КТД пионерских и старших классных коллективов.
1. Вечер «Горячие сердца» (о людях, награжденных золотым именным оружием, медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина, тремя орденами Славы). Этому вечеру предшествует поисковая работа.
2. Пресс-конференция с выпускниками школы, прошедшими военную службу, с курсантами морских, сухопутных и летных училищ.
3. Вечер «Готов ли ты стать защитником своей Родины?», на который приглашаются участники минувших войн, работники военкомата, родные и близкие будущих призывников. В торжественной обстановке отмечаются успехи старшеклассников в учебе, спорте, труде. Затем выступают гости. По-отцовски, тепло и искренне советуют они ребятам, как лучше подготовить себя к выполнению священного долга перед Отчизной.
4. Военный «огонек» — своеобразный вечер дружбы двух-трех классов одной параллели. При входе гостям вручаются специальные жетоны (разноцветные или с условным обозначением), по которым они рассаживаются. Каждый столик — род войск. В ходе вечера гостям дается время (10–15 минут) на соответствующее оформление своего столика. Проводятся концерт-«молния», кольцовка песен, различные «военные» аттракционы. Если один и тот же род войск выбран сидящими за несколькими столиками, то возможно их объединение.
5. Лыжная военизированная вылазка. К ней привлекаются ребята 7–9-го классов, хорошо умеющие ходить на лыжах. «Военизация» такого похода состоит в следующем: в группе обязательно должен быть военнослужащий, который является командиром похода, маршрут идет по пересеченной местности, группы образуют взвод с разбивкой его на отделения; во взводе поддерживается высокая дисциплина; движение — с сохранением и передачей команд по колонне. Конечный пункт маршрута — в колхозе, селе, рабочем поселке, где с ребятами местной школы можно организовать вечер дружбы, на котором будет или концерт-«молния» на военную тему (песни, стихотворения, инсценировки, пляски), или какое-либо другое творческое дело (на следующий день можно совместно провести военную игру).
6. Веселая зимняя спартакиада.
7. Смотры строевой и физической подготовки старших школьников.
8. Совместные соревнования воинов и старшеклассников по военно-прикладным видам спорта.
9. «Зарница» или сюита военных игр. Одновременно во всех параллелях проводятся военные игры (в соответствии с возрастом играющих и сложностью игры) типа: «Космонавты и метеоры» (для 2–4-го классов), «Сражение на минном поле» (для 1–4-го классов), «Бой неуловимых» (для 2–5-го классов), «Бой за дот» (для 5–7-го классов), «Взятие штаба» (для 5–7-го классов), «Снежный форт» (для 5–7-го классов), «Десант-ракеты» (для 5–8-го классов).
Общешкольные КТД.
1. Операция «Праздничный сюрприз воинам».
2. Конкурс плакатов, посвященных Советской Армии (лучшие плакаты посылаются в подшефную воинскую часть).
3. Операция «Подарок далеким защитникам Родины» (на вырученные от сбора металлолома и макулатуры деньги приобрести, оформить и послать подарки пограничникам или воинам части, в которой служит старший брат кого-либо из школьников).
4. Тимуровская забота о семьях военнослужащих.
Приемом, позволяющим объединить различные творческие дела, является чередование традиционных поручений. Роль каждого микроколлектива (звездочки, звена, творческой бригады) в этом случае будет строго определена:
«хозяева» оформляют класс (готовят выставку рисунков, посвященных армии и флоту, иллюстраций к произведениям на военную тему), проводят операцию «Разведка в военные годы» (по секрету от всех ищут участников Великой Отечественной войны), составляют фоторассказы (когда и где воевали, какие награды имеют), поздравляют гостей, дарят праздничные сюрпризы;
«журналисты» выпускают устный журнал: 1-я страничка — «историческая»; 2-я — «морская»; 3-я — «военная» и т. д.;
«артисты» готовят концерт «краснозвездного ансамбля» (военные песни, инсценировка);
«затейники» проводят в предпраздничные и праздничные дни военизированную эстафету (3–4 вида состязаний) или веселую зимнюю спартакиаду;
«мудрейшие» выпускают за неделю до праздника ребусную викторину или оформляют «уголок любознательных» («Знаете ли вы, что...»).
Во время праздника «журналисты» показывают устный журнал, «артисты» — концерт, а «затейники» и «мудрейшие» объявляют итоги военизированной эстафеты и викторины.
Советы организаторам.
При проведении праздника в октябрятских коллективах учитель должен опираться на пионеров. Они помогут своим младшим товарищам и в проведении октябрятского парада (как инструкторы строевой подготовки), и в организации игры на станциях (дежурные, судьи), и в ходе октябрятской «Зарницы» (в качестве посредников), и в показе диафильмов (октябрятский кинотеатр «Малышок»).
Именно к дню рождения Советской Армии можно завязать дружбу с воинской частью, послать военнослужащим подарки. В дальнейшем друзья-воины могут заочно руководить военной игрой, посылать «боевые» приказы, давать различные задания, в ответ получать «донесения» пионеров о ходе «военных действий», о жизни отряда.
В день праздника школьный радиоузел передает солдатские песни, марши, рассказы о героях войны.
Спецвыпуск школьной стенгазеты поздравляет выпускников школы, служащих в Советской Армии, помещает поздравления и пожелания будущим призывникам, рассказывает об учителях — бывших воинах, фронтовиках.
Очень важно, чтобы ни одно дело в честь праздника 23 февраля не проходило без тех, кому этот праздник посвящен,— без воинов. Присутствие, а главное, участие военнослужащих в коллективных творческих делах имеет огромное воспитательное значение.