Факультативные курсы в средней школе
Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.
Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, начинаются с седьмого класса и организуются с учетом материальной базы и местных условий. Например, в районах, где развиты художественные промыслы и дети тянутся к декоративно-прикладному искусству, целесообразно организовать соответствующий факультативный курс. В этом случае учителю будет нетрудно обеспечить занятия необходимыми материалами и условиями работы.
Учащимся следует давать индивидуальные задания, а также привлекать их к общественно полезной работе: праздничному убранству школы, оформлению стенгазеты и т. д.
Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, однако доступном для относительно широкого круга учащихся. В преподавании факультативных курсов, естественно, потребуется и своя методика, и свои формы организации занятий. Здесь широкое применение получит лекционное изложение материала, своеобразное проведение практических занятий, организация различных форм самостоятельной творческой работы школьников.
Исходя из запросов учащихся, одну часть которых привлекает практическая деятельность, а другую — знания искусствоведческого характера, школьная программа по изобразительному искусству предусматривает по два варианта факультативных занятий в VII—VIII и IX—X классах:
VII—VIII
1. Живопись и графика.
2. Скульптура и керамика.
1Х-Х
1. Живопись и графика.
2. История изобразительного искусства.
Специальные факультативные курсы по вариантам "Живопись и графика" и "Скульптура и керамика" предусматривают не только развитие способностей, — они содержат также учебный материал, имеющий большое общеобразовательное значение. Здесь намечены и знакомство с технологией материалов, и практическое овладение техникой, и беседы об искусстве. Но особое внимание в этих вариантах уделяется проведению практических работ по рисунку, живописи, скульптуре и композиции. На практических занятиях учащиеся должны приобрести умение выражать свои мысли в художественно-образной форме, научиться самостоятельно работать.
Наряду с практическими занятиями эти варианты программы предусматривают вводные и обобщающие лекции учителя, экскурсии, встречи и беседы с выдающимися мастерами искусства. Все это направлено на дальнейшее развитие интереса учащихся к искусству, к его истории.
Особое внимание в практических курсах уделяется развитию творческих способностей учащихся. На факультативных занятиях не только углубляются знания учащихся и совершенствуются их практические навыки, но и развивается их мастерство. Содержание факультативных курсов расширяет и углубляет понимание школьниками вопросов теории изобразительного искусства, совершенствует их умение использовать теоретические знания на практике, в самостоятельной творческой работе.
Например, учителю хочется показать, как в лучших произведениях изобразительного искусства художник концентрирует внимание зрителя на самом главном — на идейном содержании; как он использует средства изобразительного языка для достижения цели, для получения наибольшей выразительности; как он умело применяет законы перспективы и композиции, тона и цветоведения, использует знание технологии материалов, технических приемов работы; как он умеет правильно выбрать материал для воплощения своего замысла: акварель, темпера, масло — офорт, линогравюра, гравюра на дереве — гипс, бронза, дерево, мрамор — стекло, керамика, кость, камень, пластмассы и т. д. Однако в беседах с учениками этот учитель обычно ограничивается каждый раз только одним примером, не показывает, как художник гармонически синтезирует все изобразительные средства и приемы в единое целое, создавая впечатляющий художе-
ственный образ, не раскрывает в единстве все компоненты произведения, а перечисляет их по отдельности. В результате беседы не достигают цели, мало что дают ученикам. Наоборот, широкое освещение вопроса, демонстрация примеров из самых различных видов и жанров искусства дает возможность учащимся хорошо понять раскрываемые вопросы и применить полученные знания в своей творческой деятельности.
109. В.И. Мухина. "Рабочий и колхозница" |
Так, говоря об идейном смысле композиции, учитель может показать, как содержание художественного произведения влияет на выбор материала, на масштаб произведения. Хорошим примером в данном случае послужит скульптурная группа В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница". В этой монументальной скульптурной композиции автор показал нового человека, строящего социализм, с помощью оригинального
художественного решения: применив новые материалы, новые масштабы (высота этой скульптуры 25 метров). В. И. Мухина с изумительным мастерством раскрыла достоинства хромоникелевой стали, ее пластические возможности, неповторимую выразительность (рис. 109).
В картине В. А. Серова "Зимний взят" (рис. ПО) мы видим иное решение темы, иное композиционное раскрытие идейного содержания. Здесь нет изображения кульминационного момента революционных событий. Художник изобразил парадную лестницу Зимнего дворца и двух бойцов в спокойных позах, собравшихся закурить. О том, что здесь были бои и бушевали страсти, рассказывают валяющиеся на полу стреляные гильзы и обвалившаяся со стен на ступени ле-
ПО. В.А. Серов. "Зимний взят ".
стницы штукатурка. Фигуры бойцов в разномастном одеянии на фоне богатого парадного интерьера дворца образно раскрывают основную мысль картины: художник заставляет зрителя почувствовать, что власть находится в руках народа, а спокойно стоящие бойцы выражают уверенность и силу, они заставляют зрителя понять, что народная власть установилась прочно.
Или другой пример. По первому варианту программы факультативных курсов для учащихся девятого-десятого классов педагог знакомит учащихся с проблемой силуэта. Он рассказал, как выразительность силуэта помогает художнику решить не только основной худо-
жественный образ, но и всю композицию картины. Особенно сильное влияние на зрителя оказывает силуэт в портрете.
В качестве примера учитель остановился на портрете Ермоловой В. А. Серова (рис. 111). Учитель показал, как умело использовал художник силуэтное решение в данном портрете, как заставил фигуру быть в центре внимания, а все остальное — уйти на второй план. Фигура Ермоловой получилась величественной, монументальной.
Однако во время собеседования учитель обнаружил, что не все поняли его объяснения, в особенности по портрету. Естественно, у педагога появилось желание продолжить этот разговор и он решил использовать часы, отведенные на беседы по истории искусства.
111. В. А. Серов. "Портрет М. Н. Ермоловой ". |
В разделе "Беседы об изобразительном искусстве". "Искусство советского периода" указываются темы: "Борьба с формалистическими тенденциями в 20-е годы. Преемственность традиций передвижничества в творчестве советских художников. Утверждение метода социалистического реализма в 30-е годы". На этих беседах учителю хотелось бы связать историко-искусствоведческий материал с практической работой учеников. Анализируя произведения живописи с художественно-профессиональной точки зрения, педагог хотел бы заострить внимание на проблеме силуэта. Как это сделать?
Можно поступить следующим образом: вначале наметить основное содержание беседы, подобрать к ней иллюстративный материал, а затем уже в эту общую канву вплести отдельные фрагменты, связанные с силуэтом.
Беседу лучше начать с художников-передвижников, затем перейти к преемственности традиций передвижничества в творчестве совет-
ских художников и попутно коснуться формалистических тенденций в искусстве 20-х годов.
Придерживаясь исторической линии и того материала, который будет освещаться в беседе, педагог может рассказать о проблеме силуэта в двух планах: как решался темный силуэт на светлом фоне и светлый силуэт на темном фоне.
Иллюстративный материал для этого может быть такой:
на светлом фоне темный силуэт: В.А. Серов "Портрет В.А. Шаляпина" (рис. 112); И.Е. Репин "Портрет композитора М.П. Мусоргского" (рис. ИЗ); В. А. Серов "Портрет Иды Рубинштейн" (рис. 114);
112. Б.А. Серов. "Портрет Ф.И. Шаляпина ". |
на темном фоне светлый силуэт: В. А. Серов "Девушка, освещенная солнцем "(рис. 115); А. М. Герасимов "Портрет О. В. Лепешинской" (рис. 116).
После этого можно показать, как художники формалистического направления, ломавшие
традиции реалистического искусства, решали проблему силуэта за счет искажения и уродования образов людей (например: М. Шагал "Над городом" (рис. 117). Такое сравнение усилит впечатление, покажет ясность и выразительность реалистического искусства.
Конечно, сводить всю историю искусства к сугубо профессиональным вопросам нельзя, это делается только в особых случаях и в небольших дозах, в основном же курс бесед об искусстве строится в традиционной форме.
Вариант факультативного курса "История изобразительного искусства" значительно отличается от практических курсов. На теоретических занятиях анализ произведений дается более глубокий и обстоятельный.
Подготовка к факультативным занятиям по истории изобразительного искусства должна быть несколько иной, чем к классным за-
I |
113. И.Е. Репин. "Портрет композитора М.П. Мусоргского"
нятиям и беседам об искусстве. На этих занятиях учителю следует создавать обстановку, близкую к вузовской: использовать форму лекционного сообщения материала, доклады учащихся с последующим обсуждением, назначение оппонентов и содокладчиков, более глубокое изучение некоторыми школьниками отдельных тем в виде подготовки рефератов и т. д. Ученики девятых-десятых классов с интересом воспринимают такие формы работы. Опыт школ, где хорошо поставлено преподавание факультативных курсов, показывает, что занятия этого типа повышают и общую успеваемость школьников.
114. В.А. Серов. "Портрет Иды Рубинштейн ".
Кроме того, многие учащиеся старших классов уже посещают подготовительные курсы при институтах, где лекционная форма изложения учебного материала является основной.
Традиционные репродукции и коллекции открыток, широко используемые в школах, на факультативных занятиях непригодны. Тем более непригодны для знакомства с картинами книжные иллюстра-
775. В.А. Серое. "Девушка, освещенная солнцем " |
ции, когда учитель с открытой книгой в руках обходит класс. Весь необходимый иллюстративный материал следует перевести на слайды. Преимущество такого методического наглядного оборудования доказывать не требуется. Практика показывает, что диафильмы по изобразительному искусству не всегда пригодны в лекционной работе и от них иногда можно отказаться. Хотя они и представляют собой компактную, хорошо отредактированную лекцию, все же она сковывает преподавателя, ограничивает его в изложении материала. Многие учителя режут диафильм на отдельные кадры, делают из них слайды и дополняют другими. Как бы ни
был хорош диафильм, он не даст того, что может дать живое слово учителя. Искусство преподавания заключается прежде всего в живом общении ученика с учителем, в психологическом контакте лектора с аудиторией.
От педагога требуется умение захватить внимание слушателей, заставить их чувствовать и переживать вместе с ним. Многие недооценивают значения этого психологического настроя, а он имеет огромную силу, он во сто крат усиливает впечатление, организует внимание слушателей. Педагог вовлекает аудиторию в сотворчество. Он все время находится в психологическом контакте со своими учениками, чутко ощущает их реакцию на каждую свою фразу, интонацию, паузу. Объясняя материал и убеждая учеников, педагог учитывает отразившееся в их глазах любопытство или равнодушие, непонимание или сомнение. В зависимости от этих молчаливых реплик он инстинктивно или сознательно "подстраивает" свою лекцию. Там, где это необходимо, он повторит, выдвинет на первый план самое важное или, наоборот, что-то смягчит либо опустит совсем, как уже понятное. Такое творческое владение учебно-воспитательным процессом, умение заинтересовать аудиторию, убедить, повести за собой составляет одну из важнейших сторон искусства преподавания.
В программе факультативного курса, где педагог имеет дело со старшими учащимися, и особенно в программе третьего варианта
116. А.М. Герасимов. "Портрет О.В. Лепешинской ".
факультатива, такое умение проводить лекции и беседы в постоянном контакте со слушателями находит самое широкое применение.
Факультативный курс по истории изобразительного искусства построен на историко-искусствоведческой основе и имеет целью расширить представления учащихся о развитии изобразительного искусства, о тесной связи искусства с жизнью общества на всех этапах его истории.
777. Марк Шагал. "Над городом ".
В результате изучения этого курса школьники должны разбираться в художественной ценности живописи, скульптуры и архитектуры, уметь делать небольшие (устные и письменные) сообщения и доклады по интересующим их разделам истории искусства. В городах, где есть художественные музеи, факультативные занятия следует проводить на примерах анализа подлинных произведений искусства.
В программе факультативных курсов по истории изобразительного искусства указан только общий объем знаний и навыков, — конкретное содержание и последовательность освоения учебного материала определяется самим преподавателем. В качестве подспорья начинающему педагогу при составлении индивидуальных учебных планов рекомендуем методический материал — "Таблицы занятий и бесед по изобразительному искусству в средней школе".
Поскольку опыт проведения факультативных курсов еще невелик, давать строго обязательные рекомендации мы не можем, каждому придется строить свою систему работы, ориентируясь на программу и на общие методические рекомендации.
Первый вопрос, который возникает у учителя: как построить курс, чтобы он был доступен школьникам? Многих беспокоит слабая худо-
' Таблицы приведены в книге В. В. Алексеевой "Изобразительное искусство в школе" (М., Советский художник, 1968. Приложение N1. С. 181—194).
жественная подготовка учащихся, низкий уровень их эстетической культуры. Смогут ли ребята освоить искусствоведческий материал, который заложен в программе факультативных занятий по истории изобразительного искусства? Некоторые преподаватели считают, что этот материал учащимся не под силу. Однако практика школ, где читается курс истории искусства, показывает, что ребята не только охотно посещают занятия, но и по-настоящему заинтересовываются, серьезно изучают предмет, хорошо усваивают материал и начинают правильно и серьезно оценивать произведения искусства. Все дело в методике преподавания.
Вначале курс истории искусства лучше преподносить в форме бесед, вернее, собеседования. Когда учитель почувствует, что ребятам это интересно, можно начать постепенно переходить на лекционную форму: 15—20 минут учитель излагает материал, 2—3 минуты отводит на вопросы и ответы, потом снова идет изложение и т. д. Первый месяц занятие ведется не более академического часа, в дальнейшем время можно увеличивать, доводя до двух часов лекционного изложения, конечно, с перерывом между каждый часом.
Говоря о том или ином произведении искусства, учителю необходимо всесторонне раскрывать его выразительность и ценность, обусловленную единством формы и содержания. В искусствоведческом анализе нельзя отделять форму от содержания, иначе трудно будет понять и путь возникновения образа, и его художественно-эстетические достоинства. Например, раскрывая значение термина "Художественный образ", учитель объяснит, что художественный образ в изобразительном искусстве, покоряющий зрителя своей выразительностью, является результатом огромной творческой работы художника, в нем отражаются мировоззрение, взгляды и эстетические вкусы художника, социально-экономические и политические отношения той эпохи, в которую жил и творил художник.
Школьная практика показывает, что очень часто учителя рисования ограничиваются показом средств выражения, художественных приемов, техники исполнения и мало касаются вопросов методологии и специфики искусства. Одностороннее освещение произведения искусства может привести к ложному его пониманию. Учитель, привыкший анализировать произведения искусства с внешней стороны, не может широко подходить к раскрытию художественного образа. Он начинает отдавать предпочтение какому-то одному виду искусства, одной его стороне.
Так, учитель, сам занимающийся живописью, любит говорить о станковой картине и меньше знакомит школьников с монументальной живописью, с архитектурой, ограничивается лишь формальным
перечислением программного материала. В памятниках архитектуры он обращает внимание только на конструктивные элементы сооружения, на инженерно-строительные достоинства здания, на внешнее оформление. Между тем в памятниках архитектуры воплощаются передовые идеи, достижения науки и техники, философско-эстетичес-кие взгляды того времени, той эпохи, когда было создано сооружение, и рассказать об этом ученикам должен руководитель факультативного курса.
Все это говорит о том, что учителю рисования необходимо постоянно расширять и обогащать свои знания, как бы дать самому себе университетское образование.
Чтобы искусствоведческий материал лучше усваивался, первое время его надо теснее связывать со школьной программой по истории, литературе, не выходя особенно за пределы программы. В дальнейшем можно давать сведения и более широкого плана, включать греческую мифологию, легенды, послужившие содержанием произведений искусства. На конкретные вопросы ребят о том, кто и что изображено на картине, учитель должен всегда уметь ответить, а для этого ему нужно самому хорошо знать их содержание.
Хотя факультативный курс и не является обязательным для всех, все же учителю следует контролировать и оценивать знания учащихся. Вводить пятибалльную систему оценки знаний, возможно, и не стоит, однако проверка знаний должна быть. Она может проходить путем опроса, задания на дом письменных работ, поручения докладов, сообщений и рецензий, проведения небольших дискуссий.
Как мы уже говорили, методика преподавания требует не только знаний, но и педагогического мастерства. В этом плане справедливо замечание В. В. Алексеевой: "Университет дает прекрасную искусствоведческую подготовку, однако ее недостаточно, чтобы работать в школе с полной нагрузкой и во всех классах. И вероятнее всего, искусствовед должен был бы совмещать школьный труд с другой деятельностью. С этой точки зрения, выпускник художественно-графического факультета МГПУ имеет огромное преимущество перед университетской молодежью, ибо специфика факультета вменяет ему в обязанность овладеть комплексом дисциплин — рисованием, живописью, эстетизированным трудом, черчением и историей искусства. Они являются творческой средой студента в течение всего срока обучения в данном вузе. И, конечно, нам представляется, что именно он должен быть творцом педагога нового профиля".
Педагогическое мастерство начинающего учителя должно проявиться уже в период организации факультативных курсов.
1 Ныне - Московский государственный университет печати. Прим. ред.
На факультативные занятия по изобразительному искусству отводится 210 часов, по 2 часа в неделю (часы эти сдвоены), из расчета: 35 часов в седьмом классе, 70 часов в восьмом, 70 в девятом и 35 в десятом.
Варианты программы составлены таким образом, чтобы учебный материал каждого класса представлял собой законченное звено курса. Поэтому преподаватель имеет возможность организовать факультативные курсы с различными сроками обучения: на 3 года, на 2, на 1 и даже на полгода. Каждый учитель может творчески подходить и к составлению своего плана и программы занятий.
Творческой инициативы требует и общий комплекс работ учителя рисования в общеобразовательной школе, где ему приходится беспрерывно менять свою методику при обучении по рисованию с натуры, то живописи, то декоративному, то тематическому рисованию, быть то художником-педагогом, то лектором-искусствоведом, то экскурсоводом, то сценаристом и режиссером одновременно.
Все это говорит о том, что работа в школе невозможна без любви к делу. Эта работа требует непрерывного обогащения знаний, знакомства с опытом творчески работающих учителей, с книгами и статьями по методике обучения изобразительному искусству.
Шагал Марк Захарович (1887—1985), французский живописец и график. Фантастические иррациональные произведения.
С. - 238.
Шаляпин Федор Иванович (1873—1938), русский певец.
С. 95.
Шебуев Василий Козьмич (1777—1855), русский живописец. Мастер классицизма.
С. 53.
Шмидт Иосиф — ученик Песталоцци, художник.
С. 37, 38.
Шмид Петр, учитель рисования (Берлин).
С. 37, 38.
Щедрин Родион Константинович (р. 1932), русский композитор, один из ведущих мастеров современной музыки.
С. 147.
Шувалов Иван Иванович (1727—1797), русский государственный деятель, президент Академии художеств.
С. 54.
Эвпомп, древнегреческий живописец.
С. 17, 18.
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898—1948), русский кинорежиссер, теоретик кино, художник.
С. 95.
Эйнштейн Альберт (1879—1955), физик-теоретик, один из основателей современной физики.
С. 98.
Юон Константин Федорович (1875—1958), русский живописец. С. 80, 82, 83.
Яковлев Александр Сергеевич (1906—1989), русский авиаконструктор.
С. 97.
Яковлев Василий Николаевич (1893—1953), русский живописец. Тематические картины, портреты, рисунки.
С. 142, 171.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................. 3
Введение. Методика как предмет изучения .................... 4
Краткий очерк истории методов обучения рисованию ............ 13
Зарубежные методы обучения рисованию ................ 13
Методы обучения рисованию в России .................. 51
Методы обучения рисованию в отечественной школе...... 76
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.................................. 89
Содержание занятий по изобразительному искусству в средней школе ................................................... 100
Рисование с натуры ................................... 100
Декоративное рисование............................... 104
Рисование на темы.................................... 108
Беседы об искусстве................................... 110
Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в школе .................................113
Принцип воспитывающего обучения и идейно-политической направленности .......................................... 114
Принцип научности................................... 116
Принцип наглядности................................. 133
Принцип активности и сознательности обучения ......... 147
Принцип систематичности и последовательности обучения 152 Принцип доступности и посильности обучения........... 159
Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса. 163 Урок как основная форма организации учебной работы в школе ... 185
Учет успеваемости школьников .............................. 207
Внеклассная и внешкольная работа .......................... 213
Изокружок. .......................................... 215
Экскурсии ........................................... 218
Беседы .............................................. 219
Лекции.............................................. 222
Доклады............................................. 223
Кинофильмы......................................... 223
Домашнее рисование учащихся......................... 224
Школьные вечера-концерты ........................... 226
Факультативные курсы в средней школе....................... 228
Аннотированный указатель имен ............................. 242
Николай Николаевич Ростовцев