мая 1915 г............................... 399 Читать
Из Альбома афиш и программ......................................................................... 399 Читать
Из письма К. С. Станиславского М. П. Лилиной. 3 июля 1915 г................ 400 Читать
Спектакль в пользу воинов (Наталья Сац)..................................................... 401 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. Ф. Беляшевскому. 7 июля 1915 г................................ 404 Читать
Протоколы репетиций «Потопа». 13 августа – 8 сентября 1915 г............... 405 Читать
Из Книги предложений Первой Студии. 15 августа – 22 сентября 1915 г. 405 Читать
Протоколы репетиций «Потопа». 28 сентября 1915 г................................... 407 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 13, 24 декабря 1915 г........................................... 407 Читать
Из письма Л. А. Сулержицкого К. С. Станиславскому. 27 декабря 1915 г. 409 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг................................................................................. 412 Читать
Песенка «Потопа» (Борис Щукин).................................................................. 413 Читать
Выписка из Протокола заседания Совета Студии. 4 мая 1916 г.................. 414 Читать
Замечания К. С. Станиславского о студийности. 16 января 1916 г............. 415 Читать
Из Книги предложений Первой Студии. [Март 1916 г.].............................. 416 Читать
Из записей плана «системы» К. С. Станиславского [1916].......................... 419 Читать
Е. Б. Вахтангов — З. В. Зверевой. [После 7 апреля 1916 г.]......................... 420 Читать
Из Книги записей лазарета МХТ. 20 августа 1916 г...................................... 420 Читать
На пороге сезона................................................................................................ 421 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 14, 21 апреля 1916 г............................................ 421 Читать
Из Книги предложений Первой Студии. [После 20 апреля 1916 г.]........... 423 Читать
Дирекция МХТ о призыве Е. Б. Вахтангова на воинскую службу. 31 мая 1916 г. 423................................................................................................................... Читать
Из Дневника впечатлений артистов Первой Студии. 21 сентября – [октябрь] 1916 г.......................................................................................................................... 423 Читать
Лекции Е. Б. Вахтангова в Первой Студии. 28 октября, 4 ноября 1916 г... 425 Читать
Из Дневника впечатлений артистов Первой Студии. 9 ноября 1916 г....... 429 Читать
Лекции Е. Б. Вахтангова в Первой Студии. 12 ноября, 2 декабря 1916 г... 430 Читать
Шуточные тексты. 25 декабря 1916 г., 5 января 1917 г................................. 431 Читать
О Л. А. Сулержицком. 25 января 1917 г......................................................... 433 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 28 февраля 1917 г................................................ 437 Читать
Для 200-го «Сверчка». 14 марта 1917 г........................................................... 437 Читать
Записи, сделанные в санатории «Крюково». 29 марта – 20 мая 1917 г....... 440 Читать
Выписки и конспекты. (У. Джеймс «Психология», С. Д. Урусов «Записки губернатора»)................................................................................................ 441 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. Август 1917 г....................................................... 443 Читать
Е. Б. Вахтангов — А. И. Чебану. 3 августа 1917 г......................................... 444 Читать
На репетициях «Потопа» и «Росмерсхольма» (Леонид Волков)................. 446 Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. Ф. Колину. 15 сентября 1917 г................................... 446 Читать
Е. Б. Вахтангов — Р. В. Болеславскому. [Без даты]....................................... 446 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 31 октября, 3 ноября 1917 г................................ 448 Читать
Е. М. Балабанов — Е. Б. Вахтангову. 1 февраля 1918 г................................ 450 Читать
Чего мне хотелось бы достигнуть в «Росмерсхольме». [1918 г.].................. 451 Читать
Заметки на режиссерском экземпляре «Росмерсхольма».............................. 461 Читать
На репетициях «Росмерсхольма» (Сергей Баракчеев)................................... 462 Читать
Е. Б. Вахтангов — Вл. И. Немировичу-Данченко. 17 марта 1918 г............. 463 Читать
А. И. Чебан — Е. Б. Вахтангову. 28 марта 1918 г.......................................... 463 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 13 апреля –16 июля 1918 г................................ 465 Читать
В санатории: актеры и сахарозаводчики (Надежда Вахтангова)................. 469 Читать
Е. Б. Вахтангов — К. С. Станиславскому. 9/22 июля 1918 г........................ 470 Читать
О. Л. Леонидов — Е. Б. Вахтангову. 8 августа 1918 г.................................. 472 Читать
Как отдыхали студийцы. [Август 1918 г.]...................................................... 473 Читать
О. Л. Леонидов. На путях к романтизму. [Замысел «Каина»]. 3 октября 1918 г. 474................................................................................................................... Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 22 – 29 октября 1918 г......................................... 475 Читать
Е. Б. Вахтангов — Е. К. Малиновской. 2 ноября 1918 г............................... 477 Читать
В. В. Готовцев — Е. Б. Вахтангову. 7 ноября 1918 г..................................... 477 Читать
В поисках «лучшего материала» (Сергей Баракчеев).................................... 478 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 16 – 25 ноября 1918 г.......................................... 478 Читать
В Первую студию. 26 ноября 1918 г................................................................ 480 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг.:
Н. Н. Бромлей. 1 декабря 1918 г............................................................. 480 Читать
Круг чтения............................................................................................... 481 Читать
Е. Б. Вахтангов — Совету Первой студии. 24 декабря 1918 г..................... 482 Читать
Е. Б. Вахтангов — К. С. Станиславскому. 12 января 1919 г........................ 486 Читать
Е. Б. Вахтангов — Вл. И. Немировичу-Данченко. 17 января 1919 г........... 487 Читать
Вл. И. Немирович-Данченко — Е. Б. Вахтангову. 25 января 1919 г........... 488 Читать
Р. В. Болеславский — Е. Б. Вахтангову. [Без даты]....................................... 488 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 16 февраля 1919 г................................................ 488 Читать
Из протоколов репетиций и спектаклей Первой студии. 22 февраля 1919 г. 489 Читать
Из Тетради 1914 – 1919 гг. 6 – 24 марта 1919 г.............................................. 490 Читать
Пишущим о «системе» Станиславского. [Март 1919 г.]............................... 490 Читать
«От хорошего легко искать лучшего». На репетиции «Балладины»........... 493 Читать
В. Е. Куинджи — Е. Б. Вахтангову. [Март 1919 г.]....................................... 493 Читать
Вл. И. Немирович-Данченко — Е. Б. Вахтангову. 20 марта 1919 г............. 493 Читать
Е. Б. Вахтангов — К. С. Станиславскому. 25 марта 1919 г.......................... 494 Читать
Е. Б. Вахтангов — Б. М. Сушкевичу. 25 марта 1919 г................................... 494 Читать
Е. Б. Вахтангов — Вл. И. Немировичу-Данченко. [Без даты]...................... 496 Читать
Е. Б. Вахтангов — Вл. И. Немировичу-Данченко. 28 марта 1919 г............. 496 Читать
Е. Б. Вахтангов — Вл. И. Немировичу-Данченко. 28 марта 1919 г............. 496 Читать
Е. Б. Вахтангов — Совету Первой студии. 28 марта 1919 г......................... 497 Читать
Е. Б. Вахтангов — К. С. Станиславскому. 29 марта 1919 г.......................... 497 Читать
О. Л. Леонидов — Е. Б. Вахтангову. 30 марта 1919 г................................... 498 Читать
Из Тетради черновиков. Апрель 1919 г.......................................................... 499 Читать
Н. Н. И Н. С. Рахмановы, П. Г. Узунов — Е. Б. Вахтангову. [До 20 мая 1919 г.] 501................................................................................................................... Читать
Е. Б. Вахтангов — Н. Н. И Н. С. Рахмановым, С. И. Хачатурову и П. Г. Узунову. [После 20 мая 1919 г.]................................................................................... 502 Читать
А. И. Чебан — Е. Б. Вахтангову. 21 мая [1919 г.].......................................... 505 Читать
А. Д. Попов — Е. Б. Вахтангову. [До 16 июня 1919 г.]................................ 506 Читать
А. Д. Попов — Е. Б. Вахтангову. 3 августа 1919 г........................................ 507 Читать
О. Л. Леонидов — Е. Б. Вахтангову. 21 августа 1919 г................................ 508 Читать
А. Д. Дикий — Е. Б. Вахтангову. 15 сентября 1919 г.................................... 509 Читать
Группа студийцев — Е. Б. Вахтангову. 28 сентября 1919 г......................... 511 Читать
Е. Б. Вахтангов — К. С. Станиславскому. 3 октября 1919 г......................... 512 Читать
Совет Второй студии — Совету Первой студии. 3 октября 1919 г............. 513 Читать
Протокол общего собрания Первой студии. 4 октября 1919 г..................... 514 Читать
Из Протокола заседания Малого Художественного совета Первой студии. 9 октября 1919 г.............................................................................................................. 515 Читать
Протокол общего собрания Первой студии. 11 октября 1919 г................... 517 Читать
«Рецидивы» мистериального театра. (Юрий Завадский).............................. 518 Читать
С. Г. Бирман — Е. Б. Вахтангову. [После 17 января 1920 г.]....................... 518 Читать
Первый подступ к «Эрику XIV» (Борис Сушкевич)..................................... 518 Читать
Гастроли в Харькове (Мария Синельникова)................................................. 519 Читать
{14} От составителя
Художественные и педагогические идеи Евгения Вахтангова оказали влияние не только на русский, но и на мировой театр. Иногда прямо, иногда опосредованно они сказались в театральной теории и практике не только его непосредственных учеников, таких как Р. Н. Симонов, Б. Е. Захава, Ю. А. Завадский, Б. М. Сушкевич, А. Д. Попов, но и его современников, и режиссеров последующих поколений от Г. Бати и Ж. Вилара до Ю. П. Любимова, Е. Гротовского, Э. Някрошюса и В. В. Фокина. Влияние Вахтангова ощущается даже в некоторых спектаклях его учителей, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, с которыми его связывали непростые, а часто и драматические взаимоотношения.
Далеко не всегда присутствие Вахтангова в театре ХХ века есть результат прямого или косвенного знакомства с его искусством. Часто его влияние анонимно, оторвано от самого имени Вахтангова. Вахтанговым были угаданы существенные проблемы и неснимаемые противоречия, к которым вновь и вновь возвращались театральные практики ХХ в., пытаясь сопрягать быт и миф, гротеск и психологизм, игру и правду. Антонен Арто в 1930‑е годы мечтал о театре, позволяющем достичь «космического транса». Вахтангов такой театр осуществил в «Гадибуке» в 1922 г. Знаменитейшее высказывание Арто: «мы должны быть подобны претерпевающим казнь, которых сжигают, а они все продолжают подавать толпе знаки со своих костров»[*] перестает быть ошеломляющей метафорой, если вспомнить вахтанговского «Эрика XIV» (1921), где легкий «танцующий» театральный язык позволял передать трепет такой душевной боли, которая не имела аналогов в мировом театре. Достаточно положить рядом главу «Священный театр» из книги Питера Брука «Пустое пространство» и описания вахтанговского «Гадибука», чтобы увидеть их глубокое сродство.
Сила вахтанговского излучения заслуживает тем большего внимания, что в отличие от многих театральных вождей 1910‑х – начала 1920‑х годов режиссер не оставил театральных манифестов и систематизированного учения.
Объем его творческого наследия, казалось бы, не велик, и издавалось оно трижды (1939, 1959, 1984). Однако вахтанговские документы были подвергнуты жесткой идеологической цензуре. Из текстов исключалось то, что могло затруднить канонизацию Вахтангова как одного из основоположников советского театра. Так, например, из известного письма Вахтангова о Льве Толстом от 21 ноября 1920 г. были изъяты фрагменты, где Вахтангов сопоставляет Льва Толстого с Лао Цзы, Буддой, Рамакришной и Иисусом Христом. Характер этих размышлений меняет наши представления об интеллектуальных горизонтах Вахтангова.
{15} Широко известны и многократно цитировались слова Вахтангова: «Я хочу поставить “Пир во время чумы” и “Свадьбу” Чехова в один спектакль. В “Свадьбе” есть “Пир во время чумы”. Эти, зачумленные уже, не знают, что чума прошла, что человечество раскрепощается, что не нужно генералов на свадьбу». Высказыванием аргументировали вахтанговское «приятие революции». Но дело в том, что в подлиннике последняя фраза о том, что «человечество раскрепощается», вычеркнута. Зачеркивание передает всю неуверенность Вахтангова в таких мыслях и настроениях.
Мы приводим только некоторые примеры практически повсеместного редактирования документов. Оно понятно и объяснимо в издании 1939 г., которое начинали готовить в годы «борьбы с формализмом», продолжали в пору «великого террора», а выпускали на фоне ареста Мейерхольда. Так Вахтангова, чья репутация все время колебалась от «формалиста» до провозвестника «соцреализма», пытались спасти от забвения. Труднее понять то, что купюры, даже не отмеченные отточиями, сохранялись и в последующих изданиях.
Отдельная публикация купюр прежнему одностороннему образу противопоставила бы новый, столь же односторонний. Театральному и культурному сообществу необходимо представить наследие великого русского педагога и режиссера во всей его творческой, биографической и интеллектуальной полноте. Дать «Вахтангова без купюр» — основная движущая идея этого издания. «Весь Вахтангов» с неизбежностью ведет к десоветизации его жизненного и творческого пути. Сразу оговорим, что десоветизация отнюдь не умаляет его коренных качеств как художника революционной эпохи и, прежде всего, его антибуржуазного пафоса, вне которого невозможно уразуметь наиболее значительных артистов и писателей не одного только ХХ столетия.
Справедливости ради следует добавить, что многолетняя советизация образа Вахтангова лишь отчасти достигла своей цели. Театральная среда всегда остро реагировала на те черты личности и факты творчества, которые не позволяли Вахтангову слиться с официальным каноном.
Расширяя круг публикуемых документов, мы исходили из того, что записи бесед Станиславского с молодежью Художественного театра и его же бесед о «Гамлете», сделанные Вахтанговым, характеризуют не только Станиславского и Художественный театр, но являются фактом биографии того, кто конспектировал. Сухой список спектаклей, увиденных в Москве с 1903 по 1910 год, позволяет понять, из чего складывался театральный опыт молодого Вахтангова. Одним из сюрпризов стало увлечение гастрольными спектаклями «Старинного театра» Н. Н. Евреинова и Н. В. Дризена в 1907 году.
Список переводов «Гамлета» и шекспироведческой литературы, который Вахтангов составляет, готовясь к постановке, как и общетеатральная библиография, им выстроенная, позволяют развеять миф о необразованности Вахтангова. Важно и что читал, и что выписывал, и что подчеркивал. Так, впервые публикуются его конспекты и выписки из «Психологии» У. Джеймса, «Искусства и революции» Р. Вагнера и книги князя С. Д. Урусова «Записки губернатора». Уже в 1915 г., в пору, как считалось, его всецелого увлечения Художественным театром, Вахтангов аккуратно вклеивал в тетрадь вырезки из мейерхольдовского журнала «Любовь к трем апельсинам» и подчеркивал то, что казалось ему особенно важным.
Кроме того в культурный и научный обиход вводятся документы, до сих пор бывшие вне поля публикаторских интересов (протоколы общих собраний и Художественных {16} советов Первой и Третьей студий, Студии Гунста). Был выявлен ряд неосуществленных репертуарных инициатив и художественных идей Вахтангова, о которых ранее ничего не было известно («Поклонение кресту» П. Кальдерона, «Отелло» В. Шекспира, «Одержимый» Ч. Диккенса и др.).
Редактировались не только вахтанговские документы, но и воспоминания о нем. Выразительный тому пример — книга Х. Херсонского «Беседы о Вахтангове» (М., 1940). Поэтому, приводя мемуарные свидетельства, дополняющие сухие строки протоколов, мы использовали не только опубликованные фрагменты, но и те, что остались в рукописи.
Судьба Вахтангова проясняется как в его письмах, так и в письмах к нему. Поэтому в издание включены письма не только К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда (среди них есть и прежде неопубликованные), но и людей вахтанговского круга (от Б. К. Зайцева, А. Д. Попова и А. Д. Дикого до П. Г. Антокольского и Ю. А. Завадского, А. А. Орочко и безвестных студийцев, часто «растворявшихся» бесследно в российских просторах и свидетельствующих об этих самых просторах). Они позволяют воссоздать многоголосый мир вахтанговского окружения в его историческом, творческом и человеческом объеме. Более того, через документы раскрывается картина театральной и политической жизни России 1910‑х – начала 1920‑х годов, и она не совпадает ни с советскими, ни с постсоветскими клише.
В издание входят, прежде всего, записи, письма, статьи, режиссерские тетради самого Вахтангова, как изданные, так и не публиковавшиеся прежде, а также документы контекстуального характера, проясняющие смысл вахтанговских обращений к студийцам, часто полных драматизма.
Печальную актуальность изданию придает состояние документов конца 1910‑х – начала 1920‑х годов, связанное с качеством бумаги и чернил революционного времени. Кроме того, как известно, Вахтангов много болел и нередко был вынужден писать лежа, а значит — карандашом, который с годами «гаснет». Многие записи уже сейчас едва читаются. Пройдет еще совсем немного времени, и карандаш окончательно «погаснет». Это обстоятельство делает нашу работу особенно ответственной, ответственной не только перед нынешним читателем, но и перед будущими поколениями, которым останется рассчитывать только на тщательность нашей работы.
Документы публикуются по подлинникам в тех случаях, когда они доступны. Но обнаружить их удавалось не всегда. Трудности поисков были многократно усугублены тем, что публикаторы всех трех изданий, как правило, не указывали местонахождение подлинника, будь то государственный или частный архив. Так, не найдены оригиналы единственной в режиссерской практике Вахтангова развернутой экспликации, сделанной к «Росмерсхольму». К сожалению, список утрат можно продолжать.
Основной корпус записей Вахтангова содержится в нескольких тетрадях, каждая из которых при создании Музея Театра имени Евг. Вахтангова получила название. Одна тетрадь была определена как Тетрадь черновиков. Другим тетрадям были присвоены порядковые номера от 1 до 6. Три тетради определены по крайним датам: 1914 – 1915; 1914 – 1919; 1919 – 1921 гг. Характер записей всех тетрадей достаточно беспорядочный. Заметки дневникового типа соседствуют с конспектами, черновиками писем, статей, обращений, библиографическими списками, составленными по тому или иному поводу, следами изучения иврита. В эти тетради {17} Вахтангов переносил из блокнотов свои заметки, сделанные порой прямо на улице, и тогда появляется нечто вроде рубрики «Из блокнота». Сами блокноты не сохранились. Иногда записи датированы. Иногда нет. Часто датировать записи приходится по контексту. Между записями могут возникать большие временные разрывы. В нашем издании мы не рассматривали такую тетрадь как целостный документ и подчиняли ее содержание избранному хронологически-тематическому принципу. В издании использованы альбомы афиш и программ спектаклей, позволяющие полно воссоздать деятельность Вахтангова на любительской сцене. На многих афишах сохранились более поздние краткие комментарии Вахтангова, которые даются нами в кавычках, отделяющих их от типографского содержания.
В наше издание мы включили практически все литературные опусы Вахтангова, что требует некоторого пояснения. Вплоть до поступления в школу А. И. Адашева Вахтангов весьма серьезно относился к своим сочинениям и большое внимание уделял взаимоотношениям с редакциями, вероятно не исключая литературной карьеры. Но предпочтения его еще не определились. Он практически одновременно отправляет свои вещи в модернистские журналы «Золотое руно», «Перевал», «Факелы» и в газеты «Русь», «Донская речь», «Новое обозрение», кажется не видя принципиальной разницы.
Вахтангов пробует себя в разных жанрах, манерах и стилях. Здесь и опыты стилиза