КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Татьяны Лаптевой)
Работала я с ребятами 10–11 лет, народ в этом возрасте, как известно, очень беспокойный, поэтому и дел они требовали беспокойных. Если они остаются без занятия, то сразу же катастрофически увеличивается число синяков и битых окон. И поэтому мы старались всячески избегать подобного вакуума. Прежде всего, стремились поменьше держать ребят на территории лагеря. Нас окружал замечательный сосновый лес, который постоянно манил к себе: там было так таинственно, прохладно, вольно, можно было попугать девчонок, полазать по деревьям, нарвать цветов, поиграть в войну. Но просто так бегать с палками вместо ружья быстро надоело, и мы решили устроить настоящую военную игру. Это предложение было встречено восторженно.
Занялись подготовкой. И тут мне очень пригодилась памятка «Бой неуловимых», с которой я ознакомилась во время лагерного сбора-семинара для вожатых.
Пришлось только сократить размеры поля битвы — я побоялась, что мои ребята могут заблудиться. Остальное сделали точно по памятке. Приготовили трехзначные номера, отметили местонахождение каждого отряда. Все было хорошо, сложность возникла только в одном отношении: мальчишки быстренько сколотили свою команду и ни за что не хотели брать девчонок. Естественно, девочки не остались в долгу и тоже заявили, что они отлично справятся и без «воображал»: «И еще посмотрим, кто кого победит!» Одним словом, «противники» были настроены воинственно, поднимать боевой дух не было необходимости.
Вначале мы решили поделить отряд пополам, так, чтобы мальчиков и девочек было поровну в каждой команде. Однако это оказалось невозможным, так как самолюбие девочек было слишком уязвлено и никак не позволяло им забыть пренебрежение мальчишек к их достоинствам.
Ну что ж, пусть будут команды мальчиков и девочек! Пришли в лес, я объяснила правила игры. Они заключались в следующем: обе команды в определенное время начинают движение навстречу друг другу. Каждый боец старается пройти незамеченным, чтобы противник не увидел номеров на спине, но в то же время стремится разглядеть и запомнить как можно больше номеров на спинах бойцов неприятельской команды. Придя на место, где стоял неприятель в начале боевых действий, нужно сообщить представителю штаба (посреднику) те номера, которые увидели и запомнили. Чья команда сообщила больше номеров противника, та и выигрывает.
Я пошла с командой мальчиков, а воспитатель — с командой девочек. Ровно в назначенное время мы обе, каждая на своей границе, дали команду начинать встречное движение.
Ребята сначала побежали, потом упали и поползли, потом их не стало видно. Через некоторое время ко мне стали выходить бойцы противника — девочки — раскрасневшиеся, возбужденные... Лихорадочно шепчут, сообщая мне номера, которые увидели на спинах мальчишек. Когда прибежала последняя девочка, мы подсчитали номера и пошли на «мужскую» половину поля битвы. Там тоже шел подсчет. Первым делом мы сверили номера. Многие из них оказались названными неправильно, причем путали больше мальчики. После окончательного подведения итогов оказалось, что победили все же мальчишки, все-таки война — дело не женское...
Я выстроила обе команды и обратилась к ним с речью:
— Ребята, при подсчете номеров оказалось, что мальчики запомнили на два номера больше (неописуемое ликование «мужской» команды), но им было бы очень стыдно, если бы они запомнили столько же, сколько девочки, или меньше. Ведь вы же (обращаюсь к мальчикам) — народ более сильный и выносливый, имеете немалый опыт в военном деле, поэтому вам, по-моему, даже стыдно так радоваться. Ведь перед вами более слабый противник, а если принять во внимание, что у вас очень много перепутанных номеров, а у девочек только два, то надо даже отдать предпочтение девочкам. Учитывая все эти обстоятельства, я предлагаю считать, что игра окончилась вничью. Обе команды действовали энергично, стараясь победить, применяли смекалку, а в военном деле (да и в любом деле!) это главное!
Конечно, я привела только примерный пересказ моей «дипломатической» речи, которая произвела явно благоприятное влияние на мальчиков и заставила их пересмотреть свое отношение к «слабой» половине нашего отряда.
Итак, была объявлена ничья. Домой возвращались возбужденные, каждый старался рассказать друзьям о своем боевом подвиге и пережить его снова. А Таня Б. выглядела просто героиней: разорванное платье было неопровержимым доказательством ее воинской доблести, мальчишки, не говоря уже о девочках, и те смотрели на нее с уважением.
В отряде снова водворился мир...
ВЕСЕЛАЯ СПАРТАКИАДА
Несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры.
Веселая спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение соотносить свои действия с действиями других, ориентироваться в обстановке и быстро принимать нужные решения. Это КТД — хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, старших и младших, ребят и взрослых.
Основные типы состязаний.
1. Комбинированная эстафета (с участием команды, разделенной по отдельным этапам).
2. Общекомандные выступления:
выполнение одного или нескольких заданий последовательно каждым членом команды по очереди;
выполнение одного или нескольких заданий (последовательно) всей командой.
3. Состязания представителей команд: групповые и индивидуальные поединки (например, капитанов команд).
В спартакиаде могут участвовать две или более команд, причем в отдельных видах состязаний команды могут выступать или одновременно, или по очереди, или, если участвуют 4 и более команд, попарно, по олимпийской системе (проигравшие выбывают из соревнований, а победители участвуют в следующем туре).
Любая веселая спартакиада отличается игровым характером каждого вида состязаний, может включать элементы эксцентрики, буффонады, нужно также использовать возможности, которые представляют для таких соревнований условия данного времени года. Например, летняя спартакиада — летние условия (зеленый луг, вода, лес).
Примерный ход веселой спартакиады.
1. Распределение на команды.
2. Работа по командам: выбор капитана, придумывание названия команды, девиза, гимна, приветствия, изготовление формы (атрибутов) в соответствии с названием.
3. Открытие спартакиады: выход, рапорты, парад команд, представление судей, подъем флага, сообщение порядка состязаний.
4. Тренировка по командам.
5. Состязание команд.
6. Финал: награждение команд (в том числе шуточными призами), выступление команд и судей, спуск флага, общая песня, уход каждой команды с песней.
Тренировку к состязаниям можно проводить и до открытия спартакиады — после оформления команд. В этом случае судейская коллегия объявляет заранее виды соревнований, причем тренировка может продолжаться длительное время, достаточное для отработки каждого задания-упражнения.
Примерные виды состязаний (для всех времен года).
1. Комбинированная эстафета «Руки — ноги — голова» с такими примерно этапами: «тачка» (один ходит на руках, другой держит его за ноги); «страус» (бегут вдвоем в таком положении, что голова одного находится под мышкой у другого); «черепаха» (бег на четвереньках, спиной к земле); «трехножка» (бегут вдвоем так, что правая нога одного связана с левой ногой другого) и т. п.
2. «Слалом». Команды с равным количеством участников выстраиваются у подножия холма в колонну по одному. По сигналу судьи команды взбираются на гору, огибают каждая свой контрольный пост (флажок), сбегают с горы и выстраиваются перед стартовой чертой в колонну так, чтобы пришедший первым оказался сзади, а пришедший последним — впереди колонны с поднятой рукой.
3. «Змейка». Команды выстраиваются перед стартовой чертой в колонну по одному. По команде ведущего участники приседают, кладут руки на плечи друг другу и гусиным шагом проходят между поставленными поленьями (палками или камнями), огибая их, как при слаломе.
Дойдя до противоположной линии, «змейка» поворачивает и снова проходит дистанцию, огибая препятствия. Время прохождения командой всего маршрута определяется по последнему участнику, пересекшему линию старта — финиша.
4. Перетягивание каната. Соревнование команд по перетягиванию каната производится на площадке длиной 15–20 м, разделенной поперек на равные части нейтральной линией.
Команды «противников» выстраиваются в колонны друг против друга, причем участники, возглавляющие колонны, становятся, вплотную к нейтральной линии, не наступая на нее. Команды держат канат так, чтобы его середина, отмеченная красной тесьмой, находилась точно над этой линией, и по сигналу судьи начинают тянуть канат, стремясь к тому, чтобы ближайший к линии участник команды «противника» переступил через нее. Запрещается: подавать сигналы, координирующие действия участников своей команды; перехватывать канат руками за тесьму на стороне противника.
В перетягивании каната, как и во всяком командном соревновании, выигрывают согласованность, одновременность действий, физическое развитие и воля участников команды к победе.
5. Штурм и борьба за флаг. Флаг устанавливают на видном месте, лучше всего на холме. В зависимости от количества участников и пересеченности местности определяется зона защиты флага, обнесенная вокруг чертой. Здесь располагается команда, цель которой в том, чтобы не допустить выноса флага из своей зоны. Команда, расположенная вне черты (например, у подножия холма), по сигналу судьи стремится в наикратчайший отрезок времени вынести флаг за черту зоны защиты.
В этой игре надо суметь наметить наиболее подходящий план действий, организовать четкое и быстрое руководство своей командой, проявить гибкость и оперативность, стремясь предусмотреть и упредить действия «противника», внося изменения в намеченный ранее план действий.
Игра позволяет выявить наиболее инициативных, способных к руководству ребят, подчеркивает значение организованности и умения быстро ориентироваться по обстоятельствам.
6. Стрельба по мишеням. Проводится в любое время года, причем в качестве снарядов могут быть использованы мячи, шишки, снежки и т. п., а мишени лучше делать «злодейскими».
Порядок стрельбы также можно использовать разный: или каждый член команды стреляет по очереди, или команда стреляет залпом, или стреляют выделенные снайперы. Стрельба проводится из положения стоя, лежа, с колена и др.
Советы организаторам.
Взрослые могут быть членами команд (поровну), болельщиками, судьями (вместе с ребятами). Главным судьей лучше быть взрослому.
Смело придумывайте новые варианты и другие виды состязаний.
Члены совета дела (штаба спартакиады) могут быть не только судьями, но и тренерами команд во время подготовки к состязаниям.
На оформление команд и тренировку времени не жалейте!
Пусть награду, хотя бы и шуточную (но не обидную), получит каждая команда.
Командам до завершения финальной церемонии не выходить из принятых ролей, даже на поражения реагировать соответственно этим ролям.
Закон веселой спартакиады — задор, добрая шутка, взаимное подбадривание.