Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса
Изобразительное искусство в школе, как и любой другой учебный предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. На уроках рисования дети прежде всего приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки.
Говоря о рисовании в школе, надо прежде всего иметь в виду, что изобразительная деятельность ребенка в школьных условиях, уже начиная с первого класса, перестает быть игровой деятельностью, а становится учебной. С первого класса следует закладывать у учащихся основы знаний и навыков реалистического изображения, отводить их от наивного и примитивного рисунка. В школе детей начинают обучать основам наук, и в области изобразительного искусства им надо дать правильное понятие о правилах и законах изображения формы на плоскости. Отсюда понятно, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить внимание ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала.
Отстаивая необходимость художественного образования, квалифицированного руководства со стороны педагога, мы стремимся к тому, чтобы дети не ограничивались поверхностным знакомством с искусством, а по мере возможности получали более глубокие знания . Человек не может любить то, чего он не знает, он не может
I |
заинтересоваться тем делом, которым ему никогда не приходилось заниматься.
В раннем возрасте дети готовы заниматься любым делом, они охотно строят города, рисуют, танцуют, поют и т. д., но, как только наступает момент для дальнейшего совершенствования в этом деле, они требуют помощи, руководства. Если в этот момент к ним не явится опытный руководитель, они забрасывают свое занятие, которому вначале отдавались всей душой. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали и за то, чтобы преподавание рисования было поставлено правильно.
Рассматривая рисование в школе как общеобразовательный предмет, нельзя в то же время превращать его в игру, забаву.
В дореволюционной России богатые дворянские семьи тоже заботились об эстетическом воспитании детей, для чего они приглашали лучшего учителя танцев (не для того, чтобы из дочери сделать балерину), выдающегося музыканта-композитора, известного художни-
ка. Это было доступно только избранным. Теперь в нашей стране все дети имеют возможность овладеть основами изобразительного искусства, музыки, пения, так как данные предметы включены в школьный курс как учебные.
Итак, каждый преподаватель изобразительного искусства является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников, организует их работу. Без руководя-щей и направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе.
Преподавание изобразительного искусства в массовой школе, как мы уже говорили, прежде всего преследует общеобразовательные, а не специальные цели. Оно помогает детям познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, учит различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходство и различие.Преподаватель раскрывает перед школьниками мир прекрасного, развивает их эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию, к совершенству, к тому чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог может добиться всего этого, не только вдохновляя учащихся произведениями большого искусства, но и обучая основам изобразительной грамоты.
Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. С первых шагов обучения ему нужен наставник и руководитель. Например, начиная рисовать с натуры, ученик обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать, как преодолеть чистый лист бумаги. Опытный педагог покажет ему, как расчленить свою работу на отдельные этапы и в какой посдедова-тельности их осуществлять.
/ |
При обучении рисованию с натуры педагог прежде всего уделяет внимание вопросам наблюдения и восприятия натуры. Способность правильно видеть — прирожденная в человеке, и она должна развиваться. Для этого надо с детского возраста приучать его внимательно рассматривать предметы, обращать внимание на характерные особенности формы, окраски, пропорции, приучать анализировать строение предметов.
Прежде чем начать анализ натуры, учитель привлекает внимание детей к данному предмету и задает ряд вопросов: каков характер фор- мы предмета? Каковы пропорции: что больше — высота или шири- на? Как освещен предмет? Каков его цвет? Такое предварительное ознакомление с натурой служит поводом к дальнейшему ее изучению. Педагог постепенно переходит к более углубленному наблюде-
нию: он указывает на основные особенности строения натуры, рас-крыват её своеобразие, т. е. подводит к серьезному научному анализу. Он объясняет конструктивную особенность строения формы предмета, закономерность распределения света на поверхности формы, закономерность перспективных явлений.
Чтобы ученик ясно представил изучаемый объект, он должен прежде всего охватить его форму в целом, затем четко и ясно увидеть все существенные признаки этого предмета, все его важные детали, свойства и вместе с тем ясно представить взаимное расположение этих элементов, т. е. структурное единство натуры.
Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные пояснения иллюстрировать рисунками на классной доске или методическими пособиями.
Когда ученик ознакомился с натурой, он может переходить к рисованию. Педагог ставит перед ним учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, направляет внимание на самые важные особенности строения натуры.Педагог внимательно следит за работой мысли ученика, постоянно ее направляя, поддерживая. Не следует "думать за ученика", а особенно рисовать за него, пусть он сам упражняет свою мысль, свои навыки, но не следует и упускать его работу из вида. В момент, когда ученик сам не сможет преодолеть затруднения, надо вовремя помочь ему намеком, наводящим вопросом.
В начальных классах дети еще не привыкли анализировать натуру в процессе построения изображения и рисунок выполняют по первому впечатлению. Они мало обращаются к натуре, почти совсем не сверяют свой рисунок с натурой. Этому их учит педагог, направляя внимание с поверхностного наблюдения к серьезному анализу натуры. Рисуя, ученики должны не торопиться, а осторожно и последовательно усложнять свою работу.
Если ученик дает неверное изображение, педагог немедленно указывает на это и советует выправить. Исправляет изображение ученик по-прежнему легким прикосновением карандаша к бумаге и по возможности без применения резинки (ластика). Резинка применяется в крайнем случае, когда рисунок сильно загрязнен и новая поправка не видна.
Технику исправления ошибок учитель показывает школьнику на его же рисунке. Причем исправление ошибки проходит с обстоятельными пояснениями, чтобы ученик ясно осознал причину ошибки и методику ее исправления. На практике это правило часто не соблюдается. Учитель просто говорит: "неверно", а где ошибка и как ее исправить, не объясняет.
Указать на ошибку надо вовремя и вовремя оказать помощь. Если педагог запоздает, то потом помочь ученику исправить ошибку будет значительно труднее.
Как же преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе, когда учащиеся начали рисовать? Спустя 2—3 минуты после объяснения он обходит класс и наблюдает за работой детей. Заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого он начал обход.
Когда же педагог замечает типичную ошибку у всего класса,он приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту
ошибку. Объяснения в таких случаях надо проводить у доски. Вначале учитель обстоятельно объясняет причину ошибки, а затем, рисуя на классной доске, показывает, как ее следует исправить.
При изложении учебного материала перед учителем должна постоянно стоять задача — сделать все возможное, чтобы все ученики понимали его. Каждое слово учителя должно быть понято детьми. Учебный материал должен излагаться так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий. А для этого надо стараться избегать тех слов и выражений, которые ученику непонятны, которые он слышит впервые. Если же учитель не может обойтись без этих слов (например: тон, колорит, валер, лессировка), то он обязан тут же разъяснить уче-никам~их значение, рассказать об этом просто и ясно. 0чень важно, чтобы изложение материала не было сухими скучным, Надо заинтересовать учащихся, увлечь их.
Если педагог объясняет материал просто и увлекательно, то, как правило, весь класс слушает с напряженным вниманием. Если же учитель излагает материал неясно, запутанно, то ученики постепенно перестают его слушать.
В период педагогической практики нам пришлось много наблюдать за учениками и учителем и отмечать такое явление. Учитель входит в класс и сразу же привлекает внимание всех детей. Они в его власти, и теперь все зависит от учителя: сумеет он удержать внимание учеников или упустит этот момент. Хороший учитель сразу овладевает вниманием учеников и, не ослабляя его ни на один миг, умело переходит к теме урока. Малоопытный педагог часто тут же разрушает сосредоточенность своих учеников. То он неумело объявит тему урока, не сумев заинтересовать ею детей, то начнет так непонятно объяснять материал, что дети перестают его слушать.
Во многих случаях урок проходит плохо именно по вине учителя, а не ребят. Например, проводя урок-беседу об искусстве, учитель замечает, что многие его не слушают. Он прерывает урок, наводит порядок и начинает снова. И опять тот же результат. Учитель начинает думать, что этих ребят ничем нельзя заинтересовать. Но причина кроется в другом: преподаватель злоупотреблял непонятными детям выражениями и терминами. В его речи то и дело звучали, например, такие слова и выражения: "пастозная живопись", "сфумато", "экспрессия", "фактура", "художник хорошо решает вещь в тоне", "художник применяет лессировки" и т. п. А раскрыть значение этих терминов он не считал нужным. Конечно, это утомляло детей, им было непонятно, а следовательно, и неинтересно.
Как уже говорилось выше, особое внимание должно быть уделено методике организации учебного процесса на уроках декоративного и тематического рисования. Многие учителя проводят эти занятия пассивно, предоставляя школьникам полную свободу действий. Они исходят из того, что на этих занятиях дети должны вести самостоятельную творческую работу. Например, если во втором классе, на первых уроках декоративного рисования, школьники изображали орнаменты по схеме, данной учителем, и в основном копировали образцы народного творчества, то следующие задания они, по мнению некоторых учителей, должны выполнять самостоятельно, без помощи педагога. Это неверно. Учителю нельзя полностью самоустраняться, он должен постоянно руководить школьниками, помогать им решать сложные творческие задачи.
Знакомя детей на уроках декоративного рисования с правилами и законами ритма, симметрии и асимметрии, педагог не лишает детей творческой инициативы, а, наоборот, активизирует их творческую фантазию. Детям очень поможет в творческой работе, если они узнают от учителя, например, следующее:
— в композиции, построенной по законам симметрии, может иметь место известный акцент (рис. 77);
— в орнаментальных композициях использование ритма может выразиться в повторении какого-либо изобразительного элемента (рис. 78), в ритмическом чередовании одного и того же элемента (рис. 79, 80), в сложных ритмических вариациях (рис. 81);
— ритм может быть выражен линиями (рис. 82), тональным чередованием;
— в орнаментальных изображениях ритмически могут повторяться как геометрические, так и природные формы: цветы и листья растений (рис. 83, 84), фигуры людей (рис. 85), птицы и животные (рис.86);
77. Русский орнамент.
78. Орнамент северных народов.
79. Литовский орнамент.
80. Латвийский орнамент.
— правила соблюдения ритма можно проследить в рапортных повторениях на обоях, тканях, коврах (рис. 87, 88).
Все это обогащает творческую фантазию школьников. Более того, обращение к правилам и законам композиции заставляет и преподавателя активно строить учебно-воспитательный процесс, а не просто предоставлять ученикам возможность заниматься детской самодеятельностью .
Особое внимание надо уделить вопросам методики преподавания композиции на уроках тематического рисования.
Школьная практика показывает, что нередко учителя рисования пускают на самотек и уроки по сочинению тематических картин: дают только тему для композиции, а дети решают ее "кто во что горазд".
Конечно, педагогу легко вдохновить детей на тематическое рисование, особенно в начальных классах. Стоит только спросить их, что они видели летом, как у них моментально возникают яркие воспоминания о лесе, купанье, ловле рыбы и другие красочные картины. Этого оказывается достаточно не только для того, чтобы вдохновить детей на работу, но и для того, чтобы оставить их без руководства, а учителю стать пассивным наблюдателем.
Работа над тематической ком-с поисков
81. Платок "Келагай ". Азербайджан. |
сюжета, и задача учителя — помочь детям выбрать такой сюжет композиции, который был бы доступен учащимся данного возраста и увлекателен для них. Успешному решению поставленной задачи прежде всего помогает использование прошлых зрительных впечатлений детей, их представлений об окружаю-щей действительности.
84. Поставок. Хохломская роспись. |
82. Киргизский орнамент.
Без использования прошлого опыта восприятий и представлений человек не может творчески создавать новое — воображать, фантазировать. Художник или писатель, создавая произведе--ния, всегда исходит из реальных образов, почерпнутых из жизни. "Даже в процессе воссоздания фантастических образов худож-ник опирается на элементы реальных образов, хорошо известных человеку.
83. Свечной шкаф. Фрагмент. |
Развивая творческое воображение на уроках тематического рисования, учителю надо это учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Здесь же учитель объясняет, что композиция картины помогает художнику не только яснее раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению.
Прежде чем учащиеся приступят к составлению эскиза композиции, их надо предупредить, что обилие изобразительных объектов не всегда помогает раскрыть содержание темы. Излишек объектов часто мешает отображению идейного содержания.
85. Древнегреческий орнамент.
Обучение самой композиции должно начинаться с раскрытия основных ее правил и законов.
Некоторые художники, искусствоведы, педагоги считают, что четких и строгих правил и законов композиции не существует, а потому и обучать тут нечему; что композиция — дело индивидуальное, зависящее от интуиции художника, от его природных дарований.
Однако старая Академия художеств обучала своих воспитанников правилам и законам композиции, и сегодня художники-педаго-ги,уважающие традиции реалистического искусства, стараются их восстановить. Так, например, академик М. Г. Манизер указывает десять правил композиции, А. М. Лаптев — пять правил (1),академик А.,А. Дейнека — девять2. Академик В. Н. Яковлев говорил, что в нашем изобразительном искусстве существует двенадцать общих законов композиции и сорок частных правил композиционного решения тематической картины.
В связи с затронутым вопросом рассмотрим ряд законов композиции, с которыми часто приходится встречаться в тематических картинах: симметрия и асимметрия, равновесие и ритм, статика и динамика, под-чинение второстепенного глав-
' См.: О композиции. Сб. статей. М., 1959. С. 16-18.
86. Городецкая роспись. |
2 См.: Дейнека А. А. Учитесь рисовать. М., 1961. С. 170.
87. Набивная ткань.
88. Эстонский шерстяной ковер.
89. Помпейская фреска.
ному, выделение зрительного центра и выявление главного в компо-зиции картины.
Закон симметрии в композиции требует точного соответствия правой и левой частей композиции, как бы зеркального взаимного отражения левой и правой частей картины. Примером такого композиционного решения может служить фресковая роспись стены (рис. 89), "Гадалка" Д. Б. Караваджо (рис. 90), "Сикстинская мадонна" С. Рафаэля (рис. 91).
Асимметрия требует нарушения равновесия в композиционном размещении объектов изображения. Нарушение симметричного равновесия в композиции рождает динамику, вносит в картину элемент беспокойства. Примерами такой композиции могут служить рисунок К. Колъвица "Прорыв" (рис. 92), плакат Ф.Холдера "Дровосек" (рис. 93).
Равновесие требует композиционной устойчивости картины. Здесь уже не требуется точного зеркального соответствия правой и левой частей картины, однако композиционное равновесие должно быть. Это равновесие может выражаться в таком расположении объектов изображения, когда, например, одна половина картины заполнена фигурами людей, а другая — домами или деревьями; в распределении цветовых и тоновых отношений — когда на одной половине картины верх решен в светлом тоне, низ — в темных тонах, а на другой половине, наоборот, верх — в темных тонах, низ — в светлых. Примерами могут служить картина К. Брюллова "Последний день Помпеи" (рис. 94), групповой портрет работы Д.Б. Караваджо (рис. 95).
90. Д. Б. Караваджо. "Гадалка ".
У Ритм в композиции создается чередованием одного и того же предмета изображения или одного и того же движения фигуры. Закон ритма помогает художнику передать стройность и непрерывность движения. Примерами могут служить "Прогулка заключенных" Ван Гога (рис. 96), "Смерть коммисара" К.С. Петрова-Водкина (рис. 97), "Оборона Петрограда" А. Дейнеки (рис. 98). Закон статики требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений композиции по вертикалям и горизонталям. Классическим примером этого может служить "Тайная вечеря" Лео-нардо да Винчи (рис. 99).
Закон динамики, наоборот, требует резкой смены в направлении движения масс, расположения фигур в картине по диагоналям, спиралям, зигзагообразного движения. Примерами могут служить рисунок О. А. Кипренского "Пир Валтасара" (рис. 100), "Слепые" П. Брейгеля, "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова и многие другие. Закон подчинения второстепенного главному требует от художника такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал к себе внимание через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Примером такого решения композиции мо-
91. С. Рафаэль "Сикстинская мадонна'
жет служить картина В. А. Серова
'Ленин провозглашает Советскую власть".
Закон выделения зрительного центра, т. е. выделение главного необычным композиционным размещением его, требует от художника такого решения, чтобы зритель не видел в этом нарочитости.
92. К. Кольвиц. "Прорыв ". |
Например, в картине А. К. Саврасова "Грачи прилетели" выделена центральная вертикальная ось композиции. По законам перспективы зрительный центр в картине должен бы находиться на линии горизонта, в точке пересечения центральной вертикали с линией горизонта. Однако художник переносит зрительный центр выше, туда, где изображены грачи. Для наглядности мы приводим композиционную схему данной картины (рис. 101). Тот же прием мы можем отметить в картине И. Е. Репина "Дуэль", где зрительный центр смещен вправо по отношению к центральной вертикали (рис. 102).
93. Ф.Ходлер. "Дровосек". |
Конечно, дети не будут решать эти задачи в такой сложной форме. Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но с основными законами композиции дети должны познакомиться в школе.
И мы знаем, что там, где учитель руководит их приобщением к изобразительной грамоте, успехи у детей налицо.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала на каждый день, месяц, четверть на всем протяжении учебного года. Интенсивность отдельного урока определяется
94. К. Брюллов. "Последний день Помпеи ".
95. Д. Б. Караваджо. "Распятие апостола Андрея".
количеством нового учебного материала, нормой физической на-грузки на каждого ученика при продолжительности урока в 45 минут. Такая система дает возможность, не переутомляя ученика, эффективно использовать учебное время. Работа по урокам определяется твердым недельным расписанием, что дает учителю возможность четко спланировать работу по программе на весь год.
Приступая к планированию
прежде всего необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность , изучения курса по годам обуче- ния, количество часов, отводи-
мых на каждое задание, и средст-ва выполнения.
. Ван Тог. "Прогулка заключенных ". |
Знания и навыки, которые учащиеся должны усвоить в каждом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начинающим педагогам часто кажется, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и раскрывает методическую последовательность усложнения учеб-
ных задач по годам обучения, однако многих частных вопросов методики преподавания она не касается. Как мы уже выяснили, педагогический процесс - творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов — дело самого учителя, организатора работы.
Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реализовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые рекомендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие картины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюр-мортные постановки из таких предметов, которых в сельской местности нет.
Учебная программа и не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо познакомить учащихся и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо художника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заменить их другими картинами того же художника.
97. К. С. Петров-Водкин. "Смерть комиссара ".
98. А. Деинека. "Оборона Петрограда ".
99. Леонардо да Винчи. "Тайная вечеря ".
То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постановок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими, аналогичными по форме.
Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой — согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении.
100. О.А. Кипренский. "Пир Валтасара ". 181
работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то ребята легко настроились бы на продолжение этой работы и в каникулярное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и темати- |
101. Композиционная схема картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели ".
При составлении индивидуального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Же "годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Составляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды занятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя признать удачным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую
102. Композиционная схема картины И.Е. Репина "Дуэль ".
ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН ПО РИСОВАНИЮ ВО 2 КЛАССЕ/ЗЗчаса-урока/
3 урок 4урок 5 урок 6урок 7 урок 8урок |
у/юн 12 уро* 0 драя I* доелг 15 урок № урок |
11 ирок \ Парок 2«Я8вс гэдря 16ура* |
103. Иллюстрированный учебный план.
ческие композиции, связанные с праздниками — Нового года, Восьмого марта, Первого мая и др..
Иллюстрированный план позволяет сразу увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность.
Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы. На рисунке 103 дан пример подобного плана.
Некоторые методисты считают такой вид работы излишним, так как для выполнения иллюстрированного плана требуется известная затрата времени. Практика убедила в обратном. Те, кто не составляет иллюстрированного плана, тратят времени гораздо больше, им приходится перекраивать свой план работы по нескольку раз в год. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание. Кроме того, такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного матери-
ала — составлению календарных планов для каждого класса, тематических разработок и конспектов уроков.
Одновременно с составлением учебного плана преподаватель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, аннотаций, иллюстративный материал, различного рода методические пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества.
Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки.
Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала.
Вышеизложенное дает возможность учителю увереннее приступать к составлению конспекта урока.
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ
От организации и умелого проведения уроков почти полностью за
висит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок
должен быть законченным, цельным и в то же время ялвляться частью
системы уроков, связанных между собой общей целью и общими за-
дачами данного учебного предмета.
Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа уча-
щихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отводимое на тот или другой элемент урока, может меняться. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования; на уроках — беседах об искусстве они узнают о замечательных произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
При организации любого урока, будь то рисование с натуры, беседа, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:
1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе долж- ной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой на учебную работу.
Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо активно привлекать дежурных учеников.
Серьезное значение в методике преподавания рисования в начальных классах имеет правильная организация рабочего места учащего-
ся. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте. В некоторых школах в кабинетах рисования имеются специальные шкафы, где хранятся рисовальные принадлежности и альбомы учащихся. Перед началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши, краски и тетради, разливают в баночки воду для работы красками. Для слива грязной воды имеется в углу ведро, и ученик во время урока имеет возможность сменить воду.
Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал.
2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстри-рует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.
При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь Построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на доске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той цели, которую учитель ставил перед классом.
Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более детальному изо-бражению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клёна в многоугольную геометрическую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонтальных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения дают возможность правильно начать и вести работу над изображением.
Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет просто забыта.
В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику правила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги.
Поворачивать рисунок во время работы нельзя. Когда рисунок лежит перед учеником прямо, руководителю легче объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, горизонталь).
Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
Особое внимание вначале следует обращать на свободное движение кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, но и в написании букв и цифр.
Следует также иметь в виду, что нередко учащиеся пользуются на уроках рис