Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений).

про романтизм сказано в предыдущем вопросе, поэтому я сразу к Айвазовскому перейду

Айвазовский учился в Академии художеств. Ездил по заданию в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ. Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал". Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений). - student2.ru

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. Картина «Радуга» Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений). - student2.ru

стала ответом Айвазовского на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и стало новым этапом в творчестве живописца. На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». Но с другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины. Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «выдуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма. В сюжете картины - бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега. Изобразив бурю, Айвазовский написал её так, будто сам побывал среди стихии. Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты которого целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно. Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Кормчий указывает направление, в котором следует плыть. Люди измучены борьбой со стихией. Они откинулись к бортам, дабы сохранить силы, что бы со временем сменить гребцов. Уныние моряков сменяется оживлением. На небе появляется радуга обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает - чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности. Ассоциации – я могу назвать только стихотворение Баратынского «Буря». И вообще можно сравнить со всякой поэзией…типа такая динамика, столько всяких чувств вызывает…короче не прозаическая тема.

5 вопрос.Романтизм:мир. основы и эстетика(сравнить живопись и литературу)Тв-во К.П.Брюллова(анализ не менее 3 произведений разных жанров).Н.В.Гогооль о Брюллове

Ребят,я сразу перейду к тво-ву Брюллова(так как про романтизм сказано в билетах №3,4).

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.(Кратко о нем… Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Слава пришла к нему ещё в Академии — всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).

В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.

После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением — «Последний день Помпеи» (1830—1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

Стоит здесь говорить об академизме и романтических тенденциях.

«Автопортрет»(1820) миниатюрный автопортрет К.П. Брюллова выполнен в 1820-1830-х гг. В это время художник работал в Италии над своим знаменитым произведением «Последний день Помпеи», в одном из персонажей которого можно увидеть портретное сходство с самим Брюлловым. Автопортретный в своей основе образ художника с ящиком красок и кистей на голове, созданный в картине «Последний день Помпеи», очевидно, нашел отражение и в миниатюрном портрете автора, находящемся в собрании Фонда. В частности, на это указывает обращенность фигуры на миниатюре и на картине влево. Тот же наклон курчавой головы, только на картине взор мастера обращен вверх, словно он обозревает панораму гибнущего от извержения вулкана Везувий города, а на миниатюре - вдаль. Отличие проявляется и в некоторых деталях одежды. Костюм на миниатюрном изображении юноши в соответствии с модой эпохи написан в романтическом стиле. Никаких примет времени, профессии, социальной принадлежности, зато подчеркнуто сходство с совершенными и величавыми героями искусства Древней Греции. Кстати, по свидетельствам многих современников, молодой Карл Брюллов тонкими чертами лица в обрамлении вольно вьющихся кудрей действительно напоминал Аполлона. В этом лице - отпечаток неспокойной, непокорной, ищущей натуры. Это уже человек, живущий идеями и тревогами сложного для Европы и России времени - середины 1820-х гг. За проведенные в Италии годы Брюллов создал целый цикл автопортретов. Одна из основополагающих идей развивающегося романтизма - жгучий интерес к индивидуальности, неповторимому духовному миру человека. Эстетика романтизма декларировала «свободу личности» — право на независимость, протест против сословных преимуществ. Стремление утвердить в обществе положение творческой личности вызвало взлет жанра автопортрета. Миниатюра не окончена (принцип non finito весьма характерен для художника - многие известные его произведения остались незавершенными), но уровень ее исполнения очень высок. А использованные для ее создания материалы - тонкая пластина слоновой кости, дорогие пигменты - придают миниатюре изысканность и позволяют отнести ее к разряду истинных раритетов.

Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений). - student2.ru

Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений). - student2.ru «Автопортрет»(1848)

Его семья-выходцы из Франции.Была у них фамилия Брюлло.

Сюда можно привязать роман Гончарова «Обрыв»( там говорится о том,как Райский любил искусства. Это то, что особенно сильно задевает душу, заставляя её пламенеть страстным огнем.Он был художником.Также он любил музицировать и т.д.)

Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений). - student2.ru «Итальянское утро»(1823) К

Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений). - student2.ru «Итальянский полдень»(1827)

Как будто перед нами жанровые сценки.Аллегория человеческого возраста.За рамки традиции выводит любование жизненными реалиями.

«Графиня Юлия Самойлова,возвращающаяся с прогулки со своей воспитанницей Джованиной и арапчонком»(1834)Центральный персонаж-дана девушка в движении,будто бы парит в воздухе.Преданный взгляд арапчонка.цвет у Брюллова:черный,красный,белый. Изображая юную девушку — Джованину и ее маленькую приятельницу — Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.

Животные у Брюллова выглядят более оживленно,чем люди.

«Последний день Помпеи»(1830-1833).От академизма здесь идет изображение фигур.Изображение одежды исторической тосностью не отличается.Художник сделал так ,чтобы сочетались цвета.Лица и фигуры абсолютно идеальны.Парализованный старик-исторический элемент. Выстроенная композиция.явно здесь присутствует академизм,но здесь также работает романтизм.Художник изображает не толпу.Каждая группа композиционно выстроена.роль кулис соблюдается.В середине оказывается как бы провал.Каждая группа людей воплощает некую человеческую страсть.Соединение внешней и внутренней красоты.Прекрасным и трагическим могла быть и гибель.Материнство-красота веры (начало христианства).Красота семейной любви.Вокруг каждого персонажа своя история.Нехороший здесь человек-языческий жрец.он уносит все ценности из храма .Смерть находится в центре картины.

Привлекаю сюда Пушкина.Стихотворение «Везувий зев открыл»

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Н.В.Гоголь «последний день Помпеи».О Брюллове.

В 1834 году была опубликована статья Гоголя о картине Брюллова «Последний день Помпеи». Гоголь восторгается этим произведением. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту в творении Брюллова. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотою» . В этом Гоголь видел главную идею картины. Содержание же статьи несравненно шире, так как Гоголь касается в ней общих вопросов живописи, весьма точно определяя ее состояние в 20-30-х годах XIX века. В первый раз в жизни принявшись за художественную критику, Гоголь обнаружил необыкновенное умение находить словесное выражение сложнейшим живописным впечатлениям. То, что написано Гоголем в статье о «Последнем дне Помпеи», по образности и по глубине проникновения не идет ни в какое сравнение с уровнем тогдашней художественной критики. Лично познакомиться с Брюлловым Гоголю довелось значительно позже, возможно в 1841 году.

Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика (сравнить живопись и литературу). Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений). - student2.ru

Также его картины:»Портрет баснописца крылова», портрет писателя Н.В.Кукольника»и т.д.

Наши рекомендации