КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Маргариты Алексеевны Бесовой, учительницы)

Сентябрь. Итак, мой 1-й класс... Знакомлюсь. Все разные, но пока вижу некоторых. Через несколько дней начинаю «охватывать» весь класс. Первые выводы: дети ужасно недружные, без конца дерутся, дисциплины в классе нет. Следовательно, моя первейшая цель — сдружить их, а для этого — объединить в звездочки по желанию, пусть это будут звездочки, состоящие только из мальчишек или только из девчонок.

Приходят вожатые-пятиклассницы. Вместе рассказываем, кто такие октябрята, что значит звездочка, почему на ней изображен Ленин. Потом вожатые учили с ребятишками правила октябрят.

Весь этот период (до приема в октябрята) я присматривалась к детям, наблюдала, кто с кем дружит, кто с кем рядом живет, чтобы потом для меня не было неожиданностей в содружестве-звездочке.

Мы часто ходили в лес, и ребята, перебивая друг друга, рассказывали мне о доме, о мамах, о папах, о различных случаях из своей жизни. Хотелось рассмотреть каждого, понять. Сентябрь порадовал хорошей погодой. Желтые березки на фоне темно-зеленого соснового бора выглядели нежно и трогательно. Обращала внимание детей на всё: на разрушенный кем-то муравейник, на березки, на пение птиц.

Октябрь. Начали формировать группы октябрят по желанию. Ребята были страшно довольны, ходили обнявшись, шептались между собой, даже домой уходили вместе.

Наконец наступил долгожданный день — 4 ноября: мои малыши станут октябрятами. Прием в октябрята происходил в зале школы. В зале около стен ряды пионеров — все в белых рубашках и красных галстуках. Лица торжественные. Октябрята входят в зал. Раздаются звуки горна и барабана. Ребятишки ошеломлены и растеряны — не знают, куда идти. Веду их к сцене. Потом четырехугольником выстраиваются все первые классы. Раздается торжественный голос вожатой. Вносится знамя. Ребята замирают. Глаза их блестят.

Выступают пионеры. Каждому октябренку прикалывают на грудь звездочку и вручают подарок — книгу.

Мои октябрята дружно поют «Октябренка», которого сами же переименовали в «Песню о счастливом человеке», потом — «Мы веселые ребята» и т. д. В конце праздника — игры и танцы, пение любимых песен. Потом, счастливые, все идут домой.

13 ноября. Проводим первый общий сбор «Рождение октябрятского коллектива».

Мое предложение — каждой звездочке придумать название и выбрать командира.

Все активно (по звездочкам) предлагают и обсуждают названия. Саша Д. сидит и усмехается. Саша — очень трудный мальчик. Он не может спокойно сидеть, никогда не смотрит в глаза, делает все назло. Но однажды я поймала его влюбленный взгляд, брошенный на входившего в класс Игоря Александровича, который все время что-нибудь мастерил в классе или у себя в кабинете черчения. С тех пор я часто поручаю ему включить в розетку штепсель (нужно забираться на стол), держать и подавать молоток и гвозди, повесить картину... Все это он делает с большим удовольствием. Но сейчас на сборе Сашу ничто не интересует. Он смеется над мальчишками своей звездочки и предлагает такие названия, которые вызывают нехороший смех.

Наконец 1-я звездочка объявляет свое название — «Спутник»; затем 2-я — «Космонавты». Минуя 3-ю звездочку, обращаюсь к 5-й, в которой Саша Д.: «И у вас, ребята, должно быть тоже красивое название? Какое же?»

Смех прекратился. Ребята стали предлагать названия. Неожиданно Саша сказал: «Давайте назовем «Солнышки». Я обрадовано похвалила: «Отличное название. Молодец!». Саша опустил голову.

Потом объявили свои названия и другие звездочки: 3-я — «Орлята», 4-я — «Звезда», 6-я — «Флажки».

Выбрали командиров звездочек, вместе думаем, какой сделать значок для командира.

«Орлята». На рукав — красный флажок.

«Солнышки». На рукаве рисунки — орленок, флажок, звезда (по названию звездочки).

«Флажки». На рукав — звездочку.

Остальные звездочки сразу соглашаются со всеми предложениями, но сами ничего не предлагают. Принимаем предложение «орлят». Итак, у командира каждой звездочки на левом рукаве — красный флажок.

Обсуждаем, как провести праздник прощания с Букварем. Говорю, что у меня есть материал для праздника. Его нужно разделить по звездочкам. Делим так: 1-й и 2-й звездочкам — коллективную декламацию, 3-й и 4-й — сказку «Буква я», 5-й — сценку «Азбука», 6-й — стихи. Песни исполнять будем вместе. Кроме того, 1-я звездочка ищет загадки о книге; 2-я — выбирает для чтения книжки-малышки; 3-я — подходящие для праздника стихи из Букваря; 4-я — оформляет класс; 5-я и 6-я — готовят красочные приглашения родителям на праздник.

Решаем, что гимном нашей октябрятской группы будет песня о счастливом человеке — «Октябренок».

20 ноября. Репетиция. После уроков остается 1-я звездочка. Обсуждаем, какие загадки подойдут для праздника, какие не подойдут. Каждому досталось по 2 загадки. Отрабатываем дикцию и выразительность.

11 декабря. Праздник прощания с Букварем. Ребятишки нарядные, праздничные. К 12 часам собираются родители. Люба и Надя встречают их у дверей школы и провожают в класс. Праздник начинается. Строем входят участники декламации. Все поют «Песню болгарских школьников». Потом сказка, инсценировка.

Саша Д. — Букварь. Свои слова он произносит сердито, ни на кого не глядя,— чувствую, что это просто от избытка направленного на него внимания. Мама Саши ласково улыбается.

После праздника остаются несколько детей. Игорь Александрович учит их фотографировать. Витя Г., красный от смущения, фотографирует меня с девочками. Потом читаем книжки — подарки от шефов. Все уходят домой, зажав книжки под мышкой.

12 декабря. Совет командиров объявляет конкурс звездочек на лучшее предложение о ритуале смены командиров.

13 декабря. Большой общий сбор.

1. Обсуждение праздника прощания с Букварем. Мнения звездочек:

— Хорошо, весело.

— Саша невыразительно рассказывал...

— Витя не пришел, подвел ребят...

— Маме понравилось...

— Хорошие книжки подарили.

Я обобщаю:

— Главное, все вместе поработали, и теперь радостно от того, что все получилось.

2. Предложения о смене командиров:

«Спутник». Звездочка стоит «смирно», командиру — шаг вперед, ему — флажок.

«Космонавты». Старый командир передает флажок новому.

«Орлята». Вожатая вручает флажок новому командиру.

«Звезда». Весь класс «смирно». Командиры выходят вперед, им вручают звездочки и флажки.

«Солнышки» и «Флажки». Играют марш. Командиры подходят к вожатой, которая вручает флажки.

Общий вывод-решение: после отчетов старых командиров звездочки совещаются и выбирают новых. Затем — парад командиров. Звездочки выстраиваются. Командиры выходят вперед к вожатой.

Вожатая: Звездочки, равняйсь, смирно! Приколоть флажки новым командирам!

Вожатые звездочек прикалывают новым командирам флажки. Под аплодисменты каждый командир возвращается к своей звездочке.

3. Распределение традиционных дел между звездочками:

«Спутник» — санитары;

«Космонавты» — библиотекари;

«Орлята» выпускают устный журнал или газету со своим названием («журналисты»);

«Звезда»— дежурные, помощники учителя («хозяева класса»);

«Солнышки» обеспечивают порядок на перемене, организуют игры («игровики»);

«Флажки» — дают концерт («артисты»).

Предложение: каждая звездочка готовит номер для концерта. Перспектива: подготовка к Новому году.

15 декабря. Сбор совета командиров: как провести игру-состязание, посвященную культуре поведения.

18 декабря. Сбор-игра: культурные навыки и привычки. Сценка «В магазине» придумана звездочкой «Спутник», звездочкой «Космонавты» — сценка «В автобусе». Игра-состязание «Волшебное слово». Победители игры — «Флажки», «Орлята».

16–24 декабря. Готовимся к Новому году: разучиваем песни, готовим костюмы, сценки, стихи.

25–27 декабря. В мастерской Деда Мороза изготовляем игрушки для оформления елки; репетиции.

29 декабря. Праздник «Елка».

15 января. Большой общий сбор.

1. Отчеты командиров. Выборы новых командиров. Обсуждение дел, выполненных в прошлом полугодии.

2. Коллективное планирование на следующую, третью четверть.

Предложения звездочек:

«Орлята». Вечер сказок и загадок, игры на горке.

«Спутник». Катанье на лыжах, поход на лыжах в лес.

«Космонавты». Чтение сказок и книг, концерты к Дню Советской Армии, сюрприз мамам.

«Флажки». Сделать игрушки из природного материала и подарить малышам из детского сада.

«Звезда». Игры на горке; помочь пионерам собрать бумагу.

«Солнышки». Игры на улице; поход на лыжах.

После обсуждения предложений выбираем такие дела:

1) сбор-путешествие в мир животных и птиц;

2) игры на улице — веселая зимняя спартакиада.

3) ПСМ — праздничный сюрприз мамам;

4) участие в пионерской операции «Бумага».

Создаем советы дел (по желанию, от каждой звездочки по представителю), которые будут организовывать задуманные дела.

3. Чередование традиционных дел. Обсуждение всем классом работы звездочек. Лучшей признана звездочка «Солнышки» — «хозяева класса». Санитары работают плохо, поэтому многие ребята «ходят в чернилах».

4. Концерт — от каждой звездочки по номеру. Очень понравились частушки, исполненные Деевой и Голанд.

5. Задание: обдумать, как будем проводить сбор-путешествие.

21 января. Сбор совета дела с вожатыми. Выслушиваем предложения звездочек: придумать сказки о животных; нарисовать разных зверей, птиц; читать книги о животных; рассказывать так, как будто ты участник событий; показывать рисунки и рассказывать, кто нарисован, где живет, чем кормится; посмотреть фильмы о животных.

Вожатые предлагают читать книги о животных на сборах звездочек. Решили, что каждая звездочка выберет несколько животных или птиц и расскажет, где они живут, чем питаются, как выглядят, нарисует их и покажет картинки ребятам. Можно придумать свою сказку или стихотворение о животных. Каждая звездочка задаст по 2 вопроса всему классу (можно загадки).

29 января. Сбор-путешествие в мир животных и птиц. На сборе интересно выступали «Орлята» и «Солнышки». Они сочинили сказки, рассказы, о животных, придумали вопросы, загадки.

30 января. Общий сбор-«огонек» — обсуждение сбора-путешествия. Все ребятишки признали, что мало готовились. Критиковали себя, своих командиров.

Сбор прошел не совсем удачно, но на ошибках учатся...

РАЗВЕДКА ГАЙДАРОВСКАЯ

Необходимая предпосылка и составная часть трудовых операций (атак, десантов, рейдов). Проводится, ребятами вместе с их старшими друзьями; цель поиска — узнать, где и кому нужна помощь и какая (можно ли оказать ее немедленно или дело потребует длительного времени).

Разведка может быть секретной, т. е. проводится так, чтобы люди, с которыми встречаются разведчики, не догадались об их намерениях (тогда последующие трудовые операции будут сюрпризами), или полусекретной (если цели разведки необходимо сообщить отдельным лицам, например, руководителям учреждения — детского сада, фабрики и т. п.), или открытой, когда стоит посвятить в свои планы всех заинтересованных лиц, чтобы как можно лучше договориться и поработать вместе с ними.

Если уже во время разведки удается оказать помощь людям, сделать доброе дело, то это разведка боем.

Участниками разведки могут быть:

микроколлектив со своими старшими друзьями (пионерское звено и октябрятская звездочка работают по очереди, например раз в две недели);

сводный отряд добровольцев (экстренная разведка в случае необходимости, например перед праздником); право быть бойцом такого отряда может быть дано и как награда за активное участие в предыдущих трудовых делах;

весь коллектив, идущий в разведку микроколлективами или сводными отрядами, например в начале нового периода своей жизни (осени, зимы и т. д.) или перед рейдом.

В зависимости от цели и окружающих условий разведка длится 2–3 часа, целый день или несколько дней. Она может проводиться по секторам или по маршрутам. В первом случае на общем сборе-старте участники разведки разбивают окружающую местность на секторы-участки, которые тщательно обследуются отдельными разведгруппами (выясняется, кому и в чем нужно помочь). Во втором случае общий сбор намечает маршруты, т. е. объекты определенного профиля, например: «клубный», «сельскохозяйственный», «зеленый» (сад, скверы, бульвар и т. п.), «детский» (детская площадка, магазин книги и т. п.), «спортивный». Составляются разведгруппы по маршрутам, каждая из которых обследует всю местность, но только по своему профилю.

Все разведгруппы выбирают командиров. Взрослым лучше действовать в качестве комиссаров разведгрупп (в некоторых случаях комиссары проводят свою особую секретную разведку; например, предварительно выясняют с руководителями предприятия возможность их встречи с разведгруппой или секретных действий этой группы на территории предприятия).

Общее руководство разведкой осуществляет обычно штаб предстоящей трудовой операции или совет коллектива (например, совет пионерского отряда, совет дружины). Командиры разведотряда и отдельных разведгрупп могут посылать в штаб со связными донесения о ходе разведки.

По завершении разведки все ее участники обсуждают результаты, а затем командиры разведгруппы докладывают о них общему сбору. По данным разведки общий сбор составляет план предстоящей трудовой операции или операций.

Разведка воспитывает неравнодушие, привычку не проходить мимо недостатков, активную гражданскую позицию, обогащает жизненный опыт, развивает отношения товарищеского сотрудничества ребят и взрослых, создает реальную основу для коллективного планирования.

Наши рекомендации