Томас Гарди и его «романы характеров» и среды «Тэсс из родо Дэрбервиллей»

19-20 век. Интересы трудового народа для Гарди были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии во второй половине XIX в. Писатель выступил в за­щиту сельской Англии, патриархальной старины, основ на­родной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развити­ем капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазно­му прогрессу и дал резкую, сатирическую критику капитализ­ма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.

Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди - в выражении народных интересов, в великолепном знании на­родных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.

Томас Гарди резко выступил против тяготения к компро­миссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримо­сти. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Ро­маны характеров и среды» (Novels of Characters and Environ­ment), «Романы изобразительные и экспериментальные» (No­vels of Ingenuity and Experiment), «Романтические истории и фантазии» (Romances and Fantasies). Среди этих, групп выделяется первая, состоящая из семи книг. В неё включен и роман «Тэсс из рода д'Эрбервилей» (Tess of the d'Urbervilles, 1891)

«Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия - Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения не­скольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Берк­шир и др.). Сам Гарди говорил о том, что в изображенном им городе Кестербрндже очень много от реального Дорчестера. Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя (Тесс)

В романе «Тэсс из рода дЭрбервилей» Гарди с большим со­чувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талант­ливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой - Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король... Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».

Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода дЭрбервилей» является социальный конфликт между кресть­янами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священ­никами - с другой. Крестьянство в романе представлено семь­ей мелкого фермера Дарбейфилда, обедневшего потомка древнего аристократического рода дЭрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь Дарбей­филда Тзсс стала жертвой сластолюбивого Алека д*Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорож­денный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и краси­ва, Но ее стремление к счастью всегда наталкивалось на жес­токие предрассудки и законы общества. «Две силы участвова­ли в игре - врожденное стремление к счастью и сила обстоя­тельств, препятствующая счастью».

Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существую­щим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставлен­ная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв наде­жду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва - на всю жизнь жертва! Таков закон!» - говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджел ом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней. Подзаголовок романа - «Чистая женщина, правдиво изобра­женная» - звучал вызовом жестоким законам общества, кото­рое преследовало чистую женщину, довело ее до отчаяния, толкнуло на кровопролитие, а затем приговорило к смерти.

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фата­листической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагиче­ских страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а пере­дают ощущение неизбежности трагедии в существующих со­циальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повест­вуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обви­няет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Гарди - выдающийся мастер пейзажа. В структуре его ро­манов пейзаж занимает очень важное место. Изображение сельской жизни включает в себя картины природы. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует рас­крытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров. Пейзажные зарисовки в романах Гарди психоло­гизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в при­роде, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчерк­нуть динамику человеческих страстей.

В своих пейзажных зарисовках писатель ис­пользовал приемы, характерные для живописи.

Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма XIX в. Писатель создал замечательные произведения, повествующие о народной жизни, раскрывающие глубокие драматические конфликты современ­ной эпохи. Трагические темы и образы произведений Гарди оказали сильное влияние на английскую литературу XX в

Неоромонтизм Р.Киплинга

Неоромантизм – направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Движение неоромантизма возникло как противопоставление викторианскому реалистическому роману.

Характерные черты: неприятие действительности, сильная личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и.т.д. Неоромантизм - гибрид романтизма и реализма. В сюжете - воссоздание романтического героя и романтической атмосферы, но техника описания, место действия, авторская позиция - взяты из реализма. Неоромантики тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основы которого заложили Майн Рид и Ф. Kyпер.

Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р Л .Стивенсона (теоретик направления), Р.Киплинга, А.К.Дойла.

Редьярд Киплинг (1865—1936).

Киплинг первый ввел в литературу «человека действия» - солдата, чиновника, миссионера, этот тип героя заменил в его книгах авантюриста, искателя приключений, любителя дальних странствий, типичного героя приключенческих романов. Он разрабатывал колониальную тематику не в привычном экзотическом плане, он рисовал тяжкий совсем ни поэтичный труд тех, кто взялся нести «бремя белых».

Киплинг - создатель колониальной литературы. Жители колонии находятся под бременем белого человека, но это бремя приятно. Сила на стороне белого человека, т.к. на его стороне наука, мышление.

В прозе и лирике Киплинг продолжает Ницшеанские мотивы (сверхчеловек). Колониальный механизм - технология производства сверхлюдей. Если у Ницше сверхчеловек - абстрактная, недостижимая цель, то у Киплинга это вполне реальный особенный вид человечества в колониях, который стоит на пути к достижению этой цели.

«Казарменные баллады» с их грубоватой задушевностью располагали массового читателя: они были написаны на его языке – языке улицы и казармы. Четкий ритм, интонация и форма стиха – подражание песне, частушке, маршу -- были понятны и близки, а Томми Аткинс (главный герой) был свой парень.

«Книга джунглей» - история о Маугли. Киплинг умело использовал богатейший нетронутый материал туземных сказок и легенд, это придавало сказкам и «Книге джунглей» особую прелесть. «Все джунгли твои, и ты можешь убивать все, с чем в силах сладить. В чем закон джунглей? Прежде борись, а потом уж говори». «Твое дело только слушаться человека, который ведет тебя за узду и не задавать вопросов», - поучает новичка старый мул («Слуги ее величества»).

ЭСТЕТИЗМ.

Эстетическое движение, или эстетизм— это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, а также интерьерном дизайне в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами.

В 80-е годы в Великобритании эстетизм стал определенной нормой жизни, поведения, эпатажа посредственности и буржуазной ординарности. Эстетизм вызвал к жизни желание наслаждаться жизнью, открывать в ней красоту и удовольствия, создавать собственную мораль. Он провозглашал свободу во всем -- в жизни, в отношениях между людьми, в одежде, поведении, речи. Нет «плохого» и «хорошего»: есть скучно и не скучно. Эстеты страдали от непризнания и в то же время гордились им, чувствуя себя оригинальными и избранными среди общего неодобрения.

Наши рекомендации