КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Надежды Павловой, Людмилы Введенской, Светланы Архиповой)
Коммуне три года! Это много и мало. Каждый год приносит что-то новое, интересное. А что будет в этом году? Но в этот вечер мы об этом не думали. Ведь на дне рождения принято веселиться.
Первый этап праздника — подготовка сюрпризов-подарков.
Отряд «Кругозор» собрался в 8 часов утра (!) и так творчески работал до вечера, что потом все валились с ног. А вот «Веселятам» на все подарки хватило получаса. У каждого свои способности, свои возможности.
Вечер. Идут последние приготовления. На столах вместо тетрадей и карандашей — конфеты, лимонад, торты. На доске — транспарант из цветной бумаги: «Коммуне — 3», портрет Антона Семеновича Макаренко, в напольной вазе — букет осенних листьев.
7 часов. Все, как обычно, расселись по отрядам. Дежурный командир Галя Рогачева поздравила всех с днем рождения коммуны, прочитала поздравительные телеграммы от наших выпускников-«десантников».
Тамара Кучеренко заявила, что она хочет преподнести свой сюрприз. Ишь какая индивидуалистка! Все насторожились. Тамара исчезла за дверями и появилась... со Стешей Гузан, телеграмму которой читали минуту назад. Ай да сюрприз! Как только Стеша вошла, все начали хлопать, кричать, приветствовать ее. Мы были страшно рады видеть Стешу на нашем празднике. Она, конечно, была довольна не меньше нас.
После этого начались поздравления отрядов. Открывались секреты. Особенно интересный подарок достался «Веселятам»: «Кругозор» вручил им разноцветные колпачки, и они в тот вечер щеголяли в новых головных уборах. Сами «Веселята» «Кругозору» подарили юмористическую газету «Трень-брень» — дружеские шаржи на дела коммуны. Отлично!
Отряд «Слово» получает в подарок «слова» и составляет из них замечательный афоризм А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему!»
А «РВС» вступил в пионеры. На грудь командира отряда повязали пионерский галстук и дали наказ: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»
Традиционный концерт-«молния» в этот вечер тоже был необычным. Выступали ТОТы — «творческие объединения тезок»: «Нади и Аркадии», «Веры и Леры», «Вали, Гали, Оли и Коли», «Людмилы и Тамары» и особое объединение (из всех остальных имен) — «Винегрет». После 15-минутной подготовки первыми выступили «Веры и Леры». Ух, хитрющие: ходили по всем закоулкам, где мы готовились, подслушивали и наматывали на ус, а потом все это показали в виде репортажа о подготовке к концерту-«молнии»! И когда они выступали, то каждое объединение узнавало себя в дружеских шаржах и весело смеялось.
И другие ТОТы выступили не хуже. В заключение — новая сказка «Репка», показанная «Винегретом». Вопрос к зрителям: что такое Репка? Тема сказки животрепещущая — история современной педагогики.
Концерт прошел очень весело. А после него смотрели кимовский кинофильм о летнем съезде 1965 года. Комментировала Валя Ночевкина. Казалось бы, сколько раз мы его уже видели, но все равно без смеха и удовольствия нельзя было смотреть!
Но вот день рождения подошел к концу. Начался четвертый трудовой год коммуны. Впереди трудный и бесконечный путь исканий.
«ЖИВАЯ ГАЗЕТА»
Познавательное и организаторское дело-обозрение. Представляет собой серию коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о новостях жизни коллектива (и окружающей жизни), дают оценку сделанному и раскрывают перспективы на будущее.
В отличие от устного журнала цель «живой газеты» — помочь членам коллектива правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настроиться на решение новых задач. Отсюда — боевой, мобилизующий, задорный характер каждого номера, а также сравнительно короткое его существование — обычно не более 15–20 минут.
Материал для выпусков «живой газеты»:
положительный опыт своего коллектива и других коллективов, заслуживающий распространения и развития;
радостные события в жизни своего коллектива (например, дни рождения) и в окружающей жизни;
неприятности и конфликты и предложения о путях их преодоления;
планы и перспективы развития коллектива (ближние, средние, дальние).
Весь этот материал оформляется с помощью самых разнообразных средств (жанров, приемов), например таких, как лозунги-речевки, перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортажем, лозунгом-«приговором», «живые картины», карикатуры, дружеские шаржи и т. п., интервью, загадки, былины, частушки, шуточные оды, эпиграммы, шуточная энциклопедия, теневые картины, световые страницы (с помощью эпидиаскопа), песни, в том числе с новыми словами на популярные мотивы, и т. д.
«Живую газету» можно выпускать эпизодически и регулярно, в классе — силами микроколлективов (например, пионерских звеньев) и их старших друзей или сводными бригадами желающих; в школе — силами классных коллективов и их союзов (например, по очереди) или сводными объединениями.
Выступать с «живой газетой» можно на общем сборе, вечере, слете, а также на линейке (здесь «живая газета» не должна длиться более 5–10 минут).
Подготовка к выпуску «живой газеты» начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирают ее название, составляют план номера, придумывают жанры выступлений, создают отдельные группы, отвечающие за подготовку своего выступления. На одной-двух репетициях отрабатывают общие выступления, просматривают и обсуждают групповые. Очень важно после показа номера оценить его на «огоньке» участников, а если есть возможность — вместе со зрителями.
Одним из главных условий успеха «живой газеты» является дружная работа ребят и их старших друзей, которая строится как общая забота о коллективе: о преодолении недостатков в его жизни, о развитии и использовании хорошего опыта, о раскрытии радостных перспектив.
Пусть как можно больше членов коллектива пройдут через эту работу, будут авторами-исполнителями «живой газеты»: ведь она обладает поистине волшебной силой в борьбе с равнодушием, в воспитании многих ценных качеств, и прежде всего ответственности и чести, развивает творческие способности, навыки выразительной речи и культуры движения, сплачивает ребят и взрослых общими раздумьями, переживаниями, общей заботой, мажорным тоном, содействует взаимному воспитанию и самовоспитанию младших и старших.
КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Юрия Афанасьева)
Этот вид школьной газеты поистине удивительный плод фантазии, смекалки, творчества. Он неоценим в развитии многих важных качеств наших школьников, в том числе, например, в развитии речи.
Как правило, в школах проводятся линейки. На них подводится итог жизни за неделю, объявляются ближайшие цели, задачи, наконец, дежурные отчитываются о проделанной работе: сколько кто получил двоек, кто вышел на первое место, кто нарушал дисциплину и т. д. Сама линейка — это неплохо. Но приедаются и сладости, если они становятся постоянной пищей. «Живая газета» призвана разнообразить эту форму отчетов и оценки прожитого периода.
В свою очередь она, «живая газета», может быть очень разнообразной. Вот, например, дежурный класс представляет свой отчет в виде концерта. По ходу такого концерта читается письмо или сказка о том, как Миша не хотел, но поколотил двух девочек и как ему здорово потом попало, и т. д.
Своеобразие воспитательного воздействия заключается здесь в том, что «герои»-нарушители (впрочем, это могут быть и действительно положительные персонажи) видят себя в образах, воплощаемых товарищами. Такой вид «образной» критики действует не только на самого нарушителя, но в известной мере и на ему подобных. Однажды я увидел, как трое моих ребят прятали на крыше под снег кусок мяса, чтобы съесть его потом сырым. Плохого в этом ничего нет, но меня они обманули: сказали, что ищут мяч. Обманули и в том, что мясо будто бы взято не в столовой, а у А-ва, который живет в поселке (автор этого дневника работал в школе-интернате на Обском Севере).
Я пришел в учительскую и рассказал учителям о случившемся. Они были страшно возмущены. Поступили предложения: не пускать в кино, исключить из интерната, дать выговор и пр. То же самое я рассказал дежурному классу и предложил использовать в «живой газете» на линейке.
Вот какая сценка получилась.
Действующие лица: посторонний наблюдатель, директор, три кота из басни Крылова.
Посторонний наблюдатель: В субботу три кота (А, С и X) забрались в поварню и стащили кусок мороженого мяса.
Коты (дерутся): Хр-р-р! Как вкусно!
— Дай мне!
— Не цапай!
— У-у-у. Сам-то больше откусил.
— Отдай!
— Тише, директор идет!
Директор: Что это вы забросили на крышу?
Коты: Мячик!
Директор: Мячик?
Коты: Мя-я-чик.
Посторонний наблюдатель: «Вот один раз обманули», — подумал я.
Директор: А почему мячик какой-то продолговатый?
Коты: А-а-а его сплюснуло …
Посторонний наблюдатель: «Второй раз обманули», — подумал я.
Директор: А почему вы такие красные?
Коты: Погода хорошая … Морозец … Солнышко …
Посторонний наблюдатель: В третий раз обманули.
Директор (достает кусок мяса): Мя-я-чик чем пахнет?
Три кота (вместе): Мя-а-сом!
Посторонний наблюдатель (вытирая пот со лба): Уф! Все-таки признались, не обманули.
Непритязательная вроде бы сценка на самом деле была достаточным наказанием, «била» в цель точно. Ребята Севера очень любят мороженое мясо (оленину), пожалуй так же, как южане — сладкое мороженое. В школьном интернате мы даем два раза в неделю или сырую рыбу, или мороженое мясо. По вине кладовщика, да и моей лично, мы вовремя не закупили очередную партию оленины. Недели три ребята питались супами, кашей, отварным мясом. Когда наконец привезли оленину, произошла эта история. Да и обман был незлостным. Если бы я не спешил и сам не достал злополучный кусок мяса, они бы признались — об этом говорил весь их вид. Но оставлять без внимания любую нечестность нельзя. Так я и объяснил дежурной группе. А юмор на «нарушителей» подействовал. Они потом зашли ко мне, попросили прощения. И ценно здесь то, что не я их заставил сделать это, а они сами поняли...
ЖУРНАЛ-ЭСТАФЕТА
Познавательное и организаторское дело-обозрение. Представляет собой рукописный сборник, над всеми частями которого по очереди работают все члены коллектива или нескольких коллективов.
Журнал-эстафета выпускается с целью обмена опытом, впечатлениями, мнениями, предложениями внутри коллектива или между коллективами, а также для близких и далеких друзей. Может создаваться как по итогам целого периода жизни коллектива (например, к празднику Великого Октября, под Новый год, к дню рождения коллектива или его героя), так и после какого-то большого события (трудовой операции, похода, слета и др.).
Готовят журнал-эстафету творческие бригады (журналистов, литераторов и т. п.), постоянные микроколлективы (например, пионерские звенья) или сводные объединения ребят и их старших друзей.
На общем сборе-старте участников выбирается совет дела — редколлегия, в которую входят руководители всех творческих бригад, а также взрослые — редакторы, консультанты. На этом же сборе по предложениям бригад составляется план журнала-эстафеты, определяются способ и сроки работы (если журнал выпускается силами коллективов, находящихся далеко друг от друга, то они договариваются о плане, способе и сроках работы через письма). Редколлегия принимает и сообщает участникам общие требования к оформлению материалов (формат листов, размер полей и т. д.).
План журнала-эстафеты представляет собой перечень частей (отделов) сборника и различных жанров (рассказ, сказка, повесть, репортаж, мемуары, былина, поэма, басня, частушки, рисунок или серия рисунков, дружеские шаржи, серия загадок, песня (на избранный мотив), юмористический «толковый словарь», головоломки, ребусы, кроссворды и т. п.).
Возможные способы (варианты) создания журнала-эстафеты.
1. Эстафета внутри бригад (цепочка).
Каждая творческая бригада выбирает — по желанию или по жребию — одну из намеченных частей журнала, придумывает тему (и название), составляет свою цепочку: кто-то начинает и передает на тот же срок (например, на день) следующему члену бригады для продолжения. Он, выполнив свою часть общей работы, передает третьему и т. д. Последний в цепочке завершает работу. Затем бригада собирается, обсуждает результат, оформляет работу и вручает ее редколлегии.
Одновременно трудятся все бригады, и каждая создает эстафетой свою часть, вносит свой вклад в общее дело. Этот вариант удобен для работы внутри классного коллектива: старшей октябрятской группы, пионерского отряда, комсомольского класса.
2. Эстафета по кругу.
Составляется круг (или кольцо) бригад, причем каждая устанавливает контакт со своими соседями справа и слева. Затем (по желанию или по жребию) каждая бригада получает одну из частей будущего журнала-эстафеты (количество частей совпадает с числом бригад) и придумывает тему, название и начало этой части, а затем передает для продолжения следующей бригаде (соседу справа), а сама получает от соседей слева придуманное ими начало другой части журнала-эстафеты и составляет продолжение, потом передает соседу справа для продолжения и получает от соседа слева третью часть, над которой поработали уже две бригады, и т. д. Таким образом, каждая бригада вносит свой вклад в каждую часть журнала-эстафеты.
Каждый этап, т. е. время работы бригад над эстафетой (от получения до передачи), может длиться, по предварительной договоренности, день или несколько дней. Передача материалов по кругу должна происходить в одно и то же время, чтобы ни одна бригада не задерживала другую. Когда к бригаде снова попадает та часть, которую она начинала (с дополнениями всех бригад), т. е. когда кольцо замыкается, материал окончательно дорабатывается и вручается редколлегии.
Этот вариант можно использовать в одном классном коллективе (летом — в отряде), а также для совместной работы нескольких классных коллективов (групп, отрядов и т. п.), причем во втором случае классный коллектив может работать или сообща, или выделяя на каждом этапе сводную бригаду добровольцев (любителей данного жанра), или, проведя конкурс между постоянными микроколлективами (например, звеньями) на лучший вариант продолжения, потом отобрать лучший для передачи следующему классу.
Эстафету по кругу можно проводить и на слете организаторов, на лагерном сборе и т. д. В этом случае бригадой становится каждый сводный коллектив. Время каждого этапа — не более 30 минут, а продолжительность всей работы — 3–4 часа.
При подготовке журнала-эстафеты целесообразно раздать бригадам по кругу части-жанры так, чтобы чередовались задания прозаические и стихотворные, серьезные и юмористические.
3. Эстафета с несколькими этапами.
Одна из бригад начинает эстафету — сочиняет начало всех частей журнала-эстафеты и на такой же срок (например, на неделю) передает все начатые части для продолжения другой бригаде и т. д. Количество этапов равно количеству бригад.
Этот вариант можно использовать в одном классном коллективе (тогда в роли творческих бригад выступают постоянные микроколлективы или сводные объединения), но лучше — в совместной работе старшего и младшего классов (тогда бригадами становятся союзы, например пионерских звеньев и октябрятских звездочек) или нескольких классных коллективов одной школы, а также разных школ. В последнем случае над отдельными частями работают в каждом классе постоянные микроколлективы (по желанию или по жребию) или сводные объединения любителей того или иного жанра.
После того как журнал-эстафета «вышел в свет», он читается и обсуждается всеми участниками работы, потом авторы знакомят с материалами журнала своих друзей — младших ребят, родителей, шефов, сверстников из параллельных классов и т. д. Он может быть затем передан в библиотеку школы или послан в подарок далеким друзьям.
Журнал-эстафета — живая, яркая форма коллективной оценки, анализа и обобщения собственного опыта, извлечения уроков на будущее. При умелом педагогическом руководстве становится действенным средством развития логического мышления, находчивости, творческого воображения, письменной речи, расширения кругозора, эстетического воспитания, формирования умения работать сообща, укрепления товарищеских отношений в коллективе и между коллективами, между младшими и старшими, между ребятами и взрослыми.
Работа над журналом-эстафетой должна строиться как творческая забота каждого о своем коллективе, об успехе общего дела; как взаимная забота коллективов; как общая забота о своем классе, о близких и далеких людях.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана таких дел.
Коллективное планирование — школа ответственности и заботы, самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего умению строить личную и общую радостную перспективу (ближнюю, среднюю, дальнюю).
Варианты и способы планирования.
1. Перспективное планирование на длительный период. Предварительно проводится такая работа:
разведка важнейших дел или серий дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далеким друзьям, в том числе перспективных дел, подготовка к которым будет продолжаться длительное время (например, зимний лагерный сбор, летний поход–путешествие или рейд), и постоянных дел-поручений, по очереди выполняемых микроколлективами (звездочками, звеньями и др.);
поиск и выбор героя (героев), жизнь которого будет изучаться как пример и образец в повседневной работе и самовоспитании;
поиск и установление традиций (обычаев), организующих отдельные стороны жизни коллектива (например, ритуала ежемесячной смены командиров звездочек или звеньевых, открытия и закрытия общего сбора, почета красного флага или знамени коллектива).
Перспективное планирование может происходить после создания коллектива, на первом общем сборе — дне рождения коллектива, на общем сборе-старте в начале нового учебного года, после приезда в лагерь, перед походом, в начале нового года жизни коллектива после праздника дня его рождения.
Для того чтобы каждый член коллектива действительно стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие приемы коллективной организаторской деятельности:
конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения о содержании общей жизни;
анкета-копилка типа «Хочу, чтобы было так» или «Думаю — мечтаю — предлагаю»;
специальная газета-«молния»;
закрытый конкурс на лучшие общие дела, когда предложения от ребят и взрослых (индивидуальные и групповые) подаются в пакете под девизом вместе с другим (запечатанным) пакетом, в котором раскрывается авторство (эти вторые пакеты обнародуются только после рассмотрения и оценки всех предложений под девизами).
2. Составление плана общих дел коллектива на очередной срок (например, на месяц, на период школьного года, на осень, зиму и т. п., на неделю в лагере). Происходит на общем сборе-старте или на большом общем сборе. Здесь же определяется, кто будет участвовать в каждом деле (весь коллектив или отдельные первичные коллективы, по желанию или сводные объединения добровольцев) и кто будет организатором того или иного дела: или совет коллектива (он может быть избран на этом же сборе на новый срок — на месяц или на год), или специальный совет дела (штаб, комиссия и т. п.) из представителей всех первичных коллективов, отвечающий за подготовку и проведение данного дела, или командир сводного отряда.
Вот примерная схема такого плана общих дел, составленного общим сбором:
«Наши дела (осенью)»
Для кого сделаем? | Что сделаем? (коллективные творческие дела) | Кто участвует? | С кем вместе сделаем? | Кто организует? | Когда и где сделаем? |
Для своего коллектива(школы, класса) Для окружающих людей, для родного края Для далеких друзей |
Для того чтобы каждый член коллектива стал активным участником такого календарного планирования, можно использовать следующие приемы коллективной организаторской деятельности:
разведку дел и друзей с такими маршрутами, как «Родная школа», «Окружающая жизнь», «Семья и родные», «Далекие друзья», «Пионерские газеты и журналы», «Октябрятские (пионерские, молодежные) радиопередачи» (при этом лучше всего, если в разведку идут все микроколлективы со своими старшими друзьями; такая разведка может длиться несколько дней);
открытый конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения к плану или закрытый (под девизом) конкурс всех желающих;
выпуск газеты-«молнии» с вопросами-задачами и копилкой предложений.
3. Разработка плана отдельного, наиболее важного, трудного или нового дела всеми членами коллектива происходит на общих сборах-стартах).
При этом руководитель коллектива может заранее или на самом сборе рассказать о значении и особенностях данного дела, о возможных вариантах его проведения; затем идет работа (на самом сборе в течение 15–30 минут или предварительно) по первичным (микро) коллективам (например, по звездочкам или звеньям), где каждый высказывает свои пожелания, после чего готовится коллективное предложение об этом деле (как лучше его провести) или проект этого дела; наконец, происходит смотр предложений или проектов, их защита, обсуждение, сообща отбираются самые удачные варианты или создается объединенный проект, составляется план предстоящего дела.
Каждый член совета коллектива (например, командир и вожатый звездочки или звеньевой) или совета дела организует работу по осуществлению намеченного, распределяют поручения. Обсуждают, как лучше их выполнить сообща; на совете представители микроколлективов отчитываются о сделанном, договариваются о совместных действиях, решают возникающие по ходу работы вопросы.
Советы организаторам.
В период подготовки к общему сбору (во время общей разведки дач и друзей, конкурса на лучшие предложения и т. д.) взрослые члены коллектива, его руководители и друзья помогают микроколлективам (лучше по секрету), устраивают их сборы «в гостях» (дома), подсказывают маршруты разведки, советуют провести те или иные дела (на выбор!), подбадривают, поддерживают и помогают развить (конкретизировать) предложения ребят.
На самом общем сборе взрослые действуют как заинтересованные, увлеченные общим поиском участники коллективного планирования — и в качестве ведущих, и в составе микроколлективов: помогают ребятам сравнивать различные варианты, учат ставить друг другу вопросы (например, во время защиты проектов), отбирать наиболее подходящие решения, кратко обобщать результаты обсуждения, формулировать решения.
Важно учить ребят (и прежде всего личным примером!) относиться к своей работе как к части общего дела, как к заботе о коллективе, о его чести. С этих позиций нужно веста контроль за выполнением плана (самими ребятами вместе с их старшими друзьями, советом коллектива или дежурной звездочкой, звеном), предъявлять требования, давать оценку действиям каждого и всех вместе.
Нельзя забывать, что коллективное планирование происходит тем успешнее, чем активнее все члены коллектива обсуждают свой собственный опыт (например, на сборах-«огоньках» или на больших общих сборах), извлекают из него уроки на будущее, а также чем вдумчивее они знакомятся с опытом других, сравнивают этот опыт со своим, учатся и на успехах, и на ошибках.
Составляя план воспитательной работы, педагог — руководитель коллектива намечает систему своих собственных действий, заботясь прежде всего о том, чтобы обеспечить активное участие каждого воспитанника в коллективном планировании общих дел
ОБЩИЙ СБОР
Высший орган коллектива, обсуждающий и решающий важнейшие вопросы его жизни.
Правильно организованный общий сбор — незаменимое средство взаимного воспитания и самовоспитания, в особенности развития чувства ответственности за общее дело, за свой коллектив, за свои личные действия и поступки. Общий сбор открывает широкий простор для коллективного творчества, сплочения ребят и их старших друзей, формирования идейной убежденности, сознательной дисциплины, организаторских способностей, умения строить перспективу, планировать, искать и находить решения жизненно важных задач, отстаивать правильное решение и признавать правоту других, оценивать дела, поступки, личные качества товарищей и свои собственные.
Примерные варианты общего сбора.
1. Сбор — рождение коллектива. Оформляет «лицо» коллектива: обсуждает и решает вопрос о названии коллектива (и микроколлективов), девизе, эмблеме, песне-гимне, традиционных праздниках и т. д.
2. Общий сбор-старт. Здесь происходит перспективное планирование жизни коллектива, составляется план общих дел на очередной срок, например на месяц или на период школьного года (на осень, зиму и т. д.), разрабатывается план предстоящего творческого дела.
3. Общий сбор-«огонек». Обсуждает проведенное коллективное творческое дело («по горячим следам») или жизнь коллектива за какое-то время, например за месяц (в классном коллективе), или за два-три месяца, или за день (в походе, на лагерном сборе и т. д.), а также опыт других коллективов. Сделать разговор конструктивным помогают вопросы такого типа: 1) Что было хорошо? Что удалось? Понравилось? Почему?; 2) Что не получилось? Было плохо? Не понравилось? Почему?; 3) Что предлагаем на будущее?
4. Большой общий сбор — соединение сбора-«огонька» и старта. Проводится в том случае, если от обсуждения сделанного можно сразу же перейти к составлению плана общих дел на следующий срок (например, в классном коллективе — раз в месяц).
5. Экстренный общий сбор (в том числе сбор по тревоге, сбор-ЧП). Обсуждается какое-либо событие, требующее срочного решения коллектива. Созывается по инициативе совета коллектива, например в связи с выпуском газеты-«молнии» или сообщением разведки.
6. Общий сбор «Откровенный разговор». Все члены коллектива по очереди (по кругу) говорят об одном из товарищей (например, о командире звездочки, звеньевом, председателе совета отряда) или о каждом. Закон такого разговора: всю правду в глаза — о хорошем и о плохом, и никаких обид!
Во всех указанных выше вариантах общий сбор целесообразно строить как дружную работу микроколлективов (например, в октябрятской группе — звездочек и их старших друзей, в пионерском отряде — звеньев, в старшем классе — бригад, в походе — команд, сводных отрядов и т. д.), как заботу каждого (вместе с товарищами по микроколлективу) обо всем коллективе, о его чести, о его движении вперед, о его радостной, красивой, умной жизни, о помощи людям.
Участники сбора рассаживаются по кругу, так чтобы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий (или ведущие — кто-либо из ребят и один из их взрослых друзей) ставит вопросы, которые нужно обсудить и сообща решить (или напоминает эти вопросы, если они были объявлены раньше, до сбора). Затем дается время — в зависимости от характера и объема вопросов — для совещания по микроколлективам (например, 10–15 минут). Сомкнувшись в тесные кружки, участники сбора сообща ищут решение вопросов-задач, причем каждый высказывает свое мнение, свое предложение, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель микроколлектива (вожатый, звеньевой и т. д.) сводит воедино все точки зрения и формулирует общее мнение. Если вопросов несколько, нужно договориться, кто по какому вопросу собирает мнения и предложения и будет выступать от имени всех.
Следующая часть общего сбора — выступления представителей от имени микроколлективов с мнениями и предложениями, свободное их обсуждение, возможно — спор, дискуссия, где каждый имеет право доказать свою правоту, раскрыть и обосновать, преимущества своих предложений. Ведущий (или ведущие) направляет это обсуждение и делает вывод, к которому пришли участники общего сбора и с которым согласны все или по крайней мере большинство.
Советы организаторам.
Хорошо открывать общий сбор любимой песней, а завершать девизом коллектива.
Если во время обсуждения возник новый острый вопрос, выявились взаимоисключающие точки зрения или предложения, стоит дать возможность снова подумать, посовещаться по микроколлективам (чтобы каждый мог высказать свое отношение, выслушать всех товарищей). Для этого нужно выделить время (5–7 минут), затем представители микроколлективов выступают с тем мнением (или решением), которое сложилось в результате «внутренних» обсуждений.
Взрослые друзья ребят и во время общего сбора увлеченно, заинтересованно работают вместе с ними: думают, советуются, ищут лучшие решения, но только не наблюдают со стороны!
Хорошо, если взрослые стараются своими мнениями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления ребят, увлечь их горячим словом, озадачить с помощью волшебного «А почему?» и подлить масла в огонь спора: «Ну-ка, докажите нам, что ваше предложение лучше!»